- Преподавателю
- Математика
- Устная работа на уроках математики
Устная работа на уроках математики
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Черемисина О.Н. |
Дата | 30.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Материалы составлены учителем математики
КОУ ВСОШ № 3 Черемисиной О. Н.
Устная работа на уроках математики
Устную работу на уроках математики провожу с целью:
- повторения и закрепления изучаемого материала;
- актуализации знаний перед изучаемым материалом;
- восстановления знаний у учащихся прибывающих в течение года, т. е. для индивидуальной работы.
В силу специфики школы, в каждой параллели, начиная с 5 класса, может быть скомплектован класс из вновь прибывших учащихся, перерыв в учебе у которых составляет до 10 лет. Времени, особенно в заочных классах, для основательного повторения ранее изученного практически нет. Кроме того проблематично воспользоваться учебниками предыдущих классов, так как в школьной библиотеке, обслуживающей школу и УКП их ограниченное количество. Поэтому иногда задания из карточек применяю для письменной работы. По этой же причине в карточку вставляю теоретический материал.
В каждом классе любой параллели в течение сентября, а если необходимо и больше, на каждом уроке провожу работу по восстановлению вычислительных навыков, используя соответствующие карточки.
Карточки имеют вертикальную и горизонтальную нумерацию, т. е. пронумерованы строки и столбцы. Задания в строке обычно на одно и тоже свойство или правило. Если материал изучен полностью устная или письменная работа проводится по столбцам. Так как столбцов в каждой карточке не менее 5, то можно задавать для письменной работы несколько вариантов.
Таблички размещаю на обеих сторонах печатного листа, затем ламинирую их широким скотчем с одной стороны вдоль листа, с другой - поперек.
Приведу примеры использования карточек на конкретных уроках с целью актуализации знаний.
-
На уроках по теме «Решение показательных уравнений», «Решение логарифмических уравнений», «Решение тригонометрических уравнений» и др. способом сведения к квадратному уравнению сначала по лицевой стороне карточки «Квадратное уравнение» повторяем теоретический материал, затем работаем устно по обратной стороне. Если есть необходимость, решаем два три примера, используя формулы из таблицы. Такая актуализация знаний позволяет учащимся легче понять способ решения уравнений, сводящихся к квадратным.
-
На уроках по теме «Производная степенной функции» провожу актуализацию знаний по таблице «Степень» 1 - 4 строки. Во время этой работы учащиеся вспоминают, как представить выражение в виде степени, используя свойства степени.
-
