• Преподавателю
  • Математика
  • Игра как средство формирования УУД учащихся на уроках математики в рамках внедрения ФГОС нового поколения

Игра как средство формирования УУД учащихся на уроках математики в рамках внедрения ФГОС нового поколения

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим возникает проблема, которая состоит в том, чтобы отыскать эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. В процессе игровой технологии ученик сталкивается с ситуациями выбора, в которых он...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Игра как средство формирования УУД учащихся на уроках математики в рамках внедрения ФГОС нового поколения.

Маеренкова В. В., учитель математики

ГБОУ СОШ № 5 «Образовательный центр «Лидер» г.о. Кинель Самарской области

Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.

Одной из главных целей образования является повышение педагогического мастерства преподавателя путём освоения современных технологий обучения и воспитания. В моём понимании технология - это символ упорядоченности, логичности, целенаправленности, ясности целей и средств - основа педагогических действий, направленных на всестороннее развитие личности учащегося.

В своей практике я использую игровые технологии. Я считаю, что использование на уроках игровых технологий обеспечивает формирование универсальных учебных действий учащихся. Так включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает преодоление трудности в обучении. Я использую их на разных этапах урока.

Применение игровых технологий направлено на расширение кругозора учащихся, развитие их познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.

Главной целью применения математической игры является развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразие применения математических игр.

Цели применения математических игр [2]:

  • Развитие мышления;

  • Углубление теоретических знаний;

  • Самоопределение в мире увлечений и профессий;

  • Организация свободного времени;

  • Общение со сверстниками;

  • Воспитание сотрудничества и коллективизма;

  • Приобретение новых знаний, умений и навыков;

  • Формирование адекватной самооценки;

  • Развитие волевых качеств;

  • Контроль знаний;

  • Мотивация учебной деятельности;

  • Формирование универсальных учебных действий учащихся.

Математические игры призваны решать следующие задачи [4]:

Образовательные:

  • Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала;

  • Способствовать расширению кругозора учащихся и др.

Развивающие:

  • Развивать у учащихся творческое мышление;

  • Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроках и внеклассных занятиях;

  • Способствовать развитию воображения, фантазии, творческих способностей и др.

Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности;

  • Воспитать нравственные взгляды и убеждения;

  • Способствовать воспитанию самостоятельности и воли в работе и др.

Математические игры выполняют различные функции [3]:

  • Во время математической игры происходит одновременно игровая, учебная и трудовая деятельность. Действительно, игра сближает то, что в жизни не сопоставимо и разводит то, что считается едино.

  • Математическая игра требует от школьника, то чтобы он знал предмет. Ведь не умея решать задачи, разгадывать, расшифровывать и распутывать ученик не сможет участвовать в игре.

  • В играх ученики учатся планировать свою работу, оценивать результаты не только чужой, но и своей деятельности, проявлять смекалку при решении задач, творчески подходить к любому заданию, использовать и подбирать нужный материал.

  • Результаты игр показывают школьникам их уровень подготовленности, тренированности. Математические игры помогают в самосовершенствовании учащихся и, тем самым побуждают их познавательную активность, повышается интерес к предмету.

  • Во время участия в математических играх учащиеся не только получают новую информацию, но и приобретают опыт сбора нужной информации и правильного ее применения.

Игры и игровые формы включаются работу не только для того чтобы развлечь учеников, но и заинтересовать их математикой, возбудить у них стремление преодолеть трудности, приобрести новые знания по предмету. Математическая игра удачно соединяет игровые и познавательные мотивы, и в такой игровой деятельности постепенно происходит переход от игровых мотивов к учебным мотивам.

Математическая игра помогает закреплять и расширять предусмотренные школьной программой знания, умения и навыки. Ее настоятельно рекомендуется использовать на внеклассных занятиях и вечерах. Но эти игры не должны восприниматься детьми как процесс преднамеренного обучения, так как это разрушило бы саму сущность игры. Природа игры такова, что при отсутствии абсолютной добровольности, она перестает быть игрой.

По отношению к математике всегда имеются некоторые категории учащихся, проявляющие повышенный интерес к ней; занимающиеся ею по мере необходимости и особенного интереса к предмету не проявляющие; ученики, считающие математику скучным, сухим и вообще не любимым предметом. Это приводит к необходимости индивидуализации обучения математике, одной из форм которой является внеклассная работа.

