РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ

Тема самообразования "Развитие позновательной активности учащихся на уроке математики". В статье затрагивается тема о развитии познавательной активности учащихся на уроке математики. целью статьи является разработка системы творческих заданий, формирующих познавательную активность учащихся на уроке математики. В статье с начало дается короткое понятие о познавательной активности.  Выявлена и обоснована необходимость совместного использования методов преподавания и способы для развития познавательной активности учащихся на уроке математики.  
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие познавательной активности учащихся

на уроке математики

Жанибекова Г.С.

Средняя общеобразовательная школа №62

КАЗАХСТАН


Аннотация

В статье затрагивается тема о развитии познавательной активности учащихся на уроке математики. целью статьи является разработка системы творческих заданий, формирующих познавательную активность учащихся на уроке математики. В статье с начало дается короткое понятие о познавательной активности. Выявлена и обоснована необходимость совместного использования методов преподавания и способы для развития познавательной активности учащихся на уроке математики.


Современное состояние образования характеризуется тенденцией роста объема информации, требующей успешного и надежного усвоения. В таких учебных предметах, как математика, физика и др. помимо необходимости усвоить большой объем теоретической информации учащихся необходимо также приобрести навыки практического применения знаний. Таким образом, актуальность данной работы обусловлена значимостью проблемы влияния педагога на развитие личности школьника. Исходя из этого, я взяла тему «Развитие познавательной активности учащихся на уроке математики».

Объект исследования: познавательная активность.

Предмет исследования: роль творческих заданий в формировании познавательных интересах учащихся.

Цель исследования: разработать систему творческих заданий, формирующих познавательную активность учащихся на уроке математики.

Задача: проследить роль творческих заданий при формировании познавательной активности учащихся на уроках математики и определить критерии сформированности познавательной активности.

Что же такое познавательная активность? В процессе приобретения учащимися знаний, умений и навыков важное место занимает их познавательная активность, умение учителя активно руководить ею. Активно управляемый учебный процесс направлен на обеспечение прочных знаний всех учащихся, на усиление обратной связи. Здесь предполагается четкое планирование, активное управление обучением и развитием каждого учащегося. Одни считают, что «познавательная активность - это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении». Другие же считают, что «познавательная активность - это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении». Педагоги К.Д.Ушинский, Ж.Ж. Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление детей к познанию. Есть ещё одна группа учёных, которая понимает познавательную активность как качество личности. Например, качеством личности «познавательная активность» становится, по их мнению, при устойчивом проявлении стремления к познанию. А некоторые учёные определяют процесс познавательной активности детей как целенаправленную деятельность, ориентированную на становление субъективных характеристик в учебно - познавательной работе. А еще, что познавательной деятельности сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями и навыками.

1

Активизация познавательной деятельности ученика без развития его

познавательного активности не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательную активность учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышение его качества.

Формирование познавательной активности учащихся в обучении может происходить по двум основным направлениям, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой - путем определенной организации познавательной деятельности учащихся.

Познавательная активность включает:

  1. Мотивы и цели деятельности.

  2. Интерес к предмету.

  3. Внимание к изучаемому объекту.

  4. Волевые усилия.

  5. Положительные эмоции.

  6. Творческую самостоятельность.

  7. Оптимальный ритм и режим работы, обеспечивающей полное овладение нужными знаниями, умениями и навыками.

Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересным. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательной активности - сам процесс деятельности. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее ученик должен находить привлекательные стороны, чтобы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.

Путь к нему прежде всего лежит через самостоятельную работу, опорные схемы, проблемное обучение, занимательный материал, использование геометрического материала, задания направленные на логическое мышление, задания направленные на развитие памяти.

Самостоятельное выполнение задания - самый надежный показатель качества знаний, умений и навыков ученика. В самостоятельных заданиях необходимо использовать подготовительные упражнения, карточки, вариантность, комментирование заданий и наглядность. Например, на уроках 5 класса выполнив это задание самостоятельно, мы узнаем, как называется самый высокий водопад в мире:

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ

АнхельРАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ ВикторияРАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ Ниагарский водопадРАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ

В этой задании ученики не только решают пример, а у них появляется интерес узнать как же называется самый высокий водопад в мире.