На уроках «Решение квадратных уравнений» для устной работы использую таблицу «Действия с рациональными числами», т. к. основные ошибки при решении квадратных уравнений чаще всего не на применение формул, а вычислительные.
Действия с десятичными дробями
№
I
II
III
IV
V
VI
VII
1
2 + 1,12
0,24 + 4
2,32 + 7
5 + 4,29
7,34 +12
14 + 0,346
5,76 + 11
2
1,2 + 2,51
6,03 + 1,44
0,55 + 3,24
6,21 + 2,3
3,444 + 0,21
2,15 + 3,81
6,1 + 2,357
3
2,7 + 6,3
5,27 + 2,73
0,9 + 5,1
1,42 +12,58
3,63 +2,37
7,6 + 2,4
0,54 + 5,46
4
3,256+1,444
2,38 + 3,42
4,267+1,433
7,81 + 3,09
0,512+3,388
5,63 + 2,17
2,215+9,385
5
3 - 2,7
4 - 0,24
5 - 4,51
7 - 0,6
6 - 5,33
10 - 0,9
2 - 0,11
6
5,63 - 3
5,281 - 5
2,38 - 1
7,546 - 2
3,28 - 3
9,547 - 6
7,29 - 7
7
2,4 - 1,08
3,5 - 2,03
7,6 - 7,06
3,8 - 1,01
5,4 - 4,03
10,2 - 8,04
6,6 - 6,06
8
3,44 - 1,23
5,89 - 2,56
8,54 - 8,22
7,28 - 5,21
8,64 - 5,22
6,49 - 6,32
4,68 - 2,57
9
10,46 - 8,26
4,35 - 2,35
5,94 - 3,54
7,61 - 3,61
1,258-0,158
6,88 - 6,48
3,521-2,321
10
3,4 · 10
5,46 · 10
7,2 · 10
10 · 0,25
10 · 8,46
4,05 · 10
10 · 3,36
11
2,25 · 100
100 · 5,482
3,7 · 100
100 · 4,31
6,245 · 100
0,628 · 100
100 · 0,042
12
62 · 0,1
5,49 · 0,1
0,1 · 3,5
0,1 · 8
2,6 · 0,1
0,1 · 24,6
0,1 · 8,73
13
-
· 0,01
0,01 · 34
2,5 · 0,01
0,3 · 0,01
0,01 · 743
0,01 · 49
58 · 0,01
14
10 · 0,001
0,01 · 100
0,01 · 10
0,001 · 100
10 · 0,1
0,01 · 1000
1000 · 0,1
15
1,2 · 0,4
0,03 · 0,5
0,32 · 0,02
0,5 · 0,04
0,05 · 0,07
1,1 · 0,7
0,003 · 0,2
16
142 : 10
3,15 : 100
5,2 : 10
82 : 100
349 : 1000
71,3 : 10
648 : 100
17
2,21 : 0,1
34 : 0,01
0,73 : 0,001
3,62 : 0,1
0,025 :0,001
48 : 0,1
0,7 : 0,01
18
3,5 : 7
0,28 : 4
3,15 : 3
25,5 : 5
0,63 : 21
16,4 : 4
0,088 : 8
19
5,5 : 0,5
72 : 0,36
0,39 : 0,13
5 : 0,25
0,18 : 0,9
2,18 : 0,02
15 : 0,03
Действия с рациональными числами
№
I
II
III
IV
V
VI
VII
1
| 3 | + | -2 |
| 3 - 2 |
| -12 | - | 5 |
| 4 | · | -6 |
| -8 | : | 8 |
| -5 | + | -7 |
| -5 | + | 5 |
2
>,<
0 и -2,7
4,12 и 0
0 и 5,18
и 0
1,001 и 0
0 и -0,14
0 и
3
>,<
5,2 и -11
-7,11 и 2,3
- 3 и 1,5
4 и -4
-6 и 1
3,01 и -3,1
- 15 и 5
4
>,<
-2,7 и -5
-7,5 и -3
-0,88 и -8
-2,11и -2,1
и
-99 и -101
-6,03 и -6,3
5
(-2) +( - 6)
(-7,5)+( - 3)
(-11)+( - 8)
(-9)+(- 0,6)
(-7)+(- 14)
(-5,4)+(- 5,4)
(-8,4)+(- 1)
6
5 +(- 9)
11+(- 17)
-10 + 8
-6 + 12
-16 + 6
15+(- 13)
-7 + 13
7
-5 - 3
-2,5 - 3,5
-14 - 12
-3,7 - 0,3
-6 - 18
-4 - 9
-8,4 - 1,6
8
5 - 7
12 - 18
-11 + 6
-4 + 14
-14 + 4
15 - 19
-2 + 11
9
-9 - (-6)
-23 - (-8)
-14 - (-24)
-30 - (-5)
-12 - (-28)
-45 - (-25)
-37 - (-50)
10
8 - (-10)
15- (-12)
20 - (-25)
11 - (-11)
14 - (-17)
40 - (-15)
28 - (-12)
11
-2 · (-5)
-4 · (-6)
-11 · (-3)
-7 · (-8)
-9 · (-2)
-10 · (-10)
-5 · (-1,2)
12
4 · (-0,5)
7 · (-7)
8 · (-2)
9 · (-6)
10 · (-4)
11 · (-5)
3 · (-33)
13
-6 · 5
-8 · 5
-7 · 11
-2 · 22
-4 · 25
-10 · 10
-5 · 20
14
0 · (-11)
-6 · 0
0 · (-2,18)
-5,4 · 0
0 ·
-4,77 · 0
0 · (-100)
15
1 · (-9)
-5,3 · 1
1 · (-3,5)
