- Преподавателю
- Математика
- Методическая разработка по алгебре на тему Решение уравнений высших степеней (8 класс)
Методическая разработка по алгебре на тему Решение уравнений высших степеней (8 класс)
Раздел | Математика |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Авдеева Г.Н. |
Дата | 26.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Министерство образования Республики Марий Эл
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Козьмодемьянска»
Методическая разработка
элективного курса по математике
для 9-го класса
«Решение алгебраических уравнений
высших степеней»
Разработала: учитель математики
высшей квалификационной категории
МОУ «СОШ № 3 г Козьмодемьянска»
Республики Марий Эл
Авдеева Галина Николаевна
г. Козьмодемьянск
Пояснительная записка.
Элективный курс «Решение уравнений высших степеней» предназначен для предпрофильной подготовки в 9 классе, а так же может быть использован для изучения в профильных 10 - 11 классах. Актуальность этого курса состоит в том, что в последние годы в материалах выпускных экзаменов в форме ОГЭ и ЕГЭ предлагаются задания по этой теме. Курс предназначен для углубления знаний учащихся по теме «Уравнения» и рассчитан на 10 часов. Содержание курса согласовано с государственными стандартами общего среднего образования и примерными программами по математике.
Предлагаемый элективный курс соответствует возрастным особенностям учащихся, не создает у них перегрузок при изучении математики.
Курс ориентирован на развитие у школьника умений решать уравнения более сложные, чем предлагаются в учебнике, выбирать оптимальный метод решения для данного конкретного уравнения.
Данный элективный курс может быть использован учителями общеобразова- тельных классов для индивидуальных и дифференцированных занятий.
Цели курса:
• развитие математической культуры учащихся;
• развитие познавательной деятельности учащихся;
• развитие интереса школьников к предмету.
Задачи курса:
• расширить представления учащихся по важнейшей теме в курсе алгебры;
• познакомить учащихся с различными методами решения уравнений;
• развивать логическое мышление, умение аргументировать ответы.
Ожидаемые результаты:
• умение учащихся решать уравнения различными методами;
• применение полученных знаний для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ;
• определение склонностей ученика при выборе профильного обучения.
Виды деятельности на занятиях:
• лекция, практикум, беседа.
По окончании курса учащиеся должны выполнить практическую работу: подготовить подборку уравнений рассмотренных видов из дополнительной литературы (с решениями).
Методы решения уравнений высших степеней.
1. Метод разложения на множители.
1)
или
х = − 3. Пусть t ≥ 0.
− посторонний корень
Ответ: −3; .
2)
или
9 + 12 = 21
Ответ: 1; .
2. Метод введения новой переменной.
Это самый распространенный метод.
а) Простейшие случаи. Очевидная замена.
1)
Пусть . Тогда
t = 1; t = − 4
Получаем: или
х = 1 .
Ответ: ; 1.
2)
Пусть . Тогда . t = − 7, t = 4.
− 7 или 4
+ 7 = 0 − 4 = 0
D = 9 - 28 = − 19 D = 9 + 16 = 25
корней нет ; .
Ответ: − 1; 4.
3)
Пусть . Тогда t(t - 10) = 144. − 144 = 0. t = − 8; t = 18.
Имеем два уравнения:
− 8 или 18
+ 6 = 0 20 = 0
D = 1 - 24 = − 23 ; .
корней нет
Ответ: − 5; 4.
4)
Пусть . Тогда 4 = 0. t = 1; t = 4.
1 или 4
х − 1 = − 1 или х − 1 = 1 х − 1 = − 2 или х − 1 = 2
х = 0 х = 2 х = − 1 х = 3
Ответ: − 1; 0; 2; 3.
5)
Пусть . Тогда 2 = 0. t = 1; t = 2.
Имеем два уравнения:
1 или 2
= 0 − 1 = 0
х (х + 1) = 0 D = 1 + 4 = 5
х = 0; х = − 1
Ответ: − 1; 0; .
