- Преподавателю
- Математика
- Интегрированый урок по математике в 6 кл
Интегрированый урок по математике в 6 кл
Раздел | Математика |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Медведь В.К. |
Дата | 17.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
«Через математические знания, полученным в школе, лежит широкая дорога к огромным, почти необозримым географическим открытиям»
А. Маркушевич - девиз урока.
Тема: Координаты.
Цели: формирования умений и навыков применения географических; прямоугольных декартовых координат при изучении нового материала и в практической деятельности учащихся.
Задачи
-
сформировать понятие системы координат, географических координат, научить находить точки по координатам и координаты данной точки на координатной плоскости, на карте и глобусе, расширить представление о практическом применении данных понятий;
-
развивать логическое и наглядно- образное мышление через работу с интерактивной доской, мультимедиа
-
воспитывать интерес к географии и математике, используя межпредметные связи для решения задач на поиск координат капитана Гранта.
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, интерактивная доска, глобус, физическая карта полушарий, карточки-задания, атласы на партах, листы для отвеов.
Ход урока
Организационный момент.
Учащиеся рассаживаются по группам, 4 группы по 6 человек.
Включается музыка….., сначала громко, затем тише и остается фоном на начало урока.
Использование музыки способствует улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности.
(Мотивация деятельности учащихся с использованием элементов гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили)
А) Изучение нового материала по математике
Урок начинает учитель математики.
Дети закройте глаза. Представьте море огромное и безбрежное. Бушуют волны. Шторм. Капитан и матросы стараются держать корабль по курсу, но это им с трудом удается. Вдруг раздается треск, грохот и корабль терпит крушение.
- «Ой! Что это? Ребята, посмотрите, бутылка, а в ней - письмо с просьбой о помощи от капитана Гранта. ( читают письмо). Попробуем помочь капитану. Вы сегодня побываете в роли ученых - математиков, географов - путешественников, летчиков, работников театра, гроссмейстеров, просто учениками.
Любому человеку в жизни приходится определять свое местонахождение или какого-либо объекта, помогите мне определить, как это можно сделать? Итак, тема нашего необычного урока: «Координаты» (слайд №1).
Вы умеете отмечать точку на координатной прямой и определять координату заданной точки. В жизни с похожей ситуацией мы сталкиваемся при движении по трассе, вдоль которой стоят столбы с километровыми отметками.
А как найти свое место в зрительном зале, в вагоне? Сколько данных нам надо знать? Посмотрите на слайд и расскажите, что изображено?
Учитель объясняет материал: Слайд №2.
Две взаимно перпендикулярные координатные прямые, пересекающиеся в одной точке, которая является началом отсчета для каждой из них, образуют систему координат. Прямые, образующие систему координат, называют координатными осями, каждая из которых имеет свое название: горизонтальная - ось абсцисс, вертикальная - ось ординат. Слайд № 3 задание.
Самопроверка по ответам на интерактивной доске.
а) A (1;3), B(0;1), C(1;-3), D(0;-4), E(5;0), G(-5;1), H(-6;0), F(-1;-5)
б) A(2;4), B(4;2), C(3;0), D(3;-3), E(-5;4), F(-3;0), G(-4;-2), H(-2;-4)
Итак, на координатной плоскости мы находим точку по ее координатам. Если движение происходит по морю, где нет столбов, или по воздуху, или в космосе, то с определением места нахождения объекта дело обстоит сложнее.
Б) Изучение нового материала по географии.
Учитель географии: Земля - шар. И в этом состоит большая трудность. Ведь у шара нет края! От чего же отмерять расстояния? Математики уже давно создали удивительно простую систему координат. Две перпендикулярные линии это и есть оси математических координат.
Теперь посмотрите на карту полушарий, какие линии будут заменять вертикальные ряды (меридианы), а горизонтальные? (параллели).
Учитель рядом с карточкой «Ось абсцисс» вывешивает карточку «параллели».
Как мы будем отличать одну параллель от другой? (ученики выдвигают версии.)
Самая длинная параллель на земле это - экватор
Вы все согласились, что все параллели удалены от экватора на разные расстояния - удаленность от экватора в градусах называется широтой.
Учитель на интерактивной доске делает поясняющий рисунок.
Рядом с карточкой «параллель» вывешивается две карточки «экватор» и «широта».
Какая точка, имеет самую удаленную точку от экватора? (Полюс.)
На сколько градусов он удален? (90.)
А теперь посмотрите на следующий рисунок. Учитель обращает внимание на интерактивную доску.
Как отличить расположение точек А и Б, ведь и у той и у другой широта 20˚?
А в какую сторону от экватора можно отсчитать широту? В любую. Важно помнить, что, если точка находится между экватором и южным полюсом, её широта называется северной, а если между экватором и Южным полюсом - южной. Запомнить это очень легко.
Так какие широты у точек А и Б? (А -20˚ с.ш., Б-20˚ ю.ш)
Учитель просит выполнить задание на слайде №
А) назвать точку, расположенную ближе всех к северному полюсу
Б) назвать точку, расположенную ближе всех к экватору
В) расположить точки по мере удаленности от северного полюса к южному:
а- 30˚ ю.ш.; б- 10˚ с.ш.;
в- 40˚ ю.ш.; г- 5˚ ю.ш.
