• Преподавателю
  • Математика
  • «Максимальное использование возможностей учебного плана МОУ для удовлетворения образовательных потребностей учащихся» (из опыта работы)

«Максимальное использование возможностей учебного плана МОУ для удовлетворения образовательных потребностей учащихся» (из опыта работы)

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20» г. ЭЛИСТЫ


Августовская конференция

педагогов города Элисты


«Задачи муниципальной системы образования

в связи с вступлением в силу

Федерального закона

«Об образовании в Российской Федерации»




ТВОРЧЕСКАЯ ПЛОЩАДКА №2.

База проведения: МБОУ «ЭМГ».

Участники: Заместители директоров МОУ по УВР, НМР.



«Максимальное использование возможностей учебного плана МОУ для удовлетворения образовательных потребностей учащихся»

(из опыта работы)

Бембеева Татьяна Алексеевна,

зам. дир. по УВР, учитель математики, ПР ОО РФ, МБОУ «СОШ№20" г. Элисты.


Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ является механизмом разграничения полномочий и ответственности образовательного учреждения, федеральных и региональных органов управления по формированию содержания образования за счет разделения содержания на федеральный, региональный (национально-региональный) и компонент образовательного учреждения.

Федеральный компонент (не менее 75% от общего нормативного времени) устанавливается РФ и обеспечивает единство образовательного пространства в стране и является инвариантной частью содержания общего среднего образования, учебные курсы общекультурного и общенационального значения.

Региональный (национально-региональный) компонент (не менее 10%) устанавливается субъектом РФ и отвечает потребностям и интересам в области образования народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение национального (родного) языка, а также природных, экономических и социокультурных особенностей региона.

Компонент образовательного учреждения (не менее 10%) самостоятельно устанавливается образовательным учреждением и позволяет более полно учесть местные условия, возможности конкретного образовательного учреждения, обеспечить вариативность и личностную ориентацию образования. Часы школьного компонента учебного плана используются на изучение предметов, обозначенных в образовательных областях (в том числе для профильных), на введение элективных предметов или модулей, факультативов, проведение индивидуальных и групповых занятий.

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН:

  1. Имеет две части: инвариантную и вариативную. Инвариантная часть представлена обязательными учебными предметами на базовом уровне /Федеральный компонент/. А вариативная часть включает в себя: учебные предметы по выбору на базовом или профильном уровнях /Федеральный компонент/; учебные предметы регионального компонента и элективные учебные предметы компонента общеобразовательного учреждения.

  2. Включает в себя предметы трех типов: базовые общеобразовательные предметы - профильные общеобразовательные предметы - элективные учебные предметы.

  3. Представлен новым форматом. Осуществлен переход «от недели - к году», что позволяет ОУ осуществлять гибкое расписание, модульное преподавание учебных предметов и др.

  4. Имеет качественно новую степень вариативности. Пожалуй, впервые ОУ и обучающиеся имеют реальный выбор, что позволяет им реализовать образовательные запросы.

  5. Способствует расширению примерных профилей.

  6. Создает организационные предпосылки для работы по индивидуальным учебным планам.

Принципы построения федерального базисного учебного плана для 10-11 классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта.

Соответственно базисный учебный план старшей ступени школы, предусматривает возможность разнообразных вариантов комбинаций учебных предметов, которые обеспечивают гибкую систему профильного обучения. Эта система включает в себя: базовые общеобразовательные, профильные общеобразовательные и элективные учебные предметы. Исходя из этого, учебные предметы могут быть представлены в учебном плане образовательного учреждения и/или выбраны для изучения обучающимся либо на базовом, либо на профильном уровне.

Выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов, и учитывая нормативы учебного времени, установленные СанПиНами, каждое образовательное учреждение, а в принципе и каждый обучающийся вправе формировать собственный учебный план. Такой подход оставляет образовательному учреждению широкие возможности организации одного или нескольких профилей, а обучающимся - выбор профильных и элективных учебных предметов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию.

