Анализ итоговой аттестации (ЕГЭ) в 11 классе

В 2014-2015 учебном году итоговая аттестация по математике (ЕГЭ) был разделен на два уровня: базовый и профильный. В 2015 году выпускники могли выбрать либо оба уровня одновременно, либо только один из уровней. Экзамен базового уровня не является облегченной версией профильного, он ориентирован на иную цель и другое направление изучения математики - математика для повседневной жизни и практической деятельности. Хочу предоставить учителям математики одну из форм составления анализа итоговой аттес...
Раздел Математика
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Анализ

результатов государственной итоговой аттестации по математике (ЕГЭ)

учащихся 11 класса МБОУ _______________СОШ

2014-2015 учебный год

В соответствии с Концепцией развития математического образования в Российской Федерации ЕГЭ по математике в этом учебном году был разделен на два уровня: базовый и профильный. В 2015 году выпускники могли выбрать либо оба уровня одновременно, либо только один из уровней. Для получения аттестата о среднем общем образовании, а также для поступления в образовательную организацию высшего образования, где в перечне вступительных испытаний отсутствует учебный предмет "Математика", достаточно сдать экзамен по математике на базовом уровне. Для поступления в образовательную организацию высшего образования, в которой математика включена в перечень вступительных испытаний, необходимо сдавать экзамен по учебному предмету "Математика" на профильном уровне.

Контрольная ЕГЭ по математике базового уровня состоит из одной части, включающей 20 заданий с кратким ответом. Экзамен базового уровня не является облегченной версией профильного, он ориентирован на иную цель и другое направление изучения математики - математика для повседневной жизни и практической деятельности. Структура и содержание контрольных работ базового уровня дают возможность проверить умение решать стандартные задачи практического содержания, проводить простейшие расчеты, использовать для решения задач учебную и справочную информацию, решать, в том числе сложные задачи, требующие логических рассуждений, использовать простейшие вероятностные и статистические модели, ориентироваться в простейших геометрических конструкциях. В работу включены задания базового уровня по всем основным предметным разделам: геометрия (планиметрия и стереометрия), алгебра, начала математического анализа, теория вероятностей и статистика.

Результаты базового ЕГЭ по математике выдаются в отметках по пятибалльной шкале, не переводятся в стобалльную шкалу и не дают возможности участия в конкурсе на поступление в вузы.

Контрольная работа по математике профильного уровня состоит из двух частей, первая часть содержит задания с кратким ответом, вторая часть - задания с кратким и развернутым ответом. Контрольная ЕГЭ профильного уровня создана на основе экзаменационной модели госэкзамена 2014 года и проверяет умение выполнять вычисления и преобразования, решать уравнения и неравенства, выполнять действия с функциями, с геометрическими фигурами, строить и исследовать математические модели, во вторую часть добавлено задание профильного уровня (19) с экономическим содержанием. Экзаменационная работа состоит из двух частей, которые различаются по содержанию, сложности и числу заданий. Определяющим признаком каждой части работы является форма заданий:

- часть 1 содержит 9 заданий (задания 1-9) с кратким ответом (проверяющие наличие практических математических знаний и умений базового уровня);

- часть 2 содержит 5 заданий (задания 10-14) с кратким ответом и 7 заданий (задания 15-21) с развернутым ответом (по материалу курса математики средней школы, проверяющих уровень профильной математической подготовки).

По уровню сложности задания распределяются следующим образом: задания 1-9 имеют базовый уровень, задания 10-19 - повышенный уровень, задания 20 и 21 относятся к высокому уровню сложности. В целях более эффективного отбора выпускников для продолжения образования в высших учебных заведениях с различными требованиями к уровню математической подготовки выпускников задания части 2 работы предназначены для проверки знаний на том уровне требований, которые традиционно предъявляются вузами с профильным экзаменом по математике. Последние два задания части 2 предназначены для конкурсного отбора в вузы с повышенными требованиями к математической подготовке абитуриентов.

Результаты профильного ЕГЭ по математике оцениваются в стобалльной системе и могут быть представлены абитуриентом на конкурс для поступления в вуз.

В этом году ЕГЭ по математике сдавали 14 учащихся. Из них 10 учеников выбрали базовый уровень и 6 учеников - профильный.

Результаты базового уровня

Класс

Годовые отметки

Отметки ЕГЭ

Сравнение с годовой

5

4

3

2

%

усп.

%

кач.

сред

ний

балл

5

4

3

2

%

усп.

%

кач.

сред

ний

балл

Подт

верд

год.

%

Выше

год

%.

Ниже

год.

%

11

-

5

5

0

100

50

3,5

4

1

5

0

100

50

3,9

60

40

0

Данные результаты свидетельствуют о том, что уровень и качество подготовки обучающихся школы соответствуют требованиям Федерального и регионального стандартов образования и требованиям уровня подготовки учащихся по математике.

Выпускники 11 класса показали достаточно хороший уровень овладения учебным материалом на базовом уровне. Все учащиеся подтвердили годовые отметки и улучшили свой результат по сравнению с годовой отметкой.