Внеурочные занятия с учащимися приносят большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу мне приходится постоянно расширять свои познания по математике, следить за новостями математической науки. Это благотворно сказывается и на качестве уроков.

Одна из основных причин сравнительно плохой успеваемости по математике - слабый интерес многих учащихся к этому предмету. Интерес к предмету зависит, прежде всего, от качества учебной работы на уроке. В то же время с помощью продуманной системы внеурочных занятий можно значительно повысить интерес школьников к математике.

Математическая игра как форма работы играет огромную роль в развитии познавательного интереса и формирования УУД учащихся. Игра оказывает заметное влияние на деятельность учащихся. Игровой мотив является для них подкреплением познавательному мотиву, способствует активности мыслительной деятельности, повышает концентрированность внимания, настойчивость, работоспособность, интерес, создает условия для появления радости успеха, удовлетворенности, чувства коллективизма. В процессе игры, увлекшись, дети не замечают, что учатся. Игровой мотив одинаково действен для всех категорий учащихся, как сильных и средних, так и слабых. Дети с большой охотой принимают участие в различных по характеру и форме математических играх.

Математическая игра резко отличается от обычного урока, поэтому вызывает интерес большинства учащихся и желание поучаствовать в ней. Так же следует заметить, что многие формы работы по математике могут содержать в себе элементы игры, и наоборот, некоторые формы работы могут быть частью математической игры. Введение игровых элементов разрушает интеллектуальную пассивность учащихся, которая возникает у учащихся после длительного умственного труда на уроках [1].

Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, я стараюсь увлечь детей и тем самым создать почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.

Я использую математическую игру в следующих случаях: в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы или даже раздела учебного предмета; как элемент более обширной технологии; в качестве урока или его части; как технология внеклассной работы.

Так на своих уроках я провожу следующие игры по математике:

  • Внеклассное занятие по математике «Поле чудес»;

  • Игра «Эрудит»;

  • «Турнир смекалистых»;

  • Игра «Счастливый случай»;

  • Вечер «В математике есть своя красота»;

  • Внеклассное занятие «Математический калейдоскоп»;

  • Викторина «Что? Где? Когда?»;

  • Игра "Кто хочет стать отличником?";

  • Интеллектуальный марафон;

  • Математический турнир «Кто хочет стать миллионером?» и др.

Мои ученики участвуют в математических олимпиадах, в различных конкурсах (Слон, Ребус, Кенгуру, Занимательная математика, Математический кроссворд и др.). Принимают активное участие в математических конференциях, с удовольствием пишут математические рефераты и сочинения.

Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). Использовать игровые технологии можно на любой ступени обучения.

Систематическое и целенаправленное использование игровых методов даёт определенные результаты, как в изменении основных качеств личности, так и в результативности учебной деятельности. Таким образом, можно с уверенностью говорить о достижении предметных, метапредметных и личностных результатов.

Личностные результаты позволяют сформировать следующие умения:

  • формирование у детей мотивации к обучению, способности самоорганизации и саморазвития;

  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

  • планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • осуществление итогового и пошагового контроля по результату.

Познавательные:

  • способность добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

  • способность осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

  • способность осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

  • умение координировать свои усилия с усилиями других;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Игровые технологии являются ценным средством стимуляции познавательной деятельности школьников в процессе обучения. Используя в своей работе игровые технологии, мои уроки становятся более интересными и полезными. Так как внимание детей на таком уроке становится более целенаправленным, устойчивым, и у учащихся появляется умение правильно его распределять.

Знание видов и сбалансированное применение математической игры позволяет не только развлечь учеников, но и заинтересовать их математикой, возбудить у них стремление преодолеть трудности, приобрести новые знания по предмету. Повысить уровень математического мышления, углубить теоретические знания и развить практические навыки учащихся, проявивших математические способности; активизировать познавательный интерес учащихся, стимулировать умственную деятельность, формировать универсальные учебные действия на уроках математики.

Библиография:

  1. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева. - М., 2004.

  2. Алтухова Е.В. Математика 5-11. Уроки учительского мастерства. Издательство «Учитель», 2007.

  3. Байкова Л.А.Технология игровой деятельности: Учебное пособие. Рязань, РГПУ, 1994.

  4. Ремчукова И.Б. .Математика 5 - 8 кл. Игровые технологии на уроках. Издательство «Учитель», 2007.


© 2010-2022