- Преподавателю
- Математика
- Дополнительная общеобразовательная программа Задачи с параметром и модулем
Дополнительная общеобразовательная программа Задачи с параметром и модулем
Раздел | Математика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Белова А.В. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Панковская СОШ»
Новгородского района Новгородской области
«УТВЕРЖДЕНО»
на педагогическом совете
протокол № 6
от «31» августа 2015 года
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ
«Задачи с параметром и модулем »
(естественнонаучная направленность)
Автор:
Белова А.В.учитель математики
высшей категории
Возраст обучающихся: 16-17лет
Срок реализации: 1 год
Великий Новгород
2015 год.
Пояснительная записка
Программа «Задачи с параметром и модулем» составлена в соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 года № 729-р и реализуется в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Панковская СОШ».
"Задачи с параметром и модулем» трудны как в логическом, так и в техническом плане. Решение уравнений и неравенств с параметрами и модулем можно считать деятельностью, близкой по своему характеру, исследовательской.
Выбор метода решения, запись ответа соответствуют умению наблюдать, сравнивать, анализировать, строить схемы и графики, выдвигать гипотезу и обосновывать полученные результаты. Задачи с параметром и модулем проверяют не только умение работать по алгоритму, но и способность к поиску нестандартных решений, формируя при этом творческий подход к выполнению заданий.
С помощью таких задач проверяется техника владения формулами элементарной математики, методами решения уравнений и неравенств, умение выстраивать логическую цепочку рассуждений, уровень логического мышления учащегося и их математической культуры.
В связи с этим возникла необходимость в разработке программы для старшеклассников по теме: «Задачи с параметром и модулем».
Задачи с параметрами и модулем погружают обучающихся в мир учебно- исследовательской работы.
Необходимость такой программы вызвана несколькими причинами:
-
создание базы математических знаний, умений и навыков, способствующих рациональному решению задач с параметром и модулем
-
необходимостью формирования логического мышления и математической культуры у школьников
-
приобщение учащихся к творческой и исследовательской деятельности, обеспечивающей в будущем интеллектуальную и социальную самореализацию
-
формирование представлений о значимости математики как инструмента познания окружающего мира и двигателя научно-технического процесса
-
тесной взаимосвязью таких задач с физическими процессами и геометрическими закономерностями
Цель данной программы:
формирование исследовательских умений и навыков решения задач с параметрами и модулем, создание условий для самостоятельной, творческой и познавательной деятельности обучающихся.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач
обучающие:
-
изучение методов решение задач избранного класса и формированию умений, направленных на реализацию этих методов.
-
сформировать у учащихся представление о задачах с параметром и модулем, как задачах исследовательского характера, показать их многообразие;
-
научить применять аналитический метод при решении задач с параметром и модулем;
-
научить приёмам выполнения изображения на плоскости и их использованию при решении задач с параметром и модулем;
-
научить осуществлять выбор рационального метода решения задач и обосновать этот выбор;
-
развивающие:
-
развивать математические способности;
-
способствовать развитию логического мышления,
-
повышать концентрацию внимания и математическую культуры учащихся,
-
побуждать к исследовательской деятельности
воспитательные:
-
воспитывать сознательное творческое отношение к образованию;
-
способствовать пониманию значимости математики для общественного прогресса;
-
воспитывать трудолюбие, целеустремленность, аккуратность;
. Возраст обучающихся: 16-17 лет.
Срок реализации: 1 год.
Формы и режим занятий.
Наполняемость учебных групп выдержана в соответствии с Положением об оказании платных образовательных услуг МАОУ «Панковская СОШ».
Ведущей формой организации обучения является групповая.
Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к обучающимся, так как в связи с их индивидуальными способностями, результативность в усвоении учебного материала может быть различной.
Творческому росту обучающихся будет способствовать их учебно-исследовательская деятельность, организованная в рамках реализации данной программы.
Программа рассчитана на 34 учебных часа.
Блок «Введение» - 4 часа.
Блок «Аналитические методы решения задач с параметром и модулем» - 13 часов.
Блок «Функции и графики»-5 часов.
Блок « Использование графической интерпретации в решении задач с параметром и модулем».-8 часов.
Продолжительность занятий.
Занятия должны проводиться 1 раз в неделю по 40 минут.
Программа обеспечивает достижение следующих результатов
- свободное владение новыми нестандартными подходами к решению различных задач
- использовать поиск необходимой информации для выполнения заданий, проводить анализ решения задачи
- повышение уровня знаний и эрудиции в области математики
- приобретение опыта исследовательской деятельности, отработка навыков самостоятельной работы со справочной литературой, в конструировании задач, их решении и презентации на занятиях
- уметь работать в группах, вести диалоги, защищать свой взгляд и точку зрения на проблему, приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе и в ситуации столкновения интересов.
В результате освоения программы обучающиеся узнают
- основные приемы и методы решения различных уравнений, неравенств, систем уравнений с параметром при всех значениях параметра и модулем
- алгоритм решения различных уравнений, неравенств, содержащих параметр
- алгоритм решения разного рода уравнений, неравенств, содержащих модуль
- алгоритм решения смешанных уравнений, неравенств, содержащих параметр и модуль
- чёткое представление о возможностях функционально-графического подхода к решению различных задач.