Поэлементный анализ


Обозначение задания в работе

Проверяемые

требования

(умения)

Уровень трудности

Процент выполнения заданий

1

Вычисления (действия с дробями)

Б

70

2

Вычисления (действия со степенями)

Б

50

3

Простейшие текстовые задачи (проценты, округление)


Б

90

4

Преобразование выражений (действия с формулами)


Б

80

5

Вычисления и преобразования (иррациональные)

Б

50

6

Простейшие текстовые задачи (округление с недостатком и с избытком)


Б

50

7

Простейшие уравнения (линейные, квадратные, кубические)


Б

80

8

Прикладная геометрия (многоугольники)

Б

50

9

Размеры и единицы измерения

Б

80

10

Начала теории вероятностей (классическое определение вероятности)

Б


50

11

Чтение графиков и диаграмм

Б

90

12

Выбор оптимального варианта

Б

90

13

Стереометрия (объем шара)

Б

60

14

Анализ графиков и диаграмм (скорость изменения величин)


Б

70

15

Планиметрия

Б

80

16

Задачи по стереометрии (пирамида)

Б

50

17

Неравенства (числовая ось, числовые промежутки)


Б

20

18

Анализ утверждений

Б

80

19

Числа и их свойства (цифровая запись числа)

Б

30

20

Задачи на смекалку

Б

20

Из поэлементного анализа видно, что учащиеся хорошо справились с заданиями №3 (Простейшие текстовые задачи), №11 (Чтение графиков и диаграмм), №12 (Выбор оптимального варианта), №15 (Планиметрия), №18 (Анализ утверждений). Показали недостаточные знания по заданиям №20 (Задачи на смекалку), №17 (Неравенства), №19 (Числа и их свойства), но это задачи повышенного уровня.

Результаты профильного уровня


Был определен минимальный порог - 27 баллов.

Минимальный порог перешли все 6 учащихся.

От 27-40 баллов: 2 уч.(33б., 33б.)-33%

От 41-60 баллов: 2 уч.(55б., 59б.)-33%

От 61-70 баллов: 2 уч.(64б., 68б.)-33%

Максимальный балл: 68

Средний балл: 52 балла

Поэлементный анализ


Обозначение задания в работе

Проверяемые

требования

(умения)

Уровень трудности

Процент выполнения заданий

1

Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни



Б

83,3

2

Уметь использовать

приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни



Б

100

3

Уметь использовать

приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни



Б

66,7

4

Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами


Б

100

5

Уметь строить и

исследовать простейшие математические модели


Б

100

6

Уметь решать уравнения и неравенства

Б

83,3

7

Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами


Б

66,7

8

Уметь выполнять действия с функциими

Б

66,7

9

Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами


Б

83,3

10

Уметь выполнять вычисления и преобразования

П

16,7

11

Уметь использовать

приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни



П

66,7

12

Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами


П

100

13

Уметь строить и исследовать простейшие математические модели


П

50

14

Уметь выполнять действия с функциями

П

66,7

15

Уметь решать уравнения и неравенства

П

16,7

16

Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами


П

0

17

Уметь решать уравнения и неравенства

П

0

18

Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами


П

0

19

Уметь использовать

приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни



П

0

20

Уметь решать уравнения и неравенства




В

0


21

Уметь строить и исследовать простейшие математические модели




В

0

Можно сделать вывод о том, что задания базового уровня на проверку умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в которых требовалось решить задачи на проценты и прочитать диаграмму, выполняются большинством выпускников. Из таблицы видно, что выпускники показали слабые результаты при выполнении заданий №10 (уметь выполнять вычисления и преобразования), №13(уметь строить и исследовать простейшие математические модели), №15 (уметь решать уравнения и неравенства). Задания №16-21 повышенного уровня и высокого уровня не решены. Но можно отметить неплохое выполнение заданий базового уровня и хорошее выполнение геометрических задач (задания №2, №4, №5, №6, №9, №12). Задачи с кратким ответом по геометрии активно решались всеми участниками ЕГЭ. При этом общий уровень геометрической, и особенно стереометрической, подготовки выпускников по-прежнему остается низким. В частности, имеются проблемы не только вычислительного характера, но и связанные с недостатками в развитии пространственных представлений выпускников, а также с недостаточно сформированными умениями правильно изображать геометрические фигуры, проводить дополнительные построения, применять полученные знания для решения практических задач.

Выводы:

1. Все вышеперечисленные результаты показывают определённую адаптацию системы образования к данной модели экзамена, направленной на проверку всего курса математики, а не только курса X-XI классов

2. Организацию подготовки к сдаче ЕГЭ по математике следует начать с выявления целевых групп учащихся (первая группа - учащиеся, которые ставят перед собой цель преодолеть порог базового уровня, вторая - преодолеть порог профильного уровня поступить в вуз).

3. В процессе обучения вырабатывать у учащихся привычки самоконтроля и самопроверки.

4. При подготовке учащихся к выполнению второй части экзаменационной работы необходимо постоянно помнить о её дифференцированном характере. Подбирая задания для тренировки (например, в ходе итогового повторения), их следует соотносить с возможностями и потребностями каждого учащегося, а также с уровнем класса в целом.

5. Уделять должное внимание геометрической подготовке.

6. Для каждого ребенка необходимо индивидуально проектировать «траекторию ближайшего развития».

7. Организовать в классе разноуровневое повторение по выбранным темам.

8. С сильными учащимися, помимо тренировки в решении задач базового уровня сложности (в виде самостоятельных работ), проводить разбор методов решения задач повышенного уровня сложности, проверяя усвоение этих методов на самостоятельных работах и дополнительных занятиях.

9. Для успешной сдачи ЕГЭ необходимо систематически изучать математику, развивать мышление, отрабатывать навыки решения задач различного уровня.

10. Особое внимание в преподавании математики следует уделить регулярному выполнению упражнений, развивающих базовые математические компетенции школьников (умение читать и верно понимать условие задачи, решать практические задачи, выполнять арифметические действия, простейшие алгебраические преобразования, действия с основными функциями и т.д.).

Учитель:

© 2010-2022