Базовые общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы федерального компонента, направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Базисный учебный план предполагает функционально полный, но минимальный их набор. Обязательными базовыми учебными предметами являются: «русский язы», «литература», «иностранный язык», «математика», «история», «физическая культура», а также интегрированный учебный предмет «обществознание (включая экономику и право)» и интегрированный учебный предмет «естествознание». Остальные базовые учебные предметы изучаются по выбору.

Профильные общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы федерального компонента, повышенного уровня, определяют специализацию каждого конкретного профиля обучения. Так, «Физика», «Химия», «Биология» являются профильными учебными предметами в естественнонаучном профиле; «Литература», «Русский язык» и «Иностранный язык» - в филологическом профиле; «Обществоведение», «Право», «Экономика» и др. - в социально-экономическом профиле и т.д.

Совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов определяет состав федерального компонента базисного учебного плана.

Хотелось бы остановиться на двух моментах, во-первых, в документе рекомендуется создавать профили обучения, готовящие не только к продолжению образования в вузах, но и для обучения в системе начального и среднего профессионального образования; во-вторых, при проведении занятий не только по «иностранному языку», «физкультуре», «технологии», но и занятий по «информатике и ИКТ», а также практических занятий по «физике» и «химии» и при проведении элективных курсов в 10-11 классах осуществляется деление классов на две подгруппы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских - 20 и более человек.

При наличии необходимых условий и средств для организации профильного обучения, в том числе, изучения элективных учебных предметов, возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью.

Перед каждым образовательным учреждением встают очень важные практические вопросы «Как правильно сформировать профиль? Есть ли в профиле обязательные и смежные - вспомогательные предметы? Как обеспечить вариативность профилей?» Для того, чтобы ответить на эти вопросы необходимо обратится к понятиям «дробная профилизация» и «укрупненная профилизация».

В случае «дробной профилизации», для каждого профиля выделяются профильные предметы, изучаемые на повышенном или углубленном уровне, и «смежные», обеспечивающие направление профиля.

Например, для физико-математического профиля профильными предметами являются физика и математика, а информатика выступает «смежным» предметом, обеспечивающим или поддерживающим профиль. Аналогично для других профилей:

Название профиля

Профильные предметы

Смежные предметы

Физико-математический

Физика, математика

Информатика и ИКТ

Химико-биологический

Химия, биология

Физика, математика, информатика и ИКТ

Биолого-географический

Биология, география

Физика, математика, информатика и ИКТ

Филологический (с иностранными языками)

Русский язык, иностранный язык

История, литература

Филологический (без иностранных языков)

Русский язык

История, литература

Социально-экономический

Экономика, право

История, информатика и ИКТ, математика

Социально-гуманитарный

История, литература

Русский язык, обществоведение, иностранный язык, МХК, право.

Информационно-технологический

Математика, информатика и ИКТ.

Физика

Агро-технологический

Биология

Химия

Агротехнологии

Физика, география, экономика.

Индустриально-технологический

Индустриальные технологии

Физика, информатика, черчение

Художественно-эстетический

ИЗО, или музыка

История, МХК

Оборонно-спортивный

Физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности.

Обществоведение, история


В случае «укрупненной профилизации», предполагается выделение группы профильных предметов в рамках одной предметной области. Обратим внимание, что предметное наполнение профильных предметов в гуманитарном профиле шире, чем, например, в филологическом. Отсюда реализация профиля осуществляется не только за счет федерального компонента, но и за счет регионального и компонента образовательного учреждения.

Профили

Профильные предметы

«Смежные», обеспечивающие профиль, предметы

Гуманитарный

История, русский язык, литература, обществознание.

Искусство, МХК, социология, культурология, география.

Естественно-научный

Физика, химия, биология, физическая география.

Математика, информатика, астрономия.

Социально-экономический

Экономика, право, обществоведение.

Математика, информатика, история, география.

Представляется, что идею профилизации очень четко выразил А.А. Кузнецов: «Подход к формированию содержания образования по каждому профилю исходит из идеи построения более широкого профиля, чем это принято в школах с углубленным изучением отдельных предметов, где реализуется большая специализация образования. При этом в рамках каждого отдельного профиля возможна (прежде всего, за счет элективных курсов) дополнительная внутрипрофильная специализация (например, филологическая в рамках гуманитарного профиля).




