- Преподавателю
- Математика
- Конспект урока математики по теме Координатная плоскость
Конспект урока математики по теме Координатная плоскость
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Вышегородцева С.М. |
Дата | 18.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
План - конспект урока математики в 6-м классе по теме «Координатная плоскость»
1. Ф.И.О. Вышегородцева Светлана Михайловна
2. Место работы г. Ряжск МОУ " Ряжская СОШ № 4"
3. Должность Учитель математики
4. Предмет математика
5. Класс 6
6. Номер урока: 1
7. Учебник Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд
С.И. Математика:Учебник 6 класса общеобразова
тельных учреждений / Н.Я. Виленкин и др.- 16-е изд.,
перераб.- М.: Мнемозина, 2009
8.Тип урока: открытие нового знания.
9.Цели урока: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности по изучаемой теме.
Задачи: 1.Образовательная. Способствовать формированию у учащихся представления о координатной плоскости (прямоугольной системе координат). Способствовать формированию у учащихся умения определять координаты точек и строить точки по координатам. (Познавательные УУД).
2.Воспитательная. Способствовать формированию умения слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Способствовать воспитанию аккуратности выполнения заданий; воспитанию интереса к предмету. (Коммуникативные и личностные УУД)
3.Развивающая. Способствовать формированию умения определять цель, анализировать проблему, оценивать результаты своей деятельности. (Регулятивные УУД).
10. Формы работы: Фронтальная, групповая, индивидуальная.
11. Необходимое Компьютер, проектор, учебники по математики,
оборудование электронная презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
Демонстрируется слайд №1
Предмет математики настолько серьёзен,
что полезно не упускать возможности
сделать его немного более занимательным.
. (Б. Паскаль)
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут…… Давайте улыбнёмся друг другу! Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения! Успехов вам! Прочесть высказывание со слайда № 1.
2. Мотивирование, создание проблемной ситуации, актуализация опорных знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.
- Вы любите играть? Я предлагаю вам две игры «Морской бой» и «Кинотеатр». Итак разделимся на две команды……) Игра "Кинотеатр".( Один человек (кассир) выходит к интерактивной доске и на макете зрительного зала закрашивает купленные места. Каждый ученик в классе (покупатель) называет место, которое он хотел бы получить.)
Мы начинаем. Но после окончания, ответьте на вопрос: что объединяет эти игры?(Презентация Слайд№2) Плакат!!!!(Слайд №3)
Играем!!!!Отвечаем на вопрос!!! Молодцы!!!!
Дети: Речь идёт о координатах.
Учитель: Знакомо ли вам понятие координаты, где мы встречались уже с этим понятием?
Дети: Изображали числа на координатной прямой.
Учитель: Для чего нужны координаты?
Дети: Для определения места нахождения какого-либо объекта.
Учитель: Вспомним: какая прямая называется координатной? Что такое координата точки?
Верно ли утверждение:
- Перпендикулярные прямые - это такие прямые, которые пересекаются под прямым углом?
А можете ли вы привести пример плоскости?
ЗАДАНИЕ: Назовите координаты точек, изображённых на рисунке.Вспомним как они записываются.
3. Рефлексия изменившихся условий: понимание места и причины затруднения, определение границы между знанием и незнанием.
-
Вопросы для обсуждения:
-
Почему мы не смогли определить местонахождение точки М? (точка находится не на координатной прямой)
-
В результате обсуждения учащиеся приходят к следующим выводам:
-
Для того, чтобы определить координаты точки на плоскости недостаточно одной координатной прямой.
4.Постановка учащимися цели урока как собственной учебной задачи.
Включаю проектор (Слайд №5)
Давайте рассмотрим рисунок. Что на нём изображено?
( две координатные прямые: горизонтальная и вертикальная)
А почему координатные?
(Есть начало отсчёта и единичный отрезок, и направление.)
Как они расположены по отношению друг к другу?
(Под углом 900 градусов).
Где расположены эти прямые?
(На плоскости)
Как бы вы назвали этот рисунок?
(Координатная плоскость……)
ТЕМА!ЦЕЛИ! (Презентация)Запишите в тетради число ,тему урока.