б) Использование основного свойства дроби
1)
Т. к. х = 0 не является корнем уравнения, то разделим и числитель, и знаменатель каждой дроби на х ≠ 0.
Пусть . Получаем уравнение:
. ОДЗ: t ≠ 6; t ≠ 8.
Возвращаемся к переменной х.
или
D = 49 - 60 = − 11 < 0 D = 49 - 15 = 34
корней нет
Ответ: .
2)
Т. к. х = 0 не является корнем уравнения, то разделим и числитель, и знаменатель каждой дроби на х ≠ 0.
Пусть , тогда ; .
ОДЗ: t ≠ 5; t ≠ −1.
2t + 2 + 13t - 65 - 6(t2 - 4t - 5) = 0
2t2 - 13t + 11 = 0
t = 1;
Возвращаемся к переменной х.
или
2х2 - х + 3 = 0 4х2 - 11х + 6 = 0
D = 1 - 24 = − 23 D = 121 - 96 = 25
корней нет х1 = 0,75; х2 = 2
Ответ: 0,75; 2.
в) Раскрытие скобок парами
1)
Пусть . Тогда
(t + 4)(t - 14) = 40
− 96 = 0
t = − 6; t = 16.
Получаем два квадратных уравнения:
или
х = 2; х = 3; D = 25 + 64 = 89
Ответ: 2; 3; .
2)
Пусть . Тогда (t + 2)(t − 18) = − 96.
60 = 0
t = 6; t = 10.
или
6 10
− 6 = 0 − 10 = 0
D = 9 + 24 = 33 х = − 5; х = 2
Ответ: − 5; 2; .
г) Раскрытие скобок парами и деление обеих частей уравнения
Т. к. х = 0 не является корнем уравнения, то обе части уравнения разделим
на .
Пусть . Тогда
+ 8 = 18
− 10 = 0
t = − 10; t = 1.
Получаем два уравнения с переменной х:
или
D = 25 + 20 =45 х = −4; х = 5
Ответ: −4; 5; .
д) Выделение квадрата двучлена.
Пусть . Тогда
t = 1; t = − 5
Имеем два уравнения:
= 1 или = − 5
х = − 1; х = 2; D = 25 - 40 = − 15
корней нет
Ответ: −1; 2.
е) Возвратные уравнения
Определение. Возвратным уравнением называют уравнение, в котором
равноудаленные от концов уравнения коэффициенты равны.
1)
Т. к. х = 0 не является корнем уравнения, то обе части уравнения разделим
на .
Пусть = t. Тогда ; значит,
D = 25 + 1200 = 1225
Имеем два уравнения с переменной х:
= или =
х = − 3; ; х = 2; .
Ответ: − 3; ; ; 2.
2)
Т. к. х = 0 не является корнем уравнения, то обе части уравнения разделим
на .
Пусть = t. Тогда ; значит,
t = 0; t = 4
Имеем два уравнения с переменной х:
= 0 или = 4
х = 1
Ответ: 1; .
ж) Уравнения, сводящиеся к однородному уравнению
1)
Первый способ
Разделим обе части уравнения на .
Пусть . Получаем квадратное уравнение:
D = 25 - 24 = 1
; .
Возвращаемся к переменной х:
или
ОДЗ: х ≠ 3; х ≠ 4.
х = 1; ; х = 0; .
Ответ: 0; 1; ; .
Второй способ.
Пусть , . Тогда имеем квадратное уравнение
с двумя переменными:
2u + v = 0 или 3u + v = 0
Подставим в эти равенства выражения с переменной х:
или
х = 1; ; х = 0; .
Ответ: 0; 1; ; .
