Рабочая программа по алгебре и началам анализа для 10 класса (профильный уровень)

Раздел Математика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«РАССМОТРЕНО»

Руководитель научно-методической кафедры

____________/Володина Г.В./

ФИО

Протокол № ___

от «__»__________200_г.


«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель руководителя по УМР МБОУ «Лицей»

_____________/Лебедева Е.В./

ФИО

«__»___________200___г.


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

МБОУ «Лицей»

_____________/ Кащеева Т.М./

ФИО

Приказ № ___

от «__»__________200_г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО АЛГЕБРЕ И НАЧАЛАМ АНАЛИЗА

(профильный уровень)


10 класс

ступень среднего (полного) общего образования

170 часов (5 часов в неделю)


УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ


Довлатбегян Виктории Александровны

высшей квалификационной категории









2013 - 2014 учебный год


Рабочая программа

по алгебре и началам математического анализа

(профильный уровень)

для 10 класса

учителя математики МБОУ «Лицей»

Довлатбегян В.А.


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по геометрии на основе примерной программы (Сборник. Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала математического анализа. М.: Просвещение - 2009г.) и авторской программы Колягин Ю. М., Ткачева М. В., Федорова Н. Е., Шабунин М. И (базовый уровень), 10 - 11классы. 2011 г.

Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебника для 10 класса общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровень): «Алгебра и начала математического анализа», авторы: Ю.М. Колягин, М.В. Ткачёва, Н.Е. Фёдорова, М.И. Шабунин под редакцией А.Б. Жижченко. Москва. Просвещение.2010

В рабочей программе представлены содержание математического образования, требования к обязательному уровню подготовки обучающегося, критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся, виды контроля, ресурсное обеспечение программы (литература), тематическое планирование уроков математики.

.

Программа выполняет две основные функции

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.


Общая характеристика предмета


Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений.

Цели изучения предмета на профильном уровне

Согласно миссии МБОУ «Лицей» - формирование образовательной среды, раскрывающей и развивающей личностный потенциал и индивидуальность участников образовательного процесса, позволяющей успешно учиться и находить себе применение в любой сфере деятельности в современном обществе - профильное обучение является средством дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет организовать образовательный процесс более полно учитывая интересы, склонности и способности обучающихся с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

При этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимися индивидуальной образовательной траектории. Изучение курса алгебры в рамках физико-математического профиля позволяет создать условия дифференциации содержания обучения, обеспечить углубленное и расширенное изучение отдельных разделов курса, расширить возможности социализации выпускников, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием. Одной из главных задач обучения математики в профильных классах является подготовка учащихся к продолжению образования в ВУЗах, обучение в которых требует высокого уровня математической подготовки.

Изучение алгебры и начал математического анализа на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование умений точно, грамотно, аргументировано излагать мысли как в устной, так и в письменной форме, овладение методами поиска, систематизации, анализа, классификации информации из различных источников (включая учебную, справочную литературу, современные информационные технологии);

  • формирование представлений об идеях и методах алгебры как средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

В профильном курсе содержание образования, представленное в основной школе, развивается в следующих направлениях:

  • систематизация сведений о числах; формирование представлений о расширении числовых множеств от натуральных до комплексных как способе построения нового математического аппарата для решения задач окружающего мира и внутренних задач математики; совершенствование техники вычислений;

  • развитие и совершенствование техники алгебраических преобразований, решения уравнений, неравенств, систем;

  • систематизация и расширение сведений о функциях, совершенствование графических умений; знакомство с основными идеями и методами математического анализа в объеме, позволяющем исследовать элементарные функции и решать простейшие геометрические, физические и другие задачи;

  • расширение системы сведений о свойствах плоских фигур, систематическое изучение свойств пространственных тел, развитие представлений о геометрических измерениях;

  • развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире;

  • совершенствование математического развития до уровня, позволяющего свободно применять изученные факты и методы при решении задач из различных разделов курса, а также использовать их в нестандартных ситуациях;

  • формирование способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных дисциплин, углубление знаний об особенностях применения математических методов к исследованию процессов и явлений в природе и обществе

Изучение математики на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:

Задачи:

  • совершенствовать практические навыки и вычислительную культуру;

  • развивать представления о числах и роли вычислений в практике;

  • овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные умения и научится применять их к решению задач;

  • изучить свойства и графики степенных, показательных и логарифмических функций;

  • развивать логическое мышление и речь - умение логически обосновывать суждения, приводить примеры и контрпримеры;

  • развивать интерес к познавательной и творческой деятельности учащихся;

  • формировать навыки самостоятельной деятельности на основе дифференциации обучения;

  • способствовать подготовке учащихся к дальнейшему продолжению образования по линии школа-ВУЗ.

.

Цели:

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.


Место предмета в учебном плане МБОУ «Лицей»


Согласно учебному плану МБОУ «Лицей» на изучение предмета «Алгебра и начала анализа» в 10 классе на профильном уровне отводится 170 часов из расчета 5 часов в неделю.



