- Преподавателю
- Математика
- Конспект урока «Приближенные значения чисел. Округление чисел. »
Конспект урока «Приближенные значения чисел. Округление чисел. »
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Васина К.Ю. |
Дата | 18.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока по математике для учащихся 5 класса средних общеобразовательных учреждений.
Выполнила: Васина Ксения МДМ-209
Тема урока: «Приближенные значения чисел. Округление чисел».
Цель:
-
образовательная: ознакомить учащихся с приближенным значением числа, с правилом округления чисел;
-
развивающая: развитие памяти, внимания, логического мышления, воображения, устной и письменной речи;
-
воспитательная: воспитание нравственных качеств личности, аккуратности, добросовестного отношения к работе.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Методы обучения: дедуктивно-репродуктивный, индуктивно-репродуктивный.
Оборудование: -
Требования к знаниям, умениям, навыкам:
-
Учащиеся должны уметь сравнивать десятичные дроби;
-
Учащиеся должны знать разряды чисел.
Литература:
1. Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. − 17-е изд., перераб. − М.: Мнемозина, 2005 − 280 с.;
2. Поурочные разработки по математике: 5 класс/ Л. П. Попова. − М.: Вако, 2011. − 496 с. − (В помощь школьному учителю).
План урока:
-
Организационный момент (2мин.)
-
Устная работа (10 мин.)
-
Сообщение темы урока (5 мин.)
-
Работа по новой теме (15 мин.)
-
Повторение изученного материала (5 мин.)
-
Самостоятельная работа (5 мин)
-
Подведение итогов урока (3 мин)
Ход урока
-
Организационный момент включает в себя приветствие учителем класса, проверку отсутствующих, готовность помещения к уроку.
-
Учитель: запишите число и классная работа в тетрадь
(запись на доске и в тетрадях)
Число
Классная работа
Учитель: Прежде чем начать изучать новую тему мы проведем индивидуальную работу у доски.
(работают трое учащихся)
(запись на доске)
Задание 1. Вычисли значение выражений удобным способом.
3,875 - (1,3+1,875)
8,12 +1,93 +1,88
Задание 2. Реши уравнение.
2x - 3,48 = 4,52
Задание 3. Сравни числа.
4,375 и 4,38
2,4 и 2,397
0.67 и 0,599
Учитель: Пока ребята решают у доски слушайте меня внимательно. Работаем все устно.
Турист прошел всего пути. Какую часть пути ему осталось пройти?
Ученик: .
Учитель: Есть другие варианты ответа? Этот ответ правильный. Итак, следующая задача. За 4 дня в семье съели 3 кг яблок. Сколько яблок съедали ежедневно?
Ученик: кг.
Учитель: Сколько это граммов?
Ученик: 750 г.
Учитель: Правильно. Следующая задача. В первый день Винни-Пух съел 3,7 кг меда, а во второй день на 0,3 кг больше, чем в первый. Сколько меда съел Винни-Пух за два дня?
Ученик: 7,7 кг.
Учитель: Правильно. Давайте вместе проверим индивидуальную работу у доски. Должны были получиться следующие ответы: задание 1 - 0,7 и 11,93; задание 2 - x = 4; задание 3 - "<",">",">".
3. (запись на доске)
3,87
Учитель: Прочитайте число записанное на доске.
Ученик: Три целых восемьдесят семь сотых.
Учитель: Между какими натуральными числами оно находится?
Ученик: Между тройкой и четверкой.
Учитель: Говорят, что 3 это приближенное значение числа 3,87 с недостатком. Подумай почему так говорят?
Ученик: Потому что у тройки недостает 87 сотых до десятичной дроби 3,87.
Учитель: Правильно. А 4 это приближенное значение числа 3,87 с избытком. Почему так говорят?
Ученик: Потому что 4 уже больше чем 3,87.
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с правилами округления и будем учиться округлять числа до заданного разряда.
4. Учитель: Откройте учебники на странице 198. Прочитайте статью и приготовьтесь отвечать на вопросы.
(учащиеся читают статью)
Учитель: Какое число называют приближенным значением с недостатком и приближенным значением с избытком?
Ученик: Если a
Учитель: Следующий вопрос. Что значит округлить число до целых?
Ученик: Замену числа ближайшим к нему натуральным числом или нулем называют округлением этого числа до целых.
Учитель: Сформулируйте правило округления чисел.
