Лабораторные работы по математике в 5, 7, 8 классах

Лабораторные работы по математике являются неотъемлемой частью курса преподавания математики в учреждениях для детей- сирот и детей оставшихся без попечения родителей. У таких детей менее развита операционно-техническая сторона познавательной деятельности и проведение лабораторных работ компенсирует отсутствие практического опыта, совершенствованию зрительного восприятия и моторики. Данные работы способствуют развитию графических и вычислительных навыков, обогащают жизненный опыт, развивают моти...
Раздел Математика
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лабораторные работы по математике 5 - 6класс ( из опыта работы) Торопова Т.В. учитель математики

В рамках школьного обучения лабораторные работы нацелены на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой. Это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он выделяет учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт. И тем самым отвечает на вопрос: «Зачем мне нужна математика?» Однако в настоящее время лабораторным работам не уделяется достаточного внимания. Лабораторные работы, как правило, выполняются не систематически, от случая к случаю лишь некоторыми учителями. Причиной этого является недооценка таких работ. Хотя лабораторные работы можно применять на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастных категорий и при изучении материала различной степени сложности. В данной работе рассматривается организация и методика проведения лабораторных работ. Основное назначение которых заключается в том, чтобы ученик получал знания как продукт своей деятельности с изучаемым материалом.

Глава 1. Подготовка и проведение лабораторных работ 1. 1.

Лабораторные работы и их значение Основное назначение лабораторных работ- способствовать формированию у учащихся основных понятий, законов, теорий, развитию мышления, самостоятельности, практических умений и навыков, в том числе умений наблюдать, выполнять простые опыты, измерения, обращаться с приборами, анализировать результаты эксперимента. Делать обобщения и выводы. Характерными особенностями лабораторных работ являются:
а) использование чертёжных, измерительных и вычислительных инструментов, приборов;
б) вычислительная обработка результатов измерений с помощью необходимых формул и сравнение результатов измерений и вычислений;
в) применение таблиц, справочной литературы, включая учебники и специальные описания или инструкции. Лабораторные работы соответствуют познавательным возможностям учащихся, усложняются постепенно, что способствует поэтапному формированию системы знаний, умений и навыков учащихся. Лабораторные работы имеют большое воспитательное и образовательное значение. Они позволяют полнее и сознательнее уяснить математические зависимости между величинами, ознакомиться с измерительными и вычислительными инструментами и их применением на практике, научиться измерять и вычислять с определённой степенью точности. Выполнять лабораторные работы можно индивидуально или группой. Индивидуальная работа учащихся вырабатывает умение правильно, аккуратно и чётко выполнять чертежи, проводить вычисления, совершенствовать навыки приближённых вычислений, практику работы с математическими таблицами, а также устанавливать более тесные связи между различными разделами курса математики и между различными школьными курсами. А работа в группе формирует у ребят ещё и умения и навыки коммуникативного характера. Лабораторные занятия вносят разнообразие в уроки математики, повышают активность и самостоятельность обучающихся на уроке, дают возможность обеспечить повышение качества знаний обучающихся по математике. При правильной организации лабораторных работ воспитываются культура труда (умение организовать рабочее место, содержать его и инструменты в порядке), привычка к систематическому труду, уважение к работе, стремление к познанию и постоянному совершенствованию полученных знаний и навыков, вырабатывается сознательная дисциплина; развиваются любознательность, смекалка, чувство ответственности и эстетический вкус школьника. Изящно выполненная работа способствует развитию чувства красоты, удовлетворённости от проделанной работы. 1. 2. Методика проведения лабораторных работ При выполнении работы каждого ученика нужно обеспечить чертёжными и измерительными инструментами, текстом задания лабораторно-графической работы. Работа состоит из трёх частей: теоретическая часть, практическая часть, контрольные вопросы. Объяснение (теоретическая часть) задания должно быть кратким, ясным и вместе с тем исчерпывающим. Практическая часть работы содержит обычно стандартные упражнения, которые может выполнить каждый ученик. Контрольные вопросы обращают внимание учащихся на существенные стороны изучаемых тем, заставляют их осмысливать свои действия и полученные результаты. Можно рекомендовать следующий план проведения лабораторных работ: 1. Учитель сообщает тему лабораторной работы заранее. Организует повторение ранее изученного материала, необходимых понятий, формул, определений, которые придётся использовать при выполнении работы. 2. На уроке ставится цель работы. Каждый обучающийся знакомится с индивидуальной карточкой, с содержанием и описанием выполняемой работы, даётся минимально необходимый инструктаж (этапы работы, последовательность выполнения измерений и вычислений, схема оформления работы и т. д.). 3. Работа выполняется каждым учащимся самостоятельно или в группах. К выполнению расчётов он приступает после тщательного выполнения измерений. Все измерения заносятся в определённую таблицу. 4. Учитель, наблюдая за работой учащихся, проверяет решения, указывает на индивидуальные и общие ошибки учащихся. Особое внимание уделяется менее подготовленным учащимся. 5. В конце занятия отводится несколько минут для подведения итогов лабораторной работы. При необходимости, если работу выполняет группа, то проводится защита лабораторной работы. При оценке качества выполнения работ учитель должен учитывать рациональность выбора величин, подлежащих измерению, применение рациональных вычислений, умение правильно выполнять приближённые вычисления, оформление работы и ответы на контрольные вопросы. При групповой работе к критериям оценки результатов учащихся добавляются ещё и уровни развития коммуникативных и адаптивных качеств, умения работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям. На одном из следующих занятий проводится подробный анализ выполненной работы: сравнение и обсуждение полученных результатов, разбираются типичные ошибки. Обычно за выполнение лабораторных работ неудовлетворительных оценок у ребят не бывает.