КАК СОСТАВИТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН?

Под индивидуальным учебным планом (ИУП) понимается совокупность учебных предметов, выбранных для освоения обучающимся из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на основе Базисного учебного плана (БУП). Индивидуальный учебный план является вариантом субъектно-уровневого учебного плана. В отличие от традиционного учебного плана он имеет большие педагогические возможности, так как позволяет учитывать сформированность познавательной базы, образовательные потребности и склонности обучающегося.

Новая структура БУП позволяет вводить ИУП по всем базовым, профильным предметам и элективным курсам.

Нормативно-правовой основой обучения по ИУП помимо Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования и БУП является Федеральный закон РФ «Об образовании», который указывает, что «Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения ... Обучение граждан по индивидуальным учебным планам в пределах государственного образовательного стандарта ... регламентируется уставом данного образовательного учреждения» (ст. 50, п. 1). В уставе общеобразовательных учреждений, реализующих ИУП, в разделах «Организация образовательного процесса», «Участники образовательного процесса», «Локальные нормативные акты», «Управление образовательным учреждением» целесообразно прописать:

  • права обучающихся на ИУП;

  • порядок организации образовательного процесса по ИУП;

  • порядок промежуточной и итоговой аттестации при обучении по ИУП;

  • порядок разработки, утверждения и корректировки ИУП учащихся.

Построение обучения на основе ИУП меняет порядок формирования учебного плана общеобразовательного учреждения, а также порядок составления и форму расписания занятий. Сначала общеобразовательное учреждение определяет общий набор учебных предметов и курсов, предлагаемых для изучения, затем формируются ИУП каждого ученика, и лишь потом их совокупность определяет учебный план и расписание занятий для данного учреждения в целом. На первом этапе происходит формирование списка учебных предметов и курсов, предлагаемых обучающимся. Данный этап начинается с составления предварительного варианта учебного плана общеобразовательного учреждения, включающего в себя набор учебных предметов, которые данное учреждение может предложить на выбор учащимся. В соответствии с БУП определяется перечень обязательных предметов базового уровня (федеральный компонент). Далее перечень дополняется профильными предметами, которые предлагает школа. Затем учебный план дополняется предметами регионального компонента и элективными курсами (перечень и содержание элективных курсов определяется школой в рамках компонента образовательного учреждения). На втором этапе учащиеся выбирают предметы, которые желают изучать на профильном уровне (их должно быть не менее двух). После выбора обучающимися предметов и курсов производится подсчет суммарного количества их часов и установление соответствия с объемом учебной нагрузки, предусмотренной БУП и СанПиНами.

Необходимо разъяснить учащимся порядок составления ИУП, возможности и правила его изменения в период обучения, формы и порядок отчетности по выбранным курсам. Далее ведется работа по составлению расписания общеобразовательного учреждения с учетом нормативов БУП, объемов допустимой учебной нагрузки, возможностей и интересов школы и т.д. Администрация общеобразовательного учреждения создает сводную таблицу, в которой суммируются ИУП учащихся. На занятиях по информатике класс делится на подгруппы. Здесь может быть выбран, например, такой вариант: одна подгруппа базового уровня, несколько - профильные, или наоборот. При изучении иностранного языка класс также делится на подгруппы. Если численность группы ниже норматива для класс-комплекта, обучение можно организовать только в том случае, если будут изысканы дополнительные средства: увеличение бюджетного финансирования, часы факультативов, кружков, родительские средства и т.д.). Решение этого вопроса возможно в ходе переговоров с учредителем, с родителями учащихся.

Аналогичным образом обобщается информация по предметам регионального и школьного компонентов. После сопоставления сведенной информации о пожеланиях учащихся с возможностями общеобразовательного учреждения (включающими кадры, учебные помещения, оборудование, средства и т.п.) возможна коррекция ИУП в режиме переговоров с учащимися и их родителями.