-при решении задач с параметром и модулем свойства соответствующих функций
Обучающиеся научатся
- решать различные уравнения и неравенства с параметром и модулем нестандартными методами
- применять алгоритм решения уравнений, неравенств, содержащих параметр и модуль,
- применять алгоритм решения различных уравнений, неравенств, содержащих параметр
- строить графики элементарных функций, и их комбинации, усложненные модулями и параметрами.
- применять аппарат алгебры и математического анализа для решения прикладных задач
- применять функционально-графический подход к решению различных задач.
-решать задачи с параметром и модулем с использованием графической интерпретации
- осуществлять выбор метода решения задач и обосновать его
- владеть техникой использования каждого метода
В данной программе особое внимание уделяется самостоятельной проектно - исследовательской деятельности обучающихся.
Способы определения результативности:
-
создание проектов исследовательских работ;
-
рефераты
-
участие в научно-практических конференциях (школьный, районный уровень)
Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей
По разделам программы предусмотрены различные формы проведения занятий:
-
лекции,
-
работа по группам,
-
выполнение творческих заданий,
-
защита проектов обучающихся,
-
практические занятия,
-
консультации
-
семинары,
-
собеседования,
-
практикумы.
Условия реализации программы:
-
учтены возрастные и личностные особенности обучающихся;
-
учтены их интересы и профессиональные наклонности;
-
учтена мотивация и уровень притязаний обучающихся;
-
созданы условия для учебно - исследовательской деятельности обучающихся;
-
теоретический материал закреплен практическими занятиями;
-
программа обеспечена дидактическим материалом.
Материально - техническое оснащение занятий
Кабинет для обучения:
- доска - 2 штуки;
- столы - 15 штук;
- стулья -30штук;
- компьютер, сканер, принтер, ксерокс, проектор.
Учебно - тематическое планирование
Содержание материала
Кол-во часов
Теория
практика
I
Введение.
4
2
2
Понятие о параметрах. Контрольные значения параметра. Постановка задач с параметрами.
2
1
1
Понятие об основных методах решения задач с параметрами.
2
1
1
II
Аналитические методы решения задач с параметрами и модулем.
13
6
7
Рациональные и иррациональные уравнения с параметром.
2
1
1
Неравенства с параметром.
2
1
1
Квадратные уравнения и неравенства с параметром и модулем.
2
1
1
Иррациональные уравнения с параметром и модулем.
2
1
1
Показательные уравнения с параметром и модулем.
2
1
1
Логарифмические уравнения с параметром и модулем.
2
1
1
Тригонометрические уравнения с параметром и модулем.
1
1
III
Функции и графики.
5
2
3
Построение графиков функций и уравнений, выражения которых содержат знак модуля.
2
1
1
Построение множеств точек плоскости, заданных неравенствами, системами неравенств.
2
1
1
Реферат по теме «Аналитические методы решения задач с параметрами».
1
0
1
IV
Использование графических интерпретаций в решении задач с параметрами.
8
3
5
Решение задач с параметром с использованием изображения на плоскости (х; а), где а - параметр.
2
1
1
Решение задач с параметром с использованием изображения на плоскости (х; y).
1
0
1
Решение задач с параметром и модулем разными методами.
2
1
1
Решение задач с параметром и модулем, сводящихся к исследованию корней квадратного трёхчлена относительно заданной точки или заданного промежутка (отрезка, интервала, луча)
2
1
1
Реферат по теме «Использование графических интерпретаций в решении задач с параметрами».
1
0
1
V
Защита исследовательских работ.
4
0
4
Литература (для учителя ):
-
А.Л. Семёнова, И.В. Ященко «Математика» ЕГЭ-2014 (ФИПИ)
-
За страницами учебника математики 8-11 кл.
Издательство: «Панорама» ООО «Глобус» 2008г.-2штуки
-
Математика. Решение сложных задач ЕГЭ.С.И.Колесникова.-1 штука.
-
Тематические тренировочные заданияЕГЭ-2007-1штука.
-
ЕГЭ. Контрольные и измерительные материалы 2010 г.
Издательство: Москва - Просвещение-1штука.
7.Ф.Ф.Лысенко, С.Ю. Кулабухова «Математика» (Экспресс-подготовка ЕГЭ-2015)
8. Крамор В.С. Математика. Типовые примеры на вступительных экзаменах. - М.: Аркти,2000.
9.Мочалов В.В., Сильвестров В.В. Уравнения и неравенства с параметрами. Чебоксары. Издательство ЧГУ,1997
10. Козко А.И.,Чирскин В.Г. «Задачи с параметром и другие сложные задачи» Москва Издательство МЦНМО 2007год
Для учеников
1. Математика (ЕГЭ универсальные материалы для подготовки учащихся)-15 штук
2. В.В.Кочагин, М.Н.Кочагина «Тематические тренировочные задания» ЕГЭ-2015год
3. Ф.Ф.Лысенко, С.Ю. Кулабухова «Математика»(Экспресс-подготовка ЕГЭ-2015)
Интернет ресурсы:
fipi.ru/view/sections/211/docs/471.html
alexlarin.net - различные материалы для подготовки
egetrener.ru - видеоуроки
mathege.ru - открытый банк заданий
live.mephist.ru/?mid=1255348015#comments - Открытый банк
reshuege.ru/
matematika.egepedia.ru
mathedu.ru
ege-trener.ru
egeent.narod.ru/matematika/online/