Изменения, внесенные в рабочую программу

В программе по алгебре и началам анализа для 10 класса Ю.М. Колягина раздел «Тригонометрия» изучается в конце учебного года. Считаю целесообразным перенести изучение данного раздела на начало учебного года в целях обеспечения непрерывности освоения материала, начатого в конце 9 класса. Так как в авторской программе Колягина Ю. М., Ткачевой М. В., Федоровой Н. Е., Шабунина М. И на изучение курса алгебры и начала анализа отводится 136 часов (4 часа в неделю), а в данной рабочей программе 170 часов (5 часов в неделю) поэтому добавлены часы на более углубленное изучении некоторых тем каждого раздела:

  1. Повторение курса алгебры за 7-9 классы - 4 час;

  2. Тригонометрические формулы - 5 часов;

  3. Тригонометрические уравнения - 6 часов;

  4. Делимость чисел - 2 часа;

  5. Степень с действительным показателем - 2 часа;

  6. Показательная функция - 4 часа;

  7. Логарифмическая функция - 5часов;

  8. Повторение - 6 часов.

Формы организации учебного процесса:

индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.

Формы контроля:

Самостоятельная работа, контрольная работа, зачёт, тест. Итоговая контрольная работа проводится в форме ЕГЭ.

Технические средства обучения

Компьютер, медиапроектор, интерактивная приставка mimio.


Содержание программы


  1. Повторение курса алгебры за 7-9 классы (8 часов).

Темы для повторения: «Алгебраические выражения», «Уравнения и системы уравнений », «Неравенства и системы неравенств», «Функции».

Входная контрольная работа

2. Тригонометрические формулы- (29 часов)

Радианная мера угла. Поворот точки вокруг начала координат. Определение синуса, косинуса и тангенса угла. Знаки синуса, косинуса и тангенса. Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла. Тригонометрические тождества. Синус, косинус и тангенс углов ос и -а. Формулы сложения. Синус, косинус и тангенс двойного угла. Синус, косинус и тангенс половинного угла. Формулы приведения. Сумма и разность синусов. Сумма и разность косинусов. Произведение синусов и косинусов.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1 ПО ТЕМЕ «ТРИГОМЕТРИЧЕСКИЕ ФОРМУЛЫ»

Основная цель - сформировать понятия синуса, косинуса, тангенса, котангенса числа; научить применять формулы тригонометрии для вычисления значений тригонометрических функций и выполнения преобразований тригонометрических выражений; научить решать простейшие тригонометрические уравнения sinx = a, cosx = а при а = 1, -1, 0.

Рассматривая определения синуса и косинуса действительного числа а, естественно решить самые простые уравнения, в которых требуется найти число а, если синус или косинус его известен, например уравнения sin a = 0, cos а = 1 и т. п. Поскольку для обозначения неизвестного по традиции используется буква х, то эти уравнения записывают как обычно: sinx = 0, cosx= 1 и т. п. Решения этих уравнений находятся с помощью единичной окружности.

При изучении степеней чисел рассматривались их свойства ap + qр Рабочая программа по алгебре и началам анализа для 10 класса (профильный уровень) aq,Рабочая программа по алгебре и началам анализа для 10 класса (профильный уровень) ар : aq. Подобные свойства справедливы и для синуса, косинуса и тангенса. Эти свойства называют формулами сложения. Практически они выражают зависимость между координатами суммы или разности двух чисел а и Р через координаты чисел а и (3. Фор мулы сложения доказываются для косинуса суммы или разности, все остальные формулы сложения получаются как следствия.

Формулы сложения являются основными формулами тригонометрии, так как все другие можно получить как следствия: формулы двойного и половинного углов (для классов базового уровня не являются обязательными), фор мулы приведения, преобразования суммы и разности в про изведение. Из формул сложения выводятся и формулы за мены произведения синусов и косинусов их суммой, что применяется при решении уравнений.

3. Тригонометрические уравнения - (27 часов)

Уравнения cosx = a, sinx = a, tgx = а. Тригонометрические уравнения, сводящиеся к алгебраическим. Однородные и линейные уравнения. Методы замены неизвестного и разложения на множители. Метод оценки левой и правой частей тригонометрического уравнения. Системы тригонометрических уравнений. Тригонометрические неравенства.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2 ПО ТЕМЕ «ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА».

Основная цель (базовый уровень) - сформировать умение решать простейшие тригонометрические уравнения; ознакомить с некоторыми приемами решения тригонометрических уравнений.

Основная цель (профильный уровень) - сформировать понятия арксинуса, арккосинуса, арктангенса числа; научить решать тригонометрические уравнения и системы тригонометрических уравнений, используя различные приемы решения; ознакомить с приемами решения тригонометрических неравенств.

Как и при решении алгебраических, показательных и логарифмических уравнений, решение тригонометрических уравнений путем различных преобразований сводится к решению простейших: cosx = a, sinx = a, tgx = a.

Рассмотрение простейших уравнений начинается с уравнения cosx = а, так как формула его корней проще, чем формула корней уравнения sin x = а (в их записи часто используется необычный для учащихся указатель знака

(-1)п).Решение более сложных тригонометрических уравнений, когда выполняются алгебраические и тригонометрические преобразования, сводится к решению простейших.

Рассматриваются следующие типы тригонометрических уравнений: линейные относительно sinx, cosx или tgx; сводящиеся к квадратным и другим алгебраическим уравнениям после замены неизвестного; сводящиеся к простейшим тригонометрическим уравнениям после разложения на множители.

