- Преподавателю
- Математика
- Методические рекомендации по темеЛекционная система обучения
Методические рекомендации по темеЛекционная система обучения
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Куртешева Л.Н. |
Дата | 11.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ЛЕКЦИОННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ
Куртешева Л.Н.
МбОУ "Искитимская средняя общеобразовательная школа" Юргинского района Кемеровской области
Одним из путей решения задачи формирования
творческой личности, отличающейся самостоятельно-
стью мышления, умением работать с книгой и рацио-
нально организовывать свой труд, следует считать вве-
дение в практику работы учителей старших классов
лекционную систему обучения.
Лекция является одной из ведущих форм учебных
занятий по индивидуально-ориентированной систе-
ме обучения. Ее основой являются изложение учите-
лем учебного материала в течение ряда уроков соглас-
но календарно-тематическому плану с акцентом на ос-
вещение ведущих идей, принципов, законов, алгорит-
мов.
Основными методами и приемами при проведении
лекционных занятий является объяснение и рассуж-
дение. Урок-лекция проводится в следующих случа-
ях:
-
прохождение нового раздела, темы учебного кур-
са; -
прохождение учебного материала, мало или совсем
не связанного с ранее изученным; -
обобщение отдельных разделов или тем изученно-
го материала; -
сообщение учащимся сведений о практическом
применении изученных закономерностей; -
вывод сложных закономерностей с использовани-
ем большого математического аппарата и ряда ло-
гических операций; -
изучение учебных тем, где необходимы межпред-
метные связи; -
изучение материала проблемного характера.
В зависимости от дидактических целей, лекции
бывают вводные, инструкгивные, обзорные, обобща-
ющие, мини-лекции, кино- и видеолекции.
Вводная лекция. Учитель не рассматривает по ходу
такой лекции все вопросы темы, которые предстоит
изучить, а выделяет лишь основные, ключевые уяс-
нения, которые позволят учащимся лучше усвоить
материал на занятиях в ходе самостоятельной рабо-
ты. Во вводной лекции зачастую широко используют-
ся внутрипредметные и межпредметные связи для рас-
крытия целостного представления основ наук и их
практической значимости. Для вводной лекции наи-
более типичными приемами являются обобщения,
i доказательства, оценочные выводы.
Обзорная лекция. Проводится с целью системати-
зации знаний учащихся, полученных ими в ходе са-
мостоятельного изучения учебного материала. Основ-
ным в обзорной лекции является умение учителя так
отобразить и сгруппировать факты, чтобы в ходе ее
проведения ученики логически осмыслили законо-
мерности тех или иных фактов изучаемой темы или
раздела.
Обобщающая лекция. Проводится в завершение
изучения раздела или темы для закрепления получен-
ных учащимися знаний. При этом учитель вновь вы-
деляет главные вопросы, широко использует обобща-
ющие таблицы, схемы, алгоритмы, позволяющие
включить усвоенные знания, умения и навыки в но-
вые связи и зависимости, переводя их на более высо-
кие уровни усвоения.
Инструктивная лекция. Проводится с целью орга-
низации самостоятельной последующей работы уче-
ников по углублению, систематизации и обобщению
изученного материала на практических и лаборатор-
ных занятиях. В ходе лекции ученики получают' мето-
дические рекомендации по работе с учебной литера-
турой, с содержанием темы, выполняют инструктив-
ные задания.
Мини-лекции. Такие лекции проводятся учителем
в начале урока, в течение десяти минут, по одному из
изученных вопросов. Как правило, эта форма исполь-
зуется в 5-6 классах, где учащиеся еще не способны
воспринимать большой объем. В старших классах
мини-лекции можно использовать как задание твор-
ческого уровня, когда ученик выступает с самостоя-
тельно подготовленным сообщением по изучаемой
теме.
Кино-, видео-лекция. Способствует развитию на-
глядно-образного мышления у школьников. Учитель
осуществляет подбор необходимых кино- и видеома-
териалов по изучаемой теме.
Перед началом просмотра учащимся дают целевую
установку. В ходе просмотра учитель комментирует
происходящие на экране события.
Школьная лекция - это особая форма преподне-
сения программного материала, позволяющая обоб-
щить и закрепить изученное. Ведущая роль на таком
уроке принадлежит учителю, однако учащиеся не дол-
жны быть пассивными слушателями, они привлека-
ются к научному поиску, в лекцию вносят элементы
активизации познавательных способностей школьни-
ков, вводятся элементы беседы, творчества, проблем-
ного обучения и т.п.
