• Преподавателю
  • Математика
  • Семинар натему: «Формирование функциональной грамотности учащихся посредством информационно-образовательной среды урока»

Семинар натему: «Формирование функциональной грамотности учащихся посредством информационно-образовательной среды урока»

Цели  мастер- класса: познакомить с собственным педагогическим опытом применения ИКТ  для развития предметной грамотности  учащихся; показать последовательность действий, методов, приемов и форм, направленных на формирование основных мыслительных операций и познавательной активности детей на занятиях по математике. Задачи мастер- класса: -способствовать повышению мастерства учителя к овладению проектирования заданий на развитие предметной  грамотности учащихся; -содействовать профессиональному ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер - класс по математике


«Математика - это просто!»


Куртасова Лариса Владимировна,

учитель математики и информатики

ГУ СШ № 29

г. Актобе


Цели мастер- класса: познакомить с собственным педагогическим опытом применения ИКТ для развития предметной грамотности учащихся.

Задачи мастер- класса:

-способствовать повышению мастерства учителя к овладению проектирования заданий на развитие предметной грамотности учащихся;

-содействовать профессиональному общению;

-вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.


Оборудование: проектор, экран, компьютер

Кто учился в школе? Кто любил математику?

Кто помнит, как звали учителя математики?

Я учитель математики - Куртасова Л.В. Предлагаю вам вернуться в детство.

Закройте глаза и вспомните своего учителя математики и свои уроки математики.

Чему вас учили на уроках математики? (ответы: считать, решать задачи…)

Со всеми ответами я согласна, но остановлюсь на одном: учили решать задачи.

Предлагаю посмотреть фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков». Пока смотрите, подумайте и попытайтесь ответить на вопрос: А зачем в школе учат решать задачи?

Такой приём служит отличной мотивацией при изучении новой темы, например «Дроби» в 5 классе.

Так зачем же в школе учат решать задачи? (ответы: …, чтобы решать затем задачи в жизни, …)

Смысл в решении предметных задач состоит в том, чтобы научить ученика решать задачи вообще. Решать любые задачи, которые приходится решать каждому человеку: рассчитывать свой бюджет, разбираться в отношениях с друзьями и близкими, решать, когда и куда отправиться в отпуск, сколько соли добавить в суп при его готовке и т.п. Если вы в школе не уяснили сути решения задач, то и в жизни решение задач вам даётся с трудом.

Сегодня, мы с вами попытаемся решить жизненную задачу так, как мы в школе решаем с ребятами математические задачи.

Итак, задача:

Легко ли быть учеником?

Решать задачу группами. (оформить решение задачи «Легко ли быть учеником?» используя подручные материалы на листе ватмана).

Получив задачу, мы естественно, её внимательно читаем, анализируем условие. Первое, что мы можем заметить при чтении этой задачи, состоит в следующем: в ней имеются определённые утверждения и требования, т.е. условие и вопрос. О чём же идёт речь в нашей задаче, вычленим элементарные условия:

Кто является объектом - ученик (Какие ассоциации у вас возникают со словом ученик? -ребёнок, школа, уроки, учитель, учебники, портфель,,…)

Каково же требование или вопрос задачи? Что неизвестно в задаче? Легко или не легко быть учеником?

Имеет ли данная задача смысл? (сможем ли мы ответить на вопрос?)

Раз задача имеет смысл, попытаемся её решить.

Что значит решить задачу? (ответы:…, найти решение,…)

Но, чтобы найти решение, нужно пройти все этапы решения задачи.

Итак, рассмотрим структуру решения задачи.

I этап - анализ условия, напоминаю, что его мы уже выполнили

Он необходим, т.к. зачастую наши ученики не вникают в суть задачи и не понимают, что от них требуется.

II этап - схематическая запись условия (задание группам: изобразить ученика, идущего 1 раз в 1 класс, и выпускника школы, т.е. ученика 10-11 класса)

Мы на уроке рисуем, например, окружности, треугольники - глазами или рукой в воздухе.

