Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме Степень числа. Квадрат и куб числа

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока


Учитель

Какоткина С.В., учитель математики Большеданиловского филиала МБОУ «Оборонинская СОШ»

Класс

5 класс

Автор программы учебного курса

Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд

Тема урока

«Степень числа. Квадрат и куб числа»

Тип урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий

Формы организации учебной деятельности:

Коллективная работа, индивидуальная, самостоятельная работа, работа в парах

Методы обучения

Словесный, наглядный, практический, частично-поисковый

Цель

Формирование понятий «степень числа», «квадрат числа», «куб числа», умений возводить в степень натуральное число, находить значения выражений, содержащих степень.

Формировать УУД

Личностные:

Регулятивные:


Коммуникативные:

Познавательные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.

умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).

Планируемые образовательные результаты Предметные:

Метапредметные:

регулятивные:


познавательные:

коммуникативные:

научиться: читать и записывать степень; называть компоненты степени; заменять произведение степенью; представлять степень в виде произведения; объяснять, что называется квадратом и кубом числа;

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.

уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, осуществлять контроль, коррекцию, оценку своих действий и действий своего партнера.

Основные понятия

Основание, показатель степени, степень, квадрат числа, куб числа.

Оборудование

Мультимедийный проектор, компьютер, презентация «Степень. Квадрат и куб числа», раздаточный материал для рефлексии, учебник по математике для 5 класса(авторы Н.Я. Виленкин и др.).








Ход урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся. Формирование УУД

I.Организационный этап (1 мин.)

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку

(рабочее место, внешний вид); наличие отсутствующих; мобилизация внимания.


  • Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, в классе много гостей. Давайте им улыбнемся, а теперь улыбнитесь друг другу. Итак, продолжаем наше путешествие в царство математики. И сегодня наш урок, как всегда, полон тайн и загадок.

Слайд 1

Да, путь познания не гладок,

Но знайте вы со школьных лет.

Загадок больше, чем разгадок,

И поискам предела нет.

Готовность к уроку

Слушают учителя (коммуникативные)

II. Актуализация опорных знаний и постановка учебной задачи ( 5 мин)

Цель: совершенствование вычислительных навыков, повторение правила выполнения действий над числами.

1.Устный счет


2.Определить порядок действий.





3. Ребус

Слайд 2, Слайд 3

  • Прежде чем мы объявим тему урока, давайте посчитаем устно.

  • Ответы мы записали, а сейчас проверим: верно ли выполнили вычисления (использование анимации - появление верных ответов).

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме Степень числа. Квадрат и куб числаТехнологическая карта урока математики в 5 классе по теме Степень числа. Квадрат и куб числа

Слайд 4

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме Степень числа. Квадрат и куб числа


  • Какие действия называются действиями первой ступени?

  • Второй ступени?

  • Как выполняются действия при нахождении значения выражения?


  • Сегодня мы изучим еще одно действие над натуральными числами. Для того, чтобы узнать это новое действие, предлагаю разгадать ребус.

Слайд 5

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме Степень числа. Квадрат и куб числа

Ответы учащихся

69; 23; 8; 96; 48

Учащиеся выполняют задания, проверяют правильность ответов.

(познавательные)

Учащиеся учатся контролировать свои действия.

Учатся адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы по ходу реализации действий (регулятивные).

Осуществляю т контроль. Оценивают одноклассников.

(коммуникативные)


Ответы учащихся:

1)умножение, деление, сложение.

2) сложение, умножение, деление.

3)деление, сложение, умножение.

Умение слушать учителя, собеседника, вступать в диалог (коммуникативные).

Умение владеть монологической и диалогической формами речи (личностные)

Вывод делают учащиеся (умение обобщать, делать выводы (познавательные).

1)Если выражение содержит только действия одной ступени и в нем нет скобок, то действия выполняются по порядку слева направо.

2)Если выражение не содержит скобки, то сначала выполняются действия II ступени, а затем I.

3)Если в выражении скобки присутствуют, то сначала выполняют действия в скобках (учитывая при этом правила 1) и 2)).

Ответ учащихся: степень.

Работа с информацией, выдвижение гипотез (познавательные)

III. Мобилизующий этап (2 мин)

Формулировка темы урока.

Цель: Подготовка учеников к самостоятельному определению и формулировке темы урока.


  • Верно, это степень. Итак, о степени мы с вами будем говорить на уроке.

  • Откройте тетради: запишите дату и тему урока «Степень числа. Квадрат и куб числа».

Слайд 6

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме Степень числа. Квадрат и куб числа

  • Ребята, тема урока перед вами. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

  • Кроме изучения понятий, что мы еще будем делать?

  • Да, сегодня мы научимся находить значения выражений, содержащих степень.

Учащиеся записывают тему урока в тетради



Высказывают свои мнения. Выбирают альтернативные способы решения примеров (регулятивные).

Учащиеся вспоминают, отвечают.

Дети заменяют сложение умножением (познавательные).

Адекватно используют речь для планирования и регуляции своей деятельности. (познавательные).

IV. Актуализация знаний и фиксация затруднений деятельности (воспроизведение учащимися необходимых и достаточных знаний для введения нового, завершается проблемой)

Цель: Актуализация знаний о связи между сложением одинаковых слагаемых и их произведением. Выявление отличительного свойства задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности; согласование цели и темы урока.

Актуализация опорных знаний и постановка учебной задачи


  • Ребята, давайте вспомним как можно записать сумму, в которой слагаемые равны друг другу? Для чего это необходимо?

Слайд 7

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме Степень числа. Квадрат и куб числа

  • А можно ли произведение одинаковых множителей тоже записать короче?

Слайд 8

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме Степень числа. Квадрат и куб числа

  • Обобщаю: произведение одинаковых множителей можно записать короче « 3 7» и это выражение называют степенью.

  • Читают «3 в седьмой степени»

Слайд 9

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме Степень числа. Квадрат и куб числа

  • Ребята, а что показывает показатель степени? Основание степени?

Ответ учащихся: …

сумму одинаковых слагаемых можно записать в виде произведения. Необходимо это для того, чтобы сократить математическую запись и быстрее выполнять действия в выражении.

Умение выделить и осознать то, что уже пройдено (изучено) (познавательные).

Умение формулировать свое собственное мнение

(коммуникативные).

Умение принимать и сохранять математическую информацию (регулятивные).

Постановка цели учебной задачи (познавательные)


Предполагаемый ответ учащихся: возможно, их предложения -3 7

Анализируют условия данной задачи, комментируют исходные и конечные данные (регулятивные).

Ребята рассматривают примеры на слайде. Находят сходство и различие с предыдущими примерами (познавательные)

Учатся внимательно слушать товарища, с уважением принимать его точку зрения (коммуникативные).



Ответ учащихся.

Показатель показывает, сколько множителей было взято, а

основание - чему равен каждый множитель.

Дети высказывают свои мнения. Принимают решение на основе переговоров с учителем. Учатся оценивать правильность выполнения действий и вносить коррективы по ходу реализации действий (регулятивные).

Умение делать вывод (познавательные)

Учащиеся отвечают, записывают формулу.

Учатся строить монологическое высказывание в устной форме (коммуникативные).

V. Усвоение новых знаний (17 мин) Цель: Введение понятия степени числа, квадрата и куба числа; формирование умений читать степень, возводить число в степень, вычислять значение простейших выражений, содержащих степень.

Работа с новыми понятиями


Слайд 10

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме Степень числа. Квадрат и куб числа



  • Перед вами таблица квадратов первых десяти натуральных чисел

Слайд 11

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме Степень числа. Квадрат и куб числа

Слайд 12

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме Степень числа. Квадрат и куб числа


  • Перед вами таблица кубов первых десяти натуральных чисел

Слайд 13

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме Степень числа. Квадрат и куб числа

  • Чему равно число в первой степени?

Слайд 14

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме Степень числа. Квадрат и куб числа

Слайд 15 Слайд 16

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме Степень числа. Квадрат и куб числаТехнологическая карта урока математики в 5 классе по теме Степень числа. Квадрат и куб числа


Учащиеся пытаются сформулировать понятия «квадрат числа». Выполняют учебное действие в материализованной форме (регулятивные).

Учащиеся записывают 3*3 = 32 = 9 n*n=n2

Пытаются понимать смысл информации (познавательные)

Учитывать правило в планировании и контроле решения данного задания (регулятивные).




Учащиеся пытаются сформулировать понятие «куб числа». Выполняют учебное действие в материализованной форме (регулятивные).

Учащиеся записывают 3*3*3 = 33=27

n*n*n=n3

Пытаются понимать смысл информации (познавательные)

Учитывать правило в планировании и контроле решения данного задания (регулятивные).




Ответ учащихся: число в первой степени равно самому числу.

Учитывать правило в планировании и контроле решения данного задания (регулятивные).

Осмысление нового понятия (личностные и регулятивные)

VI. Первичное закрепление изученного

Цель: формирование навыков применения новых знаний на практике


  • Сейчас мы потренируемся в чтении степеней

Слайд 17 Слайд 18

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме Степень числа. Квадрат и куб числаТехнологическая карта урока математики в 5 классе по теме Степень числа. Квадрат и куб числа

Учащиеся читают выражения по образцу.

Учащиеся выполняют предложенное задание, сверяют свои ответы.

Выделение и осознание того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению (регулятивные).

Дети предлагают ответы. Читают степень, называя основание и показатель (познавательные).

Умение представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме (коммуникативные).

Самоконтроль, сравнение ответа с предложенными (регулятивные)

VII. Физминутка

Цель:

предупреждение утомления и снижения работоспособности

Динамическая пауза

Слайд 19

Учащиеся выполнят физические упражнения

VIII. Выработка умения применять новые знания

Цель: формирование навыков применения новых знаний на практике

  • А сейчас выполним задания из учебника на доске и в тетрадях

Слайд 20

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме Степень числа. Квадрат и куб числа

Самостоятельно анализируют пути решения задачи. Выполняют задания в тетради.

Осуществляют взаимоконтроль по результату действия (регулятивные).

Вычисляют значение степени в тетрадях.

Проверяют правильность выполнения (познавательные).

Планируют общие способы деятельности (коммуникативные).

IX. Этап проверки усвоения новых знаний учащихся.

Тест (6 мин)

Цель этапа: выявление качества и уровня усвоения знаний.


  • Чтобы проверить, как вы усвоили новый материал, выполним тест. Слайд 21

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме Степень числа. Квадрат и куб числа


  • Проверим тест по ключу на экране. Поменяемся тетрадями в парах. Выставим оценки.


  • Выполним вычисления устно

Слайд 22 Слайд 23

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме Степень числа. Квадрат и куб числаТехнологическая карта урока математики в 5 классе по теме Степень числа. Квадрат и куб числа



Осуществляют взаимоконтроль по результату действия. Самостоятельно оценивают правильность выполнения действий (регулятивные).

Выполняют самостоятельно вычисления в тетради, предлагают ответы, проверяют правильность выполнения. Объясняют последовательность выполнения действий, находят значение выражения, проверяют правильность выполнения (познавательные).

Устанавливают рабочие отношения в группе. Осуществляют контроль, коррекцию действий партнера. Ставят друг другу оценки (коммуникативные).


Учащиеся выполняют предложенное задание, сверяют свои ответы.

Выделение и осознание того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению (регулятивные).

Дети предлагают ответы. Находят значение буквенного выражения, содержащего степень (познавательные).

Умение представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме (коммуникативные).

Самоконтроль, сравнение ответа с предложенными (регулятивные)

X. Рефлексия. (2 мин)

Цель этапа:

подведение итогов. Самооценка собственной деятельности.

Слайд 24

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме Степень числа. Квадрат и куб числа

  • Повторим все изученные понятия.

  • Что означает цифра 3? Что означает цифра 7? Чем можно заменить эту запись? Как читается эта запись?

  • Чему равна первая степень числа? Как иначе называется вторая степень числа? Третья степень числа?

  • Что нового узнали на уроке? Что запомнили? Чему научились? Что вызвало затруднения? Оцените свою деятельность на уроке, достигли ли вы поставленной цели.

Слайд 25

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме Степень числа. Квадрат и куб числа

Учащиеся анализируют свою деятельность на уроке.

Учатся адекватно оценивать свои возможности в достижении цели, уровень реализации поставленных задач. Учатся оценивать планируемые результаты (регулятивные).

(познавательные).

Адекватно используют языковые средства для отображения своих мыслей и чувств, мотивов действий. (коммуникативные).

XI. Домашнее задание

(1 мин.)

Цель этапа: проведение инструктажа по выполнению домашнего задания.


  • Учитель предлагает домашнее задание.

Слайд 26

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме Степень числа. Квадрат и куб числа

Учитель выставляет оценки. Благодарит за помощь в проведении урока

Ребята записывают домашнее задание.

12


© 2010-2022