Урок-лекция позволит в течение одного академи-
ческого часа систематизировать знания учащихся,
полученные ранее, осмыслить имеющийся багаж зна-
ний.
К лекции предъявляются как общие требования:
-
целостность;
-
законченность;
-
логичность;
-
композиционная стройность;
-
соразмерность ее частей;
-
наличие четких и уместных переходов;
-
последовательность,
так и специфические: -
максимальная доступность;
-
посменное обращение к учащимся с вопросами;
-
использование знаний, приобретенных ранее;
-
учет индивидуальных особенностей учащихся.
Учитель должен уделять большое внимание под-
готовительной работе, которая состоит из нескольких
этапов:
-
изучение программы по предмету с целью выяс-
нения, какие навыки и умения при усвоении той
или иной темы должны приобрести учащиеся;
28
-
составление вопросника для учащихся по выбран-
ной теме; -
составление тезисов для записи учащимися;
-
подготовка наглядного материала, иллюстрирую-
щего последовательность излагаемого материала.
Школьная лекция не должна быть слишком слож-
ной или чрезмерно насыщенной различными факта-
ми, формулами, выводами. При выбранной форме
урока может случиться, что учитель не уложится в от-
веденное на лекцию время. Представление о том, что
учитель должен обязательно успеть на уроке все зап-
ланированное, считаю ошибочным, может быть, даже
и крайне вредным. Ведь многие ученики из-за спеш-
ки учителя перестают воспринимать ход событий, при
этом они вынуждены присутствовать на уроке, фак-
тически отсутствуя на нем. Чрезмерная поспешность
при обучении может существенно уменьшить его
пользу.
Ведь главная форма деятельности учащихся на уро-
ке-лекции - это восприятие слова учителя. Чтобы
восприятие было полноценным, необходимо много
условий, но главное - увлеченность самого лектора,
глубокое знание предмета, владение искусством уст-
ного слова.
Опытные учителя стремятся вовлечь учеников в
поиски истины, они ставят острую проблему и про-
гуждают мысль, вместе с учениками они ищут ответ,
~релусматривают возражения, спорят, затем ставят
новые вопросы и опять совместно ищут решения.
Контроль за усвоением материала учитель осуще-
ствляет по ходу лекции; он оценивает ответы учащих-
ся на поставленные вопросы, поощряет лучшие, от-
дячающиеся самостоятельностью суждений; слабо
л заготовленным учащимся делает замечания, дает
советы, индивидуальные задания на дом. В конце лек-
ezh записываются обобщающие данные, полученные
si уроке.
На лекциях деятельность учащихся имеет три фор -
мы:
-
восприятие материала, при котором работают эмо-
ции, мышление, воображение, память, речь; -
участие в сообщении материала (доклад, реферат,
вывод формул и т.п.); -
самостоятельная работа учащихся.
Выбирая те или иные приемы работы, надо исхо-
дить из того, какой материал излагается, какую цель
ставит учитель.
Широко применяя лекционную систему обучения,
учитель ставит перед собой еще одну цель - прибли-
зить условия труда старшеклассников к вузовским ус-
ловиям обучения, формировать творческую личность,
способную рационально организовать свой труд; под-
готовить учащихся старших классов не только к пол-
ноценному включению в трудовую жизнь, но и к про-
должению образования в средних специальных или
высших учебных заведениях.
Урок-лекция - это, прежде всего, урок приобще-
ния школьников к творческой деятельности на учеб-
ном материале. Это урок соразмышления учителя и
учеников. Он должен быть подготовлен и проведен
таким образом, чтобы при рассмотрении целой темы
был обеспечен научный уровень изучаемого материа-
ла и, с другой стороны, были обеспечены доступность,
изящество и красота. Именно в ходе лекции чаще все-
го пробуждается интерес школьника к математике.
Урок-лекция - один из видов творческого подхо-
да учителя к задачам обучения и воспитания.
Литература
-
Таланчук Н.В. В поисках единства // Профессиональ-
но-техническое образование. - 1985. - №7. - С.43-44. -
Богоявленский Д.Н., Мечинская Н.А. Психология ус-
воения знаний в школе. - М.: Изд-во АПН РСФСР. -
Махмутов М.И, Современный урок. - М.: Педагогика,
1985. -
Леднев B.C. Содержание образования. - М.: Высшая
школа, 2003.