- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по предметному курсу для 6 классов «Занимательная математика»
Рабочая программа по предметному курсу для 6 классов «Занимательная математика»
Раздел | Математика |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сенцов М.Н. |
Дата | 22.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 34 города Тюмени
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
На заседании МО Зам.директора по УВР Директор МАОУ лицея № 34
_______Т.Ю.Ратникова _________И.В.Валеева ___________Т.Ю.Нестерова
Протокол № ________ «____»_________2013г. «____»_____________2013г.
«____»________2013г.
Рабочая программа
По предметному курсу
Для 6 «В», 6 «Г» 6 «Д» класса
«Занимательная математика»
2014 - 2015 учебный год
Составила:
Учитель математики
Сенцов М.Н.
Пояснительная записка
Программа предметного курса по алгебре для учащихся 6 классов
Программа предметного курса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования. Предметный курс построен с опорой на знания и умения, получаемые учащимися при изучении математики в средней школе.
Материал данного курса содержит нестандартные методы, которые позволяют более эффективно решать различные задачи.
К нестандартным задачам традиционно относятся задачи, которые выделяются необычной формулировкой, а также задачи, для решения которых требуются умения нестандартно мыслить, переносить известные методы решения в непривычные ситуации, проявлять находчивость и сообразительность. Практика показала, что в комплект олимпиадных заданий для 6 класса, как правило, включены задачи по таким темам, как «Делимость», «Комбинаторика», «Игры и стратегии». Первая и вторая представлены в курсе математики 6 класса недостаточно полно, третья не включена совсем. Возможно, эти знания не являются необходимыми для овладения обязательным минимумом, но для развития мышления они очень полезны. К тому же для решения любой олимпиадной задачи необходимо уметь логически мыслить.
В настоящее время перед учителем стоит задача не столько вооружить учащихся прочными знаниями, сколько научить их самостоятельно мыслить, это нужно в жизни. Умение рассуждать, строить гипотезы, опровергать неверные выводы не приходит само по себе, его надо развивать.
Нестандартные задачи способствуют развитию логического мышления, математической интуиции, творческих способностей, прививают навыки исследовательской работы. Наряду с основной задачей обучения математике - обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений - данный предметный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, развитие математических способностей.
Программа предметного курса предполагает изучение теории и отработку практических навыков по рассматриваемым вопросам и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю в течение учебного года).
Цели предметного курса:
-
- углубление курса математики 6 класса;
-
- изучение современных нестандартных методов решения в соответствии с программой;
-
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения естественно - научных дисциплин;
Задачи предметного курса:
Обучающие задачи
-
- учить способам поиска цели деятельности, ее осознания и оформления;
-
- учить быть критичными слушателями;
-
- учить грамотной математической речи, умению обобщать и делать выводы;
-
- учить добывать и грамотно обрабатывать информацию;
-
- учить брать на себя ответственность за обогащение своих знаний, расширение способностей путем постановки краткосрочной цели и достижения решения.
-
- изучать, исследовать и анализировать важные современные проблемы в современной науке;
-
- демонстрировать высокий уровень надпредметных умений;
-
-- достигать более высоких показателей в основной учебе;
-
- синтезировать знания.
Развивающие задачи:
-
- повышать интерес к математике;
-
- развивать мышление в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
-
- развивать навыки успешного самостоятельного решения проблемы;
-
- развивать логическое мышление, алгоритмическую культуру;
-
- развивать эмоциональную отзывчивость;
-
- развивать умение быстрого счета, быстрой реакции.
Воспитательные задачи:
-
- воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, культуру общения;
-
- воспитывать эстетическую, графическую культуру, культуру речи;
-
- воспитать средствами математики культуры личности, знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса;
-
- формировать мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмического мышления;
-
- Развивать пространственное воображение;
-
- формировать умения строить математические модели реальных явлений, анализировать построенные модели, исследовать явления по заданным моделям, применять математические методы к анализу процессов и прогнозированию их протекания;
-
- воспитывать трудолюбие;
-
- формировать систему нравственных межличностных отношений;
-
- формировать доброе отношение друг к другу.
Программа опирается на применение информационно - коммуникативных технологий.
Требования к уровню подготовки обучающихся
(предполагаемые результаты):
- в течение учебного года успешно участвуют в олимпиаде по математике, Всероссийских игровых конкурсах по различным предметам (русский язык, информатика, английский язык,математика);
- знают основные подходы к решению логических задач, связанных с цифрами, таблицами, схемами, умеют их применять на практике;
- знакомы с основами комбинаторики, методикой проведения случайных экспериментов для оценки возможности наступления случайных событий; умеют решать комбинаторные задачи методом полного перебора вариантов;
- знакомы с историей науки математики в пределах понятий, встречающихся в курсе 6
класса.
Содержание программы:
№
Наименование темы (главные разделы программы)
количество часов
1
Введение в логику.
2
2
Классические задачи олимпиадной математики.
11
3
Делимость.
3
4
Логические задачи разных типов.
14
5
Комбинаторика.
4
Тематическое планирование предметного курса по математике «Решение нестандартных задач»
6 «В», 6 «Г», 6 «Д» классы (34 часа)
№ занятия
Наименование темы
Часы
1-2
Введение в логику. Числовые ребусы
2
Обзор классических задач олимпиадной математики (11ч)
3-4
Различные типы логических задач
2
5
Разрезания
1
6-7
Делимость. Степенные головоломки.
2
8-9
Секреты математических игр и стратегий
2
10
Комбинаторные задачи
1
11-12
Олимпиадные задачи районного тура олимпиады
прошлых лет
2
13
Олимпиадные задачи районного тура. (Разбор решений)
1
Делимость (3ч)
14-15
Свойства делимости. Четность. Делимость и остатки
2
16
Принцип Дирихле
1
Логические задачи разных типов (14ч)
17
Логические задачи с отношениями
1
18-19
Логические задачи, решаемые с помощью схем,
графов, таблиц
2
20-21
Логические задачи на уравнивание
2
22
Нестандартные арифметические задачи
1
23-24
Задачи, решаемые с помощью кругов Эйлера
2
25
Задачи, решаемые в целых числах
1
26
Проценты
1
27-28
Задачи математического конкурса «Кенгуру»
2
29-30
Системы счисления
2
Комбинаторика. Случайные события (4 ч)
31
Логика перебора
1
32
Правило умножения
1
33
Сравнение шансов
1
34
Эксперименты со случайными исходами
1
Учебно-методическое обеспечение:
Математика: учебник для 6 класса под редакцией Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина. -М.: «Просвещение», 2006.
Агаханов Н., Подлипский О. Математические олимпиады Московской области. - М.:Физматкнига, 2006.
Горбачев Н. В. Сборник олимпиадных задач по математике. - М.: МЦНМО, 2004.
Богомолова О. Б. Логические задачи. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Спивак А. В. Математический кружок 6 - 7 кл. - М.: Посев, 2003.
Спивак А. В. Математический праздник. - М.: Бюро Квантум, 2004.
Шень А. Игры и стратегии с точки зрения математики. - М.: МЦНМО, 2007.
Депман И. Я., Виленкин Н. Я. За страницами учебника математики. - М.:Просвещение, 2003.
Джо Камерон. IQ Головоломки. - М.: АСТ: Астрель, 2004.
Материалы Всероссийских игровых конкурсов «Русский медвежонок», «Кенгуру» и т.д.