- Преподавателю
- Математика
- Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)
Элективный курс по математике Модули в конкурсных задачах (10 класс)
Раздел | Математика |
Класс | 10 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Костенкова О.В. |
Дата | 20.06.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное образовательное учреждение
"Средняя школа № 10"
г. Рославля Смоленской области
Элективный курс
"Модули в конкурсных задачах"
для 10 класса
Учитель
Костенкова
Оксана Витальевна
2015
Пояснительная записка.
Математическое образование в системе среднего (полного) общего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, ее возможностями в развитии и формировании мышления человека, ее вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности.
В условиях современной школы актуальным остается вопрос дифференциации обучения математике, позволяющей, с одной стороны, обеспечить базовую математическую подготовку, а с другой - удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету.
Программа курса "Модули в конкурсных задачах" предполагает изучение таких вопросов, которые не входят в обязательный курс школьной математики, но изучение этого материала необходимо для успешной сдачи ЕГЭ и при учебе в высших учебных заведениях.
Рассматриваемый курс позволяет расширить знания учащихся по теме "Модуль действительного числа". Решение задач, рассмотренных в этом курсе, будет способствовать развитию логического мышления, приобретению опыта работы с заданием более высокой по сравнению с обязательным уровнем сложности, формированию математической культуры учащихся.
Целями данного курса являются:
1. Создание условий для расширения и углубления знаний учащихся.
2. Создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности.
3. Развитие математических, интеллектуальных способностей учащихся, обобщенных умственных умений.
Для достижения поставленных целей в процессе обучения решаются следующие задачи:
1. Приобщить учащихся к работе с математической литературой.
2. Выделить логические приемы мышления и способствовать их осмыслению, развитию образного и ассоциативного мышления.
3. Обеспечить диалогичность процесса обучения математике.
Курс предназначен для учащихся 10 классов, рассчитан на 18 часов аудиторного времени, призван помочь ученику успешно сдать выпускные и вступительные экзамены, оценить свой потенциал с точки зрения перспективы дальнейшего обучения в ВУЗе и повысить уровень общей математической культуры.
Требования к уровню усвоения курса.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
-
Свободно решать уравнения и неравенства, содержащие абсолютную величину.
-
Проводить тождественные преобразования алгебраических выражений, содержащих модули.
-
Строить графики функций, содержащих модули.
Формы организации учебной деятельности: лекции, семинарские занятия, уроки-практикумы по решению задач. Заключительное занятие проводится в форме круглого стола, на котором обсуждаются решения задач "Олимпиады", предложенной учащимся заранее.
Для осуществления текущего и итогового контроля в процессе работы по данному курсу формируется рейтинг ученика: учащиеся получают баллы (от 1до 3) за решение задачи, дополнительный балл ученик получает за активную работу на занятии, за выступление на заключительном занятии. Баллы заносятся в ведомость, и на последнем занятии подводятся итоги и выставляются отметки.
Содержание курса.
Тема 1.
Предполагает изучение вопросов, связанных с тождественными преобразованиями алгебраических выражений с модулями.
В нее включены следующие вопросы:
1. Определение и свойства модулей.
2. Тождественные преобразования алгебраических выражений с модулями.
3. Модуль в формулах с радикалами.
Формы организации учебной деятельности: лекция (занятие1),семинар (занятие2), уроки-практикумы по решению задач (занятия3;4).
Тема 2.
Построение графиков функций, содержащих модули:
Формы организации учебной деятельности: лекция (занятие5), уроки-практикумы по решению задач(занятия6;7).
Тема 3.
Предполагает изучение и отработку алгоритмов решения уравнений с модулями.
Формы организации учебной деятельности: уроки-практикумы по решению задач (занятия8-12).
Тема 4.
Предполагает отработку алгоритмов темы 3 на примерах решения систем уравнений с модулями.
Формы организации учебной деятельности: семинар (занятия13-14).
Тема 5.
Предполагает изучение и отработку алгоритмов решения неравенств с модулями.
Формы организации учебной деятельности: лекция (занятие15),уроки-практикумы по решению задач (занятия16-17).
Завершается изучение курса выполнением учащимися "Олимпиады", в которую включены конкурсные задачи. Задания сообщаются ученикам на первом занятии. Заключительное занятие проводится в форме "круглого стола" по обсуждению решений задач "Олимпиады". На этом занятии подводятся итоги, сообщается рейтинг каждого, выставляются отметки.
Тематическое планирование.
1)Модули в алгебраических выражениях……………………4часа.
