- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по математике (геометрии) (9 класс)
Рабочая программа по математике (геометрии) (9 класс)
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Львова Е.Н. |
Дата | 29.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 28»
пос.Богородское
УТВЕРЖДАЮ.
Директор МБОУ СОШ № 28: _________________
/Е.И.Дикун/
«_____» августа 2015г.
приказ №___ от "___"_______2015г
М. П.
Рабочая программа
по математике (геометрии)
/ базовый уровень /
9 "Б" класс
Составил учитель математики
высшей квалификационной категории
Львова Елена Николаевна
2015 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике (геометрии) для 9 класса разработана на основе:
-
Федерального государственного стандарта основного общего образования (стандарты второго поколения утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 17декабря 2010г. №1897)
-
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №28;
-
Учебного плана на 2015-2016 учебный год МБОУ СОШ №28;
-
С учетом авторской рабочей программы по геометрии для 9 классов Атанасяна Л.С. (Рабочие программы по геометрии 7-11 классы / Сост. Н.Ф. Гаврилова. - М.: ВАКО, 2011). УМК Атанасяна Л.С.
Программа рекомендована Мин.образования РФ, соответствует уровню стандарта образования, методически обеспечена учебником «Геометрия 7-9» (Учебник для общеобразовательных учреждений / Л. С. Атанасян и др. -М.: Просвещение, 2012), включенным в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Программа используется без изменений.
-
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы на 2015-2016 учебный год рабочая программа рассчитана на 68 часа в год , 2 часа в неделю.
-
Цели и задачи предмета
Цели
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
развитие таких качеств личности, как ясность и точность мысли, логическое мышление, пространственное воображение, алгоритмическая культура, интуиция, критичность и самокритичность;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средстве моделирования процессов и явлений;
-
воспитание средствами математики культуры личности, знакомство с жизнью и деятельностью видных отечественных и зарубежных ученых-математиков, понимание значимости математики для общественного прогресса.
Задачи
-
приобретение математических знаний и умений;
-
овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;
-
освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, информационно-технологической, ценностно-смысловой).
-
Общая характеристика предмета
В курсе условно можно выделить следующие содержательные линии: «Наглядная геометрия», «Геометрические фигуры», «Измерение геометрических величин», «Координаты», «Векторы», «Логика и множества», «Геометрия в историческом раз
витии».
Материал, относящийся к линии «Наглядная геометрия» (элементы наглядной стереометрии) способствует развитию пространственных представлений учащихся в рамках изучения планиметрии.
Содержание разделов «Геометрические фигуры» и «Измерение геометрических величин» нацелено на получение конкретных знаний о геометрической фигуре как важнейшей математической модели для описания окружающего мира. Систематическое изучение свойств геометрических фигур позволит развить логическое мышление и показать применение этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера, а также практических.
Материал, относящийся к содержательным линиям «Координаты» и «Векторы», в значительной степени несёт в себе межпредметные знания, которые находят применение как в различных математических дисциплинах, так и в смежных
предметах.
Особенностью линии «Логика и множества» является то, что представленный здесь материал преимущественно изучается при рассмотрении различных вопросов курса. Соответствующий материал нацелен на математическое развитие учащихся, формирование у них умения точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи.
Линия «Геометрия в историческом развитии» предназначена для формирования представлений о геометрии как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения.
-
Особенности данной программы
Отличительной особенностью данного УМК является внимание к развитию
и формированию универсальных учебных действий для основного общего образования.
Овладение учащимися системой геометрических знаний и умений необходимо в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Практическая значимость школьного курса геометрии обусловлена тем, что его объектом являются пространственные формы и количественные отношения действительного мира.
Геометрическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.
Геометрия является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении геометрии способствует усвоению
предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки геометрического характера необходимы для трудовой деятельности и профессиональной подготовки школьников.
Серьёзное внимание в УМК уделяется формированию правильных представлений о сущности и происхождении геометрических абстракций, соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте геометрии в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся, а также формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
Важнейшей задачей данного школьного курса геометрии является развитие логического мышления учащихся.
Выбранная мною программа по геометрии занимает ведущее место в формировании научно-теоретического мышления школьников.
Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, способствуя восприятию геометрических форм, усвоению понятия симметрии, УМК Атанасяна вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся, способствует развитию воображения школьников, существенно обогащает и развивает их пространственные представления.