Подготовка школьного расписания фактически предполагает составление индивидуальных расписаний учителей и каждого учащегося. Предполагается также изменение порядка ведения классного журнала. Примеры создания ИУП и разработки расписания общеобразовательного учреждения, опытный образец компьютерной программы и перечень проблемных вопросов относительно организации практики ИУП и сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций представлены в Интернете на сайте «Профильное обучение в старшей школе» (profile-edu.ru).

РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕИ ПРОФИЛЬНОСТИ (в СОШ20) старшей ступени ставит выпускника основной школы перед необходимостью сделать ответственный выбор - выбрать направление собственной деятельности, оптимально соответствующей склонностям, способностям, интересам личности, а также учитывающей потребности рынка труда.

В связи с этим необходимо создать образовательное пространство, способствующее самоопределению ученика основной ступени. Эту задачу решает предпрофильная подготовка, представляющая собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки обучающихся основной школы. Осуществляется целенаправленная, опережающая работа по освоению учеником самого механизма принятия решения, освоение «поля возможностей и ответственности».


Ранняя профилизация (предпрофиль, 8-9 классы)


Профиль

Количество классов

Количество учащихся

8 классы

Социально-гуманитарный

21

Социально-экономический

27

Итого:

2 класса

48

% охвата

100

100

9 классы


Предпрофильная подготовка





9а -23

9б - 27

9в - 27

гуманит

Ест-мат

17

6

15

12

13

14

Всего:

45

32

Итого:

3кл

77

% охвата

100

100

Общее количество учащихся 8-9 классов

5 классов

125


Предпрофильная подготовка в 8-9 классах направлена на индивидуализацию образовательного процесса, развитие интересов учащихся, поддержание и развитие их склонностей и способностей в выбранных предметных областях

Предпрофильную подготов­ку в 9-х классах и работу по ИУП в 10-11 классах наша школа ввела в учебный процесс с 2004-2005 учебного года. В каждом учебном году школа предпрофильную подготов­ку проводила на основе ФБУПа -1998г., ФБУП - 2004 и изменения в ФБУП 20.08.2008г и от 30.08.2010г.

Ежегодно проводится анкетирова­ние: учащимся предложили 15-16 элективных курсов. Каждый ученик мог выбрать курсы до 70 часов в год (4-5 курсов год). Затем со­ставлялись общие списки по параллели, формировались группы, составлялось расписание. В расписании курсы ставились поточно, т.е. параллельно учащиеся из всех параллельных классов записавшиеся на тот или иной курс, объединялись и вместе посещали этот курс. Во II полугодии для обучающихся ставились ориентационные курсы «Цен­ности и смыслы профессиональной карьеры», которые были ориентированы для выбора про­филя обучения и направления дальнейшего образования.

С 2005-2006 учебного года в 9-11-х классах предпрофильная и по ИУП (мультипрофиль) подго­товка проводится на основе БУПа - 2004 г

Анализ востребованности профилей на начало 2013-2014 учебного года

Ранняя профилизация (предпрофиль, 9классы)

Профиль

Количество классов

Количество учащихся

1

Общеобразовательный предпрофильный по индивидуальному учебному плану

3

9а - 23

17

6

9б -27

15

12

9в - 27

13

14

Всего: 77 учащихся


45


32


Гуманитарный -

45

Естеств - математич

32


Итого

3

77

45/32


В учебный план нашей школы введены предпрофильные элективные курсы, способствующие самоопределению учащихся, выбору профиля обучения и индивидуального маршрута в образовательном пространстве старшей ступени или учебного заведения начального и среднего профессионального образования.

По данному плану в 9-х клас­сах на предпрофильную подготовку отводится 3 часа для деле­ния на подгруппы на каждый класс (в год 100 часов). На 3 девятых класса - 300 часов.