2)Графики функций, содержащих модули…………………..3часа.
3)Уравнения с модулями……………………………………...5часов.
4)Системы уравнений с модулями……………………………2часа.
5)Неравенства с модулями…………………………………….3часа.
6)Итоговое занятие…………………………………………….1час.
Материалы для проведения занятий.
Тема1. Модули в алгебраических выражениях.
Занятие1.Определение и свойства модуля.
Форма организации занятия: лекция.
Одним из основных понятий математики является понятие модуля (абсолютной величины ) действительного числа. С ним связаны многие формулы (например, формулы действий с радикалами и логарифмами ), а также многочисленные преобразования алгебраических выражений. Модуль может встретиться при решении уравнений и неравенств , при описании геометрических объектов и графиков .
Определение. Модулем (абсолютной величиной ) действительного числа а называется неотрицательное чиcло, которое обозначается и определяется с помощью двойного равенства
Пример:=5, =-(-5)=5.
Свойства модуля:
1.=0а=0; 6.=
2.=a=b; 7.
3. ; 8.;
4. 9.
5.,b0; 10.
Модуль действительного числа имеет простой геометрический смысл. Модуль равен расстоянию от точки А, изображающей число а на числовой оси Ох, до начала координат О на этой оси. Отсюда вытекает, что модуль разности равен расстоянию между точками А и В, изображающими на числовой оси числа a и b.
Задача 1. Раскрыть модуль:
Решение. Установим знак выражения y=входящего под знак модуля. Корнями данного квадратного трехчлена являются числа поэтому yпри xили xy<0 при 0<x<7. Теперь запишем требуемый результат:
=
Задача 2. Раcкрыть модуль:
Решение. Найдём значения переменной х, при которых обращаются в нуль выражения, стоящие под знаком модуля:=0;=1; x=2. Разобьем область определения данного выражения (множество всех действительных чисел) на промежутки этими значениями x и определим знак каждого подмодульного выражения на промежутках:
Обозначим данное выражение А.
а) Если xто А=
б) Если x
в) Если x
г) Если x
Задания для самостоятельной работы учащихся.
Снять модуль:
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)
10)
Занятие2.Тождественные преобразования алгебраических выражений, выражений, содержащих модули.
Форма организации занятия: семинар.
Задача1.Упростить выражение
А=
Решение. Областью определения выражения А является множество D(А)=.
Для упрощения данного выражения освободимся от знака модуля. Заметим, что оба подмодульных выражения в А имеют один и тот же знак, так как неравенства (x+2)(x-3)<0 (>0) соответственно равносильны неравенствам Знак квадратного трехчлена y=(x+2)(x-3) устанавливается просто: у>0 при x и у<0 при xУчитывая, что точка x=-2 входит в D(А), будем иметь:
а)если x то
А=
б)если xто
А=-
Ответ:А=
Задача2. Упростить А=
Решение. Областью определения выражения А является множество D(А)=
Для упрощения выражения освободимся от знака модуля. Заметим, что подмодульные выражения обращаются в нуль при x=0 и x=1.
а) Если xто
А=
б) Если xто
А=
в) Если xто
А=
Ответ:
Задания для самостоятельной работы учащихся.
Упростить выражения:
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
Решения задачи 1 и задачи 2 готовят два ученика под руководством учителя и сообщают их на семинаре. Задания 1-5 из списка заданий выполняются на занятии, задания 6-8 предназначены для домашней работы.
Занятие 3. Модуль в формулах с радикалами.
Форма организации занятия: урок-практикум по решению задач.
Задача 1.
Задача 2. Вычислить:
Решение.
Ответ:
Задания для самостоятельной работы учащихся:
1.Упростить и вычислить:
а)
б)
в)
г)
д)
е)
ж)
з)
2.Упростить выражения:
а)
б)
в)
Задача 3. Внесите множитель под знак корня: а) б)
Решение. а) Поскольку и то имеем
б)
Задания для самостоятельной работы учащихся.
Внесите множитель под знак корня: а) б)в) г) д)
е) ж) з)
Занятие 4. Решение конкурсных задач.
Форма организации занятия: урок-практикум по решению задач.
1.Упростить выражения:
а)
б)
в)
г)
Задания а, в, г решаются на уроке, задание в - для домашней работы.
-
Упростить выражение для функций f(x) и построить их графики:
а)
б)
в)
г)
д)
е)
Задания а, б, в, д решаются в классе, задания г, е - для домашней работы.
Тема 2. Графики функций, содержащих модули.
Занятие 5.Построение графиков функций вида y=y=y=y=
Форма организации занятия: лекция.