2)
Пусть , . Тогда имеем квадратное уравнение
с двумя переменными:
2а2 - 13аb - 7b2 = 0
2а2 - 14аb + аb - 7b2 = 0
2а(а - 7b) + b(a - 7b) = 0
(a - 7b) (2а + b) = 0
a - 7b = 0 или 2а + b = 0
х2 + х + 1 - 7х + 7 = 0 или 2х2 + 2х + 2 + х − 1 = 0
х2 − 6 х + 8 = 0 2х2 + 3х + 1 = 0
х = 2; х = 4; х = − 1; х = − 0,5.
Ответ: − 1; − 0,5; 2; 4.
з) Уравнения, содержащие взаимно обратные выражения.
1)
Пусть , тогда .
Получаем уравнение: ; t = − 2; t = .
или ОДЗ: х ≠ 0.
х2 + 2х + 1 = 0 2 х2 + х + 2 = 0
(х + 1)2 = 0 D = 1 - 16 = − 15
х = − 1 корней нет
Ответ: − 1.
2)
Пусть , тогда .
Получаем уравнение: ; t = 16; t = .
или
или или
ОДЗ: х ≠ − 2,5.
3х - 1 = 8х + 20; 3х - 1 = − 8х − 20; 12х - 4 = 2х + 5; 12х - 4 = − 2х − 5;
5х = − 21 11х = − 19 10х = 9 14х = − 1
х = − 4,2 х = х = 0,9 х = .
Ответ: − 4,2; ; ; 0,9.
3. Применение следствия из теоремы Безу.
Если число α является корнем многочлена Р(х), то этот многочлен делится на
двучлен х - α.
1)
Подбором находим, что число 2 является корнем уравнения. Значит, левая
часть уравнения делится на х - 2. Получаем:
х + 5 = 0 или х2 - 3 = 0
х = − 5 х2 = 3
Ответ: −5; 2; .
2)
Подбором находим, что число 1 является корнем уравнения. Значит, левая
часть уравнения делится на х - 1. Получаем:
Подбором находим, что число −1 является корнем уравнения. Значит, левая
часть уравнения делится на х + 1. Получаем:
Подбором находим, что число −2 является корнем уравнения. Значит, левая
часть уравнения делится на х + 2. Получаем:
D1 = 4 + 4 = 8
Ответ: −2; −1; 1; .
Для самостоятельного решения:
1.
Ответ: 1; ; 2.
2.
Ответ: 1; 0.
3.
Ответ: − 4; .
4.
Ответ: 0,5; 3,5.
5.
Ответ: ; .
6.
Ответ: −3; 2; 3; 4; 5.
7.
Ответ: −1; 23; ; .
8.
Ответ: − ; 2; .
9.
Ответ: −2; 3;
10.
Ответ: 3; 4.
Список литературы
1. А.Г. Мордкович. Алгебра - 8 . Часть 1. Учебник. Мнемозина, 2013 год.
2. А.Г. Мордкович и др. Алгебра - 8. Часть 2. Задачник. Мнемозина, 2013 год
3. А.Г. Мордкович, Н.П. Николаев. Алгебра - 8. Учебник для классов с
углублённым изучением математики. Мнемозина, 2010 год.
4. Л.И. Звавич, А.Р. Рязановский. Алгебра - 8. Задачник для классов с
углублённым изучением математики. Мнемозина, 2010 год.
5. А.Г. Мордкович. Алгебра - 9 . Часть 1. Учебник. Мнемозина, 2013 год.
6. А.Г. Мордкович и др. Алгебра - 9. Часть 2. Задачник. Мнемозина, 2013 год
7. А.Г. Мордкович, Н.П. Николаев. Алгебра - 9. Учебник для классов с
углублённым изучением математики. Мнемозина, 2009 год.
8. Л.И. Звавич, А.Р. Рязановский, П.В. Семёнов. Алгебра - 9. Задачник для
классов с углублённым изучением математики. Мнемозина, 2009 год.
9. М.Л.Галицкий, А.М.Гольдман, Л.И.Звавич. Сборник задач по алгебре. 8 - 9
классы. М.: Просвещение, 2010 год.