Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Вопросы, связанные с модулем действительного числа, в комплексе не рассматриваются в курсе школьной математики. Поэтому мною был разработан данный элективный курс .Представленная программа элективного курса предполагает решение дополнительных задач, многие из которых понадобятся как при подготовке к экзаменам, в частности ЕГЭ, так и при учебе в высших учебных заведениях. Предлагаются к рассмотрению следующие вопросы, выходящие за рамки школьной программы: модули в алгебраических выражениях; пос...
Раздел Математика
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

"Средняя школа № 10"

г. Рославля Смоленской области















Элективный курс

"Модули в конкурсных задачах"

для 10 класса














Учитель

Костенкова

Оксана Витальевна







2015

Пояснительная записка.

Математическое образование в системе среднего (полного) общего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, ее возможностями в развитии и формировании мышления человека, ее вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности.

В условиях современной школы актуальным остается вопрос дифференциации обучения математике, позволяющей, с одной стороны, обеспечить базовую математическую подготовку, а с другой - удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету.

Программа курса "Модули в конкурсных задачах" предполагает изучение таких вопросов, которые не входят в обязательный курс школьной математики, но изучение этого материала необходимо для успешной сдачи ЕГЭ и при учебе в высших учебных заведениях.

Рассматриваемый курс позволяет расширить знания учащихся по теме "Модуль действительного числа". Решение задач, рассмотренных в этом курсе, будет способствовать развитию логического мышления, приобретению опыта работы с заданием более высокой по сравнению с обязательным уровнем сложности, формированию математической культуры учащихся.

Целями данного курса являются:

1. Создание условий для расширения и углубления знаний учащихся.

2. Создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности.

3. Развитие математических, интеллектуальных способностей учащихся, обобщенных умственных умений.

Для достижения поставленных целей в процессе обучения решаются следующие задачи:

1. Приобщить учащихся к работе с математической литературой.

2. Выделить логические приемы мышления и способствовать их осмыслению, развитию образного и ассоциативного мышления.

3. Обеспечить диалогичность процесса обучения математике.

Курс предназначен для учащихся 10 классов, рассчитан на 18 часов аудиторного времени, призван помочь ученику успешно сдать выпускные и вступительные экзамены, оценить свой потенциал с точки зрения перспективы дальнейшего обучения в ВУЗе и повысить уровень общей математической культуры.

Требования к уровню усвоения курса.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  • Свободно решать уравнения и неравенства, содержащие абсолютную величину.

  • Проводить тождественные преобразования алгебраических выражений, содержащих модули.

  • Строить графики функций, содержащих модули.

Формы организации учебной деятельности: лекции, семинарские занятия, уроки-практикумы по решению задач. Заключительное занятие проводится в форме круглого стола, на котором обсуждаются решения задач "Олимпиады", предложенной учащимся заранее.

Для осуществления текущего и итогового контроля в процессе работы по данному курсу формируется рейтинг ученика: учащиеся получают баллы (от 1до 3) за решение задачи, дополнительный балл ученик получает за активную работу на занятии, за выступление на заключительном занятии. Баллы заносятся в ведомость, и на последнем занятии подводятся итоги и выставляются отметки.

Содержание курса.

Тема 1.

Предполагает изучение вопросов, связанных с тождественными преобразованиями алгебраических выражений с модулями.

В нее включены следующие вопросы:

1. Определение и свойства модулей.

2. Тождественные преобразования алгебраических выражений с модулями.

3. Модуль в формулах с радикалами.

Формы организации учебной деятельности: лекция (занятие1),семинар (занятие2), уроки-практикумы по решению задач (занятия3;4).

Тема 2.

Построение графиков функций, содержащих модули:Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Формы организации учебной деятельности: лекция (занятие5), уроки-практикумы по решению задач(занятия6;7).

Тема 3.

Предполагает изучение и отработку алгоритмов решения уравнений с модулями.

Формы организации учебной деятельности: уроки-практикумы по решению задач (занятия8-12).

Тема 4.

Предполагает отработку алгоритмов темы 3 на примерах решения систем уравнений с модулями.

