Рабочая программа по предметному курсу для 6 классов «Занимательная математика»

Пояснительная записка Программа предметного курса по алгебре для учащихся 6 классов            Программа предметного курса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования. Предметный курс построен с опорой на знания и умения, получаемые учащимися при изучении математики в средней школе.           Материал данного курса содержит нестандартные методы, которые позволяют более эффективно решать различные задачи. К нестандартным задачам традиционно ...
Раздел Математика
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 34 города Тюмени

Рассмотрено Согласовано Утверждаю

На заседании МО Зам.директора по УВР Директор МАОУ лицея № 34

_______Т.Ю.Ратникова _________И.В.Валеева ___________Т.Ю.Нестерова

Протокол № ________ «____»_________2013г. «____»_____________2013г.

«____»________2013г.

Рабочая программа

По предметному курсу

Для 6 «В», 6 «Г» 6 «Д» класса

«Занимательная математика»

2014 - 2015 учебный год

Составила:

Учитель математики

Сенцов М.Н.



Пояснительная записка

Программа предметного курса по алгебре для учащихся 6 классов

Программа предметного курса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования. Предметный курс построен с опорой на знания и умения, получаемые учащимися при изучении математики в средней школе.

Материал данного курса содержит нестандартные методы, которые позволяют более эффективно решать различные задачи.

К нестандартным задачам традиционно относятся задачи, которые выделяются необычной формулировкой, а также задачи, для решения которых требуются умения нестандартно мыслить, переносить известные методы решения в непривычные ситуации, проявлять находчивость и сообразительность. Практика показала, что в комплект олимпиадных заданий для 6 класса, как правило, включены задачи по таким темам, как «Делимость», «Комбинаторика», «Игры и стратегии». Первая и вторая представлены в курсе математики 6 класса недостаточно полно, третья не включена совсем. Возможно, эти знания не являются необходимыми для овладения обязательным минимумом, но для развития мышления они очень полезны. К тому же для решения любой олимпиадной задачи необходимо уметь логически мыслить.

В настоящее время перед учителем стоит задача не столько вооружить учащихся прочными знаниями, сколько научить их самостоятельно мыслить, это нужно в жизни. Умение рассуждать, строить гипотезы, опровергать неверные выводы не приходит само по себе, его надо развивать.

Нестандартные задачи способствуют развитию логического мышления, математической интуиции, творческих способностей, прививают навыки исследовательской работы. Наряду с основной задачей обучения математике - обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений - данный предметный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, развитие математических способностей.

Программа предметного курса предполагает изучение теории и отработку практических навыков по рассматриваемым вопросам и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю в течение учебного года).

Цели предметного курса:

  • - углубление курса математики 6 класса;

  • - изучение современных нестандартных методов решения в соответствии с программой;

  • - овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения естественно - научных дисциплин;

Задачи предметного курса:

Обучающие задачи

  • - учить способам поиска цели деятельности, ее осознания и оформления;

  • - учить быть критичными слушателями;

  • - учить грамотной математической речи, умению обобщать и делать выводы;

  • - учить добывать и грамотно обрабатывать информацию;

  • - учить брать на себя ответственность за обогащение своих знаний, расширение способностей путем постановки краткосрочной цели и достижения решения.

  • - изучать, исследовать и анализировать важные современные проблемы в современной науке;

  • - демонстрировать высокий уровень надпредметных умений;

  • -- достигать более высоких показателей в основной учебе;

  • - синтезировать знания.

Развивающие задачи:

  • - повышать интерес к математике;

  • - развивать мышление в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;

  • - развивать навыки успешного самостоятельного решения проблемы;

  • - развивать логическое мышление, алгоритмическую культуру;

  • - развивать эмоциональную отзывчивость;

  • - развивать умение быстрого счета, быстрой реакции.