-1,3 · 1
1 ·
-5,5 · 1
1 · (-33)
16
-1 · (-9)
5,3 · (-1)
-1 · 3,5
-2,7 · (-1)
-1 ·
-2,11 · (-1)
-1 · 15
17
-12 : (-3)
-24 : (-6)
-33 : (-3)
-42 : (-7)
-100 : (-25)
-10 : (-10)
-50 : (-2)
18
4 : (-2)
18 : (-6)
22 : (-11)
48 : (-16)
17 : (-17)
12 : (-3)
55 : (-5)
19
-30 : 5
-42 : 6
-16 : 4
-40 : 8
-66 : 11
-35 : 7
-100 : 20
20
12 : (-1)
-4,3 : 1
122 : (-1)
-10 : (-1)
5,6 : (-1)
-4,5 : 1
-0,18 : (-1)
Формулы сокращенного умножения
Название формулы
Вид формулы
Применение формулы
Разность
квадратов
х2 - у2 = (х - у)(х +у)
разложение двучлена на множители
(х - у)(х +у) = х2 - у2
сокращенное умножение
Квадрат
суммы
(х + у)2 = х2 + 2ху + у2
сокращенное умножение
х2 + 2ху + у2 = (х + у)2
разложение трехчлена на множители
Квадрат
разности
(х - у)2 = х2 - 2ху + у2
сокращенное умножение
х2 - 2ху + у2 = (х - у)2
разложение трехчлена на множители
Задания для устной работы
№
I
II
III
IV
V
1
25а2 - 9b2
4c2 - 81
16x2 - 81y2
а2 - 49b2
100 - 9m2
2
(2a - 3)(2a + 3)
(5x - 3y)(5x +3y)
(a - 7)(a + 7)
(4 - 3b)(4+ 3b)
(8p - 5n)(8p+5n)
3
(3a +4c)(3a - 4c)
(b +6c)(b - 6c)
(7x +5c)(7x - 5c)
(m +10)(m - 10)
(2ac +5)(2ac - 5)
4
(5a +c)(c - 5a)
(2b -3x)(3x + 2b)
(x +4y)(4y - x)
(m - 6)(6 + m)
(ac +7)(7 - ac)
5
(2x + 5)2
(x + 5a)2
(4a + 1)2
(3b + 7c)2
(x + 9)2
6
(4 - 5a)2
(3x - 2y)2
(a - 10)2
(6m - 5n)2
(7x - y)2
7
(-a - 4)2
(-3c - 1)2
(-5x - 2)2
(-a - 2b)2
(-7y - z)2
8
x2 + 4x + 4
25x2 + 10x + 1
16x2 + 56x + 49
9a2 + 12ab + 4b2
9x2 + 30xy + 25y2
9
100x2 -20x + 1
64x2 -80xy+25y2
36b2 - 84b + 49
81 - 18ab + a2b2
16x2 -40xy+ 25y2
10
9x2 + 1 + 6x
-10ax +25x2 + a2
n2 + 49- 14n
24ab+9b2 +16a2
36x2 + 4y2-24xy
11
49а2 - 9b2
25c2 - 16
36x2 - y2
81k2 - 16c2
64 - m2
12
(5a - 1(5a + 1)
(x + 3y)(x -3y)
(a - 6)(a + 6)
(7 + 2b)(7 - 2b)
(3z - 2n)(3z+2n)
13
( x + 7)2
(3x + a)2
(5a + 1)2
(6b + 2c)2
(2x + 9)2
14
(5 - 3a)2
(2x - 7y)2
(z - 4)2
(7m - 3a)2
(9x - y)2
15
x2 + 6x + 9
25x2 + 20x + 4
81x2 + 18x + 1
9a2 + 6ab + b2
49x2 + 42xy + 9y2
16
x2 -16x + 64
36x2 -12xy+ y2
16b2 - 56b + 49
25 - 10ab + a2b2
4x2 -20xy+ 25y2
Квадратное уравнение
aх2 + bх + с = 0 - общий вид квадратного уравнения
а - первый (старший) коэффициент
b - второй коэффициент
с - свободный член
Например: 3х2 - х + 2 = 0, а = 3, b = - 1, с = 2
Формула корней квадратного уравнения
Пример
aх2 + bх + с = 0
х1,2 =
3x2 - 5x + 2 = 0
a = 3, b = -5, c = 2
x1,2 =
x1 = = 1, x2 = .
Ответ: х1 = 1, х2 = .
Неполные квадратные уравнения
Общий вид
Способ решения
Пример
ах2 = 0
(а≠0, b = 0, с = 0)
ах2 = 0,
х2 = 0,
х = 0.
3х2 = 0,
х2 = 0,
х = 0.
Ответ: х = 0.
ах2 + с = 0
(а≠0, b=0, с≠0)
ах2 + с = 0,
ах2 = -с, |: с
х2 = → х2 = d,
если d > 0, то х1,2 = ± ,
если d < 0, то уравнение корней не имеет
2х2 - 18 = 0,
2х2 = 18, |: 2
х2 = 9,
х1,2 = ± = ± 3.
Ответ: х1,2 = ± 3
3х2 + 12 = 0,
3х2 = -12, |: 3
х2 = -4.