Формы организации учебной деятельности: семинар (занятия13-14).



Тема 5.

Предполагает изучение и отработку алгоритмов решения неравенств с модулями.

Формы организации учебной деятельности: лекция (занятие15),уроки-практикумы по решению задач (занятия16-17).

Завершается изучение курса выполнением учащимися "Олимпиады", в которую включены конкурсные задачи. Задания сообщаются ученикам на первом занятии. Заключительное занятие проводится в форме "круглого стола" по обсуждению решений задач "Олимпиады". На этом занятии подводятся итоги, сообщается рейтинг каждого, выставляются отметки.

Тематическое планирование.

1)Модули в алгебраических выражениях……………………4часа.

2)Графики функций, содержащих модули…………………..3часа.

3)Уравнения с модулями……………………………………...5часов.

4)Системы уравнений с модулями……………………………2часа.

5)Неравенства с модулями…………………………………….3часа.

6)Итоговое занятие…………………………………………….1час.

Материалы для проведения занятий.

Тема1. Модули в алгебраических выражениях.

Занятие1.Определение и свойства модуля.

Форма организации занятия: лекция.

Одним из основных понятий математики является понятие модуля (абсолютной величины ) действительного числа. С ним связаны многие формулы (например, формулы действий с радикалами и логарифмами ), а также многочисленные преобразования алгебраических выражений. Модуль может встретиться при решении уравнений и неравенств , при описании геометрических объектов и графиков .

Определение. Модулем (абсолютной величиной ) действительного числа а называется неотрицательное чиcло, которое обозначается Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) и определяется с помощью двойного равенства

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Пример:Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)=5, Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) =-(-5)=5.

Свойства модуля:

1.Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)=0Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)а=0; 6.Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)=Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

2.Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)=Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)a=Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)b; 7. Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

3. Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) ; 8.Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс);

4.Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) 9.Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

5.Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс),bЭлективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)0;Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) 10.Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Модуль действительного числа имеет простой геометрический смысл. Модуль равен расстоянию от точки А, изображающей число а на числовой оси Ох, до начала координат О на этой оси. Отсюда вытекает, что модуль разности Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) равен расстоянию между точками А и В, изображающими на числовой оси числа a и b.

Задача 1. Раскрыть модуль: Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Решение. Установим знак выражения y=Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)входящего под знак модуля. Корнями данного квадратного трехчлена являются числа Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) поэтому yЭлективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)при xЭлективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)или xЭлективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)y<0 при 0<x<7. Теперь запишем требуемый результат:

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)=Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Задача 2. Раcкрыть модуль:Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Решение. Найдём значения переменной х, при которых обращаются в нуль выражения, стоящие под знаком модуля:Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)=0;Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)=1; xЭлективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)=2. Разобьем область определения данного выражения (множество всех действительных чисел) на промежутки этими значениями x и определим знак каждого подмодульного выражения на промежутках:

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Обозначим данное выражение А.

а) Если xЭлективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)то А=Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

б) Если xЭлективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

в) Если xЭлективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

г) Если xЭлективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Задания для самостоятельной работы учащихся.

Снять модуль:

1)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

2)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

3)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

4)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

5)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

6)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

7) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

8) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

9) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

10) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)


Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)Занятие2.Тождественные преобразования алгебраических выражений, выражений, содержащих модули.

Форма организации занятия: семинар.

Задача1.Упростить выражение

А=Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Решение. Областью определения выражения А является множество D(А)=Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс).

Для упрощения данного выражения освободимся от знака модуля. Заметим, что оба подмодульных выражения в А имеют один и тот же знак, так как неравенства (x+2)(x-3)<0 (>0) соответственно равносильны неравенствам Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) Знак квадратного трехчлена y=(x+2)(x-3) устанавливается просто: у>0 при xЭлективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) и у<0 при xЭлективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)Учитывая, что точка x=-2 входит в D(А), будем иметь:

а)если xЭлективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) то

А=Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

б)если xЭлективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)то

А=-Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Ответ:А=Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Задача2. Упростить А=Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Решение. Областью определения выражения А является множество D(А)=Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Для упрощения выражения освободимся от знака модуля. Заметим, что подмодульные выражения обращаются в нуль при x=0 и x=1.