Глава 2. Лабораторные работы по математике
в 5 - 6 классах

2. 1. Лабораторные работы в 5 классах

Лабораторная работа № 1 Тема: «Шкалы» Цель работы: определение цены деления измерительных приборов. Оборудование: измерительные приборы (мензурка, измерительный цилиндр, термометр и др.), стакан воды.

Предварительная работа: ознакомление учащихся с измерительными приборами и их назначением.

Ход работы I. Теоретическая часть Работа заключается в ознакомлении с измерительными приборами и в определении цены деления шкалы измерительных приборов.

II. Практическая часть 1. Заполните таблицу: № п/пНазвание прибораЦена деления
1
2
3
4
2. Перелейте стакан воды в измерительный цилиндр и запишите объём налитой воды. 3. Вывод. III. Контрольные вопросы 1. Как определить цену деления шкалы измерительных приборов? 2. Какой объём жидкости вмещает измерительный цилиндр, если жидкость налита:
а) до верхнего штриха;
б) до первого снизу штриха? 3. Практическая направленность шкалы измерительных приборов. Лабораторная работа № 2 Тема: «Масса»

Цель работы: измерение массы тела с помощью весов разных видов. Оборудование: весы (лабораторные, домашние, хозяйственные) и небольшие тела. Предварительная работа: ознакомление с историей установления эталона массы и правилами пользования весами всех видов. Ход работы I. Теоретическая часть Работа заключается в измерении массы m тела с помощью весов разных видов. Одно и тоже тело взвесьте на разных весах, результаты занесите в таблицу. II. Практическая часть 1. Заполните таблицу № п/пВесыМасса тела m, гСреднее арифметическое взвешиваний
1
2
3
2. Сделайте вычисления. 3. Вывод. III. Контрольные вопросы 1. Выразите в килограммах: а) 1т 3ц; б) 5ц 30 кг; в) 17ц 8кг. 2. В одном пакете 3 яблока и 10 слив, а в другом 3 яблока и 15 слив. Какова масса одного яблока и какова масса одной сливы, если масса первого пакета 500 г, а второго 600 г? 3. Какая единица является эталоном массы? Лабораторная работа № 3 Тема: «Площадь и периметр плоских фигур»

Цель работы: вычисление площадей и периметров плоских фигур. Оборудование: выпуклые и невыпуклые плоские фигуры разной формы и размера, линейка. Предварительная работа: изготовление плоских фигур. Ход работы I. Теоретическая часть Работа заключается в нахождении площадей и периметров плоских фигур. Разделив «основную фигуру на прямоугольники или на треугольники, вычислите площади и периметры фигур, предварительно выполнив нужные измерения.
II. Практическая часть 1. Обозначьте фигуры, на которые вы делите основную фигуру, через F1, F2, F3… а их площади через S1, S2, S3… соответственно. Основная фигура обозначена через F, а её площадь через S. ФигурыПериметр Р, смПлощадь S, см2