Ответ: корней нет
aх2 + bх = 0
(а≠0, b≠0, с=0)
aх2 + bх = 0,
х(ах + b) = 0,
x = 0 или ax + b = 0,
ax = - b, |: а
х = - .
4х2 + 8х = 0,
х(4х + 8) = 0,
x = 0 или 4x + 8 = 0,
4x = - 8, |: 4
х = -2.
Ответ: х1 = 0, х2 = -2
Приведенное квадратное уравнение
Общий вид и формула корней
Пример
Теорема, обратная теореме Виета
Пример
х2+ pх + q = 0
x1,2 =
х2 - 4х + 3 = 0,
р = - 4, q = 3
х1,2 = ,
х1 = 2 + 1 = 3, х2 = 2 - 1 = 1.
Ответ: х1 = 3, х2 = 1
Если числа р, q, х1 и х2 таковы, что
х1 + х2 = - р,
х1 · х2 = q,
то х1 и х2 - корни уравнения
х2 + pх + q = 0
х2 + 8х + 15 = 0,
по т. обр. т. Виета имеем
х1 = - 5, х2 = - 3.
Ответ: х 1 = - 5, х2 = - 3
Устная работа по теме: «Квадратное уравнение»
№
Задание
I
II
III
IV
V
1
Какое из уравнений квадратное?
3х2 - 2х = 0
5 - 2х = х2
3х3 + 4 = 0
х2 + 5х - 6 = 0
+ 4 = 0
2
Назовите коэффициенты
5х2-3х+4 =0
2х2 - х + 3 = 0
х2 - 6 = 0
-5х2 = 0
3х2 - 6х = 0
3
Составьте квадратное уравнение, если
a = 2, b = 3,
c = - 6
a = - 3, b = 0,
c = 5
a = 1, b = - 1,
c = 0
a = 4, b = 0,
c = 3
a = - 2, b = 0,
c = 0
4
Решите уравнение
х2 = 1
х2 = 49
х2 =
х2 = 17
х2 = -6
5
Решите уравнение
х2 - 3х = 0
х2 + 2х = 0
х2 - 5х = 0
х2 + 12х = 0
х2 - 9х = 0
6
Вычислите
7
Вычислите
8
Какое из уравнений квадратное?
3х - 17 = 0
2х4 + 6х - 1 = 0
х2 - 6х = 0
2х - 4х2 - 6 = 0
х2 - 7х = 0
9
Назовите коэффициенты
3х2-х+2 =0
- х2 = 0
4х2 - 2 = 0
-5х2 = 0
3х2 - 6х = 0
10
Составьте квадратное уравнение, если
a = -1, b = 2,
c = - 5
a = - 4, b = 2,
c = 0
a = 1, b = - 3,
c = 0
a = 1, b = 0,
c = - 2
a = - 4, b = 0,
c = 0
11
Решите уравнение
х2 = 16
х2 = - 49
х2 =
х2 = 100
х2 = 6
12
Решите уравнение
х2 - 7х = 0
х2 + 3х = 0
х2 - х = 0
х2 + 9х = 0
х2 - 11х = 0
13
Вычислите
14
Вычислите
15
Какое из уравнений квадратное?
-5х2 - 2х = 0
7х + 42 = 0
х3 + 3х - 6 = 0
- 2 + 3х2 + 5х = 0
+ 1 = 0
16
Назовите коэффициенты
х2 + 1 =0
х2 - 5х + 3 = 0
5х2 - х = 0
2х2 - х - 5 = 0
-3х +2 -х2 = 0
17
Составьте квадратное уравнение, если
a = 1, b = -3,
c = - 6
a = - 2, b = 5,
c = - 1
a = 6, b = 0,
c = - 2
a = -1, b = - 8,
c = 0
a = - 3, b = 0,
c = 0
18
Решите уравнение
х2 = 64
х2 =
х2 = 15
х2 = - 16
х2 = 81
19
Решите уравнение
х2 - 2х = 0
х2 + 6х = 0
х2 - 12х = 0
х2 + х = 0
х2 - 17х = 0
20
Вычислите
21
Вычислите
Степень
О п р е д е л е н и е. Степенью числа а с натуральным показателем с натуральным показателем п, п >1 называется произведение п множителей, каждый из которых равен а, то есть ап = а·аа.