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

а) Если xЭлективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)то

А=Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

б) Если xЭлективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)то

А=Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

в) Если xЭлективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)то

А=Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Ответ:Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Задания для самостоятельной работы учащихся.

Упростить выражения:

1)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

2)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

3)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

4)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

5)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

6)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

7)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

8)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Решения задачи 1 и задачи 2 готовят два ученика под руководством учителя и сообщают их на семинаре. Задания 1-5 из списка заданий выполняются на занятии, задания 6-8 предназначены для домашней работы.

Занятие 3. Модуль в формулах с радикалами.

Форма организации занятия: урок-практикум по решению задач.

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Задача 1.Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Задача 2. Вычислить:Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Решение.

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Ответ:Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Задания для самостоятельной работы учащихся:

1.Упростить и вычислить:

а) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

б)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

в)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

г)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

д)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

е)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

ж) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

з) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

2.Упростить выражения:

а)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

б)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

в) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Задача 3. Внесите множитель под знак корня: а) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) б)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Решение. а) Поскольку Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) и Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) то имеем

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

б)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Задания для самостоятельной работы учащихся.

Внесите множитель под знак корня: а)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) б)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)в)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) г)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) д)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

е)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) ж)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) з) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Занятие 4. Решение конкурсных задач.

Форма организации занятия: урок-практикум по решению задач.

1.Упростить выражения:

а)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

б)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

в)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

г)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Задания а, в, г решаются на уроке, задание в - для домашней работы.


  1. Упростить выражение для функций f(x) и построить их графики:

а)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

б)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

в) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

г)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

д)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

е) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Задания а, б, в, д решаются в классе, задания г, е - для домашней работы.


Тема 2. Графики функций, содержащих модули.


Занятие 5.Построение графиков функций вида y=Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)y=Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)y=Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)y=Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Форма организации занятия: лекция.

Задача1. Построить график функции y=Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Решение. 1) Найдем область определения функции D(f):

D(f) =Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

2)Раскроем модули.

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

y




=Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Задания для самостоятельной работы учащихся.

Построить графики функций:

1) y=Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

2) y=Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

3) y=Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

4) y=Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

5) y=Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Задания 1-3 выполняются в классе, задания 4-5 дома.

Задача 2. Как построить график функции y =Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)если известен график функции y=Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)y =Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Решение. График в верхней полуплоскости остается без изменения, а часть графика, лежащая в нижней полуплоскости, симметрично отображется относительно оси Ох в верхнюю полуплоскость.

2Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Задания для самостоятельной работы учащихся.

Построить графики функций: 1) y=Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

2)y=Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

3) y=Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

4) y=Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

5) y=Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

6) y=Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Задания 1;4;5 выполняются в классе, задания 2;3;6 - дома.

Задача 3. Как построить график функции y=Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс), если известен график функции

y=Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс). y=Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Решение. График в правой полуплоскости остается без изменения, а график в левой полуплоскости заменяется на симметричный графику в правой полуплоскости относительно оси Оу.


Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

2

Задачи для самостоятельной работы учащихся.

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Построить графики функций: 1) y=Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

2) y=Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

3) y=Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

4) y=Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

5) y=Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

6) y=Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

7) y=Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

8) y=Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

9) y=Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Задания 1; 4; 5; 7 выполняются в классе, задания 2; 3; 6; 8; 9 - дома.

Форма организации занятий 6;7 - урок-практикум по решению задач.

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)Занятие 6. Построение графиков функций, имеющих точки разрыва.

Задача 1. Построить график функции y=Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Решение.

1)D(f)=Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

2) Упростим выражение для функции, освободившись от знака модуля:

y=Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Задача 2. Построить график функции y=Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Решение.

1)D(f):xЭлективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

2) Упростим выражение для функции, освободившись от знака модуля:

y=Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Задания для самостоятельной работы учащихся.

Построить графики функций:

1) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

2)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

3) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

4) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

5) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

6) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

7) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Задания 1; 4; 5; 6 выполняются в классе, задания 2; 3; 7 -дома.

Занятие 7. Решение конкурсных задач.

Задача 1. Найдите значение выражения

А=Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Решение.