Учебный план предпрофильной подготовки включает 3 компонен­та. Из имеющихся 100 часов рекомендуется большую часть времени -ориентировочно, 2/3, т.е. 2 часа в неделю отводить на специально ор­ганизованные краткосрочные курсы по выбору. Предполагается, что содержание этих курсов будет прежде всего способствовать самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе. 1/3 объема предпрофильной подготовки, что примерно составляет 30-35 часов в год, предполагается отводить на информационную работу (знакомство с учреждениями возможного продолжения образования после 9 класса, изучение особенностей их образовательных программ, условий приема и т.д.), а также на мероприятия профориентационного характера: пробы, психолого-педагогическую диагностику, консуль­тирование. Таким образом, распределение времени учебного плана предпрофильной подготовки выглядит следующим образом. Структура учебного плана предпрофильной подготовки

Курсы по выбору

70 часов

Информационная работа

15 часов

Профконсультирование, профориентация

15 часов

Рекомендуется ограничить краткосрочные курсы 36 часами. Наи­меньшая продолжительность курсов должна равняться 6 часам. Таким образом учащиеся в течение года могут пройти несколько учебных курсов.

Элективные курсы предпрофильной подготовки организуются и проводятся педагогами школы на основе собственных и авторских программ обучения, включают расширение отдельных тем базовых общеобразовательных программ и знаний по предмету. В 9х классах школы введены элективные курсы, носящие "внепредметный" или "надпредметный" характер, которые могут распространяться на области деятельности человека вне круга выбранного ими будущего профиля обучения: «Разгаданные тайны истории», «Учимся писать по-английски», «Права человека», «Хальмг авъясмуд».

Востребованы учащимися курсы по профессиональной ориентации и психологии: «Ценности и смыслы профессиональной ориентации», «Психология делового общения».

В 9-11-х классах реализуются содержательные линии предпрофильного и базового ориентационного курса, т.е устранение пробелов в знаниях, главное - отработка умений и навыков решения задач (математика, физика, химия), грамотного письма (русский язык, английский язык, калмыцкий язык), ориентироваться в выборе предметов.

На 2013-2014 учебный год определены э/курсы по следующим предметам:

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ в 9-х классах на 2013 - 2014 учебный год


Класс

Название курса

Кол.час.

Русский язык

9абв

Учись писать грамотно.

Учителя: Манджиева Н.С. (ВКК), Шаркаева В.Г. (ВКК), Бурвинова Л.Б. (ВКК)

34 час

Математика

9абв


Решение нестандартных задач по математике. Функции и их графики.

Учителя: Муджикова Н.О. (ВКК), Бембеева Т.А. (ВКК)

34 час

Физика

9абв

Практикум по решению олимпиадных задач по физике.

Учитель: Сарваева Н.М. (1КК)

18ч.

Химия

9абв

Решение расчетных задач как метод обучения химии.

Учитель: Базырева О.М. (ВКК)

18ч.

Биология

9абв

Генетика человека Учитель: Боваева Л.Б. (ВКК)

18ч.

География

9абв

Факторы окружающей человека среды и его здоровье.

Учителя: Муева Н.В. (1КК)

18ч.

Английский язык

9абв

Учимся писать по-английски

Учителя: Бадалаева М.А. (1КК), Нохашкиева Р.В. (ВКК), Шалбурова Б.К. (1КК)

18ч.

История

9абв

Разгаданные тайны истории

Учителя: Саткуева Р.М. (ВКК), Тугусова С.А. (ВКК)

24ч

Права человека

Учителя: Саткуева Р.М. (ВКК), Тугусова С.А. (ВКК)

18ч

9абв

Хальмг авъясмуд

Учителя: Боктаева Л.В., Шороваева В.С., Горяева С.А. (все ВКК)

24ч

9абв

Психология делового общения. Психолог Лиджиева Т.Н.

24ч

9абв

Ценности и смыслы профессиональной ориентации.

Учитель Балдаев Б.С. (ВКК)

24ч

  • Кадровый состав учителей, работающих в 9-х классах:

Кол-во учителей, работающих в мультипрофильных классах

Всего

Имеют высшую к/к

Имеют первую к/к

Имеют вторую к/к

Не имеют к/к

14

8 (57%)

4 (29%)

1

1

16

11 (69%)

3 (19%)

1

1

15

10 (67%)

3 (20%)

1

1

Таким образом, учителя, имеющие высшую квалификационную категорию составляют в среднем 64%, I КК - 23% - от количества учителей, работающих в соответствующих 9-х классах.

