Методика подготовки к ОГЭ по математике

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «СОШ №1 им. Героя Советского Союза П.И. Чиркина» г. Калининск


Методика подготовки к ОГЭ

Петрова Светлана Викторовна

Экзамен по математике - это итог работы учителя и ученика на протяжении пяти лет обучения. Поэтому целенаправленная работа по подготовке должна начинаться еще в 5 классе. Для формирования вычислительных знаний учащихся важны и необходимы устных вычисления. Они должны быть находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер. Поэтому устный счет на уроке я применяю в среднем и старшем звене, отводя для этого 4-6 минут. Это позволяет научить обучающихся выполнять простейшие преобразования устно. Так как задания на экзамене составлены в тестовой форме, то, начиная с 5 класса, организую работу с тестовыми заданиями. В целях контроля усвоения алгоритма решения задач, провожу небольшие самостоятельные работы. Это помогает выявлению тех учащихся, которые что - то не поняли. Этим учащимся оказывается своевременная помощь моя или консультанта из одноклассников.

Система работы по подготовке к ОГЭ в 9 классе включает следующие компоненты:

  1. При изучение учебного материала разбирать соответствующие экзаменационные задания.

  2. В текущий контроль включать экзаменационные задачи.

  3. Итоговое повторение построить на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной оценки на экзамене.

Важным условием успешной подготовки к экзаменам является не только тщательное отслеживание результатов ученика по всем темам и своевременной коррекции уровня усвоения учебного материала, но и мотивация учеников и родителей. Ученики обычно сами знают, какие задания у них вызывают трудности. Сначала надо выполнять задания, в которых ученик хорошо ориентируется. Задача учителя в том, чтобы ученик самостоятельно мог набрать максимально возможное количество баллов. Необходимо учить технике выбора ответа методом «исключения» неверного ответа, приучать внимательно перечитывать условие и вопрос. Обучать приему «спирального движения» по тесту. Ученик, просматривая тест, отмечает для себя простые и понятные задания, которые выполняются без особых усилий. Затем найти задания, которые поняли сразу, затем перейти к тем, которые «не поддались» сразу. Так необходимо делать несколько раз «по спирали» и делать то, что стало понятным к данному моменту. Подготовка осуществляется на уроках и внеурочное время. Для подготовке использую различные сборники, рекомендованные ФИПИ, система СтатГрад, открытый банк заданий ФИПИ, интернет ресурсы. В течение 9 класса проводим неоднократно пробные экзамены.

Знакомлю их с временными рамками, нормами оценивания экзаменационной работы, условиями проведения экзамена: обучаю строгому самоконтролю времени.

Полученные результаты определяют индивидуальную и дифференцированную работу на уроках и консультациях. Работая с КИМами, ребята привыкают к структуре теста, разнообразию методов и приёмов при решении задач.

За последние годы научилась максимально использовать урочное время для подготовки к экзамену. Использование новых информационных технологий оказывают существенную помощь в моей работе. Мультимедийные презентации позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов наполненных исчерпывающей информацией в алгоритмическом порядке. Задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся. Наиболее успешных учеников я привлекаю к созданию презентаций из подборок заданий и способов их решений как базового, так и повышенного уровня сложности по различным темам программы. В процессе работы над этой презентацией ученик повторяет и систематизирует материал, подбирает типовые задания по данной теме определенного уровня сложности, самостоятельно их решает и защищает проект во время урока. В результате чего, усвоение материала повышается в несколько раз.

Понимание изучаемого материала или задачи достигается только в результате активных мыслительных действий, тогда и сама деятельность становится для учащегося интересной.

Чтобы повысить интерес учащихся к уроку, совсем не обязательно подбирать какой-либо особо интересный материал - достаточно добиться активизации мыслительной деятельности над изучаемым материалом.

Каждый этап деятельности учащегося должен быть оценен на своем уровне, но и поощрение оценкой допустимо.

На каждом уроке учащийся должен знать, какие задания он должен уметь выполнять, какой этап деятельности будет следующим, какие основные вопросы по теории должен выучить.

При дифференцированной работе каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности, когда за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом и творческому применению знаний.

Поэтому задания по всем темам надо составлять по трем уровням.

Трудность уровня «А» соответствует Госстандарту. В задания этого уровня входят упражнения по трудности ниже Госстандарта. Если при выявлении индивидуальных особенностей ученика выясняется, что уровень развития этого ученика ниже нижнего, то набор упражнений, с которых этот ученик начинает свою работу по изучению какой-либо темы, начинается с доступных заданий.

Трудность заданий уровня «В» (базового) соответствует уровню трудности так называемых «стабильных» учебников. Ученик должен разбираться в том, что делать, поэтому задания уровня требуют выполнения нескольких операций. В заданиях этого варианта преобладают задания комбинированного характера, требующие установления связей между отдельными компонентами курса и применения нестандартных приемов решения. В каждом варианте упражнения начинаются с простейших и располагаются по возрастающей сложности. Сложность заданий возрастает более интенсивно, что позволяет ученику быстрее пройти начальный этап формирования соответствующего умения и выйти на усложненные комбинированные задания.

Разноуровневые задания облегчают организацию занятий в классе, создают условия для продвижения школьников в учебе в соответствии с их возможностями. Не менее важным является контроль выполнения заданий, своевременная помощь учащимся в случае возникновения у них затруднений. Время урока используется более эффективно.