  1. Найдем О.Д.З. переменной: Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

  2. Упростим выражение:

А=Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Ответ:-19.

Задания для самостоятельной работы учащихся.

Упростить выражение и найти его значение:

1) А=Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

2) А=Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Задача 2. Найдите значение выражения

А=Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Решение.

  1. Найдем О.Д.З. переменной:

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Если Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) тоЭлективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

  1. Упростим выражение:

А=Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Ответ: 0.

Задание для самостоятельной работы учщихся.

Найдите значение выражения:

А=Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) Ответ: -3.

Задача 3. Найдите площадь фигуры (или целую часть площади, если она не является целым числом), ограниченной линиями y=0, y=Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)x=-2, x=4.

Решение. В одной системе координат построим графики функций y=Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс),

y=0 и графики уравнений x=-2, x=4.

Упростим выражение для функции, освободившись от знака модуля:

y=Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

0

A

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Ответ: 41.

Задания для самостоятельной работы учащихся.

Найдите площадь фигуры (или целую часть площади, если она не является целым числом), ограниченной линиями:

1) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) Ответ: 300.

2) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) Ответ: 279.

Тема 3. Уравнения с модулями.

Занятия по теме 3 проводятся в форме уроков-практикумов по решению задач.

Занятие 8. Решение уравнений вида Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Задача 1. Решить уравнение Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Решение.

1 способ(аналитический).

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Ответ:1,5;2,5.

2 способ (графический).

В одной системе координат построим графики функций y=2x-4 и y=1.

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Графики функций пересекаются в точках А(1,5;1) и В(2,5;1), поэтому уравнение имеет два корня: Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Поверка: если x=1,5 ,то Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

если x=2,5 , то Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Ответ:1,5;2,5.

Задания для самостоятельной работы учащихся.

1. Решить аналитически и графически уравнения:

а) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

2. Решить уравнения:

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)(1)

Задача 2. Решить уравнение: 1) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Решение. 1)По формуле (1):Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Ответ: 2;4.

2) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Ответ: 2Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Задания для самостоятельной работы учащихся.


  1. Решить уравнения: а) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

б) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) Найти наименьший корень уравнения.

в) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

г) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

д) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

е) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

2. Найти корни уравнения Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) удовлетворяющие неравенству Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Задания 1а; 1д; 1е; 2 выполняются в классе, задания 1б-г - дома.

Занятия 9;10. Решение уравнений вида Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Задача 1. Решите уравнение Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Решение. Подмодульные выражения обращаются в нуль при х=2 и х=1,5.

Данное уравнение равносильно совокупности трех систем:

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Ответ: 0;3Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Задания для самостоятельной работы учащихся.

Решить уравнения:

1) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

2) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

3) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Задача 2. Решить уравнение Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Решение. Подмодульные выражения обращаются в нуль при х=0 и х=-2.

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Данное уравнение равносильно совокупности трех систем:

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Ответ: Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Задания для самостоятельной работы учащихся.

Решите уравнения: 1)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

2) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

3) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

18

4) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Задача 3. Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Решите уравнение: Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Решение.Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) Ответ: Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Задания для самостоятельной работы учащихся.

Решите уравнения: 1) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) В ответе укажите наименьший корень уравнения.

2) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

3) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

4) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Занятия 11; 12. Решение конкурсных задач.

Задача 1. Решите уравнение Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Решение.

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Ответ: Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Задача 2. Решите уравнение:Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Решение.

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)О.Д.З. : Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Ответ: 0;Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Задача 3. Решить уравнение Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Решение. Снимем модули:

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

а) Если Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) уравнение примет вид:

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Уравнение корней не имеет.

б) Если Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) то уравнение примет вид:

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

1,25-корень уравнения.

в) Если Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) то уравнение примет вид:

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Уравнение корней не имеет.