Задача1. Построить график функции y=
Решение. 1) Найдем область определения функции D(f):
D(f) =
2)Раскроем модули.
y
=
Задания для самостоятельной работы учащихся.
Построить графики функций:
1) y=
2) y=
3) y=
4) y=
5) y=
Задания 1-3 выполняются в классе, задания 4-5 дома.
Задача 2. Как построить график функции y =если известен график функции y=y =
Решение. График в верхней полуплоскости остается без изменения, а часть графика, лежащая в нижней полуплоскости, симметрично отображется относительно оси Ох в верхнюю полуплоскость.
2
Задания для самостоятельной работы учащихся.
Построить графики функций: 1) y=
2)y=
3) y=
4) y=
5) y=
6) y=
Задания 1;4;5 выполняются в классе, задания 2;3;6 - дома.
Задача 3. Как построить график функции y=, если известен график функции
y=. y=
Решение. График в правой полуплоскости остается без изменения, а график в левой полуплоскости заменяется на симметричный графику в правой полуплоскости относительно оси Оу.
2
Задачи для самостоятельной работы учащихся.
Построить графики функций: 1) y=
2) y=
3) y=
4) y=
5) y=
6) y=
7) y=
8) y=
9) y=
Задания 1; 4; 5; 7 выполняются в классе, задания 2; 3; 6; 8; 9 - дома.
Форма организации занятий 6;7 - урок-практикум по решению задач.
Занятие 6. Построение графиков функций, имеющих точки разрыва.
Задача 1. Построить график функции y=
Решение.
1)D(f)=
2) Упростим выражение для функции, освободившись от знака модуля:
y=
Задача 2. Построить график функции y=
Решение.
1)D(f):x
2) Упростим выражение для функции, освободившись от знака модуля:
y=
Задания для самостоятельной работы учащихся.
Построить графики функций:
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
Задания 1; 4; 5; 6 выполняются в классе, задания 2; 3; 7 -дома.
Занятие 7. Решение конкурсных задач.
Задача 1. Найдите значение выражения
А=
Решение.
-
Найдем О.Д.З. переменной:
-
Упростим выражение:
А=
Ответ:-19.
Задания для самостоятельной работы учащихся.
Упростить выражение и найти его значение:
1) А=
2) А=
Задача 2. Найдите значение выражения
А=
Решение.
-
Найдем О.Д.З. переменной:
Если то
-
Упростим выражение:
А=
Ответ: 0.
Задание для самостоятельной работы учщихся.
Найдите значение выражения:
А= Ответ: -3.
Задача 3. Найдите площадь фигуры (или целую часть площади, если она не является целым числом), ограниченной линиями y=0, y=x=-2, x=4.
Решение. В одной системе координат построим графики функций y=,
y=0 и графики уравнений x=-2, x=4.
Упростим выражение для функции, освободившись от знака модуля:
y=
0
A
Ответ: 41.
Задания для самостоятельной работы учащихся.
Найдите площадь фигуры (или целую часть площади, если она не является целым числом), ограниченной линиями:
1) Ответ: 300.
2) Ответ: 279.
Тема 3. Уравнения с модулями.
Занятия по теме 3 проводятся в форме уроков-практикумов по решению задач.
Занятие 8. Решение уравнений вида
Задача 1. Решить уравнение
Решение.
1 способ(аналитический).
Ответ:1,5;2,5.
2 способ (графический).
В одной системе координат построим графики функций y=2x-4 и y=1.
Графики функций пересекаются в точках А(1,5;1) и В(2,5;1), поэтому уравнение имеет два корня:
Поверка: если x=1,5 ,то
если x=2,5 , то
Ответ:1,5;2,5.
Задания для самостоятельной работы учащихся.
1. Решить аналитически и графически уравнения:
а)
2. Решить уравнения:
(1)
Задача 2. Решить уравнение: 1)
Решение. 1)По формуле (1):
Ответ: 2;4.
2)
Ответ: 2
Задания для самостоятельной работы учащихся.
-
Решить уравнения: а)
б) Найти наименьший корень уравнения.
в)
г)
д)
е)
2. Найти корни уравнения удовлетворяющие неравенству
Задания 1а; 1д; 1е; 2 выполняются в классе, задания 1б-г - дома.
Занятия 9;10. Решение уравнений вида
Задача 1. Решите уравнение
Решение. Подмодульные выражения обращаются в нуль при х=2 и х=1,5.
Данное уравнение равносильно совокупности трех систем:
Ответ: 0;3
Задания для самостоятельной работы учащихся.
