Интегрированый урок по математике в 6 кл

Раздел Математика
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Через математические знания, полученным в школе, лежит широкая дорога к огромным, почти необозримым географическим открытиям»

А. Маркушевич - девиз урока.

Тема: Координаты.

Цели: формирования умений и навыков применения географических; прямоугольных декартовых координат при изучении нового материала и в практической деятельности учащихся.

Задачи

  • сформировать понятие системы координат, географических координат, научить находить точки по координатам и координаты данной точки на координатной плоскости, на карте и глобусе, расширить представление о практическом применении данных понятий;

  • развивать логическое и наглядно- образное мышление через работу с интерактивной доской, мультимедиа

  • воспитывать интерес к географии и математике, используя межпредметные связи для решения задач на поиск координат капитана Гранта.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, интерактивная доска, глобус, физическая карта полушарий, карточки-задания, атласы на партах, листы для отвеов.

Ход урока

Организационный момент.

Учащиеся рассаживаются по группам, 4 группы по 6 человек.

Включается музыка….., сначала громко, затем тише и остается фоном на начало урока.

Использование музыки способствует улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности.

(Мотивация деятельности учащихся с использованием элементов гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили)

А) Изучение нового материала по математике

Урок начинает учитель математики.

Дети закройте глаза. Представьте море огромное и безбрежное. Бушуют волны. Шторм. Капитан и матросы стараются держать корабль по курсу, но это им с трудом удается. Вдруг раздается треск, грохот и корабль терпит крушение.

- «Ой! Что это? Ребята, посмотрите, бутылка, а в ней - письмо с просьбой о помощи от капитана Гранта. ( читают письмо). Попробуем помочь капитану. Вы сегодня побываете в роли ученых - математиков, географов - путешественников, летчиков, работников театра, гроссмейстеров, просто учениками.

Любому человеку в жизни приходится определять свое местонахождение или какого-либо объекта, помогите мне определить, как это можно сделать? Итак, тема нашего необычного урока: «Координаты» (слайд №1).

Вы умеете отмечать точку на координатной прямой и определять координату заданной точки. В жизни с похожей ситуацией мы сталкиваемся при движении по трассе, вдоль которой стоят столбы с километровыми отметками.

А как найти свое место в зрительном зале, в вагоне? Сколько данных нам надо знать? Посмотрите на слайд и расскажите, что изображено?

Учитель объясняет материал: Слайд №2.

Две взаимно перпендикулярные координатные прямые, пересекающиеся в одной точке, которая является началом отсчета для каждой из них, образуют систему координат. Прямые, образующие систему координат, называют координатными осями, каждая из которых имеет свое название: горизонтальная - ось абсцисс, вертикальная - ось ординат. Слайд № 3 задание.

Самопроверка по ответам на интерактивной доске.

а) A (1;3), B(0;1), C(1;-3), D(0;-4), E(5;0), G(-5;1), H(-6;0), F(-1;-5)

б) A(2;4), B(4;2), C(3;0), D(3;-3), E(-5;4), F(-3;0), G(-4;-2), H(-2;-4)

Итак, на координатной плоскости мы находим точку по ее координатам. Если движение происходит по морю, где нет столбов, или по воздуху, или в космосе, то с определением места нахождения объекта дело обстоит сложнее.

Б) Изучение нового материала по географии.

Учитель географии: Земля - шар. И в этом состоит большая трудность. Ведь у шара нет края! От чего же отмерять расстояния? Математики уже давно создали удивительно простую систему координат. Две перпендикулярные линии это и есть оси математических координат.

Теперь посмотрите на карту полушарий, какие линии будут заменять вертикальные ряды (меридианы), а горизонтальные? (параллели).

Учитель рядом с карточкой «Ось абсцисс» вывешивает карточку «параллели».

Как мы будем отличать одну параллель от другой? (ученики выдвигают версии.)

Самая длинная параллель на земле это - экватор

Вы все согласились, что все параллели удалены от экватора на разные расстояния - удаленность от экватора в градусах называется широтой.

Учитель на интерактивной доске делает поясняющий рисунок.

Интегрированый урок по математике в 6 кл.Интегрированый урок по математике в 6 кл.

Рядом с карточкой «параллель» вывешивается две карточки «экватор» и «широта».

Какая точка, имеет самую удаленную точку от экватора? (Полюс.)

На сколько градусов он удален? (90.)

А теперь посмотрите на следующий рисунок. Учитель обращает внимание на интерактивную доску.

Как отличить расположение точек А и Б, ведь и у той и у другой широта 20˚?

А в какую сторону от экватора можно отсчитать широту? В любую. Важно помнить, что, если точка находится между экватором и южным полюсом, её широта называется северной, а если между экватором и Южным полюсом - южной. Запомнить это очень легко.

Так какие широты у точек А и Б? (А -20˚ с.ш., Б-20˚ ю.ш)

Учитель просит выполнить задание на слайде №

А) назвать точку, расположенную ближе всех к северному полюсу

Б) назвать точку, расположенную ближе всех к экватору

В) расположить точки по мере удаленности от северного полюса к южному:

а- 30˚ ю.ш.; б- 10˚ с.ш.;

в- 40˚ ю.ш.; г- 5˚ ю.ш.

посмотрите на рисунок. Что вы можете сказать о широте точек N и Р? (они находятся на 20˚с.ш.)