п раз
В записи ап число а - основание степени п - показатель степени
Степень с рациональным показателем
а0 = 1, где а ≠ 0
а-r , где а ≠ 0, r > 0
ar = , где m -целое число, п - натуральное число
Свойства степени с рациональным показателем
Если а > 0, b > 0, р и q - рациональные числа, то
-
ap · aq = ap+q, 4) (a · b)p = ap · bp,
-
, 5) = .
-
)q =ap·q,
Устная работа
№
Задание
I
II
III
IV
V
VI
1
Представьте в виде степени произведение
а2 · а7
а -4 · а3
· х-1
c0.5 ·
m -2 · m6
2
Представьте в виде степени частное
x7 : x5
x1,3 : x2
x3 : x - 6
a - 3 : a - 1,6
c 1,5 :
3
Представьте выражение в виде степени
(x2)7
4
Представьте выражение в виде степени
5
Представьте в виде степени с основанием 2
32
0,25
6
Представьте в виде степени с основанием 3
243
1
7
Решите уравнение
3x = 9
2x =
5x = 0,04
3- x =
6x =
2x =
8
= 9
=
= 0,75
=
=
= 1
9
Решите неравенство
5x > 25
3x < 1
2x > 0,5
3x <
5x >
> 1
10
>
< 1
< 27
>
<
>1
11
Вычислите
Логарифмы
О п р е д е л е н и е. Логарифмом положительного числа b по основанию а, где а > 0, а ≠ 1, называется показатель степени, в которую надо возвести число а, чтобы получить b.
Обозначение: logab. Краткая запись определения: alogab = b.
С в о й с т в а. Если а > 0, а ≠ 1, b > 0, с > 0, r - любое действительное число, то
-
loga(bc) = logab + logac, 3) loga br = r logab,
-
loga = logab - loga c, 4) logar b = logab.
Формула перехода от одного основания логарифма к другому: loga b =
Десятичный логарифм: log10b = lgb.
Натуральный логарифм: logeb = lnb, где е - иррациональное число, е ≈ 2,718.
Устная работа
№
Задание
I
II
III
IV
V
VI
1
Вычислите
log39
log3
log3
log3
log31
log3729
2
Вычислите
3
Вычислите
4
Вычислите
log63+log612
lg5 + lg20
log84+log816
log122+log1272
log93+log927
log0,63+log0,60,2
5
Вычислите
log550-log52
log714 - log72
log36-log354
lg3 - lg100
log0,40,8-log0,45
6
Упростите по 3 свойству
log536
lg49
log227
log4125
7
Перейдите к lgа
log53
log67
log0,411
log5100
log610
8
Найдите х
log5x = 2
log2x = 5
log9x =
log5x = 0
log6x = 1
9
Сравните логарифмы
log536 и log53
log0,412 и log0,421
log67,1 и log67,01
log714 и log729
10
Решите неравенство
log5x > 3
log0,5x > 2
Найдите производную
№
I
II
III
IV
V
VI
VII
1
4,7
π
-11
-0,(18)
3687,22
2
3x - 2
1 - 0,5x
5x + 4
0,2 + 12x
-6,6 + x
- x
0,4 - 5,5x
3
x5
x9
x32
x17
x10
x25
x54
4
x -3
x -7
x -20
x -11
x -34
x -12
x -1
5
6
7
(4x - 5)2
(7 - 2x)3
(1 - 3x)4
(x + 7)4
(4 - x)5
(6x)8
( - 8x)3
8
(2x + 1)-4
(3 - 7x)-3
(2 + 5x)-2
(-4x)-6
(5 - x)-7
(4x - 4)-4
( 5x)-2
9
x2 + 2x + 1
-x3 + x2 -7
2x5 - 4x2
3x2 + 7x4
2x - 3x3
1 + x + 6x3
3x7 - 2
10
2ex
e2x+4
3ex + 3
e-x - 2x
5x - e4x - 3
3e10x
10e3x
11
2x
4 · 3x
-2 · 5x
1,2 · 10x
-0,4 · 4x
2.4 · 7x
- 8x
12
e2x + 2x
x2 - 4ex
5x3 + 5x
7x2 - e5x
e-4x - 2x5
10x + e10x
e-x + 6x
13
lnx
ln(2x - 7)
ln(x - 1)
ln(6 -x)
ln(4x)
ln(3 - 2x)
ln(3 + 7x)
14
cosx
sinx
ex - sinx
2x2 + cosx
sin3x
3cos3x
sin(-7x)
15
2cos(3x - 1)
sin(1 - x)
cos(2x + 4)
sin(4 - 3x)
sin(5 + x)
cos(-5x+6)
sin(x + 9)