На профильном уровне дополнительно изучаются однородные (первой и второй степеней) уравнения относительно sinx и cosx, а также сводящиеся к однородным уравнениям. При этом используется метод введения вспомогательного угла.

При углубленном изучении рассматривается метод предварительной оценки левой и правой частей уравнения, который в ряде случаев позволяет легко найти его корни или установить, что их нет.

На профильном уровне рассматриваются тригонометрические уравнения, для решения которых необходимо применение нескольких методов. Показывается анализ уравнения не по неизвестному, а по значениям синуса и косинуса неизвестного, что часто сужает поиск корней уравнения. Также показывается метод объединения серий корней тригонометрических уравнений. Разбираются подходы к решению несложных систем тригонометрических уравнений.

Рассматриваются простейшие тригонометрические неравенства, которые решаются с помощью единичной окружности.

4. Делимость чисел (12 часов)

Понятие делимости. Делимость суммы и произведения. Деление с остатком. Признаки делимости. Сравнения. Решение уравнений в целых числах.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №3 ПО ТЕМЕ «ДЕЛИМОСТЬ ЧИСЕЛ»

Основная цель - ознакомить с методами решения задач теории чисел, связанных с понятием делимости.

В данной теме рассматриваются основные свойства делимости целых чисел на натуральные числа и решаются задачи на определение факта делимости чисел с опорой на эти свойства и признаки делимости.

Рассматриваются свойства сравнений. Так как сравнение по модулю т есть не что иное, как «равенство с точностью до кратных т», то многие свойства сравнений схожи со свойствами знакомых учащимся равенств (сравнения по одному модулю почленно складывают, вычитают, перемножают).

Задачи на исследование делимости чисел в теории чисел считаются менее сложными, чем задачи, возникающие при сложении и умножении натуральных чисел. К таким задачам, например, относится теорема Ферма о представлении n-й степени числа в виде суммы степеней двух других чисел.

Рассказывая учащимся о проблемах теории чисел, желательно сообщить, что решению уравнений в целых и рациональных числах (так называемых диофантовых уравнений) посвящен большой раздел теории чисел. Здесь же рассматривается теорема о целочисленных решениях уравнения первой степени с двумя неизвестными и приводятся примеры решения в целых числах уравнения второй степени.

5. Многочлены. Алгебраические уравнения (17 часов)

Многочлены от одного переменного. Схема Горнера. Многочлен Р (х) и его корень. Теорема Безу. Следствия из теоремы Безу. Алгебраические уравнения. Делимость двучленов Рабочая программа по алгебре и началам анализа для 10 класса (профильный уровень) ±аn на хРабочая программа по алгебре и началам анализа для 10 класса (профильный уровень)а. Симметрические многочлены.

Многочлены от нескольких переменных. Формулы сокращенного умножения для старших степеней. Бином Нью тона. Системы уравнений.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №4 ПО ТЕМЕ «МНОГОЧЛЕНЫ, АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ»

Основная цель - обобщить и систематизировать знания о многочленах, известные из основной школы; на учить выполнять деление многочленов, возведение двучленов в натуральную степень, решать алгебраические уравнения, имеющие целые корни, решать системы уравнений, содержащие уравнения степени выше второй; ознакомить с решением уравнений, имеющих рациональные корни.

Продолжается изучение многочленов, алгебраических уравнений и их систем, которые рассматривались в школь ном курсе алгебры. От рассмотрения линейных и квадратных уравнений учащиеся переходят к алгебраическим уравнениям общего вида Рп(х) = О, где Рп(х) - многочлен степени п. В связи с этим вводятся понятия степени много члена и его корня.

Отыскание корней многочлена осуществляется разложением его на множители. Для этого сначала подробно рассматривается алгоритм деления многочленов уголком, который использовался в арифметике при делении рациональных чисел.

На конкретных примерах показывается, как получает ся формула деления многочленов Р(х) = М(х) Q(x) и как с ее помощью можно проверить результаты деления много членов. Эта формула принимается в качестве определения операции деления многочленов по аналогии с делением натуральных чисел, с которым учащиеся знакомились в кур се арифметики.

Деление многочленов обычно выполняется уголком или по схеме Горнера. Иногда это удается сделать разложением делимого и делителя на множители. Схема Горнера не является обязательным материалом для всех учащихся, но, как показывает опыт, она легко усваивается и ее можно рассмотреть, не требуя от всех умения ее применять. Можно также использовать метод неопределенных коэффициентов.

Способ решения алгебраического уравнения разложением его левой части на множители фактически опирается на следствия из теоремы Безу: «Если хг - корень уравнения Рп(х) = О, то многочлен Рп(х) делится на двучлен х - хг».Изучается теорема Безу, формулируются следствия из нее, являющиеся необходимым и достаточным условием деления многочлена на двучлен.

Рассматривается первый способ нахождения целых корней алгебраического уравнения с целыми коэффициентами, если такие корни есть: их следует искать среди делителей свободного члена. Для учащихся, интересующихся математикой, приводится пример отыскания рациональных корней многочлена с первым коэффициентом, отличным от 1. Среди уравнений, сводящихся к алгебраическим, рассматриваются рациональные уравнения. Хотя при решении рациональных уравнений могут появиться посторонние корни, они легко обнаруживаются проверкой. Поэтому понятия равносильности и следствия уравнения на этом этапе не являются необходимыми; эти понятия вводятся позже при рассмотрении иррациональных уравнений и неравенств.

