Открытый урок по математики в 5 классе по теме: Окружность. Круг

Урок по теме " Круг. Окружность" предпологает обсуждение и поиск в повседневной деятельности моделей окружности и круга. Проявление интереса к способам решения познавательных задач, адекватное оценивание результатов своей учебной деятельности. Способствует пониманию техники безопасности при работе с острыми предметами ( циркуль, ножницы).А так же приобщает к использованию дополнительной информации, поиск ее и правильное использоание. Предполагает моделирование ситуаций расположения объектов на п...
Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока математики по теме « Круг. Окружность»

Учитель: Старковская Светлана Николаевна

Разделы: « Преподавание в средней школе»

Цели и задачи урока:

  1. Дать определение - круг, окружность, диаметр, радиус, полукруг, сфера.

  2. Научить пользоваться циркулем для вычерчивания окружности.

  3. Провести инструктаж по технике безопасности, о правилах пользования циркулем и ножницами.

  4. Закрепить умение решать задачи и примеры.

  5. Развивать вычислительные навыки, внимание, логическое мышление, память.

  6. Воспитывать трудолюбие, дисциплинированность, аккуратность и осторожность.

Оборудование: Учебник « Математики» Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, с.И. Шварцбург. Издательство « Мнемозина» , Москва 2014.

Модели фигур, циркуль, ножницы, клей, цветная бумага, мультимедийный проектор.

ХОД УРОКА

  1. Организация класса:

У: Создадим друг другу хорошее настроение. Как это сделать?

Д: - Улыбнуться.

- Пожелать хороших оценок

- Помогать друг другу

- Пожелать успехов

- Внимательно слушать учителя

У: Пусть девизом нашей работы станет помощь друг другу.

  1. Постановка целей и темы урока:

У: Расшифруем тему урока. Для этого нужно решить примеры:

5 х 9 =

4 х 9 =

0 х9 =

7 х 9 =

63 - К 45 - Р 36 - У 0 - Г

80 - 34 =

30 + 49 =

71 + 18 =

54 - 14 =

52 - 26 =

63 + 37 =

56 - 12 =

90 - 7 =

28 + 24 =

70 + 14 =

26 - О 40 - К 44 - Р 46 - У 83 - О 84 - С 100 - Ь 52 - Ж 79 - Н 89 - Т

ОКРУЖНОСТЬ. КРУГ.

Дети сообщают тему урока.

У: Молодцы. А еще мы продолжим работать с циркулем для вычерчивания окружности. И узнаем такие понятия , как радиус и диаметр. Но для начала давайте вспомним, где встречается в быту круг

Д: Циферблат, колесо и т.д.

У: Правильно, а вот граница любого круга называется окружностью. Как можно получить окружность

Д: циркулем

У: правильно, давайте вспомним о технике безопасности при работе с циркулем и ножницами.

Беседа о циркуле и правилах работы с ним:

- циркуль - чертежный инструмент, с ним нужно работать осторожно. Нельзя подносить циркуль к лицу и передавать друг другу «иглой вперед». Ножницами нужно тоже пользоваться осторожно.

У: Какая ножка циркуля должна стоять в середине

Д: Игла, потому что грифель должен рисовать.

У: Острый конец должен оставаться в одной точке, а расстояние между ножками не должно меняться, нужно держать не за ножку , а за хвостик.

  1. Просмотр слайдов с изображением последовательности построения окружности.

  2. Составление аппликации на цветной бумаге из заготовок кружков разных размеров и цветов. Используем материал: цветную бумагу, заготовки кружков, клей , ножницы. Необходимо сделать изображение жирафа.

Дети делают аппликации, недостающие детали дорисовывают карандашом.

  1. Физкультминутка:

У: А сейчас немного отдохнем:

Руки подняли и покачали- это деревья в лесу;

Руки согнули, кисти встряхнули- это ветер сбивает росу

В сторону руки и плавно помашем- это птицы летят

Где они сядут, тоже покажем - руки согнули назад.

  1. У: Молодцы! А теперь продолжим - работа с учебником: стр. 133 параграф 22. Чтение текста и краткий перессказ.

Опрос по тексту.

  1. Материалы: циркуль, бумага, ножницы

Начертите любую окружность и вырежьте круг, отметьте середину, согните круг так, чтобы центр окружности оказался на линии сгибы. Сколько получилось половинок в круге

Д: 2

У: Закрасьте одну половину. Какие получились части

Д: Одинаковые

У: Какая получилась линия сгиба

Д: Прямая

У: Есть ли у нее начало и конец

Д: ДА

У: Как вы думаете, чем является эта линия

Д: Отрезком

У: отметьте точки на концах этого отрезка и обозначьте середину круга буквой О. Что еще вы заметили

Д: отрезок АО равен отрезку ОВ.

У: Правильно. Так вот отрезок проходящий через центр круга или окружности и делящий его на 2 равные части называется ДИАМЕТРОМ. А отрезки ОА И ОВ называются радиусом. Давайте запишем эти определения в тетрадь:

  1. Диаметр - это отрезок проходящий через центр круга и соединяющий две точки на нем.

  2. Радиус - это отрезок соединяющий центр окружности с точкой на ней.

У: еще следует заметить , что диаметр делит круг на 2 полукруга, а окружность на 2 полуокружности.

Работа с учебником стр. 133 2 параграф. Ознакомление и краткий опрос.

У: давайте согнем нашу заготовку круга еще пополам, что мы заметим

Д: получилось 4 части.

У: Что вы заметили в этих частях

Д: Они одинаковые и делят круг на равные 4 части.

У: Эти части называются сектора.

Давайте запишем еще одно определение:

ОКРУЖНОСТЬ ДЕЛИТ плоскость на 2 части, ту часть плоскости которая внутри называют кругом, а замкнутую линию по краю называют окружностью.

  1. Задание для самостоятельного решения:

У: На чертеже изображен цветок , состоящий из окружностей. Необходимо провести измерения диаметра, радиусов и дочертить недостающий лепесток.

  1. Работа с учебником № 850 ( стр. 134) устно, № 853 ( у доски с комментариями)

  2. Самопроверка: учитель оценивает работу в классе, ребята помогают ( выставление оценок).

  3. Итоги урока. Рефлексия:

  1. Чем мы занимались на уроке…

  2. Что нового вы узнали…

  3. Что было интересного…

  4. Что хотелось бы узнать еще…

  5. Как вы оцениваете свою работу…

У: СПАСИБО

Домашнее задание: № 854, № 856, № 871 (1), п. 22, стр. 133-134

Литература:

1.»Математика - 5 класс», Н.Я. Виленкин, В.И . Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Щварцбург, изд. « Мнемозина», Москва 2014г.

2. «Поурочные разработки по математике», А.П. Попова, Москва « Вако», 2008г.

3.»Виват, математика!» , Н.Е Кордина, изд. «Учитель»

© 2010-2022