Конспект урока Квадрат суммы

Урок по теме «Квадрат суммы»  «Алгебра, 7 класс» Тип урока: изучение нового материала. Форма проведения урока: использование интерактивного оборудования и интернет-ресурсов. Цель: Вывести формулу квадрата суммы. Сформировать умение учащихся практически применять  формулу квадрата суммы для упрощения выражений. Задачи урока: Создание комфортной образовательной среды для развития мышления, логики, познавательного интереса, способности к конструктивному творчеству. Воспитание целеустремлённости при...  понимание смысла поставленной задачи; умение выполнять учебное действие в соответствии с целью. Коммуникативные: сформированность умений ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи; развиватие грамотной математической речи; умение работать  совместно в атмосфере сотрудничества.   Предметные результаты: В познавательной (интеллектуальной) сфере: Правильное чтение и запись формулы квадрата суммы. В ценностно-ориентационной сфере: применение новых знаний в новой ситуации; объяснение того, что показывает формула квадрата суммы.   Оборудование: •          Мультимедийный компьютер, проектор, зкран, раздаточный материал, . Ресурсы: презентация, ЭОК «Инфофонд», УМК «Алгебра – 7» С.М.Никольский и др.   Технология изучения темы Этап 1.  Самоопределение к деятельности Цель: Настроить учащихся на работу в классе . Китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю,я делаю – я понимаю» сегодня мы попробуем следовать ее указаниям Начинаем урок. Перед вами устные упражнения.  Слайд 1. 1. Найдите квадраты выражений. b ; - 3 ; 6а ; 7х2 у3.                                                                                        Слайд 2.Самопроверка. Слайд 3.  2. Найдите произведение 5 b и 3 с. Чему равно удвоенное произведение этих выражений?         Слайд 4.  Самопроверка. Слайд 5.  3. Прочит... видеть математическую модель формулы квадрата разности в реальной ситуации; понимать сущность алгоритмических предписаний по правильному чтению формулы квадрата разности и действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.   Слайд 8.  Задание №1. Выполните умножение многочлена на многочлен, результаты запишите в стандартном виде. (Ученики выполняют умножение многочлена на многочлен, находят буквы в таблице результатов. Читают тему урока «Квадрат суммы») (m + n)(m + n)   (c + d)(c + d)   (x + y)(x + у)   (m + k)(m+ k)   (р +8)(р + 8)   Слайд 9. Для самопроверки. (m + n)(m + n) m2 + 2mn + n2 (c + d)(c + d) c2 + 2cd + d2 (x + y)(x + у) x2 +2xy+ y2 (m + k)(m+ k) m2 +2mk+ k2 (р +8)(р + 8) Р2 + 16р + 64 - Есть ли что то общее в условиях и ответах предложенных упражнений? - Можно ли  условие записать короче? (получив ответ, учитель показывает слайд)       Слайд 10.            (m + n)(m + n) (m + n)2 m2 + 2mn + n2 (c + d)(c + d) (c + d)2 c2 + 2cd + d2 (x + y)(x + у) (x + y)2 x2 +2xy+ y2 (m + k)(m+ k) (m + k)2 m2 +2mk+ k2 (р +8)(р + 8) (р + 8)2 Р2 + 16р + 64    Слайд 11. Словесно прочитаем полученные равенства.   (m + n)2 = m2 + 2mn + n2 (c + d)2 = c2 + 2cd + d2 (x + y)2 = x2 +2xy+ y2 (m + k)2 = m2 +2mk+ k2 (р + 8)2 =Р2 + 16р + 64   - Чем похожи данные равенства? Сделайте вывод. (Ученики обращают внимание на то, что в левой части равенства записан квадрат суммы двух чисел, а в правой квадрат первого числа плюс удвоенное произведение первого и второго чисел плюс квадрат второго числа.) - Итак, ещё раз прочитайте в общем виде левую часть равенств (квадрат суммы). - Какое задание мы выполнили? (возводили в квадрат сумму чисел) - Ребята, тему нашего урока вы узнаете, если верно выполнили все задания. слайд 12. Ключ. m2 + 2mn + n2 В x2 +2xy+ y2 Т (р + 8)2 Ы (m + k)2 М р2 + 16р + 64 К m2 +2mk+ k2 У (x + y)2 Д (m + n)2 А c2 + 2cd + d2 C (c + d)2 Р Слайд 13. р2 + 16р + 64 m2 + 2mn + n2 (m + n)2 (x + y)2 (c + d)2 (m + n)2 x2 +2xy+ y2 К В А Д Р А Т   c2 + 2cd + d2 m2 +2mk+ k2 (m + k)2 (m + k)2 (р + 8)2 С У М М Ы   Тема  урока «Квадрат суммы».  (Квадрат суммы. Запись темы урока в тетрадях.) Ребята, если поменять местами слова темы урока и написать «Сумма квадратов»  смысл этого выражения изменится или нет? (учащиеся делают вывод, что это разные выражения и они имеют разные значения при различных значениях переменных). Давайте попробуем записать при помощи переменных a и bравенство объединяющее все выполненные нами упражнения. Слайд 14.     (а+b)2 =а2+2аb+b2 Можно ли возвести в квадрат выражение? Слайд 15.     ((х + 1) + у)2     ( 1 минута на обдумывание).    Слайд 16. Посмотрите как применяют эту формулу. Вместо а и в в эту формулу можно подставить любые выражения.                                   - Что мы с вами получили (учащиеся говорят, что получили формулу). Сформулируйте  словесно формулу квадрата суммы двух чисел. (учащиеся формулируют, учитель корректирует).                                Поставьте перед собой задачи на сегодняшний уро... понимать смысл поставленных математических задач; контролировать процесс и результат своей учебной деятельности; работать совместно в атмосфере сотрудничества. Слайд 17.    1.  Теперь внимание на слайд. Что я хотела у вас спросить? (1 минута). Один из учеников ставит задачу: Выбрать правильный ответ. (Групповая работа, учащиеся сами разбиваются на группы. Каждая группа работает самостоятельно, получив тестовое задание).           № Задание Ответ 1 2 3 1 (с +9)2 с2 +9с +81 с2 +18с +81 с2 +18с +18 2 (7у +6) 2 49у2+ 42у + 36 7у2+ 42у + 36 49у2+ 84у + 36 3 (3с +3у)2 9с2 +18су +9у2 3с2 +18су +3у2 9с2 +9су +9у2 4 (а2 +2в)2 а4 +4ав +4в2 а4 +4а2 в +4в2 а4 +4ав +2в2 5 (7у3 +6х2) 2 49у6+ 42ху + 36х4 49у6+ 84х2у3 + 36х4 49у5+ 84ху + 36х4      Слайд 18. Ответы: (самопроверка. Ответы проговариваются и высвечиваются на экране)                                                                                                         № 1 № 2 № 3 № 4 № 5 2 3 1 2 2 Выполнить упр. № 363 (изучение по рисунку 88 учебника вопроса о геометрическом смысле формулы (а +в)2.              (Работа в группах. В группах учащиеся разного уровня обучаемости. Разбор решения у доски).       Решение:  Рассмотрим квадрат со стороной а. К каждой его стороне добавим равные oтрезки длиной в. Получим новый квадрат со стороной (а+в), площадь которого равна (а+в)2. Новый квадрат разбит на 4 фигуры: квадрат со стороной а, квадрат со стороной в и два равных прямоугольника со стор... (x+5)2 = …
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по теме «Квадрат суммы»