Решение систем нелинейных уравнений проводится как известными учащимся способами (подстановкой или сложением), так и делением уравнений и введением вспомогательных неизвестных.

6. Степень с действительным показателем - (15 часов)

Действительные числа. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. Арифметический корень натуральной степени. Степень с натуральным и действительным показателями.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №5 ПО ТЕМЕ «СТЕПЕНЬ С РАЦИОНАЛЬНЫМ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ»

Основная цель - обобщить и систематизировать знания о действительных числах; сформировать понятие степени с действительным показателем; научить применять определения арифметического корня и степени, а также их свойства при выполнении вычислений и преобразовании выражений; ознакомить с понятием предела последовательности.

Необходимость расширения множества натуральных чисел до действительных мотивируется возможностью выполнять действия, обратные сложению, умножению и воз ведению в степень, а значит, возможностью решать уравнениях ах = b, ха = b.

Рассмотренный в начале темы способ обращения бесконечной периодической десятичной дроби в обыкновенную обосновывается свойствами сходящихся числовых рядов, в частности, нахождением суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии.

Действия над иррациональными числами строго не определяются, а заменяются действиями над их приближенны ми значениями - рациональными числами.

В связи с рассмотрением последовательных рациональных приближений иррационального числа, а затем и степе ни с иррациональным показателем на интуитивном уровне вводится понятие предела последовательности. Формулируется и строгое определение предела. Разбирается задача на доказательство того, что данное число является пре делом последовательности с помощью определения предела. На данном этапе элементы теории пределов не изучаются.

Арифметический корень натуральной степени п > 2 из неотрицательного числа и его свойства излагаются традиционно. Учащиеся должны уметь вычислять значения корня с помощью определения и свойств и выполнять преобразования выражений, содержащих корни.

Степень с иррациональным показателем поясняется на конкретном примере: число З^2 рассматривается как последовательность рациональных приближений З1,4, З1,41, .... Здесь же формулируются и доказываются свойства степени с действительным показателем, которые будут использоваться при решении уравнений, неравенств, исследовании функций.

7. Степенная функция - (16 часов)

Степенная функция, ее свойства и график. Взаимно обратные функции. Сложные функции. Дробно-линейная функция. Равносильные уравнения и неравенства. Иррациональные уравнения. Иррациональные неравенства.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №6 ПО ТЕМЕ «СТЕПЕННАЯ ФУНКЦИЯ»

Основная цель - обобщить и систематизировать известные из курса алгебры основной школы свойства функций; изучить свойства степенных функций и научить применять их при решении уравнений и неравенств; сформировать понятие равносильности уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств.

Рассмотрение свойств степенных функций и их графи ков проводится поэтапно, в зависимости от того, каким числом является показатель: 1) четным натуральным числом; 2) нечетным натуральным числом; 3) числом, противоположным четному натуральному числу; 4) числом, противоположным нечетному натуральному числу; 5) положительным нецелым числом; 6) отрицательным нецелым числом.

Обоснования свойств степенной функции не проводятся, они следуют из свойств степени с действительным показателем. Например, возрастание функции у = хр на промежутке х > О, где р - положительное нецелое число, следует из свойства: «Если 0 < х1 < х2, р> 0, то f(x1) < f(x2)». На примере степенных функций учащиеся знакомятся с понятием ограниченной функции, учатся доказывать как ограниченность, так и неограниченность функции.

Рассматриваются функции, называемые взаимно обратными. Важно обратить внимание на то, что не всякая функция имеет обратную. Доказывается симметрия графиков взаимно обратных функции относительно прямой у = х.

Знакомство со сложными и дробно-линейными функциями начинается сразу после изучения взаимно обратных функций. Вводятся разные термины для обозначения сложной функции (суперпозиция, композиция), но употребляется лишь один. Этот материал в классах базового уровня изучается лишь в ознакомительном плане. Обращается внимание учащихся на отыскание области определения сложной функции и промежутков ее монотонности. Доказывается теорема о промежутках монотонности с опорой на определения возрастающей или убывающей функции, что позволяет изложить суть алгоритма доказательства монотонности сложной функции.

Учащиеся знакомятся с дробно-линейными функция ми. В основной школе учащиеся учились строить график

функции у = k/x и графики функций, которые получались

сдвигом этого графика. Выделение целой части из дробно-линейного выражения приводит к знакомому учащимся виду функции.

Определения равносильности уравнений, неравенств и систем уравнений и свойств равносильности дается в связи с предстоящим изучением иррациональных уравнений, не равенств и систем иррациональных уравнений.

Основным методом решения иррациональных уравнений является возведение обеих частей уравнения в степень с целью перехода к рациональному уравнению-следствию данного.

С помощью графиков решается вопрос о наличии корней и их числе, а также о нахождении приближенных корней, если аналитически решить уравнение трудно.

Изучение иррациональных неравенств не является обязательным для всех учащихся. При их изучении на базовом уровне основным способом решения является сведение неравенства к системе рациональных неравенств, равно сильной данному. После решения задач по данной теме учащиеся выводятся на теоретическое обобщение решения иррациональных неравенств, содержащих в условии единственный корень второй степени.