  • График проведения элективных курсов и тематические планирования составлены и утверждены в сентябре 2010г.

  • На элективные курсы с 1 сентября заводятся отдельные журналы по параллелям.

Важно отметить, что обязательным условием обучения в профильном классе является научно-исследовательская работа. Тематика исследований должна быть связана с профессиональным самоопределением учащегося, с содержанием изучаемого профильного предмета и элективного курса.

Ежегодно в феврале в рамках «Недели науки Калмыкии» проходит школьная научно-практическая конференция «Юный исследователь» в 3-4 классах, «Первые шаги в науку» в 5-11 классах.

Ежегодно согласно Уставу школы СОШ№20 в 9-11-х классах проходит зимняя сессия - 1 декада (конец декабря). За 1-2 недели до сессии проводится работа с учащимися, родителями, учителями-предметниками, классными руководителями:

  • Проведение родительских собраний в 9-11 классах по параллелям.

  • Проведение классных ученических собраний

  • Проверка журналов по э/курсам

  • Прохождение программного материала по предметам

  • Выборность предметов для сдачи экзаменов в зимнюю сессию

  • Согласовывается расписание с учителями-предметниками (несовпадение предметов у учащихся)

По завершении зимней сессии, учителя-предметники выполняют анализ проведенных экзаменов, сдают отчет, работы учащихся и протокол проведения экзамена. Затем по результатам зимней сессии готовится справка, издается приказ.


Важным компонентом организации предпрофильной подготовки в 9-ых классах является новая форма проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы по русскому языку и математике (ЕМЭ).

Введение накопительной оценки образовательных достижений учащихся (портфолио) также является одним из компонентов введения предпрофильной подготовки учащихся. Ведение «портфолио» помогает девятиклассникам определить сферу своих интересов, оценить собственные способности и достижения. Данная форма работы помогает также педагогу, классному руководителю определить интересы, склонности ученика в соответствии с его профессиональными намерениями.

УЧЕБНЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН 11 «а» КЛАССА 2013/2014УЧЕБНЫЙ ГОД

ФИО учащегося _____________________________________


Наименование предметов

инвариант

вариативн

Класс

11 А

Выбор

Русский язык

1

-

1


1

1

Литература

3

-

3

3

3

3

Калмыцкая литература

-

-

2


2

2

Английский язык

3

-

3

3

3

3

Алгебра и начала анализа


4

-

2


2

2

Геометрия

-

2

2

2

2

Информатика

-

1

1

1

1

1

История

2

-

2

2

2

2

Обществознание


2

1

1 2


2

1

Право

0,5

0 1


1

0

Экономика

0,5

1

1

1

1

Биология


3

1

1 2


2

1

Физика

2

2

2

2

2

Химия

1

1 2


2

1

Астрономия

-

0 1


1

0

Искусство (МХК)

-

1

0 1


1

0

Технология

-

1

0 1


1

0

Физкультура

3

-

2

2

2

2

ОБЖ

1

-

1

1

1

1

Всего

22

9

Всего 25- 32


32

25

Национально-региональный компонент

2




Компонент образовательного учреждения

Ученический комп, реализ во внеур время

4 (2+2)




Элективные курсы

1. Нормы русского языка.


1

1

2. Обучение письменной речи. Английский язык.



1

3. Решение систем уравнений.


1

1

4. Решение задач по химии повышенной сложности.



1

5. Решение задач повышенного и высокого уровня по физике.


1

1

6. Закономерности, наследственности, изменчивости. Биология.



1

7. Решение трудных и проблемных вопросов. Изучение истории

России ч/з работу с историческими источниками.



1

8. Познавательные и логические задания-задачи по обществознанию.



1

9. Хальмг авъясмуд.



1

10. Психология делового общения.


1

1


11. Выбор профессии.