Введение учебного материала должно быть произведено с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся. Выделение уровня обязательной математической подготовки для всех учащихся и одновременное создание условий для достижения более высоких результатов теми учащимися, которые проявили склонность и интерес к предмету.

Поскольку необходимые знания по математике, умения и навыки учащиеся приобретают только путем самостоятельных интеллектуальных усилий, то работу учащихся следует направлять. Можно использовать следующие методы:

- метод целесообразных задач,

- эвристический метод,

- вопросно-ответный метод,

алгоритмический метод.

Сущность метода целесообразных задач сводится к тому, что для лучшего понимания изучаемого материала учащимся предлагаются подготовительные задачи.

Чаще всего мною для объяснения нового материала используется вопросно-ответный метод (беседа).

Очень важно организовать работу таким образом, чтобы каждый ученик «проговаривал» в ходе подробных записей соответствующий фрагмент правила. Практически все правила мы переформулируем в «рабочие». Многие из них начинаются со слов: «Для того чтобы…» и «Если…, то…».

Алгоритмический метод обеспечивает возможность выполнения упражнения с необходимыми объяснениями и в той же последовательности, как дается в алгоритме.

Естественно, необходимо сочетание с применением образца ответа.

При решении квадратного неравенства методом неравенств после объяснения того, как решается неравенство, дается алгоритм решения квадратного неравенства.

Но для полного понимания от учащихся требуется объяснение каждого шага.

Решить неравенствоМетодика подготовки к ОГЭ по математике

1)Умножить на (-1), чтобы старший член был положительным. Методика подготовки к ОГЭ по математике

2) Решить квадратное уравнениеМетодика подготовки к ОГЭ по математике

2) Разложить на множители (х-4)(х+1)<0

3)Отметить на числовой прямой корни уравнения, которые разбивают прямую на интервалы.

4)Расставить чередуя знаки на интервалах справа налево, начиная со знака «+».

5)Выбрать ответ в соответствии со знаком неравенства.

Указания в алгоритме всегда даю в таком виде, чтобы они содержали в себе все необходимые объяснения, какие должны быть услышаны от учащихся по ходу решения задач.

Слабые учащиеся охотно выполняют задания, содержащие инструктивный материал, особенно те упражнения, в которых приведены данные для самоконтроля (образцы решений). Просто выяснив, что получен неверный ответ, ученик не в состоянии проследить всю цепочку и найти ошибку. В таком случае он может проследить ход решения по образцу и самостоятельно выполнить подобное задание.

Такая организация учебной работы учащихся дает возможность каждому ученику в силу своих возможностей, способностей и собранности постепенно углублять и закреплять полученные и получаемые знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, формировать потребности в самообразовании.

Учащиеся, выполнившие вариант «А» без вопросов к учителю, могут по инструкции приступить к решению заданий уровня «В» и т.д. до уровня «С».

Творческие задания предлагаются, по возможности, и слабым учащимся.

При диагностическом тестирование выявляются пробелы в знаниях учащихся по изученной теме, у учителя появляется возможность классифицировать типичные ошибки.

Устанавливается уровень усвоения учащимися изученного материала. Ученику предоставляется возможность повторно проработать (самостоятельно, с помощью учителя или консультанта) те элементы, которые им не усвоены. Каждый ученик работает в своем темпе, на своем уровне.

Для выработки в чем-либо прочного навыка надо выполнить несколько однотипных действий. Поэтому на любое правило составляется заведомо большое количество однотипных самостоятельных работ. Ученик получает самостоятельную работу на то или иное правило. Ошибся, получил помощь и дальше делает следующую работу на это же правило. Снова ошибка - снова помощь. И так до тех пор, пока ученик правило не усвоит.

Трудность возникает в составлении вариантов такой работы, но здесь на помощь приходят ученики, они помогают составлять варианты работ на основные правила.

На итоговой самостоятельной работе подводится итог всей работы по теме, ученик выполняет задание своего уровня, выставляется итоговая оценка.

При оценивании выполненных работ я основываюсь на «принципе сложения»: положительная оценка выставляется за достижение определенного минимально достаточного уровня подготовки. Более высокий уровень подготовки является личным делом ученика и соответственно оценивается более высоким баллом. Поэтому для большей объективности оценки результатов усвоения учащимися учебного материала необходим индивидуальный учет. Классный электронный журнал является официальным документом, в котором фиксируются успехи обучения учащихся. Но введение индивидуальных карт учета и контроля знаний создает возможность учащимся и их родителям убеждаться в объективности оценивания, что становится очень важным в современных условиях и позволяет увидеть динамику продвижения в обучении каждого ученика.

Технология с дифференцированными заданиями позволяет включить в работу каждого ученика, не принуждая его, убеждая принять то содержание, которое заложено наукой. Ученики не просто усваивают готовые образцы, а осознают, как они получены, в какой мере соответствуют не только научному знанию, но и личностно значимым ценностям. Построение технологии обучения математике на основе индивидуальных особенностей и учета целей развития каждого ребенка способствует не только повышению качества знаний учащихся, но и их саморазвитию, самореализации, что является одной из важнейших целей современного образования.


© 2010-2022