8. Показательная функция - (15 часов)

Показательная функция, ее свойства и график. Показа тельные уравнения. Показательные неравенства. Системы показательных уравнений и неравенств.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №7 ПО ТЕМЕ «ПОКАЗАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ»

Основная цель - изучить свойства показательной функции; научить решать показательные уравнения и не равенства, системы показательных уравнений.

Свойства показательной функции у = ах полностью следуют из свойств степени с действительным показателем. Например, возрастание функции у = ах, если а > 1, следует из свойства степени: «Если хх < х2, то aX1Хг при а > 1».

Решение большинства показательных уравнений и неравенств сводится к решению простейших.

Так как в ходе решения предлагаемых в этой теме показательных уравнений равносильность не нарушается, то проверка найденных корней необязательна. Здесь системы уравнений и неравенств решаются с помощью равносильных преобразований: подстановкой, сложением или умножением, заменой переменных и т. д.

9. Логарифмическая функция - (22 часа)

Логарифмы. Свойства логарифмов. Десятичные и натуральные логарифмы. Логарифмическая функция, ее свойства и график. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №8 ПО ТЕМЕ «ЛОГАРИФМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ»

Основная цель - сформировать понятие логарифма числа; научить применять свойства логарифмов при решении уравнений; изучить свойства логарифмической функции и научить применять ее свойства при решении логарифмических уравнений и неравенств.

До этой темы в курсе алгебры изучались такие функции, вычисление значений которых сводилось к четырем арифметическим действиям и возведению в степень. Для вычисления значений логарифмической функции нужно уметь находить логарифмы чисел, т. е. выполнять новое для учащихся действие - логарифмирование.

При знакомстве с логарифмами чисел и их свойствами полезны подробные и наглядные объяснения даже в профильных классах.

Доказательство свойств логарифма опирается на его определение. На практике рассматриваются логарифмы по различным основаниям, в частности по основанию 10 (десятичный логарифм) и по основанию е (натуральный лога рифм), отсюда возникает необходимость формулы перехода от логарифма по одному основанию к логарифму по другому основанию. Так как на инженерном микрокалькуляторе есть клавиши lg и In, то для вычисления логарифма по основаниям, отличным от 10 и е, нужно применить формулу перехода.

Свойства логарифмической функции активно используются при решении логарифмических уравнений и неравенств.

Изучение свойств логарифмической функции проходит совместно с решением уравнений и неравенств.

При решении логарифмических уравнений и неравенств выполняются различные их преобразования. При этом час то нарушается равносильность. Поэтому при решении логарифмических уравнений необходимо либо делать проверку найденных корней, либо строго следить за выполненными преобразованиями, выявляя полученные уравнения-следствия и обосновывая каждый этап преобразования. При решении логарифмических неравенств нужно следить за тем, чтобы равносильность не нарушалась, так как проверку решения неравенства осуществить сложно, а в ряде случаев невозможно.

10. Повторение- (9 часов)

Уроки итогового повторения имеют своей целью не только восстановление в памяти учащихся основного материала, но и обобщение, уточнение систематизацию знаний по алгебре и началам математического анализа за курс 10 класса.

Повторение предлагается проводить по основным содержательно-методическим линиям и целесообразно выстроить в следующим порядке: вычисления и преобразования, уравнения и неравенства, функции, начала математического анализа.

При проведении итогового повторения предлагается широкое использование и комбинирование различных типов уроков (лекций, семинаров, практикумов, консультаций и т.е.) с целью быстрого охвата большого по объему материала. Необходимым элементом уроков итогового повторения является самостоятельная работа учащихся. Она полезна как самим учащимся, так и учителю для осуществления обратной связи. Диагностическая работа (в форме ЕГЭ)


Система оценивания

При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях, формировать компетенции:

- ключевые образовательные компетенции через развитие умений применять алгоритм решения уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств, текстовых задач, решения геометрических задач;

- компетенция саморазвития через развитие умений поставить цели деятельности, планирование этапов урока, самостоятельное подведение итогов;

- коммуникативная компетенция через умения работать в парах при решении заданий, обсуждении вариантов решения, умение аргументировать свою точку зрения;

- интеллектуальная компетенция через развития умений составлять краткую запись к задаче

- компетенция продуктивной творческой деятельности через развитие умений перевода заданий на математический язык

- информационная компетенция через формирование умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию посредством ИКТ.

Оценивание освоения учебного курса математики осуществляется через самостоятельные работы, контрольные работы по разделам учебного материала, тесты.

Предлагаются учащимся разноуровневые тесты, т.е. список заданий делится на две части - обязательную и необязательную. Обязательный уровень обеспечивает базовые знания для любого ученика. Необязательная часть рассчитана на более глубокие знания темы. Цель: способствовать развитию устойчивого умения и знания согласно желаниям и возможностям учащихся.

Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.

Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.

Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно записано решение.

Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т. е. за ответ выставляется одна из отметок: 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).


Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения математики на профильном уровне в старшей школе ученик должен

Знать/понимать

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки;

  • идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;

  • значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;

  • возможности геометрического языка как средства описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;

  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;

  • различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;

  • роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики;

  • вероятностных характер различных процессов и закономерностей окружающего мира.