Содержание рабочей программы
№п\п
Содержание
Кол-во часов
Выполнение практической части программы
1
Повторение пройденного
2
9
Векторы (11ч)
12
к\р -1
10
Метод координат (11ч)
10
к\р -1
11
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (11ч)
14
к\р -1
12
Длина окружности и площадь круга (12ч)
12
к\р -1
13
Движения (8ч)
10
к\р -1
Повторение. Решение задач (4ч)
8
к\р -1
Итого - 68 часов
Контрольных - 6
-
Планируемые результаты изучения предмета
Планируемые результаты освоения содержания программы по каждому содержательному разделу
Наглядная геометрия
Выпускник научится:
-
распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
-
распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
-
определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
-
вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
Выпускник получит возможность:
-
вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
-
углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
-
применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Геометрические фигуры
Выпускник научится:
-
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
-
распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
-
находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);
-
оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;
-
решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
-
решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
-
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Выпускник получит возможность:
-
овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
-
приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;
-
овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
-
научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;
-
приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
-
приобрести опыт выполнения проектов по темам: «Геометрические преобразования на плоскости», «Построение отрезков по формуле».
Измерение геометрических величин
Выпускник научится:
-
использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;
-
вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;
-
вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;
-
вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
-
решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;
-
решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Выпускник получит возможность:
-
вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;
-
вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;
-
приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.
Координаты
Выпускник научится:
-
вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка;
-
использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей.
Выпускник получит возможность:
-
овладеть координатным методом решения задач на вычисление и доказательство;
-
приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых;
-
приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение координатного метода при решении задач на вычисление и доказательство».
Векторы
Выпускник научится:
-
оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на число;
-
находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более векторов, координаты произведения вектора на число, применяя при необходимости сочетательный, переместительный и распределительный законы;
-
вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых.
Выпускник получит возможность:
-
овладеть векторным методом для решения задач на вычисление и доказательство;
-
приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение векторного метода при решении задач на вычисление и доказательство».
Критерии оценивания полученных результатов по геометрии
-
Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
-
работа выполнена полностью;
-
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
-
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
-
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
-
допущены одна ошибка или есть два - три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
-
допущено более одной ошибки или более двух - трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
-
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
-
работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
-
Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
-
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
-
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
-
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
-
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
-
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
-
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
-
возможны одна - две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
-
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
-
допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
-
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
-
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);
-
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
-
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
-
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
-
не раскрыто основное содержание учебного материала;
-
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
-
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
-
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
-
Грубыми считаются ошибки:
-
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
-