в одной ли точке находятся эти объекты? (нет)

можем ли мы точно определить местоположение объектов находящихся в этих точках? (нет)

Что необходимо знать?

Учитель напоминает, в математике на системе координат вертикальная линия - ось ординат. На глобусе эта линия соединяет оба полюса. Такая линия называется меридианом. Учитель вывешивает рядом с карточкой «ось ординат» карточку «меридиан». Но есть проблема: меридианов можно провести сколько угодно - и все они будут совершенно одинаковые. Потому что каждая страна вела счет долготы от своего начального меридиана - Франция от Парижского, Англия от Гринвичского, Россия от меридиана, который проходил через обсерваторию в городе Пулкове в окрестностях Санкт - Петербурга, - Пулковского. Это было неудобно. Какой выбрать? Спорили долго. Наконец выбор пал на меридиан, проходящий через старую астрономическую обсерваторию, которая находилась в Англии, в поместье Лондона, в городке Гринвич (слайд №) Интегрированый урок по математике в 6 кл.

С 1884г так и стали называть начальный или нулевой меридиан Гринвичем. Расстояние от точки до Гринвича и стало второй координатой - географической долготой (слайд №) Учитель вывешивает на доске две карточки «Гринвичский меридиан» и «долгота».

Максимальное значение географической долготы имеет 180-й меридиан, который находится напротив нулевого меридиана. Плоскость, проведенная через нулевой и 180-й меридианы, делит земной шар на Восточное и Западное полушарие. Если двигаться от Гринвича на восток (вправо по карте) до 180˚, то мы будем находиться в восточном полушарии, и все точки здесь будут иметь восточную долготу. Если на запад от Гринвича, то до самого 180 меридиана мы будем находиться в Западном полушарии. А долгота здесь будет западной.

Итак, с помощью всего только двух цифр, двух координат - широты и долготы - можно очень точно определить место положение на земном шаре и найти это место на карте. Очень важно: существует строгое правило записи географических координат, нарушать которое нельзя - сначала указывается широта, потом долгота.

Психофизиологическая пауза «»

А чтобы легче было запомнить, я предлагаю вам помочь капитану Гранту ……определить где находятся координаты широты и долготы.

Упражнение №1. Движения головой в разных направлениях ( вверх - северная широта, вниз - южная широта, влево - западная долгота, вправо - восточная долгота.)

Упражнение №2. Движения руками в разных направлениях (горизонтально - ось абсцисс, левая рука вверх, правая рука вниз - ось ординат, показать руками угол, который образуют оси координат).

(В физ. паузе используются изученные понятия координат и музыкальный фон «Песенка о капитане» из кинофильма Дети капитана Гранта. В процессе выполнения упражнений учащиеся отдыхают и запоминают новые термины).

Применение знаний на практике

Уважаемые математики, географы, путешественники девиз нашего урока «Через математические знания, полученным в школе, лежит широкая дорога к огромным, почти необозримым географическим открытиям». Через знания, работу…..мы должны доказать, сможем ли мы помочь найти капитана.

(Закрепление материала проводиться в группах, и носит частично-поисковый характер, что позволяет развивать творческие способности, стимулировать умственную деятельность учащихся.)

У каждой группы на столе разноуровневые задания. Географические атласы. Свои ответы учащиеся заносят в лист - самоконтроля.

Задания на знание понятий: «Логическая цепочка»

  1. Составить цепочку для горизонтальной прямой (долгота, экватор, меридиан, полюс, параллель, оси абсцисс широта.)

  2. Составить цепочку вертикальной прямой (широта, Гринвич, ось ординат, начало отсчета, меридиан, долгота.)


  1. Найдите соответствие:

А) экватор 1. дуга

Б) меридиан 2. окружность

В) параллель 3. 360˚

4.180˚


  1. Найти соответствие:

А) ось абсцисс 1. 90˚

Б) ось ординат 2. горизонтальная прямая

В) угол между осями 3. вертикальная прямая

4. 180˚

(На это задание отводится 2 мин. Правильные ответы на слайде №,)

Задание на применение знаний «Акватория».

Вы умеете работать с понятиями, молодцы! Выполнив, следующее задание вы узнаете, где искать капитана Гранта.

Задание №2 (задание общее для всех групп одинаковое, ответ для самоконтроля на слайде №, )

Судно капитана Гранта находится в акватории. Акватория - водное пространство. Можно ли сразу определить местонахождения корабля? Нет. А в поисках его координат вам поможет следующее задание.

Задание на проверку умений

Задание№3. Для выполнения этого задания воспользуйтесь атласами.

Пользуясь атласами, найдите, где расположены географические объекты.

Итог и обобщение урока: Молодцы ребята вы сегодня очень хорошо поработали и получив знания по математике и географии, вы оказали огромную помощь в поисках капитана Гранта. Запечатываем письмо в бутылку, и отправляем в море. Теперь известны точные координаты судна «Британия».

Закройте глаза и поднимите столько пальчиков на правой руке, какую оценку за урок вы себе поставите сами.

(учителя проходят и пожимают каждому ученику)

Домашнее задание: Каждой группе выдаются координаты зодиакальных созвездий. Попробуйте оформить слайд-презентацию «Карта звездного неба»

:

Интегрированый урок по математике в 6 кл.

Интегрированый урок по математике в 6 кл.

Интегрированый урок по математике в 6 кл.


© 2010-2022