г) Если Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) то уравнение примет вид:

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Ответ:Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Задача 4. Найдите все действительные корни уравнения Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Решение. О.Д.З.:Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Введем новую переменную: Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) тогда уравнение примет вид:

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)так как дискриминант квадратного трехчлена отрицателен, поэтому

имеем уравнение:

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Так как Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) то -1- посторонний корень. Вернемся к прежней переменной:

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Ответ: 9. Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Задача 5.Решите уравнениеЭлективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Решение. Поскольку левая часть уравнения неотрицательна, значит, уравнение

имеет решения при Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) Преобразуем левую часть уравнения с учетом условия

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Снимем модуль:

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

0 0,5 x

а) Если Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) то имеем уравнение: Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Условию Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) удовлетворяет только х=0- корень уравнения.

б) Если Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) то имеем уравнение:Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)Ответ: Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Задача 6. Найдите наименьший из целых положительных корней уравнения

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Решение.

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Наименьший целый положительный корень уравнения 3.

Ответ: 3.

Задача 7. Решить уравнение Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Решение. В левой части уравнения сумма неотрицательных слагаемых, следовательно,

уравнение равносильно системе уравнений:

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

введем новые переменные:Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)получим систему уравнений:

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

вернемся к переменным x и y:

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Ответ:Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Задача 8. Решите уравнение Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Решение. Обозначим Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) Имеем Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)т.е. Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) Отсюда следует,что Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

или Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Вернемся к переменной х:

1) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

2) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) Корней нет.

Ответ: Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Задача 9. Решить уравнение Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Решение. Так как Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) , а равенство Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) равносильно неравенству Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) , то

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

или Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Равенство возможно тогда и только

тогда, когда все выражения, стоящие под модулем, неотрицательны, то есть когда имеет

место следующая система неравенств:

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Ответ:Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Задания для самостоятельной работы учащихся.


  1. Найти наименьшее значение функции Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) Ответ: Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

  2. Решить уравнение Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Ответ:Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Тема 4. Системы уравнений с модулями.

Занятия 13;14. Решение систем уравнений, содержащих модули.

Форма организации занятий: семинар.

Задача 1. Пусть Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) -решение системы Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Найдите разность Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Решение.

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Итак, Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Ответ;-4.

Задания для самостоятельной работы учащихся.

  1. Пусть Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) решение системы Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Найдите произведение Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Ответ: 9.

  1. Пусть Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) решение системы Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Найдите сумму Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Ответ: 3.

  1. Пусть Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) решение системы Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Найдите значение выражения Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Ответ: -22.

Задача 2. Решите систему уравнений Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Решение. 1) Если х<0, то имеем систему уравнений

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Вернемся к системе уравнений:

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

C учетом условия х <0, Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) постороннее решение.

2) Если Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) , то имеем систему уравнений Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Вернемся к системе уравнений:Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Условие Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) выполнено.

Ответ:Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Задания для самостоятельной работы учащихся.

Решите системы уравнений: a)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)Ответ:Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

б)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)Ответ:Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Задача 3. Решите систему уравнений Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Решение.

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Ответ:Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Задание для самостоятельной работы учащихся.

Решите систему уравнений Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) Ответ:Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Задача 4. Решите систему уравненийЭлективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Решение.

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)Решим уравнение (1):

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Решим уравнение (2):

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Вернемся к системе уравнений:

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Ответ: Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Задания для самостоятельной работы учащихся.

Решите систему уравнений: Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) Ответ: Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Задача 5. Решите уравнение Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Решение. Преобразуем данное уравнение:

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Левая часть уравнения представляет собой сумму неотрицательных слагаемых, поэтому

уравнение равносильно системе уравнений:

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Ответ: Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Задания для самостоятельной работы учащихся.

Решите уравнения:

1)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)Ответ:Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

2) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) Ответ: Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

3) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) Ответ:Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Тема 5. Неравенства с модулями.

Занятие 15. Решение неравенств с модулями.

Форма организации занятия: лекция.

1. Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Задача 1. Решите неравенство Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Решение.

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Ответ: Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Задача 2. Решите неравенство Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Решение.

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Ответ: Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Задания для самостоятельной работы учащихся.

Решите неравенство: 1) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) Ответ:Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

2) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) Ответ: Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

2. Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Задача 3. Решите неравенство Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Решение.

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Ответ: Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Задания для самостоятельной работы учащихся.

Решите неравенство: 1) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) Ответ:Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

2) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) Ответ: Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

3) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) Ответ: Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

4) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) Ответ: Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Задача 4. Решите неравенство Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Решение. О.Д.З.: Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Снимем модуль. Данное неравенство равносильно совокупности трех систем неравенств:

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Ответ: Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Задания для самостоятельной работы учащихся.