Решить уравнения:
1)
2)
3)
Задача 2. Решить уравнение
Решение. Подмодульные выражения обращаются в нуль при х=0 и х=-2.
Данное уравнение равносильно совокупности трех систем:
Ответ:
Задания для самостоятельной работы учащихся.
Решите уравнения: 1)
2)
3)
18
4)
Задача 3.
Решите уравнение:
Решение. Ответ:
Задания для самостоятельной работы учащихся.
Решите уравнения: 1) В ответе укажите наименьший корень уравнения.
2)
3)
4)
Занятия 11; 12. Решение конкурсных задач.
Задача 1. Решите уравнение
Решение.
Ответ:
Задача 2. Решите уравнение:
Решение.
О.Д.З. :
Ответ: 0;
Задача 3. Решить уравнение
Решение. Снимем модули:
а) Если уравнение примет вид:
Уравнение корней не имеет.
б) Если то уравнение примет вид:
1,25-корень уравнения.
в) Если то уравнение примет вид:
Уравнение корней не имеет.
г) Если то уравнение примет вид:
Ответ:
Задача 4. Найдите все действительные корни уравнения
Решение. О.Д.З.:
Введем новую переменную: тогда уравнение примет вид:
так как дискриминант квадратного трехчлена отрицателен, поэтому
имеем уравнение:
Так как то -1- посторонний корень. Вернемся к прежней переменной:
Ответ: 9.
Задача 5.Решите уравнение
Решение. Поскольку левая часть уравнения неотрицательна, значит, уравнение
имеет решения при Преобразуем левую часть уравнения с учетом условия
Снимем модуль:
0 0,5 x
а) Если то имеем уравнение:
Условию удовлетворяет только х=0- корень уравнения.
б) Если то имеем уравнение:
Ответ:
Задача 6. Найдите наименьший из целых положительных корней уравнения
Решение.
Наименьший целый положительный корень уравнения 3.
Ответ: 3.
Задача 7. Решить уравнение
Решение. В левой части уравнения сумма неотрицательных слагаемых, следовательно,
уравнение равносильно системе уравнений:
введем новые переменные:получим систему уравнений:
вернемся к переменным x и y:
Ответ:
Задача 8. Решите уравнение
Решение. Обозначим Имеем
т.е. Отсюда следует,что
или
Вернемся к переменной х:
1)
2) Корней нет.
Ответ:
Задача 9. Решить уравнение
Решение. Так как , а равенство равносильно неравенству , то
или
Равенство возможно тогда и только
тогда, когда все выражения, стоящие под модулем, неотрицательны, то есть когда имеет
место следующая система неравенств:
Ответ:
Задания для самостоятельной работы учащихся.
-
Найти наименьшее значение функции Ответ:
-
Решить уравнение
Ответ:
Тема 4. Системы уравнений с модулями.
Занятия 13;14. Решение систем уравнений, содержащих модули.
Форма организации занятий: семинар.
Задача 1. Пусть -решение системы
Найдите разность
Решение.
Итак,
Ответ;-4.
Задания для самостоятельной работы учащихся.
-
Пусть решение системы
Найдите произведение
Ответ: 9.
-
Пусть решение системы
Найдите сумму
Ответ: 3.
-
Пусть решение системы
Найдите значение выражения
Ответ: -22.
Задача 2. Решите систему уравнений
Решение. 1) Если х<0, то имеем систему уравнений
Вернемся к системе уравнений:
C учетом условия х <0, постороннее решение.
2) Если , то имеем систему уравнений
Вернемся к системе уравнений:
Условие выполнено.
Ответ:
Задания для самостоятельной работы учащихся.
Решите системы уравнений: a)Ответ:
б)Ответ:
Задача 3. Решите систему уравнений
Решение.
Ответ:
Задание для самостоятельной работы учащихся.
Решите систему уравнений Ответ:
Задача 4. Решите систему уравнений
Решение.
Решим уравнение (1):
Решим уравнение (2):
Вернемся к системе уравнений:
Ответ:
Задания для самостоятельной работы учащихся.
Решите систему уравнений: Ответ:
Задача 5. Решите уравнение
Решение. Преобразуем данное уравнение:
Левая часть уравнения представляет собой сумму неотрицательных слагаемых, поэтому
уравнение равносильно системе уравнений:
Ответ:
Задания для самостоятельной работы учащихся.
Решите уравнения:
1)Ответ:
2) Ответ:
3) Ответ:
Тема 5. Неравенства с модулями.
Занятие 15. Решение неравенств с модулями.