«Алгебра, 7 класс»

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения урока: использование интерактивного оборудования и интернет-ресурсов.

Цель: Вывести формулу квадрата суммы. Сформировать умение учащихся практически применять формулу квадрата суммы для упрощения выражений.

Задачи урока:

  1. Создание комфортной образовательной среды для развития мышления, логики, познавательного интереса, способности к конструктивному творчеству.

  2. Воспитание целеустремлённости при достижении поставленной цели, ответственности за результаты своего труда, ответственности за результаты своего труда.

  3. Воспитание коммуникативных способностей при работе в коллективе, доверительного отношения, чувства взаимопомощи, поддержки.

Планируемые результаты:

Личностные результаты

-ответственно относиться к учению, эмоционально воспринимать математические задачи и их решения;

-навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

• формирование познавательных интересов, направленных на развитие представлений о преобразовании выражений с помощью формул сокращённого умножения;

• умение работать с различными источниками информации, включая цифровые.

• умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

  • понимание смысла поставленной задачи;

  • умение выполнять учебное действие в соответствии с целью.

Коммуникативные:

  • сформированность умений ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи;

  • развиватие грамотной математической речи;

  • умение работать совместно в атмосфере сотрудничества.

Предметные результаты:

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

Правильное чтение и запись формулы квадрата суммы.

В ценностно-ориентационной сфере:

  • применение новых знаний в новой ситуации;

  • объяснение того, что показывает формула квадрата суммы.

Оборудование:

• Мультимедийный компьютер, проектор, зкран, раздаточный материал, .

Ресурсы: презентация, ЭОК «Инфофонд», УМК «Алгебра - 7» С.М.Никольский и др.

Технология изучения темы

Этап 1. Самоопределение к деятельности

Цель: Настроить учащихся на работу в классе .

Китайская мудрость гласит: «Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю,я делаю - я понимаю»

сегодня мы попробуем следовать ее указаниям

Начинаем урок. Перед вами устные упражнения.

Слайд 1. 1. Найдите квадраты выражений.

b ; - 3 ; 6а ; 7х2 у3.

Слайд 2.Самопроверка.