III этап - поиск способа решения задачи

В поиске способа решения нам помогут:

  • Поговорки и пословицы про учёбу: (разгадывают)

  • Без муки нет и науки.

  • Корень ученья горек, да плод сладок.

  • Кто больше знает, тот меньше спит.

  • Без терпенья нет ученья.

  • Намучится - научится.

  • Идти в науку - терпеть муку

На каждом уроке стараюсь включать воспитательный момент, например связь с пословицами и поговорками или математическими высказываниями, которые мы комментируем и рассуждаем какое отношение они имеют к теме урока.

А сейчас вернёмся к условию задачи, объектом является ученик. Но деятельность ученика неразрывно связана со школой. Ваша задача придумать на каждую букву слово доказывающее, что учеником быть легко или наоборот трудно.

Ш - шпаргалка, шестидневка

К - комфорт, конфликты, каникулы, коллектив, контрольные

О - общение, отличник, одарённость, ответственность, олимпиады

Л - лень, любовь

А - атмосфера благоприятная или нет

Этот приём помогает расширить словарный запас учеников.

Третий этап решения задачи самый длинный и чтобы вы не устали, предлагаю сделать зарядку

  • Если вы считаете, что данное качество ученика облегчает ему учёбу - качаем головой вперёд и назад, если нет - качаем в стороны): - профилактика шейного остеохондроза

  • Творческий

  • Агрессивный

  • Ответственный

  • Невнимательный

  • Целеустремлённый

  • Мало читает

  • Коммуникабельный

Подобная физкульт. минутка на уроках особенно в 5-7 классах служит снятию утомляемости и обеспечивает переход к новому виду деятельности.

Итак, к какому же ответу мы с вами больше склоняемся: легко или нелегко быть учеником? (задание группам)

Посмотрим, что получилось у наших коллег. (Группы показывает результат своей работы)


  • Что бы вы ещё добавили к аргументам, что учеником быть сложно?

Я думаю, что вы согласитесь со мной, что к аргументам можно отнести:

  • Конфликты в общении с одноклассниками, учителями, родителями

  • Проблемы в учёбе (низкая обучаемость, лень)

  • Усталость ( большой объём информации, д/з, посещение доп. секций, количество уроков)

IY этап - осуществление плана решения

Вместо этого предлагаю: найти для каждой песни о школе соответствующую картинку:

  • Нагружать всё больше нас стали почему-то

  • Буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь

  • Школьная пора и при всякой погоде пропадали пропадом мы во дворах

  • Когда уйдём со школьного двора под звуки не стареющего вальса

Такой приём на нахождение соответствий я использую на уроках, например, при проверке формул.

Y этап - проверка решения - посмотрим, а как же считают наши ученики (показываю ответы детей)

YI этап - формулирование ответа: в современном обществе быть учеником нелегко!

YII этап - исследование задачи:

  • Итак, задача имеет одно решение.

  • А способов решений сколько? несколько, много

    • Все ли данные в задаче использовали? (да)

    • Нельзя ли обобщить задачу? (например, легко ли быть ребёнком, студентом, молодым, …)

  • Известна ли какая-нибудь родственная задача? С тем же неизвестным?

Итак, используя этапы решения математической задачи, мы с вами сегодня решили не только задачу «Легко ли быть учеником», но и доказали, что математика это просто.

А в заключении я вас попрошу продолжить 2 предложения, которые я использую на уроке на этапе рефлексии:

  • На мастер - классе побывали ….

  • Работа в мастер - классе мне….

В течении жизни мы решаем множество задач. И если каждую отдельно решённую задачу рассматривать, как распустившийся цветок, то в результате мы получим огромный, красивый букет.

Пусть все задачи, которые встают перед вами будут решены, а букет будет только из распустившихся цветов. И если в жизни вам встретиться сложная задача, проанализируйте этапы её решения и, надеюсь, вы найдёте ответ. А все приёмы, которые, я использовала сегодня при решении задачи, можно использовать на любом предмете при изучении любой темы.

Благодарю за работу.

© 2010-2022