Форма организации занятия: лекция.
1.
Задача 1. Решите неравенство
Решение.
Ответ:
Задача 2. Решите неравенство
Решение.
Ответ:
Задания для самостоятельной работы учащихся.
Решите неравенство: 1) Ответ:
2) Ответ:
2.
Задача 3. Решите неравенство
Решение.
Ответ:
Задания для самостоятельной работы учащихся.
Решите неравенство: 1) Ответ:
2) Ответ:
3) Ответ:
4) Ответ:
Задача 4. Решите неравенство
Решение. О.Д.З.:
Снимем модуль. Данное неравенство равносильно совокупности трех систем неравенств:
Ответ:
Задания для самостоятельной работы учащихся.
Решите неравенство: 1) Ответ:
2) Ответ:
3) Ответ:
4) Ответ:
3.
Задача 5. Решите неравенство
Решение.
Ответ:
Задания для самостоятельной работы учащихся.
Решите неравенство: 1) Ответ:
2) Ответ:
Занятия 16;17. Решение конкурсных задач.
Форма организации занятий: уроки-практикумы по решению задач ( игра " Математический марафон").
1. 1) Найдите наибольшее целое число, не входящее в область определения функции
Ответ: 2.
2) Найдите наибольшее целое число, не входящее в область определения функции
Ответ: 2.
3) Найдите сумму всех целых чисел из области определения функции
Ответ: 63.
2. 1) Решите неравенство: а) Ответ:
б) Ответ:
2) Найти количество целых решений неравенства Ответ: 5.
3) Найдите область определения функции
Ответ:
4) Решите неравенство
Ответ:
3. Решите системы неравенств: 1)
Ответ:
2)
Ответ:
3)
Ответ:
Занятие 18. Олимпиада.
Форма организации занятия: " круглый стол" по обсуждению решений конкурсных задач.
Задача 1. Разность является целым числом. Найдите это целое число.
Ответ:-10.
Задача 2. Постройте графики функций: а)
б)
Задача 3.
Дана функция
а) Найдите наименьшее значение функции у(х).
б) Решите неравенство у(х)>8.
Ответ: а) 2; б)
Задача 4. Решите уравнения: а)
б)
Ответ: а) 0; 3,75; 4.б) 0;2.
Задача 5.
Решите неравенства: а)
Ответ:
б)
Ответ:
в)
Ответ:
Задача 6. Решите систему уравнений:
Ответ:
Задача 7.
Функция f(x) определена на всей числовой прямой, является нечетной,
периодической с периодом 4 и на промежутке ее значения вычисляются по фор-
муле
Решите уравнение
Ответ:
Задача 8.
Найти все значения y, при которых любое действительное число является
решением неравенства
Ответ:
Задача 9.
Решите уравнение:
Ответ:
Олимпиадные задания сообщаются ученикам на первом занятии. Перед началом последнего занятия учащиеся сдают учителю выполненные задания, которые проверяются позже. На уроке проводится обсуждение решений. Во время " круглого стола" должен выступить каждый ученик. Задачи, решения которых будет представлять учащийся, распределяются заранее. Верно решенные задачи 1-6 оцениваются 1-3 баллами, за правильное решение задач 7-9 ученик может получить 5 баллов, плюс дополнительный балл за выступление. Подведение итогов изучения курса проводится позже: ученикам сообщается их рейтинг и выставляется отметка за работу.
Литература
-
Козко А.И. Математика. Письменный экзамен. Решение задач. Методы и идеи:Учебное пособие/ А.И. Козко, Ю.Н. Макаров, В.Г. Чирский.- М.:Издательство "Экзамен",2006.-511с.
-
Куланин Е.Д. 3000 конкурсных задач по математике.3-е издание, исправленное и дополненное.- М.: Рольф, 1999.-624с.,илл..
-
Прохоренко В.И., Сафонов В.Ф. Сборник задач по математике (с основами теории и методическими указаниями): Учебное пособие для довузовской подготовки.- М.:Издательство МЭИ, 2000.- 624 с.: ил.
-
Сборник задач по математике для поступающих во ВТУЗы( с решениями). В 2-х кн.
Кн. 1. Алгебра: учебное пособие/ В.К. Егерев, В.В. Зайцев, Б.А. Кордемский и др.; под ред. М.И.Сканави.-7-е изд., переработанное и дополненное. М.Высшая школа,2013.-528с.
-
Ткачук В.В. Математика-абитуриенту.-9-е изд., исправленное и дополненное.
М.:МЦНМО,2002.-904с.