Слайд 3. 2. Найдите произведение 5 b и 3 с. Чему равно удвоенное произведение этих выражений?

Слайд 4. Самопроверка.

Слайд 5. 3. Прочитайте выражения.

а) х + у в) (к + 1)2 д) (а -b)2

б) с2 + р2 г) р - у е) с2 - х2

Слайд 6. 4. Перемножить данные многочлены.

( 4 + а) • (3 + а)

Что вы сделали?

Что представляет первый многочлен, второй многочлен?

Слайд 7. Самопроверка.

5.Объясните, как умножить многочлен на многочлен.

( Результатом устных упражнений является выход на понятия умножения многочлена на многочлен).

Этап 2. Учебно-познавательная деятельность.

Цель: Научить школьников:

  • видеть математическую модель формулы квадрата разности в реальной ситуации;

  • понимать сущность алгоритмических предписаний по правильному чтению формулы квадрата разности и действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Слайд 8. Задание №1.

Выполните умножение многочлена на многочлен, результаты запишите в стандартном виде. (Ученики выполняют умножение многочлена на многочлен, находят буквы в таблице результатов. Читают тему урока «Квадрат суммы»)

(m + n)(m + n)


(c + d)(c + d)


(x + y)(x + у)


(m + k)(m + k)


(р +8)(р + 8)


Слайд 9. Для самопроверки.

(m + n)(m + n)

m2 + 2mn + n2

(c + d)(c + d)

c2 + 2cd + d2

(x + y)(x + у)

x2 +2xy+ y2

(m + k)(m + k)

m2 +2mk+ k2

(р +8)(р + 8)

Р2 + 16р + 64

- Есть ли что то общее в условиях и ответах предложенных упражнений?

- Можно ли условие записать короче?

(получив ответ, учитель показывает слайд)

Слайд 10.

(m + n)(m + n)

(m + n)2

m2 + 2mn + n2

(c + d)(c + d)

(c + d)2

c2 + 2cd + d2

(x + y)(x + у)

(x + y)2

x2 +2xy+ y2

(m + k)(m + k)

(m + k)2

m2 +2mk+ k2

(р +8)(р + 8)

(р + 8)2

Р2 + 16р + 64

Слайд 11. Словесно прочитаем полученные равенства.

(m + n)2 = m2 + 2mn + n2

(c + d)2 = c2 + 2cd + d2

(x + y)2 = x2 +2xy+ y2

(m + k)2 = m2 +2mk+ k2

(р + 8)22 + 16р + 64

- Чем похожи данные равенства? Сделайте вывод.

(Ученики обращают внимание на то, что в левой части равенства записан квадрат суммы двух чисел, а в правой квадрат первого числа плюс удвоенное произведение первого и второго чисел плюс квадрат второго числа.)

- Итак, ещё раз прочитайте в общем виде левую часть равенств (квадрат суммы).

- Какое задание мы выполнили?

(возводили в квадрат сумму чисел)

- Ребята, тему нашего урока вы узнаете, если верно выполнили все задания.

слайд 12. Ключ.

m2 + 2mn + n2

В

x2 +2xy+ y2

Т

(р + 8)2

Ы

(m + k)2

М

р2 + 16р + 64

К

m2 +2mk+ k2

У

(x + y)2

Д

(m + n)2

А

c2 + 2cd + d2

C

(c + d)2

Р

Слайд 13.

р2 + 16р + 64

m2 + 2mn + n2

(m + n)2

(x + y)2

(c + d)2

(m + n)2

x2 +2xy+ y2

К

В

А

Д

Р

А

Т


c2 + 2cd + d2

m2 +2mk+ k2

(m + k)2

(m + k)2

(р + 8)2

С

У

М

М

Ы


Тема урока «Квадрат суммы».

(Квадрат суммы. Запись темы урока в тетрадях.)

Ребята, если поменять местами слова темы урока и написать «Сумма квадратов» смысл этого выражения изменится или нет?

(учащиеся делают вывод, что это разные выражения и они имеют разные значения при различных значениях переменных).

Давайте попробуем записать при помощи переменных a и b равенство объединяющее все выполненные нами упражнения.

Слайд 14.

(а+b)22+2аb+b2

Можно ли возвести в квадрат выражение?

Слайд 15. ((х + 1) + у)2 ( 1 минута на обдумывание).

Слайд 16. Посмотрите как применяют эту формулу. Вместо а и в в эту формулу можно подставить любые выражения.

Конспект урока Квадрат суммы

- Что мы с вами получили (учащиеся говорят, что получили формулу).

Сформулируйте словесно формулу квадрата суммы двух чисел.

(учащиеся формулируют, учитель корректирует).

Поставьте перед собой задачи на сегодняшний урок:

- Что мне может дать сегодняшний урок?

- Для чего нужна формула?