2. Сделайте вычисления. 3. Вывод. III. Контрольные вопросы 1. Выразите в квадратных метрах: 5 га; 3 га 8 а; 16а. 2. Сколько граммов краски израсходовали для покраски пола комнаты шириной 5 м и длиной 6 м в два слоя? В первый раз на каждый квадратный метр пола пошло 125 г краски, а во второй 75 г. Лабораторная работа № 4 Тема: «Прямоугольный параллелепипед»

Цель работы: вычисление объёма куба, площади поверхности и суммы длин рёбер прямоугольного параллелепипеда. Оборудование: прямоугольные параллелепипеды, кубики, линейка. Предварительная работа: Вычерчивание на бумаге развёртки прямоугольного параллелепипеда (куба) по своим измерениям и её сборка. Ход работы I. Теоретическая часть Работа заключается в нахождении объёма, площади, сумму длин рёбер прямоугольного параллелепипеда или куба. Для этого измерьте: длину a, ширину b, высоту c прямоугольного параллелепипеда (куба) и вычислите объём, площадь полной поверхности и суммы длин рёбер прямоугольного параллелепипеда
(Vпар= abc, Sпар=2(ab + ac + bc), P = 4(a + b + c))
и куба (Vk = a3, Sk = 6a2, P = 12a). II. Практическая часть Составьте и заполните таблицу Длина а, смШирина b, смВысота с, смОбъём V, см3Площадь поверхности S, см2Сумма длин рёбер, см


2. Сделайте вычисления. 3. Вывод. III. Контрольные вопросы 1. Выразите:
а) в кубических дециметрах: 5 м3 680 см3; 7 м3 15 см3;
б) в кубических сантиметрах: 4 дм3 536 см3; 2 дм3 80 см3. 2. Сколько кубиков с ребром 10 см необходимо взять, чтобы построить башню длиной 25 м, шириной 6 м и высотой 100 м? Лабораторная работа № 5 Тема: «Определение скорости течения реки»

Цель работы: определение скорости течения реки. Оборудование: плот (деревянные бруски разного размера), секундомер, рулетка. Предварительная работа: ознакомление с правилами безопасности при выполнении работы и правилами пользования секундомером. Ход работы I. Теоретическая часть Работа заключается в определении скорости течения реки. Опустите «плот» в воду. Засеките время. Вычислите скорость плота за определённое время по формуле . Проделайте этот опыт три раза с разными «плотами» и вычислите среднюю скорость плота, то есть скорость течения реки. II. Практическая часть 1. Заполните таблицу Путь S, мВремя t, минСкорость v, м/минСредняя скорость v, м/мин



2. Сделайте вычисления. 3. Вывод. III. Контрольные вопросы 1. Решите задачу.
Турист плыл на пароходе сначала 1,2 ч по озеру, а потом 3,6 ч по реке, которая впадает в это озеро. Собственная скорость теплохода 22,4 км/ч, а скорость течения реки 1,7 км/ч. Какой путь проплыл турист на теплоходе? 2. 2. Лабораторные работы в 6 классах Лабораторная работа № 1 Тема: «Масштаб»

Цель работы: определение расстояния между городами. Оборудование: карты, линейка, атласы, циркули. Ход работы I. Теоретическая часть
Измерьте с помощью линейки расстояние между городами на всех видах карт. Используя масштабы этих карт, найдите действительные расстояния между двумя данными городами. II. Практическая часть
1. Составьте и заполните таблицу. Названия городовВид картыРасстояние на картеМасштабФактическое расстояние



2. Сделайте вычисления.
3. Вывод.

III. Контрольные вопросы
1. Виды масштаба.
2. Запишите во всех видах масштаб 1 : 2 000 000. Лабораторная работа № 2 Тема: «Длина окружности. Площадь круга. Шар.»

Цели работы: определение числа p; нахождение длины окружности, площади круга, длины экватора, меридиан и радиуса Земного шара. Оборудование: стаканы разного размера, нитка, линейка, пластинка, глобус. Ход работы I. Теоретическая часть
1. Определите число p по формуле , предварительно измерив у каждого из стаканов длину и диаметр окружности.
2. Определите длину окружности и площадь круга пластинки соответственно по формулам С = 2pr и S = pr2.
3. Вычислите длину экватора, меридиан и радиус Земного шара: измерьте с помощью нитки длину экватора на глобусе и, используя масштаб, сравните с табличными (справочными) значениями. II. Практическая часть
1. Определите число p для каждого конкретного случая.. ПриборыДлина окружности С, смДиаметр окружности d, смЧисло pСреднее арифметическое числа
Стеклянный стакан
Железный стакан
Разовый стакан
Сделайте вычисления. Вывод. 2. Найдите длину окружности, площадь круга пластинки.
Сделайте вычисления.
Вывод.
3. Определите длину экватора, меридиан и радиуса Земного шара.
Сделайте вычисления
Вывод.
Лабораторная работа № 3 Тема: «Изменение величины»

