Методика атрибутивного анализа на уроках математики и информатики

Образование во всем мире рассматривается как важнейший фактор становления и развития личности. Развитие личности означает, что ее возможности возрастают. Процессы развития в первую очередь относятся к психическим функциям (восприятие, память, мышление, эмоциональная и волевая сферы личности). Одной из важнейших характеристик личности является активность. Активность личности основана на ее потенциалах, внутренних возможностях. Развитие творческой активности учащихся предполагает целенаправленное ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Методика атрибутивного анализа на уроках

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не одной памятью.

Л.Толстой

Образование во всем мире рассматривается как важнейший фактор становления и развития личности. Развитие личности означает, что ее возможности возрастают. Процессы развития в первую очередь относятся к психическим функциям (восприятие, память, мышление, эмоциональная и волевая сферы личности).

Одной из важнейших характеристик личности является активность. Активность личности основана на ее потенциалах, внутренних возможностях. Развитие творческой активности учащихся предполагает целенаправленное изменение соответствующих качеств, способностей личности.

Основной задачей учителя является подготовка детей к жизни, способных к осознанным поступкам и действиям, т.е. каждый школьник должен осознавать свои потребности, а также цель и способ деятельности.

Деятельность является системой действий необходимых для достижения поставленных целей. Деятельность - это осознанная активность.

Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое (высшая форма деятельности).

Можно выделить следующие этапы развития творческой активности:

- обучение детей самоанализу обычной репродуктивной деятельности;

- обучение детей атрибутами деятельности;

- переход на новый тип мышления.

К атрибутам деятельности относятся:

  • субъект деятельности (кто ее совершает?);

  • мотив деятельности (зачем, ради чего она совершается?);

  • цель деятельности (что должно быть получено, какими свойствами будет обладать результат?);

  • способ (как будет получен результат?);

  • предмет деятельности (из чего должен быть получен результат?);

  • метод деятельности (каким путем совершается процесс?);

  • процесс деятельности (переход из одного состояния предмета в другой, вплоть до конечного результат);

  • результат деятельности (что удалось получить?).

Научив учащихся анализировать атрибуты своей деятельности, можно развить их творческие и познавательные возможности.

На первом этапе развития творческой активности учащихся учителю необходимо уделять достаточное внимание формированию, развитию и закреплению мотивов познавательной деятельности. Уроки должны строиться не от «учебного материала» к познавательной потребности, а наоборот - сначала необходимо сформировать потребность в получении знаний, а затем вместе с учениками добиваться удовлетворения этих потребностей.

Мотивационный процесс должен происходить непрерывно в течение всего занятия. Перед изучением новой темы у учащихся должна быть сформулирована потребность «Я хочу!». Бывают случаи, когда учащиеся говорят «Я не хочу!». И главная задача учителя - добиться конкретных потребностей (потенциальных, будущих) для перевода ученика из состояния «Не хочу!» в состояние «Хочу!».

На следующем этапе необходимо сформировать у учащихся цель и способ деятельности, т.е. перевести его в состояние «Что и как надо сделать, чтобы удовлетворить потребность?». На этом этапе учащиеся в полной мере проявляют свои творческие способности.

Затем учитель должен решить задачу перехода учащихся из состояния «Хочу, знаю, но не могу» в состояние «Хочу, знаю, могу!». Данный тренировочный этап позволяет сформировать у учащихся личный опыт использования знаний и самоудовлетворения мотивов деятельности.

Осознанная деятельность предполагает способность учащегося самостоятельно вычленять отдельные ее компоненты. А учитель должен научить учащихся комплексному анализу деятельности, привить необходимые для этого умения и навыки. Это позволяет усовершенствовать урок, возрастает эффективность учебной деятельности.

Рассмотрим пример. Пусть темой очередного урока по математике в 5 классе является «Площадь треугольника». Урок может проходить как репродуктивный, когда учитель сам излагает новый материал с опорой на знания учащихся. Если же построить урок на основе комплексного анализа деятельности, то урок приобретает принципиально другой вид.

Например, учитель может записать на доске тему урока. Затем, опираясь на атрибуты деятельности, он обращается к учащимся с вопросами:

  1. Какова цель деятельности, связанной с темой урока?

  2. Что является предметом и продуктом этой деятельности?

  3. Каким методом можно получить продукт?

  4. Какие средства лучше всего при этом использовать?

Если два последних вопроса остаются без ответа, то учитель предлагает достроить треугольник до прямоугольника. Учитель повторяет вопрос о средствах. Ученики называют формулу площади прямоугольника. После этого учащимся предлагается вывести формулу площади треугольника. Затем учащиеся применяют выведенную формулу для нахождения площади различных треугольников (прямоугольного, остроугольного, тупоугольного).

Таким образом, учитель лишь указывает метод выведения искомой формулы. В качестве мотивов можно опереться на познавательный интерес учеников, в сочетании с организацией соревнования - игры «Лучший плиточник», где учащимся - «плиточникам» необходимо просчитать количество плиток разного цвета для покрытия пола с треугольными рисунками.

Ученики самостоятельно определяют состав необходимых действий для достижения цели, и это для них составляет предмет открытия, самостоятельного творчества.

При обучении учащихся решению текстовых математических задач также используется методика атрибутивного анализа.

Учащимся необходимо ответить на следующие вопросы:

- Что требуется найти по условию задачи? (определяется цель деятельности)

- Из чего можно получить ответ? Что дано по условию задачи? (определяется предмет деятельности)

- Какие действия необходимо выполнить? (поиск метода решения задачи)

- Какие правила следует применить для выполнения каждого действия? (средства деятельности учащихся)

- Что мы получили? (результат, соответствующий цели).

При ответе на первые два вопроса учащиеся самостоятельно записывают краткую запись условия задачи с использованием таблицы, схемы или рисунка и устанавливают вид задачи. Затем они самостоятельно выбирают методы и средства для ее решения.

Атрибутивный анализ деятельности приучает учащихся задумываться над своими потребностями, целями и способами реализации целей. Усвоив познавательные действия, учащиеся могут выработать объективно новые знания и умения, тем самым развить творческую активность.

Список литературы

  1. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании/ О.Е.Лебедев// Школьные технологии. - 2004 - №5 - с.3-12

  2. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. - М., 2000

  3. Современный словарь по педагогике/ Сост. Е.С. Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2001

  4. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М, 1974

  5. Формирование и развитие творческих способностей учащихся. Методические рекомендации. - Челябинск: облИУУ, 1987

3

© 2010-2022