Программа факультатива по математике для 5 класса Математика для всех

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Репнинская основная общеобразовательная школа»

303157 Орловская область, Болховский район, с. Репнино, ул. Школьная, д.7, тел. 8(48640)2-57-21


Рассмотрена «Утверждаю»

на заседании МО учителей Директор МБОУ «Репнинская

естественно-математического цикла основная общеобразовательная

Протокол № 1 от 28.08.2015 г. школа»

_____________ /Н. Н. Сенин/

_______________ / Н. Н. Каплина/ Приказ № 66-Д от 29.08.2015 г.

Рассмотрена и рекомендована

к утверждению

педагогическим советом

МБОУ «Репнинская основная

общеобразовательная школа»

протокол № 1 от 29.08.2015 г.



Программа

факультатива

по математике

для 5 класса

«Математика для всех»




Составитель:

Каплина Наталья Николаевна,

учитель математики




2015 г.

Пояснительная записка

Данный факультатив предназначен для учащихся 5-го класса и имеет практико-ориентированную направленность. «Математика для всех» включает в себя задания как углубляющего, так и развивающего характера. В рамках данного факультатива учащимся предлагаются различные задания на составление выражений, отыскивание чисел, разрезание фигур на части, разгадывание головоломок, числовых ребусов, решение нестандартных задач на движение и логических задач. Большое количество времени отводится для изучения пропедевтического курса геометрии, благодаря которому учащиеся будут иметь представление о свойствах разных фигур на плоскости, что позволит им избежать трудностей при изучении геометрии в седьмом классе.

Факультатив «Математика для всех» - это нетрадиционная форма работы с учащимися, где используются конкурсы, практические задания, математические стенгазеты, дидактические игры. Игра - форма познавательной деятельности, способствующая развитию и укреплению интереса к математике. Кроме этого, наряду с изучением математических фактов, проводится работа по формированию интеллектуальных умений и навыков. В преподавании данного факультатива важным является выбор рациональной системы методов и приемов обучения. Учебный процесс ориентирован на рациональное сочетание устных и письменных видов работы.

Обязательным элементом будет являться работа со справочным материалом, дополнительной литературой.

При разработке факультатива по математике учитывалась программа по данному предмету, но основными являются вопросы, не входящие в школьный курс обучения. Именно этот фактор является значимым при дальнейшей работе с одаренными детьми, подготовке их к олимпиадам различного уровня.

В результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а также задачи олимпиадного уровня. Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, экскурсий, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.

Частота занятий - 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 34 часа.




Цели и задачи факультатива



Цели:

- выявление и развитие математических способностей учащихся;

- повышение активности учащихся;

- систематизирование и углубление знаний, совершенствование умений по предложенным темам;

- развитие воображения, математического и логического мышления, памяти, внимания, интуиции детей;

- создание условий для самостоятельной творческой работы учащихся;

- воспитание интереса к математике;

- профессиональная ориентация на профессии, существенным образом связанные с математикой;

- развитие логического мышления;

- раскрытие творческих способностей ребенка;

- воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);

- привитие интереса к предмету.

Задачи:

- развивать познавательную и творческую активность учащихся на основе дифференцированных занимательных заданий;

- обогащать математический язык школьников;

- расширять кругозор учащихся;

- повышать мотивацию обучения для слабоуспевающих школьников;

- развивать коммуникативные навыки в процессе практической и игровой деятельности.

- развивать у учащихся логические способности;

- формировать пространственное воображение и графическую культуру;

- прививать интерес к изучению предмета;

- расширять и углублять знания по предмету;

- выявлять одаренных детей;

- формировать у учащихся такие необходимые для дальнейшей успешной учебы качества, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности, культура личности.



Содержание программы.


Вводное занятие «Математика- царица всех наук» - 1 час.

Исторический материал - 5 часов

Как люди научились считать. Из науки о числах. Из истории развития математики. Цифра у разных народов. Метрическая система мер. Старые русские меры. Как измеряли в древности. Решение задач со старыми русскими мерами.

Задачи за страницами учебника - 14 часов

Интересные приёмы устного счёта. Решение занимательных задач в стихах. Задачи на «переливание». Задачи на «взвешивание». Задачи на движение по суше.

Задачи на движение по воде. Принцип Дирихле. Графы в решении задач. Задачи, решаемые с конца. Задачи с изменением вопроса. Задачи с недостающими, лишними данными. Меры длины, времени, веса в задачах повышенной сложности. Олимпиадные задачи разного уровня.

