Способы применения групповой формы работы на уроках математики разных типов

Групповая учебная деятельность в соединении с другими видами деятельности учащихся может быть организована на всех этапах процесса обучения, но наибольший педагогический эффект имеет на этапах закрепления, углубления и систематизации знаний и умений учащихся. Групповая деятельность может быть организована также на комбинированном уроке, школьной лекции, семинаре, зачете, практическом занятии, конференции и так далее. На своих уроках я чаще всего применяю данную форму работы на уроке систематизац...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Способы применения групповой формы работы на уроках математики разных типов

Групповая учебная деятельность в соединении с другими видами деятельности учащихся может быть организована на всех этапах процесса обучения, но наибольший педагогический эффект имеет на этапах закрепления, углубления и систематизации знаний и умений учащихся. Групповая деятельность может быть организована также на комбинированном уроке, школьной лекции, семинаре, зачете, практическом занятии, конференции и так далее. На своих уроках я чаще всего применяю данную форму работы на уроке систематизации и коррекции знаний, уроке усвоения новых знаний и умений, игровом уроке, уроке совершенствования умений и навыков.

В данном пункте пособия продемонстрирую различные способы проведения групповой работы на уроках этих четырех типов.

1.Урок усвоения новых знаний и умений (на примере урока алгебры: «Методы решения систем линейных уравнений с двумя переменными» ,7 класс)

Для удачного проведения предлагаемого урока вначале провожу подготовительный этап. За несколько дней до урока группа учащихся с высоким уровнем знаний получает следующее задание: самостоятельно разобрать три метода решения систем линейных уравнений. Эти учащиеся объединяются в три группы:

  • 1 группа изучает графический метод решения систем линейных уравнений;

  • 2 группа занимается изучением решения систем способом сложения;

  • 3 группа изучает способ подстановки.

За день или два проверяю готовность каждой группы и отвечаю на вопросы, которые возникли у учащихся.

  1. Организационный момент

  1. Объявляется тема урока и предлагается классу определить цель урока.

  2. Учащимся рассказывается, в какой форме будет проходить урок.

  3. Классу предлагается объединиться в три приблизительно равные группы (в эти группы не входят учащиеся, которые получили самостоятельную домашнюю работу).

2. Актуализация опорных знаний.

Проводится устная разминка по теоретическим вопросам предыдущей темы.

3. Изучение нового материала.

  1. Слово предоставляется представителям групп, которые самостоятельно готовились по теме. Представители из названных групп докладывают возле доски о том способе решения систем, который они готовили. Остальные записывают в тетради необходимые примеры и задают вопросы докладчикам.

  2. Учащиеся из групп, которые уже подготовлены, консультируют учащихся в группах, решая предложенные задания, и обмениваются группами так, чтобы каждая группа учащихся за урок поработала над тремя методами решения систем линейных уравнений.

4.Проверка усвоения знаний и умений.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу, где предложены решения систем всех трех видов. Учащиеся, которые готовили доклады и были консультантами, получают более сложное индивидуальное задание.

5. Во время подведения итога урока обязательно в перечень вопросов для учащихся включаю вопрос: « Как вы оцениваете доклады представителей групп, чей доклад был наиболее четко и понятно изложен?»

Примечание. Будет целесообразно, опираясь на рецензии учащихся, оценить ответы докладчиков, самому учителю прокомментировать их доклады и предложить самим оценить результаты своей деятельности в зависимости от того, как класс написал самостоятельную работу.

2.Урок- игра.

Безусловно, деловые игры нужно использовать при изучении математики. Важным условием их эффективности является профессиональная направленность заданий, а также рациональное объединение коллективных и индивидуальных действий игроков. Вот пример урока, на котором была проведена деловая игра с использованием групповой формы работы.

1.Организационный момент.

Учитель объявляет, что сегодня проходит собрание акционеров алгебраического общества (ААО) в составе пяти ведущих банков. Мощнейший из этих банков получит гранд. Победителем будет тот банк, который сможет получить наибольшее количество средств. Для того чтобы банки могли начать свою деятельность, нужно заработать начальный капитал.

2. Актуализация опорных знаний.

Каждый банк получает вопросы и отвечает на те из них, на которые указывает учитель. Каждый правильный ответ имеет свою цену. На доске в таблице отмечается накопление капитала каждым банком.

3.Практическое применение знаний.

Мотивация деятельности: чтобы банк успешно работал, ему нужны сотрудники, которые быстро бы решали возникающие проблемы в стандартных и нестандартных ситуациях. Предлагаются задания, которые стоят 5000 у.е.,10000у.е.,15000у.е. соответственно. Банки имеют право выбора уровня стоимости задачи. Банкам нужно учесть и то, что в случае дачи неправильного ответа капитал уменьшается:

а) на 50% стоимости задания при условии, что ни один из банков не может ответить правильно;

б) на 100% стоимости задания, если любой из банков дает правильный ответ, а команда, которая представляет этот банк, получает « добавку» к своему капиталу, равную 100% стоимости задания;

в) команда по взаимосоглашению может продать свою задачу другому банку при условии, что данная команда абсолютно не знает, как решать свое задание.