1

Всего максим кол-во часов

36

Итоговое кол-во час к финансиров

40

40




Подпись ученика _________________________/_______________/_

Подпись родителей _______________________/________________/__

Зам. дир. по УВР _________________________/_______________/__

Директор школы_________________________/______________/__

Дата заполнения ____________________


Для успешного вхождения человека в новый и неизвестный для не­го мир профессий и продвижения в нем к желаемой цели школа пре­доставляет ему ориентиры, отражающие потребность общества в кад­рах, конкретные виды труда, профессии и возможности подготовки к ним. Профориентационная работа выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса.

У школьников 8-9 классов необходимо формировать представление о про­фессиях, перспективах профессионального роста и мастерства, прави­лах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои воз­можности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Для этого в 2004/2005 уч.году в параллелях 8 классов учащимся был пред­ложен ориентационный курс предпрофильного обучения «Ценности и смыслы профессиональной карьеры» в объеме 12 часов, 9х классах учащиеся изучали курс «Слагаемые выбора профи­ля обучения и направления дальнейшего образования» (24 часа). Эти курсы преподавали учителя технологии.


В качестве одного из методических средств, способствующих це­ленаправленной передаче учащимся «знания о себе в школе прово­дится психологическая диагностика», с помощью которого каждый учащийся получает информацию о своих индивидуальных психологи­ческих качествах и степени их соответствия той или иной профессии. Психологом школы проводятся анкетирования по темам:

  1. Методика «Мотивы учения школьника». Цель: определение до­минирующих познавательных мотивов;

  2. Методика изучения мнения учащихся о нововведениях в школе. Выбор профиля, изучение читательских интересов школьников;

  3. Анкета «Профессиональное самоопределение». Цель: определе­ние уровня готовности к выбору профессии;

  4. Изучение психологического климата в классе, уровень тревож­ности.

В 9 классах обязательно проводится информационная работа на классных часах. Классные руководители знакомят уч-ся с учрежде­ниями, в которых можно продолжить образование после 9 класса, изучение особенностей их образовательных программ, условий прие­ма. В нашей школе частыми гостями бывают представители всех средних учебных заведений города: КГУ, КТИ, КТЭСИ, КГФЭК, КГТЭК, ЭАДТ, ПЛ-6, ПЛ-7. Вы­пускаются информационные бюллетени, организуются экскурсии в пожарную, воинскую части, учебные заведения.


рекомендуемая литература, Источники

1. Броневщук С.Г. Профильная дифференциация обучения в сельской школе. - М., 2000.

2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. //Вестник Образования, декабрь 2002 года.

3. Модернизация общего образования: Вариативный личностно направленный учебный план школы: Книга для администратора школы / Под общ. ред. В.В. Лаптева, А.П. Тряпицыной. СПб., 2002.

4. МО РФ ПРИКАЗ от 9 марта 2004 года N 1312 «Пояснительная записка к федеральному базисному учебному плану и примерным учебным планам для образовательных учреждений Российской Федерации Среднее (полное) общее образование».

5. Профильное обучение: Типовые профили / Под ред. А.А.Кузнецова. - М., 2005.

6. Профильное обучение в старшей школе:Учебное пособие для повышения квалификации работников образования/Е.Л.Болотова, И.М.Бродская, И.В.Головина, О.Б.Даутова и др.. Под ред. Г.А.Бордовского, И.Б.Готской, А.А.Журина.- М.:УРАО, 2006.- 250 с.

6. Теория и практика организации профильного обучения: Учебно-методическое пособие. Ч 2. Под ред. С.В.Кривых, Н.Н.Суртаевой. - СПб, 2006.

7. Хлебунова С.Ф., Тараненко Н.Д. Управление современной школой. Выпуск VI. Профильное обучение: новые подходы. - Ростов -н/Д, 2004.

8. Элективные курсы в профильном обучении. НФПК., Общ. ред. А.Г. Каспаржак - М., 2004.

9. http//college.ru

10. http// eidos.ru

11. http// mifi.ru

12. http// internet -school.ru

13. ippk.archangelsk.ru/depart/kaf_tmp/history/4.shtml

14. ipkps.bsu.edu.ru/source/predprof/elektiv1.asp«Максимальное использование возможностей учебного плана МОУ для удовлетворения образовательных потребностей учащихся» (из опыта работы)

© 2010-2022