Ученик: Если число округляют до какого-либо разряда, то все следующие за этим разрядом цифры заменяют нулями, а если они стоят после запятой, то их отбрасывают.
Учитель: Что нужно сделать с последней оставленной цифрой при округлении?
Ученик: Если первая отброшенная или замененная нулем цифра равна 5, 6, 7, 8 или (, то стоящую перед ней цифру увеличивают на 1.
Если первая отброшенная или замененная нулем цифра равна 0, 1, 2, 3 или 4, то стоящую перед ней цифру оставляют без изменения.
Учитель: Правильно. Теперь чтобы более подробно разобрать эти правила мы прорешаем устно №1270 на стр. 200.
Учитель: Теперь записываем в тетрадь № 1274. По одному человеку по очереди выходим к доске и решаем задание.
(запись на доске и в тетрадях)
2,781≈2,8 0,07268≈0,07
3,1423≈3,1 1,35506≈1,36
203,962≈204,0 10,081≈10,08
80,46≈80,5 76,544≈76,54
Учитель: Обратите внимание на следующее упражнение. Помните, если целая часть - трехзначное число, то после округления оно должно остаться трехзначным, четырехзначное - четырехзначным и т.д.
(запись на доске и в тетрадях)
167,1≈170
2085,04≈2090
444,4≈440
300,7≈300
137≈140
Учитель: Открываем №1275. Прочитайте задачу. О скольких деталях в ней говорится?
Ученик: О четырех деталях.
Учитель: Как найти общую массу деталей?
(запись на доске и в тетрадях)
1способ.
13,26+14,43+1,66+15,875=45,225 (кг) - общая масса всех деталей.
45,225 кг≈45,2 кг
2 способ.
13,26 кг ≈13,3 кг
14,43 кг ≈14,4 кг
1,66 кг ≈1,7 кг
15,875 кг ≈15,9 кг
13,3+14,4+1,7+15,9=45,3кг
Учитель: Сравните результаты и сделайте вывод.
Ученик: При первом решении разность между точным и приближенным значением составляет 0,025 кг, а во втором - 0,075 кг, значит для получения более точного результата следует сначала вычислить, а потом округлить.
5. Учитель: Откройте страницу 202 учебника, №1295. Прочитайте задачу. Чему равна собственная скорость лодки?
Ученик: Собственная скорость лодки равна 4,5 км/ч.
Учитель: Какова скорость течения?
Ученик: Скорость течения 2,5 км/ч.
Учитель: Как найти скорость лодки по течению и против течения?
Ученик: Чтобы найти скорость лодки по течению надо к собственной скорости ложки прибавить скорость течения. Чтобы найти скорость против течения надо от собственной скорости отнять скорость течения.
Учитель: Как найти расстояние?
Ученик: Чтобы найти расстояние надо скорость умножить на время.
Учитель: Каждый у себя в тетрадях оформите эту задачу.
(запись в тетрадях)
4,5+2,5=7 (км/ч) - скорость лодки по течению.
4,5 - 2,5 =2 (км/ч) - скорость лодки против течения.
7•4=28 (км) - путь по течению за 4 часа.
2•3=6 (км) - путь против течения за 3 часа.
6. Учитель: Записываем в тетрадях Самостоятельная работа. Открываем №1291. Первое выражение делает первый вариант, второе выражение делает второй вариант. Приступайте.
(запись в тетрадях)
Самостоятельная работа.
№1291
Вариант1 Вариант 2
84 - a, a =30,4; 2,454; 83,998 а+6,546, если а = 30,4; 2,454; 83,998
84-30,4=53,6 30,4+6,546=36,946
84-2,454=81,546 2,454+6,546=9
84-83,998=0,002 83,998+6,546=90,544
Учитель: Сдайте тетради на проверку. Итак, давайте подведем итог. Расскажите как же все-таки округлять числа.
Ученик: Чтобы округлить число до какого-либо разряда, то все следующие за этим разрядом цифры отбрасываем, только смотрим первая отброшенная цифра какое имеет значение. Если 5 или больше 5, то стоящую перед ней цифру увеличиваем на 1, если меньше 5, то оставляем без изменения.
Учитель: А что значит округлить число до целых?
Ученик: Это значит заменить число ближайшим к нему натуральным числом или нулем.
Учитель: Подойдите с дневниками кто работал сегодня индивидуально у доски. И запишите домашнее задание.
Домашнее задание: стр. 202, №1297; стр. 203, №1301.
Урок окончен.