Числовые и буквенные выражения

Уметь:

  • выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;

  • применять понятия, связанные с делимостью целых чисел, при решении математических задач;

  • находить корни многочленов с одной переменной, раскладывать многочлены на множители;

  • выполнять действия с комплексными числами, пользоваться геометрической интерпретацией комплексных чисел, в простейших случаях находить комплексные корни уравнений с действительными коэффициентами;

  • проводить преобразования числовых и буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, при необходимости используя справочные материалы и простейшие вычислительные устройства.

Функции и графики

Уметь

  • определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;

  • строить графики изученных функций, выполнять преобразования графиков;

  • описывать по графику и по формуле поведение и свойства функций;

  • решать уравнения, системы уравнений, неравенства, используя свойства функций и их графические представления;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически; интерпретации графиков реальных процессов.

Начала математического анализа

Уметь

  • находить сумму бесконечно убывающей геометрический прогрессии;

  • вычислять производные и первообразные элементарных функций, применяя правила вычисления производных и первообразных, используя справочные материалы;

  • исследовать функции и строить их графики с помощью производной,;

  • решать задачи с применением уравнения касательной к графику функции;

  • решать задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке;

  • вычислять площадь криволинейной трапеции;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • решения геометрических, физических, экономических и других прикладных задач, в том числе задач на наибольшие и наименьшие значения с применением аппарата математического анализа.

Уравнения и неравенства

Уметь

  • решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;

  • доказывать несложные неравенства;

  • решать текстовые задачи с помощью составления уравнений, и неравенств, интерпретируя результат с учетом ограничений условия задачи;

  • изображать на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем.

  • находить приближенные решения уравнений и их систем, используя графический метод;

  • решать уравнения, неравенства и системы с применением графических представлений, свойств функций, производной;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • построения и исследования простейших математических моделей.

Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей

Уметь:

  • решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул, треугольника Паскаля; вычислять коэффициенты бинома Ньютона по формуле и с использованием треугольника Паскаля;

  • вычислять, в простейших случаях, вероятности событий на основе подсчета числа исходов.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков; для анализа информации статистического характера.






Учебно-тематическое планирование
по алгебре и началам анализа

Класс:_____10_______

Учитель: ____Довлатбегян Виктория Александровна

Количество часов:
Всего _ 170 часов
В неделю 5 часов

Плановых контрольных работ:_10, из них 1 входная контрольная работа,

1 диагностическая (итоговая) _работа

самостоятельных и практических работ: 38

тестов:___6___

зачетов : 2

Планирование составлено на основе авторской программы «Алгебра и начала анализа. 10-11 классы - М.: «Просвещение», 2009 г.» (авторы: Колягин Ю. М., Ткачева М. В., Федорова Н. Е., Шабунин М. И.)

Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровень): «Алгебра и начала математического анализа», авторы: Ю.М. Колягин, М.В. Ткачёва, Н.Е. Фёдорова, М.И. Шабунин под редакцией А.Б. Жижченко. Москва. Просвещение.2010

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН






№п/п

№ урока по теме


Название раздела. Тема урока


Колич.

часов

Виды контроля за уровнем усвоения материала

Дата проведения


Самостоятельные работы.,тесты, зачеты


Контрольные работы

По плану

По факту


Глава 1. АЛГЕБРА 7-9 (повторение)



8



1




1

1

Алгебраические выражения

1





2

2

Уравнения и системы уравнений

1





3

3

Неравенства и системы неравенств

1





4

4

Функции

1





5

5

Свойства и графики функций

1





6

6

Множества

1





7

7

Логика

1





8

8

Входная контрольная работа



1




Глава VIII. ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФОРМУЛЫ



29


8


1



9

1

Радианная мера угла

1





10

2

Поворот точки вокруг начала координат

1





11

3

Поворот точки вокруг начала координат, самостоятельная работа


1




12

4

Определение синуса, косинуса и тангенса угла


1





13

5

Определение синуса, косинуса и тангенса угла

1





14

6

Знаки синуса, косинуса и тангенса

1





15

7

Зависимость между тригонометрическими функциями одного и того же угла



1





16

8

Зависимость между тригонометрическими функциями одного и того же угла


1






17


9

Решение задач по теме «Зависимость между тригонометрическими функциями одного и того же угла»





1




18

10

Тригонометрические тождества

1





19

11

Тригонометрические тождества

1





20

12

Решение задач на доказательство тригонометрических тождеств



1




21

13

Самостоятельная работа по теме «Тригонометрические тождества»


1




22

14

Синус косинус и тангенс углов Рабочая программа по алгебре и началам анализа для 10 класса (профильный уровень)

1





23

15

Формулы сложения

1





24

16

Синус, косинус и тангенс двойного угла

1





25

17

Синус, косинус и тангенс половинного угла


1





26

18

Решение задач по теме «Формулы сложения», самостоятельная работа.