5. Открытие новых знаний. -А точное определение вы можете дать? Давайте обратимся за помощью к учебнику, стр.243-244
-
Что же такое система координат?
-
Что такое координатная плоскость?
-
Как называются оси?
-
А как вы думаете, что показывает запись: А(2;3)?
(А с координатами 2 и 3).
-
О чём говорит нам число 2?
(идём вправо от нуля на 2 а единичных отрезка.),
-
А число 3?
(идём вверх на 3 единичных отрезка.) Перенесите этот рисунок себе в тетрадь.
-
Как же найти координаты точки????Кто- нибудь может скажет алгоритм?
Алгоритм нахождения координат точки(Слайд №6)
Опустить из точки А перпендикуляр на ось х.
Найти точку пересечения этого перпендикуляра с осью х.
Опустить из точки А перпендикуляр на ось у.
Найти точку пересечения этого перпендикуляра с осью у.
Записать координаты точки в круглых скобках. На первое место поставить значение х, на второе -значение у.
-
Давайте с вами определим координаты точек:(Слайд7)
6.Физкультминутка .(Слайд №8).
-
В космосе существует своя система координат - полярная.
7. Открытие умения. Учитель: А как построить точку в прямоугольной системе координат, если известны координаты этой точки? Например, построим точку Р (3; -5), х = 3, у = -5. Ваши предложения. (Заслушать предложения ребят.)
Учитель обобщает высказывания и обговаривает план построения точки.
Т. к. х = 3 первая координата точки , то и начинать построение надо с прямой х.
Сначала от начала отсчета по оси х надо пройти вправо на 3 единичных отрезка.
Т. к. у = -5 то, потом, опуститься вниз на 5 единиц.
9.Первичное закрепление. Демонстрируется слайд №9
8.Закрепление. Игра «Поражение цели». Две команды. На магнитной доске рисуется система координат. Магнитами крепятся «точки». Указкой показывается фигурка, выбранный «наводчик» называет её координаты, а «орудийный расчёт» стреляет (остальные ученики команды). Тот, кто согласен, поднимает руку. Цель считается поражённой, если все члены команды дадут правильный ответ (фигурка снимается с доски). Побеждает та команда, у которой на поле останется больше её фигурок).
10. Самостоятельная работа.
У древних греков существовала легенда о созвездиях Большой и Малой Медведицы. Всемогущий Зевс решил взять себе в жёны прекрасную нимфу Калисто, одну из служанок богини Афродиты, вопреки желанию Афродиты. Чтобы избавить Калисто от преследований богини, Зевс обратил Калисто в Большую Медведицу, а её любимую собаку - в Малую Медведицу и взял их на небо.
Задание.1) Найдите координаты точек по рисунку. 2) Постройте по точкам на координатной плоскости созвездия, соединяя соседние точки отрезками. (Каждому ученику дана карточка с заданием.) Вариант 1:
A(6,6),B(3.7),C(0,8),D(-3,5),E(-6,3),F(-8,5),G(-5,7),D(-3,5);
Вариант 2:
K(-15,-7),L(-10,-5),M(-6,-5),N(-3,-6),O(-1,-10),P(5,-10),R(6,-6),N(-3,-6).
Если нужна помощь, то поднять руку.
-
Учитель (Слайд №13) Кто справился с заданием без ошибок, поставит себе 5; кто допустил одну ошибку, поставит 4.
12. Домашнее задание: п. 45, № 1418, По желанию: На координатной плоскости нарисуйте какой-нибудь предмет, закодируйте этот рисунок с помощью координат. На следующем уроке предложите своим одноклассникам восстановить этот рисунок по вашим координатам.
. Демонстрируется слайд №14.
13.Рефлексия. Демонстрируется слайд №15. А теперь я предлагаю вам сделать свой выбор. Отметьте точку в координатной плоскости, где считаете нужным. Но при этом вы должны учитывать, что абсцисса точки характеризует ваши открытия: «+» - узнали много нового на уроке, тема важна ; «-» - было скучно и неинтересно. Ордината точки характеризует степень усвоения: «+» - всё поняли; «-» - не понятно или частично не понятно. Выбор за вами! ( дети выходят к доске и отмечают точки)
Спасибо за урок.(Слайд №16)