Цели работы: определение показаний термометра (градусника); изменения длины пружины при подвешивании некоторого груза. Оборудование: пружины с грузами, термометры (градусники), линейка. Предварительная работа: ознакомление с правилами пользования бьющимися приборами. Ход работы I. Теоретическая часть.
Работа заключается в определении:
а) показаний термометра (в комнате, на улице);
б) температуры воды (холодной и горячей);
в) изменений длины пружины (в нормальном положении и после подвешивания груза). II. Практическая часть
1. Составьте и заполните таблицу. ПриборТемпература воздуха в комнатеТемпература воздуха на улицеПоказания изменений температурыИзменение температуры на математическом языке
Термометр
ПриборТемпература холодной водыТемпература горячей водыПоказание изменений температурыИзменение температуры на математическом языке
Термометр
ПриборНачальное положениеИзменение положения с грузомПоказание изменений пружиныИзменение длины пружины на математическом языке
Пружина
2. Вывод.
а)
б)
в)
III. Контрольные вопросы
1. Начальное показание термометра t = - 3°С. Какую температуру покажет термометр, если температура изменится:
а) на - 5°С; б) на 7°С?
2. Что значит изменение длины пружины: а) на 10°;
б) на - 9°? Лабораторная работа № 4 Тема: «Координатная плоскость» Цели работы: определение координат точек фигуры; построение фигур по точкам с данными координатами. Оборудование: линейка, фигуры на координатной плоскости; список точек с координатами. Предварительная работа: создание фигуры на координатной плоскости; тренировка умения находить точки на координатной плоскости. Ход работы I. Теоретическая часть.
Работа состоит:
а) в определении координат точек данной фигуры;
б) в построении фигуры по точкам с данными координатами.
II. Практическая часть
1. Даётся фигура на координатной плоскости. Определите координаты точек этой фигуры.
2. Даны точки: (15; 2), (15; 3), (10; 1), (9; 2), (8; 2),
(7; 1), (3; 1), (-4; 0), (-16; -2), (-5; -3), (-6; -4), (-3; -4),
(-2; -3), (-1; -4), (1; -4), (0; -3), (4; -3), (4; -4), (7; -4), (6; -3), (8; -4), (10; -4), (8; -3), (15; 0), (10; 0), (9; 1).
Отметьте их на координатной плоскости и последовательно соедините (постройте фигуру). III. Контрольные вопросы
1. Как определить положение точки на плоскости?
2. Какие знаки имеют координаты точки, если точка находится: а) в I четверти; б) во II четверти; в) в III четверти; г) в IV четверти? Лабораторная работа № 5 Тема: «Диаграммы (круговая, столбчатая, графическая)»

Цель работы: построение диаграмм. Оборудование: линейка, транспортир, циркуль. Предварительная работа: опрос учащихся: какой предмет нравится больше: а) математика; б) русский язык; в) история; г) биология; д) английский. Ход работы I. Теоретическая часть.
Работа заключается в построении диаграмм двух видов. По данным опроса постройте диаграммы: а) столбчатую; б) круговую.
II. Практическая часть
Построение диаграмм: а) столбчатой; б) круговой. Заключение Еще Л.Н.Толстой в «Общих замечаниях учителю» писал: «Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно; для того, чтобы он учился охотно, нужно: 1) чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно; 2) чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях». Думаем, что эти условия выполнимы при применении лабораторных работ в математике.

  • 1

  • 2

  • 3

  • 4

  • 5

Категория: Мои статьи | Добавил: мара (09.01.2010)

Просмотров: 4819 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1

Всего комментариев: 2

Лабораторные работы по математике в 5,7,8 классах

0 Лабораторные работы по математике в 5,7,8 классахЛабораторные работы по математике в 5,7,8 классах

2 Александра-lt (Сегодня 01:00)

Mаpuя,
ГДЗ кaчaю oтcюдa, пoкa нaxoдuлa вce чтo нужнo === topru.in/gdz/ === рефeрaты - в cети uщу.



© 2010-2022