1




27

19

Формулы привидения

1





28

20

Формулы привидения

1





29

21

Сумма и разность тригонометрических функций


1





30

22

Сумма и разность тригонометрических функций


1





31

23

Решение задач по теме «Сумма и разность тригонометрических функций»



1




32

24

Преобразование тригонометрических выражений


1





33

25

Преобразование тригонометрических выражений


1






34


26

Самостоятельная работа по теме «Преобразование тригонометрических выражений»





1




35

27

Решение задач по теме «Тригонометрические формулы»




1




36

28

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1 ПО ТЕМЕ «ТРИГОМЕТРИЧЕСКИЕ ФОРМУЛЫ»



1



37

29

Анализ контрольной работы

1





Глава IX. ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ



27


5


1



38

1

Уравнение у = cos x

1





39

2

Уравнение у = sin x

1





40

3

Уравнение у = sin x, самостоятельная работа

1





41

4

Уравнение у = tg x

1





42

5

Уравнение у = ctg x

1





43

6

Простейшие тригонометрические уравнения

1





44

7

Самостоятельная работа по теме «Простейшие тригонометрические уравнения»


1




45

8

Тригонометрические уравнения, сводящиеся к алгебраическим

1





46

9

Однородные и линейные уравнения

1





47

10

Тест по теме «Однородные тригонометрические уравнения»


1




48

11

Метод замены неизвестного и разложения на множители


1





49

12

Метод оценки левой и правой частей тригонометрического уравнения


1






50


13

Различные приемы решения тригонометрических уравнений



1






51


14

Различные приемы решения тригонометрических уравнений


1





52

15

Самостоятельная работа по теме «Различные приемы решения тригонометрических уравнений»






1




53

16

Уравнения, содержащие корень

1





54

17

Уравнения, содержащие корень

1





55

18

Уравнения, содержащие модуль

1





56

19

Системы тригонометрических уравнений

1





57

20

Тригонометрические неравенства

1





58

21

Тригонометрические неравенства

1





59

22

Самостоятельная работа по теме «Тригонометрические неравенства»




1




60

23

Обратные тригонометрические функции


1






61


24

Уравнения и неравенства с обратными тригонометрическими функциями



1






62


25

Решение задач по теме «Тригонометрические уравнения и неравенства»






1






63



26

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2 ПО ТЕМЕ «ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА».








1



64

27

Анализ контрольной работы

1




Глава II. ДЕЛИМОСТЬ ЧИСЕЛ


12


5


1



65

1

Понятие делимости

1





66

2

Делимость суммы и произведения

1





67

3

Деление с остатком

1





68

4

Деление с остатком, самостоятельная работа


1




69

5

Признаки делимости

1





70

6

Самостоятельная работа по теме «Признаки делимости»



1




71

7

Сравнения

1





72

8

Решение уравнений в целых числах


1




73

9

Решение уравнений в целых числах, самостоятельная работа


1




74

10

Решение задач по теме «Делимость чисел», решение задач



1




75

11

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №3 ПО ТЕМЕ «ДЕЛИМОСТЬ ЧИСЕЛ»





1



76

12

Анализ контрольной работы

1





Глава III. МНОГОЧЛЕНЫ. АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ



17


6


1



77

1

Многочлены от одной переменной

1





78

2

Многочлены от одной переменной

1





79

3

Схема Горнера

1





80

4

Многочлен Р(х) и его корень. Теорема Безу

1





81

5

Алгебраическое уравнение. Следствие из теоремы Безу

1






82


6

Решение алгебраических уравнений разложением на множители



1





83


7

Самостоятельная работа по теме «Алгебраические уравнения»


1




84

8

Делимость двучленов Рабочая программа по алгебре и началам анализа для 10 класса (профильный уровень)

1





85

9

Симметрические многочлены

1






86


10

Многочлены от нескольких переменных, самостоятельная работа



1





87


11

Формулы сокращенного умножения для старших степеней. Бином Ньютона



1





88

12

Системы уравнений

1





89

13

Решение задач на составление систем уравнений



1





90


14

Самостоятельная работа по теме «Алгебраические уравнения»





1





91


15

Решение задач по теме «Многочлены. Алгебраические уравнения»





1





92


16

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №4 ПО ТЕМЕ «МНОГОЧЛЕНЫ, АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ»





1



93

17

Анализ контрольной работы

1




Глава IV. СТЕПЕНЬ С ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ



15



4

1



94

1

Действительные числа

1






95


2

Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия

1






96


3

Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия, самостоятельная работа



1




97

4

Арифметический корень натуральной степени

1






98


5

Арифметический корень натуральной степени

1





99

6

Степень с рациональным показателем

1





100

7

Степень с рациональным показателем


1





101

8

Степень с действительным показателем


1





102

9

Степень с действительным показателем, самостоятельная работа




1




103

10

Преобразование выражений со степенями


1





104

11

Преобразование выражений со степенями

1







105



12

Самостоятельная работа по теме «Степень с рациональным и действительным показателем»






1





106



13

Решение задач по теме «Степень с рациональным и действительным показателем»






1





107


14

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №5 ПО ТЕМЕ «СТЕПЕНЬ С РАЦИОНАЛЬНЫМ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ»






1



108

15

Анализ контрольной работы

1




Глава V. СТЕПЕННАЯ ФУНКЦИЯ


16

4


1



109

1

Степенная функция, ее свойства и график

1





110

2

Взаимно-обратные функции.