Выполнить упр.№ 360 (а,б,в,г)

Этап 3. Релаксирующая деятельность

Цель: снять напряжение.

ЭОК «Инфофонд». Упражнения для снятия утомления глаз.

Этап 4. Диагностика качества освоения темы.

Цель: научить школьников:

  • понимать смысл поставленных математических задач;

  • контролировать процесс и результат своей учебной деятельности; работать совместно в атмосфере сотрудничества.

Слайд 17. 1. Теперь внимание на слайд. Что я хотела у вас спросить? (1 минута).

Один из учеников ставит задачу: Выбрать правильный ответ.

(Групповая работа, учащиеся сами разбиваются на группы. Каждая группа работает самостоятельно, получив тестовое задание).

Задание

Ответ

1

2

3

1

(с +9)2

с2 +9с +81

с2 +18с +81

с2 +18с +18

2

(7у +6) 2

49у2+ 42у + 36

2+ 42у + 36

49у2+ 84у + 36

3

(3с +3у)2

2 +18су +9у2

2 +18су +3у2

2 +9су +9у2

4

2 +2в)2

а4 +4ав +4в2

а4 +4а2 в +4в2

а4 +4ав +2в2

5

(7у3 +6х2) 2

49у6+ 42ху + 36х4

49у6+ 84х2у3 + 36х4

49у5+ 84ху + 36х4

Слайд 18. Ответы: (самопроверка. Ответы проговариваются и высвечиваются на экране)

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

2

3

1

2

2

  1. Выполнить упр. № 363 (изучение по рисунку 88 учебника вопроса о геометрическом смысле формулы (а +в)2.

  2. Конспект урока Квадрат суммы

(Работа в группах. В группах учащиеся разного уровня обучаемости. Разбор решения у доски).

Решение: Рассмотрим квадрат со стороной а. К каждой его стороне добавим равные oтрезки длиной в. Получим новый квадрат со стороной (а+в), площадь которого равна (а+в)2. Новый квадрат разбит на 4 фигуры: квадрат со стороной а, квадрат со стороной в и два равных прямоугольника со сторонами а и в. Таким образом площадь квадрата со стороной (а+в) равна сумме площадей этих четырех фигур, т.е. (а+в)22+ав+ав+в22+2ав+в2

Один из учащихся выполняя домашнее задание повышенного уровня обратил внимание на то, что в геометрической форме это тождество было впервые доказано Евклидом, обращая внимание одноклассников, что нашёл историческую справку о Евклиде в ЭОК «Инфофонд». Обратимся к ЭОК «Инфофонд». Раздел 2, § 3.3 Персоналии.

Евклид (ок. 365 - 300 до н. э.) - древнегреческий математик. Работал в Александрии в 3 в. до н. э. Главный труд «Начала» (15 книг), содержащий основы античной математики, элементарной геометрии, теории чисел, общей теории отношений и метода определения площадей и объемов, включавшего элементы теории пределов, оказал огромное влияние на развитие математики.

Работая с диском я нашёл интересные задачи, давайте откроем и решим их.

Слайд 19.

  1. Заполните пропуски: (взаимопроверка).

  1. (x+5)2 = … +10x +…

  2. (a+…)2 = …+ 2a + 1

  3. (1+4y)2 = 1+ … + 16y2

  4. (…+…)2 = k2+ 2kx + …

  5. (…+…)2 = x2+ … + 4y2

После выполнения задания учащиеся меняются тетрадями и в соответствии с указанными на слайде критериями выставляют оценку своему товарищу по парте.

Слайд 20. Критерии:

Количество верно выполненных заданий

Оценка

5

5

4

4

3

3

Менее 3-х

2


  1. Упр. № 363

  2. Ученики возводят в квадрат числа, применяя формулу квадрата суммы.

Этап 5. Рефлексивная деятельность.

Цель: научить учащихся:

  • соотносить поставленный результат с поставленной целью;

  • адекватно определять уровень усвоения нового материала;

  • оценивать результат учебной деятельности.

Слайд 21.

У.: Ребята, заполните таблицу, поставив плюс.

Знаю

Понимаю

Могу

Умею

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5






Высказывание на слайде.

  1. Я … показывает формула квадрата суммы.

  2. Я … прочитать словесно формулу квадрата суммы.

  3. Я … записывать формулу квадрата суммы в виде многочлена стандартного вида.

  4. Я … применять формулу квадрата суммы при преобразовании выражений .

  5. Я … умею работать в группе.

Домашнее задание: п.6.1 изучить, №360 (г,д,е), 368(а,б).

Домашнее задание (повышенного уровня)

Докажите, что чтобы число, оканчивающееся цифрой 5, возвести в квадрат, достаточно число его десятков умножить на следующее натуральное число и к произведению приписать справа число 25.

Слайд 22. Спасибо за урок!

© 2010-2022