4. Итог урока.

Подсчитывается количество набранных у.е. Объявляется банк- победитель, который приобрел наибольший капитал. В ходе игры надо постоянно делать акцент на том, что на выигрыш команды влияют действия не только отдельных учащихся, а, главное, слаженная работа всей команды.

3.Урок совершенствования умений и навыков.

В начале урока проводится диагностическое тестирование. Каждый правильный ответ теста оценивается в 2 балла (в тесте предлагается 6 вопросов). Учащиеся, набравшие не более 6 баллов, будут работать вместе со мной, разбирая и решая возле доски задачи среднего уровня. Учащиеся, набравшие 7-9 баллов, а также те, которые получили 10-12 баллов, объединяются в две-три группы однородного состава. Эти учащиеся получают задания достаточного и высокого уровней. Они в течение времени, которое я определяю, работают в группах самостоятельно, а затем демонстрируют результаты своей работы всему классу. В конце урока обязательно оцениваю лучшие ответы.

4. Урок систематизации и коррекции знаний и умений .

1.Организационный момент.

Учащиеся класса объединяются в четыре команды (группы по 6-8 человек); я представляю консультанта каждой группы (это, как правило, учащийся с высоким уровнем подготовки, который может предоставить помощь членам группы и отвечает за организацию работы своей группы).

2. Проверка домашнего задания.

1) Отчет командиров о наличии выполненного домашнего задания всеми членами группы.

2) Проверка качества выполнения домашнего задания.

На доске заранее пишу примеры заданий (четыре - по количеству групп), подобных домашнему, и ответы. Каждая группа, названная мной, поднимает карточку с номером ответа, который соответствует указанной задаче. Например, учащиеся, получившие задание б, поднимают карточку с номером 4 (см. пример ниже).

Каждая группа рецензирует ответ, данный другой группой.

Правильный ответ приносит группе один балл. Еще один балл группа получает, если все ее члены выполнили задание правильно.

Запись на доске

Пример. Разложите многочлен Ответы. Среди приведенных на множители: выражений выберите ответ

а) а + а в - а с - авс 1) ( а + 3) (х + 1)

б) 10 ах - 5 вх + 2 ау - ву 2) (а + в) (а - с) а

в) ах + 3 + 3х + а 3) (а + в - 2) (1 - х)

г) а + в - 2 - ах - вх + 2х 4) (2а - в) (5х + у)

3. Актуализация опорных знаний.

На этом этапе урока учащиеся отвечают на теоретические вопросы. Каждая группа отвечает на один вопрос, номер которого представитель группы вытянул наугад. Затем я подытоживаю работу каждой группы на данном этапе. Каждый правильный ответ оцениваю в один балл. На обдумывание ответа дается 30 с.

4. Практическая работа.

Каждая группа получает карточку с заданиями среднего, достаточного и высокого уровней сложности. Я объявляю, что на обсуждение и выполнение практических заданий дается 15 мин. Через 15 минут начинается защита заданий. Задание среднего уровня один из членов группы (не консультант) комментирует с места. Правильно выполненное задание оценивается в 2 балла. Задания достаточного и высокого уровней следует защищать возле доски. Максимальный балл за каждое из этих заданий - 3 балла. Задания для групп я готовлю заранее и выдаю на уроке.

5. Блицопрос в виде кроссворда

Каждая группа получает шесть вопросов (за шесть правильных ответов - 1 балл). На обдумывание и обсуждение ответа дается одна минута. Плакат с кроссвордом целесообразно поместить на доску и заполнять его, когда учащиеся отвечают.

6. Итог урока.

Вопросы к классу:

  • Достигли ли мы цели урока?

  • Какими были пути достижения?

  • Как работала ваша группа? ( Отчет консультантов)

7. Анкетирование групп

Для того чтобы знать реальную картину работы каждой группы

( прошла ли эта работа продуктивно или нет), в конце урока провожу анкетирование.

Анкета

Выбранный ответ следует подчеркнуть.

  1. Каждый ли учащийся смог принять участие в работе?

а) да б) частично в) нет

2) Все ли обсудили?

а) да б) частично в) нет

3) Была ли выполненная задача полностью?

а) да б) частично в) нет

Примечание. У членов групп в ходе выполнения практических заданий могут возникнуть трудности, поэтому готовлю карточки- подсказки к заданиям для каждой группы. Если консультант решает, что подсказка необходима, то группа ее получает. При этом полученный балл уменьшается на 0,5.

На уроке такого же типа можно провести групповую работу на уроке и по- другому: для работы на уроке учащиеся класса делятся на шесть групп. Учебные достижения учащихся одной группы должны соответствовать определенному уровню (по две группы одного уровня).

  • « Магистры» - группы № 1,2 (высокий уровень)

  • « Бакалавры» - группы № 3,4 (достаточный уровень)

  • « Стажеры» - группы № 5,6 (средний уровень)

Каждая группа выбирает своего капитана.

При такой работе каждая группа получает задания соответствующего уровня и в течение 15 минут обсуждает и решает их.

Примечание. После выступления докладчиков группы (выступления начинаются с группы « стажеров») следует рецензия следующей группы.


© 2010-2022