1





111

3

Сложные функции

1





112

4

Дробно-линейная функция

1





113

5

Равносильные уравнения

1






114


6

Равносильные неравенства, самостоятельная работа


1




115

7

Иррациональные уравнения

1





116

8

Иррациональные уравнения, тест

1





117

9

Иррациональные неравенства

1





118

10

Иррациональные неравенства

1






119



11

Самостоятельная работа по теме «Иррациональные уравнения и неравенства»






1





120


12

Сложные иррациональные уравнения и неравенства



1






121


13

Сложные иррациональные уравнения и неравенства, тест






1




122

14

Решение задач по теме «Степенная функция»



1





123


15

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №6 ПО ТЕМЕ «СТЕПЕННАЯ ФУНКЦИЯ»



1



124

16

Анализ контрольной работы

1





Глава VI. ПОКАЗАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ


15

4


1



125

1

Показательная функция, ее свойства и график

1





126

2

Показательная функция, ее свойства и график

1





127

3

Показательные уравнения

1





128

4

Показательные уравнения, самостоятельная работа


1




129

5

Показательные уравнения с параметром

1





130

6

Показательные неравенства

1





131

7

Показательные неравенства с параметром

1






132


8

Самостоятельная работа по теме «Показательные уравнения и неравенства»




1




133

9

Системы показательных уравнений

1





134

10

Системы показательных уравнений

1





135

11

Системы показательных неравенств

1







136



12

Самостоятельная работа по теме «Системы показательных уравнений и неравенств»






1




137

13

Решение задач по теме «Показательная функция»


1





138


14

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №7 ПО ТЕМЕ «ПОКАЗАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ»




1



139

15

Анализ контрольной работы

1





Глава VII. ЛОГАРИФМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ


22

9


1



140

1

Логарифмы

1





141

2

Логарифмы

1





142

3

Свойства логарифмов

1





143

4

Свойства логарифмов, тест

1





144

5

Десятичные логарифмы

1





145

6

Натуральные логарифмы. Формула перехода

1





146

7

Логарифмическая функция, ее свойства и график

1





147

8

Самостоятельная работа по теме «Логарифмическая функция»


1




148

9

Простые логарифмические уравнения

1





149

10

Логарифмические уравнения, сводящиеся к квадратным

1





150

11

Логарифмические уравнения, сводящиеся к квадратным, тест


1





151


12

Решение логарифмических уравнений повышенной сложности



1





152


13

Решение логарифмических уравнений повышенной сложности




1





153


14

Самостоятельная работа по теме «Решение логарифмических уравнений»




1




154

15

Логарифмические неравенства

1





155

16

Логарифмические неравенства

1





156

17

Логарифмические неравенства, тест


1





157


18

Решение логарифмических неравенств повышенной сложности



1





158


19

Решение логарифмических неравенств повышенной сложности



1





159


20

Решение задач по теме

«Логарифмическая функция», решение задач




1





160


21

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №8 ПО ТЕМЕ «ЛОГАРИФМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ»





1



161

22

Анализ контрольной работы

1





ПОВТОРЕНИЕ КУРСА 10 КЛАССА



9

2


1



162

1

Тригонометрические формулы

1





163

2

Тригонометрические уравнения

1





164

3

Тригонометрические уравнения, зачет


1




165

4

Степень с действительным показателем

1





166

5

Показательные и логарифмические уравнения и неравенства

1






167


6

Показательные и логарифмические

уравнения и неравенства, зачет



1




168

7

Диагностическая работа




1



169

8





170

9

Обобщающий урок

1










МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


  1. Изучение Алгебры и начала математического в 10 классе . Книга для учителя (авторы Н.Е.Федорова, М.В.Ткачева).

  2. Алгебра. Начала математического анализа. Дидактические материалы для 10 класса (авторы М.И.Шабунин, М.В.Ткачева, Н.Е.Федорова, О.Н. Доброва).

  3. Мордкович А.Г., Семёнов П.В. Алгебра и начала анализа, 10 кл. ч.2 Задачник. - М.: Мнемозина, 2008.

ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧЕНИКА


Ю.М. Калягин, М.В. Ткачева и др. Алгебра и начала математического анализа, Учебник.- М.: Просвещение, 2009.

МОНИТОРИНГОВЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ


1. Глизбург В.И. Алгебра и начала анализа. 10 класс. Контрольные работы. Профильный уровень. - М.: Мнемозина, 2008

2. Звавич Л.И. и др. Алгебра и начала анализа. 8-11кл.: Пособие для школ и классов с углубленным изучением математики - М.: Дрофа, 1999-2007.

3. Алгебра и начала анализа: Дидактические материалы для 10, 11 кл. М.К. Потапов, А.В. Шевкин. - М.: Просвещение, 2005-2008.

4. Алгебра. Начала математического анализа. Дидактические материалы для 10 класса (авторы М.И.Шабунин, М.В.Ткачева, Н.Е.Федорова, О.Н.Доброва).

Интернет-источники:

ege.moipkro.ru

fipi.ru

ege.edu.ru

mioo.ru

1september.ru

math.ru

methmath.chat.ru/index.html

mathnet.spb.ru/

vip.km.ru/vschool/demo/education.asp?subj=292

education.bigli.ru

Учителям, преподающим математику на профильном уровне

kvant.mccme.ru/index.html

math.ournet.md/indexr.html

nsu/ru/mmf/tvims/probab.html

mccme.ru/mmmf-lrctures/books/

virlib.eunnet.net/mif/

195.19.32.10/physmath/index.htm
























27


© 2010-2022