незнание наименований единиц измерения;
-
неумение выделить в ответе главное;
-
неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
-
неумение делать выводы и обобщения;
-
неумение читать и строить графики;
-
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
-
потеря корня или сохранение постороннего корня;
-
отбрасывание без объяснений одного из них;
-
равнозначные им ошибки;
-
вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
-
логические ошибки.
-
К негрубым ошибкам следует отнести:
-
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
-
неточность графика;
-
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
-
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
-
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
-
Недочетами являются:
-
нерациональные приемы вычислений и преобразований;
-
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Календарно-тематическое планирование
№п/п
Наименование разделов и тем
Плановые сроки прохождения
Скорректированные сроки прохождения
1-2
Водное повторение (2ч)
4,6.09
9.Векторы (12ч)
3
Понятие вектора (п76) (1ч)
4
Откладывание вектора от данной точки(п77) (1ч)
5
Сумма двух векторов (п78) (1ч)
6-7
Законы сложения векторов. Правило параллелограмма (п79-80) (2ч)
8
Сумма нескольких векторов (п82) (1ч)
9
Вычитание векторов (п82) (1ч)
10
Произведение вектора на число (п83) (1ч)
11
Применение векторов к решению задач (п84) (1ч)
12
Средняя линия трапеции (п85) (1ч)
13
Решение задач
14
Контрольная работа № 1 по теме: «Векторы»
Всего - 12ч
10. Метод координат (10ч)
15
Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам (п86) (1ч)
16
Координаты вектора (п87) (1ч)
17
Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца(п88) (1ч)
18
Простейшие задачи в координатах(п89) (1ч)
19
Уравнение линии на плоскости (п90) (1ч)
20
Уравнение окружности (п91) (1ч)
21
Уравнение прямой (п92) (1ч)
22-23
Решение задач (2ч)
24
Контрольная работа № 2 по теме: «Метод координат»
Всего - 10ч
11.Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (14ч)
25
Синус, косинус, тангенс (п93) (1ч)
26
Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения (п94) (1ч)
27
Формулы для вычисления координат точки (п95) (1ч)
28
Теорема о площади треугольника. Теорема синусов(п96-97) (1ч)
29
Теорема косинусов )п98)(1ч)
30
Решение треугольников(п99) (1ч)
31
Измерительные работы(п100) (1ч)
32
Угол между векторами. Скалярное произведение векторов (п101-102) (1ч)
33
Скалярное произведение в координатах. Свойства скалярного произведения векторов (п103-104) (1ч)
34-36
Решение задач (3ч)
37
Контрольная работа № 3 по теме: «Решение треугольников. Скалярное произведение векторов»
38
Работа над ошибками
Всего - 14ч
12.Длина окружности и площадь круга (12ч)
39
Правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника (п105-106) (1ч)
40
Окружность, вписанная в правильный многоугольник (п107)(1ч)
41
Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности (п108) (1ч)
42
Построение правильных многоугольников (п109) (1ч)
43
Длина окружности (п110) (1ч)
44
Площадь круга (п111) (1ч)
45
Площадь кругового сектора (п112) (1ч)
46-48
Решение задач (3ч)
49
Контрольная работа № 4 по теме: «Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга»
50
Работа над ошибками
Всего - 12ч
13.Движения (10ч)
51
Отображение плоскости на себя (п113) (1ч)
52
Понятие движения (п114-115) (1ч)
53-54
Параллельный перенос (п116) (2ч)
55-56
Поворот (п117) (2ч)
57-58
Решение задач (2ч)
59
Контрольная работа № 5 по теме: «Движения»
60
Работа над ошибками
Всего - 10 ч
61-68
Повторение. Решение задач (8ч)
65
Итоговая контрольная работа
Итого - 68 часов
Контрольных - 6
Перечень учебно - методического и материально-технического обеспечения
-
Рабочие программы по геометрии 7-11 классы / Сост. Н.Ф. Гаврилова. - М.: ВАКО, 2011.- 97с (Рабочие программы)
-
Геометрия 7-9. Учебник для общеобразовательных учреждений / Л. С. Атанасян и др. -М.: Просвещение, 2012;
-
Изучение геометрии в 7-9 классах / Сост. Л.С. Атанасян, В.Ф., Бутузов.- М., 2009;
-
Задачи по геометрии для 7-11 классов / Сост. Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.Г. Баханский. - М., 2011;
-
Сборник задач по геометрии в рисунках и тестах, 7-9 классах / Сост. Г.И. Кукарцева М.2011;
-
Контрольные и проверочные работы по геометрии 7-9 классах / Сост. Л.И. Звавич. - М., 2011;
-
Геометрия 9 класс. Рабочая тетрадь / Л. С. Атанасян и др. -М.: Просвещение, 2015.
-
перечень технического обеспечения
-
проектор,
-
ноутбук,
-
комплект классных чертежных инструментов: линейка, транспортир, угольник
-
(30°, 60°), угольник (45°, 45°), циркуль;
-
комплекты демонстрационных планиметрических и стереометрических тел.
-
интернет ресурсы:
-
сайт Федерального центра информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР) fcior.edu.ru
-
сайт Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЕК ЦОР) school-collection.edu.ru,
-
Федеральный портал «Российское образование» edu.ru
-
электронное издание (ЭИ) «Математика, 5-11 классы»/ Г. В. Дорофеева, С. Б.
-
Суворовой, С. С. Минаевой, Л. О. Рословой. На сайте school-collection.edu.ru
-
school.edu - "Российский общеобразовательный портал".
-
mathvaz.ru/ -docье школьного учителя математики
-
it-n.ru/communities.aspx?cat_no=225&tmpl=com - Сеть творческих учителей"
-
festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
Согласовано.
Протокол заседания ШМО
от «_____» мая 2015 г.
№ ____
Согласовано.
Зам.директора по УВР
_____________/Кириллова Н.В./
«_____» августа 2015 г.