- Преподавателю
- Математика
- Методика изучения показательной функции в школьном курсе математики
Методика изучения показательной функции в школьном курсе математики
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шаравина О.М. |
Дата | 31.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Методика изучения показательной функции в школьном курсе математики
Изучение показательной функции в школе начинается с того, что рассматриваются процессы из жизни, приводящие к понятию показательной функции. Рассмотрим некоторые из них:
-
Рост числа бактерий в идеальных условиях происходит по такой зависимости:
, где - время размножения, - число колоний бактерий
-
радиоактивный распад веществ : если при радиоактивном распаде количество вещества за сутки уменьшается в двое, то тогда мо истечению x суток масса будет .
-
Рост древесины происходит по закону
A- изменение количества древесины во времени;
A0- начальное количество древесины;
t-время, к, а- некоторые постоянные. -
Давление воздуха убывает с высотой по закону:
P- давление на высоте h,
P0 - давление на уровне моря,
а- некоторая постоянная.
После рассмотрения примеров мы должны выйти на определение показательной функции. Задаем вопрос учащимся: «Что общего определяет эти процессы?» Таким образом, выходим на определение.
Определение: Функция вида при a>0, a1 называется показательной функцией.
Следующим этапом в схеме изучения любой функции является исследование ее свойств. Изучение свойств будет проходить на фокус - примерах: .
Сначала будем рассматривать функции
План исследования функции.
-
Область определения функции;
-
Нули функции;
-
Четность (нечетность);
-
Промежутки возрастания и убывания функции;
-
Построение графика.
Часть свойств изучается аналитически, часть считывается с графика, принимая без доказательств.
-
Область определения функции (аналитически)
Неизвестная величина, или аргумент стоит в показателе степени, следовательно, при любом значении х мы можем всегда найти у, следовательно, D(у)= множество R чисел.
-
Нули функции (аналитически)
если x=0, то у=1; случая, когда у=0 быть не может, так как не существует такого значения х, чтобы при возведении в степень было равным 0. Переведем полученный результат на графический язык: график функции пересекает ось ординат в точке (0;1), но не пересекает ось абсцисс. Делаем вывод о том, что график функции располагается выше оси ОХ и эта ось является горизонтальной асимптотой.
-
Четность (аналитически)
Проверяем, выполняются ли условия четности и нечетности для функции .
F(-x)=y(-x)=, то есть данная функция ни четная ни нечетная.
Проиллюстрируем это свойство на примере : x=-1 и x=1, соответственно у=2 и у = .
Делаем вывод о том, что график функции не симметричен относительно оси ОУ.
-
Построение графика функции (по точкам).
Строить график будем по выбранным значения х будем находить значения у.
В качестве х возьмем точки: -3, -2, -1, 0, 1, 2, 3.
Построим в системе координат точечный график, опираясь на выше исследованные свойства.
Необходимо доступно объяснить, что построенные точки мы имеем право соединить плавной линией. Это устанавливается при помощи приближенного вычисления.
Если аргументу х придать рациональное значение, то в принципе вычислить можно. А если аргументу х придать иррациональное значение? Как, например, вычислить ?
Математики нашли выход из положения; вот как они рассуждали.
Известно, что = 1,7320508... Рассмотрим последовательность
рациональных чисел - десятичных приближений числа по не-
недостатку:
1; 1,7; 1,73; 1,732; 1,7320; 1,73205; 1,732050; 1,7320508;...
Ясно, что 1,732 = 1,7320, а 1,732050 = 1,73205. Во избежание
подобных повторов отбросим те члены последовательности, которые заканчиваются цифрой 0. Тогда получим возрастающую последовательность:
1; 1,7; 1,73; 1,732; 1,73205; 1,7320508;... .
Соответственно возрастает и последовательность
Все члены этой последовательности - положительные числа, меньшие, чем , т.е. эта последовательность - ограниченная. А по теореме Вейерштрасса, если последовательность возрастает и ограничена, то она сходится. Кроме того, нам известно, что если последовательность сходится, то только к одному пределу. Этот единственный предел договорились считать значением числового выражения . И неважно, что найти даже приближенное значение числового выражения очень трудно; важно, что это - конкретное число.
Итак, мы выяснили, какой смысл вкладывают математики в символ . Аналогично можно определить, что такое и т.д.
Теперь мы можем говорить не только о степенях с произвольными рациональными показателями, но и о степенях с произвольными действительными показателями. Но самое главное, что теперь мы можем говорить о функции
у=, определенной на множестве всех действительных чисел.
Вернемся к функции у = , теперь мы уверенно можем соединить построенные точки плавной линией.
-
Осталось исследовать еще одно свойство, возрастания и убывания функции. Это свойство считаем с графика и докажем его аналитически:
Функция возрастает на всей числовой прямой, т.е. большему значению аргумента из ее области определения соответствует большее значение функции, или если
и
Рассмотрим разность двух выражений:
,
, следовательно разность в скобках больше 1.
Функция у =2х возрастает на промежутке , так как на всем промежутке большему значению аргумента соответствует большее значение функции (значения функции растут при движении слева на право).
Данный результат можно записать так: , то
Путем вычислений значений функции у =2х , докажем, что она возрастает неограниченно.
На графике увидим, что равным значениям аргумента соответствуют неравные приращения функции
,…
Итак, запишем все основные свойства показательной функции :
-
Д(у)=R; Е(у)=(0;+)
-
Нули функции: х=0,у=1;
-
Функция является ни четной ни нечетной;
-
Возрастающая на всей области определения;
-
Если x<0, у <1,
х>0, y>1.
Аналогичная работа строится для исследования функции у =,
Итак, запишем все основные свойства показательной функции :
-
Д(у)=R; Е(у)=(0;+);
-
Нули функции: х=0,у=1;
-
Функция является ни четной ни нечетной;
-
Убывающая на всей области определения;
-
Если x<0, у >1,
х>0, y<1.
После полученных исследований замечаем, что все свойства одинаковы, кроме возрастания и промежутков знакопостоянства. Это основной вывод, который должны усвоить дети.
Дальше обобщаем полученные выводы:
-
Если основание , то показательная функция монотонно убывает на всей области определения;
-
Если , то показательная функция монотонно возрастает на всей области определения.
Дальнейшее изучение показательных функций сводится к решению показательных уравнений и неравенств.