Из мира геометрии - 5 часов

Первые шаги в геометрии. Конструирование. Геометрические головоломки.

Задачи на разрезание и складывание фигур. Геометрические головоломки со спичками.

В царстве логики и смекалки - 8 часов.

Магические квадраты. Кроссворды. Решение логических задач. Решение комбинаторных задач. Математические ребусы.

Итоговое занятие - 1 час.













Календарно - тематическое планирование



№ п/п

Раздел программы,

тема урока

Количество часов

Дата

План

Факт.

1.

Вводное занятие «Математика- царица всех наук».

1


Исторический материал - 5 часов

2.

Как люди научились считать. Из науки о числах.

1



3.

Из истории развития математики. Цифра у разных народов.

1



4.

Метрическая система мер.

1



5.

Старые русские меры. Как измеряли в древности.

1



6.

Решение задач со старыми русскими мерами.

1



Задачи за страницами учебника - 14 часов

7.

Интересные приёмы устного счёта.

1



8.

Решение занимательных задач в стихах.

1



9.

Задачи на «переливание».

1



10.

Задачи на «взвешивание».

1



11.

Задачи на движение по суше.

1



12.

Задачи на движение по воде.

1



13.

Принцип Дирихле.

1



14.

Графы в решении задач.

1



15.

Задачи, решаемые с конца.

1



16.

Задачи с изменением вопроса.

1



17.

Задачи с недостающими, лишними данными.

1



18.

Меры длины, времени, веса в задачах повышенной сложности.

1



19.

Олимпиадные задачи разного уровня.

1



20.

Олимпиадные задачи разного уровня.

1





Из мира геометрии - 5 часов

21.

Первые шаги в геометрии

1



22.

Конструирование.

1



23.

Геометрические головоломки.

1



24.

Задачи на разрезание и складывание фигур.

1



25.

Геометрические головоломки со спичками.

1



В царстве логики и смекалки - 8 часов.

26.

Магические квадраты

1



27.

Магические квадраты

1



28.

Кроссворды.

1



29.

Кроссворды.

1



30.

Решение логических задач.

1



31.

Решение комбинаторных задач.

1



32.

Решение комбинаторных задач.

1



33.

Математические ребусы

1



34.

Итоговое занятие.

1









Требования к уровню подготовки обучающихся

по данной программе.

В результате изучения данного курса учащиеся должны

знать/понимать:

  • историю возникновения и развития математики, имена известных ученых;

  • различные системы счисления;

  • приёмы рациональных устных и письменных вычислений;

  • приёмы решения задач на переливание, движение и взвешивание;

  • различные системы мер;

  • приёмы решения практических задач на складывание, плоские разрезания;

уметь:

  • использовать специальную математическую, справочную литературу для поиска необходимой информации;

  • анализировать полученную информацию;

  • планировать свою работу, последовательно, лаконично, доказательно вести рассуждения, фиксировать в тетради информацию, используя различные способы записи;

  • выполнять и составлять некоторые математические ребусы, головоломки, решать зашифрованные примеры;

  • решать комбинаторные задачи;

  • применять все наиболее известные меры длины для вычислений;

  • решать геометрические головоломки;

  • находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении таблицы и «графы»;

  • оценивать логическую правильность рассуждений;

  • решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;

  • уметь составлять занимательные задачи;

  • применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;

  • применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.









Литература


  1. Внеклассная работа в школе «Отдыхаем с математикой», Волгоград: Учитель, 2006.

  2. «Математика 5-8 классы: игровые технологии на уроках», Волгоград: Учитель, 2007.

3. А.Я. Канель-Белов, А.К. Ковальджи. Как решают нестандартные задачи. Москва, МЦНМО, 2009.

4. В.И. Арнольд. Задачи для детей от 5 до 15 лет. Москва, МЦНМО, 2007.

5. Н.Я. Виленкин и др. Комбинаторика. Москва, МЦНМО, 2007.

6. А.В.Шевкин. Школьная олимпиада по математике. Москва, «Русское слово», 2002.

7. А.В. Фарков. Математические кружки в школе 5-8 классы. Москва, Айрис-пресс, 2006.

  1. Виленкин Н Д. «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996.

  2. Гаврилова Т.Д. «Занимательная математика», Учитель, 2005.

  3. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 - 6 классов сред школ. - М.: «Просвещение», 1989.

  4. М.А. Иченская «Отдыхаем с математикой», Волгоград: Учитель, 2008.

  5. Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры,

фокусы, парадоксы. - М., Омега, 1994.







© 2010-2022