Воспитательные задачи:

  • - воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, культуру общения;

  • - воспитывать эстетическую, графическую культуру, культуру речи;

  • - воспитать средствами математики культуры личности, знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса;

  • - формировать мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмического мышления;

  • - Развивать пространственное воображение;

  • - формировать умения строить математические модели реальных явлений, анализировать построенные модели, исследовать явления по заданным моделям, применять математические методы к анализу процессов и прогнозированию их протекания;

  • - воспитывать трудолюбие;

  • - формировать систему нравственных межличностных отношений;

  • - формировать доброе отношение друг к другу.

Программа опирается на применение информационно - коммуникативных технологий.

Требования к уровню подготовки обучающихся

(предполагаемые результаты):

- в течение учебного года успешно участвуют в олимпиаде по математике, Всероссийских игровых конкурсах по различным предметам (русский язык, информатика, английский язык,математика);

- знают основные подходы к решению логических задач, связанных с цифрами, таблицами, схемами, умеют их применять на практике;

- знакомы с основами комбинаторики, методикой проведения случайных экспериментов для оценки возможности наступления случайных событий; умеют решать комбинаторные задачи методом полного перебора вариантов;

- знакомы с историей науки математики в пределах понятий, встречающихся в курсе 6

класса.

Содержание программы:

Наименование темы (главные разделы программы)

количество часов

1

Введение в логику.

2

2

Классические задачи олимпиадной математики.

11

3

Делимость.

3

4

Логические задачи разных типов.

14

5

Комбинаторика.

4



Тематическое планирование предметного курса по математике «Решение нестандартных задач»

6 «В», 6 «Г», 6 «Д» классы (34 часа)

№ занятия

Наименование темы

Часы

1-2

Введение в логику. Числовые ребусы

2

Обзор классических задач олимпиадной математики (11ч)

3-4

Различные типы логических задач

2

5

Разрезания

1

6-7

Делимость. Степенные головоломки.

2

8-9

Секреты математических игр и стратегий

2

10

Комбинаторные задачи

1

11-12

Олимпиадные задачи районного тура олимпиады

прошлых лет

2

13

Олимпиадные задачи районного тура. (Разбор решений)

1

Делимость (3ч)

14-15

Свойства делимости. Четность. Делимость и остатки

2

16

Принцип Дирихле

1

Логические задачи разных типов (14ч)

17

Логические задачи с отношениями

1

18-19

Логические задачи, решаемые с помощью схем,

графов, таблиц

2

20-21

Логические задачи на уравнивание

2

22

Нестандартные арифметические задачи

1

23-24

Задачи, решаемые с помощью кругов Эйлера

2

25

Задачи, решаемые в целых числах

1

26

Проценты

1

27-28

Задачи математического конкурса «Кенгуру»

2

29-30

Системы счисления

2

Комбинаторика. Случайные события (4 ч)

31

Логика перебора

1

32

Правило умножения

1

33

Сравнение шансов

1

34

Эксперименты со случайными исходами

1

Учебно-методическое обеспечение:

Математика: учебник для 6 класса под редакцией Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина. -М.: «Просвещение», 2006.

Агаханов Н., Подлипский О. Математические олимпиады Московской области. - М.:Физматкнига, 2006.

Горбачев Н. В. Сборник олимпиадных задач по математике. - М.: МЦНМО, 2004.

Богомолова О. Б. Логические задачи. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

Спивак А. В. Математический кружок 6 - 7 кл. - М.: Посев, 2003.

Спивак А. В. Математический праздник. - М.: Бюро Квантум, 2004.

Шень А. Игры и стратегии с точки зрения математики. - М.: МЦНМО, 2007.

Депман И. Я., Виленкин Н. Я. За страницами учебника математики. - М.:Просвещение, 2003.

Джо Камерон. IQ Головоломки. - М.: АСТ: Астрель, 2004.

Материалы Всероссийских игровых конкурсов «Русский медвежонок», «Кенгуру» и т.д.


© 2010-2022