посмотрите на рисунок. Что вы можете сказать о широте точек N и Р? (они находятся на 20˚с.ш.)
в одной ли точке находятся эти объекты? (нет)
можем ли мы точно определить местоположение объектов находящихся в этих точках? (нет)
Что необходимо знать?
Учитель напоминает, в математике на системе координат вертикальная линия - ось ординат. На глобусе эта линия соединяет оба полюса. Такая линия называется меридианом. Учитель вывешивает рядом с карточкой «ось ординат» карточку «меридиан». Но есть проблема: меридианов можно провести сколько угодно - и все они будут совершенно одинаковые. Потому что каждая страна вела счет долготы от своего начального меридиана - Франция от Парижского, Англия от Гринвичского, Россия от меридиана, который проходил через обсерваторию в городе Пулкове в окрестностях Санкт - Петербурга, - Пулковского. Это было неудобно. Какой выбрать? Спорили долго. Наконец выбор пал на меридиан, проходящий через старую астрономическую обсерваторию, которая находилась в Англии, в поместье Лондона, в городке Гринвич (слайд №)
С 1884г так и стали называть начальный или нулевой меридиан Гринвичем. Расстояние от точки до Гринвича и стало второй координатой - географической долготой (слайд №) Учитель вывешивает на доске две карточки «Гринвичский меридиан» и «долгота».
Максимальное значение географической долготы имеет 180-й меридиан, который находится напротив нулевого меридиана. Плоскость, проведенная через нулевой и 180-й меридианы, делит земной шар на Восточное и Западное полушарие. Если двигаться от Гринвича на восток (вправо по карте) до 180˚, то мы будем находиться в восточном полушарии, и все точки здесь будут иметь восточную долготу. Если на запад от Гринвича, то до самого 180 меридиана мы будем находиться в Западном полушарии. А долгота здесь будет западной.
Итак, с помощью всего только двух цифр, двух координат - широты и долготы - можно очень точно определить место положение на земном шаре и найти это место на карте. Очень важно: существует строгое правило записи географических координат, нарушать которое нельзя - сначала указывается широта, потом долгота.
Психофизиологическая пауза «»
А чтобы легче было запомнить, я предлагаю вам помочь капитану Гранту ……определить где находятся координаты широты и долготы.
Упражнение №1. Движения головой в разных направлениях ( вверх - северная широта, вниз - южная широта, влево - западная долгота, вправо - восточная долгота.)
Упражнение №2. Движения руками в разных направлениях (горизонтально - ось абсцисс, левая рука вверх, правая рука вниз - ось ординат, показать руками угол, который образуют оси координат).
(В физ. паузе используются изученные понятия координат и музыкальный фон «Песенка о капитане» из кинофильма Дети капитана Гранта. В процессе выполнения упражнений учащиеся отдыхают и запоминают новые термины).
Применение знаний на практике
Уважаемые математики, географы, путешественники девиз нашего урока «Через математические знания, полученным в школе, лежит широкая дорога к огромным, почти необозримым географическим открытиям». Через знания, работу…..мы должны доказать, сможем ли мы помочь найти капитана.
(Закрепление материала проводиться в группах, и носит частично-поисковый характер, что позволяет развивать творческие способности, стимулировать умственную деятельность учащихся.)
У каждой группы на столе разноуровневые задания. Географические атласы. Свои ответы учащиеся заносят в лист - самоконтроля.
Задания на знание понятий: «Логическая цепочка»
-
Составить цепочку для горизонтальной прямой (долгота, экватор, меридиан, полюс, параллель, оси абсцисс широта.)
-
Составить цепочку вертикальной прямой (широта, Гринвич, ось ординат, начало отсчета, меридиан, долгота.)
-
Найдите соответствие:
А) экватор 1. дуга
Б) меридиан 2. окружность
В) параллель 3. 360˚
4.180˚
-
Найти соответствие:
А) ось абсцисс 1. 90˚
Б) ось ординат 2. горизонтальная прямая
В) угол между осями 3. вертикальная прямая
4. 180˚
(На это задание отводится 2 мин. Правильные ответы на слайде №,)
Задание на применение знаний «Акватория».
Вы умеете работать с понятиями, молодцы! Выполнив, следующее задание вы узнаете, где искать капитана Гранта.
Задание №2 (задание общее для всех групп одинаковое, ответ для самоконтроля на слайде №, )
Судно капитана Гранта находится в акватории. Акватория - водное пространство. Можно ли сразу определить местонахождения корабля? Нет. А в поисках его координат вам поможет следующее задание.
Задание на проверку умений
Задание№3. Для выполнения этого задания воспользуйтесь атласами.
Пользуясь атласами, найдите, где расположены географические объекты.
Итог и обобщение урока: Молодцы ребята вы сегодня очень хорошо поработали и получив знания по математике и географии, вы оказали огромную помощь в поисках капитана Гранта. Запечатываем письмо в бутылку, и отправляем в море. Теперь известны точные координаты судна «Британия».
Закройте глаза и поднимите столько пальчиков на правой руке, какую оценку за урок вы себе поставите сами.
(учителя проходят и пожимают каждому ученику)
Домашнее задание: Каждой группе выдаются координаты зодиакальных созвездий. Попробуйте оформить слайд-презентацию «Карта звездного неба»
: