- Преподавателю
- Математика
- Статья на тему: Формирование УУД при решении текстовых задач (начальная школа)
Статья на тему: Формирование УУД при решении текстовых задач (начальная школа)
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Владимирова Т.В. |
Дата | 14.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
В данной статье рассматриваются роль и место текстовых задач, являющихся необходимым компонентом общего образования школьников. Универсальность технологий как методического базиса общего образования состоит в том, что любая деятельность профессиональная, учебная, созидательная, преобразующая должна осуществляться технологически, т.е. путём, гарантирующим достижение запланированного результата кратчайшим и экономичным путём. В свете стандартов второго поколения овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. Целью данной работы является создание условий для развития универсальных учебных действий на уроках технологии. Исходя из этой цели, мною были поставлены следующие задачи:
Для успеха обучения в условиях реализации стандартов второго поколения требуется активная деятельность учащихся, сосредоточенная и вдумчивая работа под руководством учителя. Для этого необходимо строить процесс обучения, организацию и методику урока так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную деятельность. На уроках используются следующие варианты приемов активизации учебной деятельности, обеспечивающих достижение планируемых результатов по программе формирования УУД: участие в проектах, творческие задания, самооценка события, подведение итогов урока, использование листов самооценки на уроках и др. Используются методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся.
При решении проблемы формирования УУД, образовательный процесс при решении текстовых задач строится по парацентрической технологии (Н.Н. Суртаевой). С переходом современных российских школ на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) изменились требования к профессиональной деятельности учителя начальной школы. Данные изменения обусловлены тем, что усовершенствование образовательного процесса позволит ускоренно и эффективно достичь успехов в общекультурном, личностном и познавательном развитии детей. «Формирование метапредметных (общеучебных) умений очень важно для начальной школы» [4]. Для успешного овладения учеником текстовых задач ему необходимо обладать общими теоретическими и практическими умениями. А это, в свою очередь, позволит сформировать активность и самостоятельность детей в учебном процессе и научить детей учиться. Универсальные учебные действия (УУД) разработаны группой ученых-психологов (Г. В. Бурменской, И. А. Володарской, О. А. Карабановой, Н. Г. Салминой и С. В. Молчановым) под руководством члена-корреспондента РАО, профессора МГУ А. Г. Асмолова. Методологической и теоретической основой УУД является системно-деятельностный подход Л. В. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова.
«Универсальные учебные действия» ученые определяют как умение учиться, т.е. «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта» [1, с. 14]. В психологическом плане УУД трактуются как совокупность навыков учебной работы и способов действия учащегося, с помощью которых он готов самостоятельно организовать процесс по усвоению новых знаний и умений. К основным видам УУД профессор МГУ А. Г. Асмолов относит личностные действия и метапредметные (регулятивные, познавательные и коммуникативные) [Там же, с. 28].
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся. Ученик должен задаваться вопросом «Какое значение и какой смысл имеет для меня учение?» и уметь на него отвечать.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция).
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и метапредметные - универсальные учебные действия. Универсальные учебные действия (УУД) - это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Для успеха обучения в условиях реализации стандартов второго поколения требуется активная деятельность учащихся, сосредоточенная и вдумчивая работа под руководством учителя. Для этого необходимо строить процесс обучения, организацию и методику урока так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную деятельность. На уроках используются следующие варианты приемов активизации учебной деятельности, обеспечивающих достижение планируемых результатов по программе формирования УУД: участие в проектах, творческие задания, самооценка события, подведение итогов урока, использование листов самооценки на уроках и др. Используются методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся.
При решении проблемы формирования УУД, образовательный процесс при решении текстовых задач строится по парацентрической технологии (Н.Н. Суртаевой). В соответствии с чем, обучение происходит в «парах» со средствами обучения при помощи методических инструкций и последующим выходом на контроль и собеседование с учителем.
Изучение новой темы начинается со знакомства учащихся с тематическим планированием изучения данной темы. Во время информационного ввода учителя происходит ознакомление с информационным листом, в котором учащимся предлагаются различные средства обучения, начинается работа с листом учета деятельности учащихся. К нему возвращаются после изучения темы. Кроме традиционных средств, готовятся такие средства обучения, как электронный учебник и задачник, сайты в сети Интернет или собственные Web-странички, собственные презентации, электронные справочники; задания на заполнение таблиц, исправление ошибок, разноуровневые тесты, карточки. В каждом диалоговом общении ученик затрачивает нужное ему время на учение, выбирает наиболее подходящие для стиля мышления и деятельности (социотипа) средства обучения, а также выбирает методическое указание, инструкцию, наиболее доступные для него. Организация учебного процесса предполагает прохождение обучающимися четырех-шести диалоговых видов общения.
Исследования А.Ф. Ануфриева, В.С.Казанской, И.В. Дубровиной и др. (2011 г.) выявили, что от 15% до 60% учащихся с 1 по 4 классов общеобразовательной школы испытывают трудности в обучении, в частности, трудности коммуникативного характера.
Анализ научной литературы также показал, что, вопросы общей подготовки младших школьников к общению изучены достаточно детально, но проблема формирования коммуникативных УУД в образовательной среде остается открытой для решения. Спецификой при решении текстовых задач является предметно - практическая деятельность. Именно такая деятельность детей дает широкие возможности для организации коллективной работы. Так, например, возможно проявление собственной инициативы и высказывание собственного мнения, участия в поддержке и оценке другой инициативы, оценка своей инициативы и рефлексия деятельности, участие в формировании общей цели, в осуществлении совместной деятельности, в управлении совместной деятельностью.
Коммуникативные УУД наиболее эффективно формируются в процессе коллективной деятельности, поскольку коллективные занятия создают благоприятные условия для общения детей друг с другом, в процессе работы каждый становится источником знаний для других участников. Такая деятельность позволяет мобилизовать творческие личные возможности каждого ученика и развивать умение учащихся общаться друг с другом, дает возможность формировать умения и навыки работать вместе, строить общение. Каждый чувствует себя сопричастным полученному общему продукту, и это, безусловно, не только радует детей, но и способствует формированию коммуникативных УУД.
Для определения сплоченности класса и коммуникативной обстановки в нем на констатирующем этапе нами была разработана и проведена следующая анкета:
1. Со всеми ли учениками в классе ты общаешься? ( да\ нет)
2. Трудно ли тебе попросить помощи одноклассника в чем-либо? (да\ нет)
3. Можешь ли ты высказать свое мнение в классе? (да\ нет\ не всегда)
4. Трудно ли тебе выразить свои мысли в речи? (да\ нет\ не всегда)
5. Нравится ли тебе работать в группе, в парах, всем классом?(да\ нет)
6. Любишь ли ты общаться с одноклассниками? (да\ нет)
7. Дружный ли твой класс? (да\ нет)
Полученные результаты показали, что у большинства учащихся опытного и контрольного классов преобладал средний уровень развития коммуникативных УУД, групповая сплоченность учащихся являлась низкой, кроме того, в классе наблюдалась неблагоприятная коммуникативная обстановка, ученики испытывали трудности коммуникативного характера на момент начала опытно-исследовательской работы. Полученные данные на наш взгляд объясняются авторитарным стилем преподавания учителей.
Итоговый суммарный результат диагностик проведенных на контрольном этапе мы привели в сравнении с результатами диагностик проведенных на констатирующем этапе(см. Диаграмму 1, Диаграмму 2)
Диаграмма 1 Суммарный результат развития коммуникативных УУД
Диаграмма 2 Суммарный результат развития коммуникативных УУД
По результатам диагностики, проведенной на контрольном этапе видно, что коллективная деятельность на уроках технологии способствует формированию коммуникативных УУД у младших школьников, соответственно, выдвигаемая гипотеза нашла свое подтверждение.
В основе методологии проектирования УУД согласно стандартам второго поколения лежит системно - деятельностный подход, а также функции УУД тесно связаны с возрастными психологическими. Структуру уроков можно представить как последовательное чередование аз, каждая из которых состоит из двух шагов. Первый шаг - усвоение порции теоретического материала, второй шаг - решение текстовых задач
.Вначале каждого урока существует нулевая фаза (Ф0), которая включает в себя организацию и целевую установку на урок, а в конце урока - заключительная фаза (Фз), которая включает в себя сбор, а анализ ученических работ и выставление оценок. Таким образом, структуру уроков можно представить следующим образом:
Где Фт - теоретическая фаза (10'-15')
Фп - практическая фаза (25'-30')
В построении опорных конспектов уроков положены все шесть принципов методики Шаталова.
Принцип первый. Быстрое движение вперед. Весь новый материал изучается за наименьшее количество часов за счет применений инструкционных карт, а также бинарности уроков.
Принцип второй. Работает система обратной связи, т.е. каждый учащийся на каждом уроке получает оценку, его работа анализируется педагогом.
Принцип третий - опережающая роль теории на каждом из уроков.
Принцип четвертый - принцип двух-трех-кратного изложения материала, т.е. объяснение темы, анализ карточек и наглядных пособий, зарисовка схемы шва и описание технологической последовательности исполнения, а затем практическое исполнение.
Принцип пятый - принцип открытых перспектив. Работа каждого ученика видна всем, появляется возможность исправления брака, а, следовательно - оценку можно исправить Принцип шестой - принцип гласности. Все оценки выставляются и объявляются в конце каждого урока. В основу моей разработки положена система традиционных методов обучения - это словесные (рассказ, объяснения), наглядные (демонстрация наглядных пособий, показ трудовых приемов), практические (выполнение работы на ткани). Также в разработанной методике присутствуют дидактические методы - репродуктивный (воспроизведение учащимися шва с помощью инструкционных карт) и аналитический метод (строгая последовательность выполнения приемов и операций).
Необходимыми средствами обучения в данном случае являются учебное оборудование, ручные инструменты, инструкционные карты и наглядные пособия.
Однако, при планирования уроков каждому учителюнеобходимо учитывать взаимосвязь уровня УУД с состоянием здоровья детей, навыками их общения со сверстниками, умением учащихся слушать и, главное, слышать учителя, с умением ставить задачи, задавать вопросы, со стремлением к знаниям, желанием принимать и решать учебные задачи, поведением на уроке и др.
Мы все знаем, что наиболее распространенным и популярным у большинства учителей типом урока является комбинированный. Попробуем рассмотреть его с новыми изменениями, которых требует современный подход к уроку и выделить самые распространенные универсальные учебные действия (УУД), которые при этом формируются:
В результате проделанной работы мною были сделаны следующие выводы:
Решение текстовых задач УУД находятся еще в начальной стадии формирования, поэтому необходимо планировать уроки с учетом следующих факторов:
Организационную часть урока планировать с учетом развития самоорганизации ребенка (опыта первичной активизации). Создать условия для четкой систематизации и хранения материалов, инструментов, инструкционных карт. Особое внимание уделять развитию целеполагания-показывать результат труда как ближайшую зону развития (образцы).
Теоретическую часть планировать с учетом дифференцированного подхода. Применять разноуровневые задания, игровые технологии, способствующие адаптации и уровню самооценки учащихся, Создать условия для самостоятельного поиска средств и способов деятельности . Большее внимание уделять анализу технологических карт и выполненных работ, поиску причинно-следственных связей. На заключительной части урока планировать домашнее задание, развивающее познавательные цели.
Чаще применять игровые технологии, модульные технологии. Как логическое завершение тем вводить в рабочие программы мини-проекты: «Мой фартук», «Моя кухня» и т.д., где наиболее эффективно осуществляется переход от репродуктивности к творчеству. Расширять вариативность заданий в целях увеличения поля деятельности учащихся.
Изначально формировать отношение к полученным навыкам, как к жизненно важной ценности. Исходя из сказанного, можно сделать вывод: различие состоит в деятельности на уроке как учителя, так и ученика, причем ученик на уроке становится главным. Здесь уместно вспомнить слова Уильяма Уорда: Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Великий учитель вдохновляет». Каждый учитель- творец своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, дает нам почву для новых идей и новых творческих изюминок. Но, как мне кажется, если прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, то не спешите отказываться от них. Попробуйте найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.
Список литературы
-
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Молчанов С.В., Салмина Н.Г. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе // Психология в модернизации образования. - 2011. - № 1(5). - C. 104-110.
-
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. Разработка модели Программы развития универсальных учебных действий. - URL: standart.edu.ru/attachment.aspx?id=126
-
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
-
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
-
«Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли», пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
-
Плешаков, А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для образоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. /А.А.Плешаков. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 143 с.
-
Контрольно-измерительные материалы.: 2 класс /Сост. И.Ф.Яценко. М.: ВАКО, 2012.
-
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. - URL: standart.edu.ru/attachment.aspx?id=457
-
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008
-
Румянцева Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников.-pedsovet.org
-
Румянцева Н.Ю. Потенциальная готовность учителя к организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников.- pedsovet.org
-
Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. - М.: «Сентябрь», 2003. - с.204
-
Якимов Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников //
-
Исследовательская работа школьников. - 2003. №1. - С. 48-5
-
Осинцева Т.В. Развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей младших школьников как условие формирования социокультурных ценностей //Социокультурные проблемы современного человека: материалы III Международной научно - практической конференции, ч. III - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2009, с.78;
-
Вайнбендер Е.А. Модель деятельности психолога - руководителя практики в условиях инновационного образовательного процесса в МОУ начальная школа - детский сад "Зимородок" //Социокультурные проблемы современного человека: материалы III Международной научно - практической конференции, ч. II - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2008, с.365;
-
Зеленов Л.А. Методология и теория деятельности / Л.А. Зеленов. Горький: НТО, 1982. - 140 с.
-
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986
-
Чичикин В.Т. Профессиональная готовность педагога: монография. − Н.Новгород: Китеж, 1998. − 103 с.
-
Чичикин В.Т Структура и регуляция профессиональной готовности преподавателя физической культуры (методологические аспекты): учеб. пособие. − М.: ГЦОЛИФК, 1992. − 95 с.
12