Решите неравенство: 1) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) Ответ: Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

2) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) Ответ: Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

3) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) Ответ: Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

4) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) Ответ: Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

3. Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Задача 5. Решите неравенство Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Решение.

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)


Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Ответ: Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Задания для самостоятельной работы учащихся.

Решите неравенство: 1) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) Ответ: Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

2) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) Ответ: Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Занятия 16;17. Решение конкурсных задач.

Форма организации занятий: уроки-практикумы по решению задач ( игра " Математический марафон").

1. 1) Найдите наибольшее целое число, не входящее в область определения функции

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Ответ: 2.

2) Найдите наибольшее целое число, не входящее в область определения функции

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Ответ: 2.

3) Найдите сумму всех целых чисел из области определения функции

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Ответ: 63.

2. 1) Решите неравенство: а) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) Ответ:Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

б) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)Ответ: Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

2) Найти количество целых решений неравенства Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) Ответ: 5.

3) Найдите область определения функции Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Ответ: Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

4) Решите неравенство Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Ответ: Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

3. Решите системы неравенств: 1)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Ответ: Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

2) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Ответ: Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

3) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Ответ:Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Занятие 18. Олимпиада.

Форма организации занятия: " круглый стол" по обсуждению решений конкурсных задач.

Задача 1. Разность Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) является целым числом. Найдите это целое число.

Ответ:-10.

Задача 2. Постройте графики функций: а) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

б) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Задача 3.

Дана функция Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

а) Найдите наименьшее значение функции у(х).

б) Решите неравенство у(х)>8.

Ответ: а) 2; б)Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Задача 4. Решите уравнения: а) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

б) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Ответ: а) 0; 3,75; 4.б) 0;2.

Задача 5.

Решите неравенства: а) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Ответ: Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

б) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Ответ: Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

в) Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Ответ: Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Задача 6. Решите систему уравнений: Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Ответ: Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Задача 7.

Функция f(x) определена на всей числовой прямой, является нечетной,

периодической с периодом 4 и на промежутке Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс) ее значения вычисляются по фор-

муле Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Решите уравнение Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Ответ: Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)


Задача 8.

Найти все значения y, при которых любое действительное число является

решением неравенства

Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Ответ: Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Задача 9.

Решите уравнение: Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Ответ: Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)

Олимпиадные задания сообщаются ученикам на первом занятии. Перед началом последнего занятия учащиеся сдают учителю выполненные задания, которые проверяются позже. На уроке проводится обсуждение решений. Во время " круглого стола" должен выступить каждый ученик. Задачи, решения которых будет представлять учащийся, распределяются заранее. Верно решенные задачи 1-6 оцениваются 1-3 баллами, за правильное решение задач 7-9 ученик может получить 5 баллов, плюс дополнительный балл за выступление. Подведение итогов изучения курса проводится позже: ученикам сообщается их рейтинг и выставляется отметка за работу.

Литература

  1. Козко А.И. Математика. Письменный экзамен. Решение задач. Методы и идеи:Учебное пособие/ А.И. Козко, Ю.Н. Макаров, В.Г. Чирский.- М.:Издательство "Экзамен",2006.-511с.

  2. Куланин Е.Д. 3000 конкурсных задач по математике.3-е издание, исправленное и дополненное.- М.: Рольф, 1999.-624с.,илл..

  3. Прохоренко В.И., Сафонов В.Ф. Сборник задач по математике (с основами теории и методическими указаниями): Учебное пособие для довузовской подготовки.- М.:Издательство МЭИ, 2000.- 624 с.: ил.

  4. Сборник задач по математике для поступающих во ВТУЗы( с решениями). В 2-х кн.

Кн. 1. Алгебра: учебное пособие/ В.К. Егерев, В.В. Зайцев, Б.А. Кордемский и др.; под ред. М.И.Сканави.-7-е изд., переработанное и дополненное. М.Высшая школа,2013.-528с.

  1. Ткачук В.В. Математика-абитуриенту.-9-е изд., исправленное и дополненное.

М.:МЦНМО,2002.-904с.


© 2010-2022