Математический диктант. Этот прием фронтальной работы, вовлекающий в деятельность весь класс, развивает быстроту реакции, умение слушать и слышать вопрос, четко и конкретно мыслить. Математический диктант занимает 10-12 минут. Математический диктант может быт разным: буквенный диктант, числовой диктант, диктант разминка, цифровой диктант. Например, буквенный диктант, на уроке его можно использовать перед объяснением новой темы. Ученики записывают лишь первую букву ответа, затем из выделенных слов ученики составляют предложение и формулируется тема урока. Или же числовой диктант, учитель произносит некоторое утверждение и , если ученик согласен, то он ставит единицу (1), если нет - нуль (0) . В результате получится число. Все, кто получил правильное число, получают за работу

2 «плюс» за работу. Еще один пример, данные числа запишите в две колонки: в1-ую - кратные 3, во 2-ую - кратные 9.Числа показываются на интерактивной доске: 432, 437, 465, 587, 657, 677, 703, 739, 891, 907. Поменяйтесь с соседом тетрадью и проверьте. (Открываются ответы на обратной стороне доски.). У кого все правильно, напишите «Молодец!», верните тетрадь соседу. Поднимите руки у кого написано «Молодец». Очень хорошо! Поднимите руки у кого 1 или 2 неправильных ответа. (больше считать устно, оценка способом поощрения тоже встречаются).

В чем смысл данного вида работы? Смысл диктанта в следующем: учащиеся отвечают про себя на вопрос или быстра считают , а записывают только ответ. Чем этот прием интересен? Во - первых, эти задания полезны на уроках математики. Во - вторых, мы пытаемся расширить кругозор знаний которые входят в базовый минимум школьной программы не только по данному предмету. В - третьих, подобные диктанты с большим удовольствием составляют сами учащиеся и подбирают вопросы из многих учебных предметов. Я на своих уроках использую все виды математического диктанта, и сразу же проверяем с помощью готовых ответов. Идет сама оценка и если вопросы интересные и идет связь с другими предметами, то замечается познавательная активность учащихся.

Ещё один путь это постановочные уроки. Постановочные уроки можно организовать с использованием «проблемных ситуаций». Например, при изучении темы 5 класса «Сложение дробей с разными знаменателями» в устный счёт, состоящий из примеров на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями включаем задание, где знаменатели разные. Происходит «заминка» (проблема), и начинаем думать, анализировать. Итог: верное решение и понимание - что делаем? Как делаем? Зачем?

Иногда выступает еще один, не менее важный источник познавательной активности это занимательные материалы. И здесь на помощь приходят игровые моменты, вносящие элемент занимательности в учебном процессе. Игровой момент помогает снять усталость и напряжение на уроке. На своих уроках я использую игры «Лесенка», «Поле чудес», «Угадай слово», « Карусель » и т.п.

Пример - 1: на уроках 5-6 классов я использую редко игру «Лесенка» и «Угадай слова», тоже связь идет с другими предметами. В игре «Лесенка» часто использую вопросы из естествознания и истории Казахстана.

Пример -2: игра «Угадай слова» -

0,9+0,12=1,02 Б

5-4,81=0,19 А

3,1+2,01=5,11 П

7,9-3,5=4,4 У

10-6,7=3,3 К

Ключ

1,02

4,4

3,3

5,11

0,19

Б

У

К

П

А

Здесь ученики не только решают примеры, но и находя слова с помощью заранее подготовленного материала узнают о реке города Караганды, также материал об исторических данных могут приготовить сами ученики. Такие задания очень нравятся учащимся, они быстро включаются в деятельность, стараются не ошибаться при вычислениях, чтобы первыми прийти к ответу на поставленный вопрос.

Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Компьютер на уроке является средством, позволяющим учащимся лучше познать самих себя, способствует развитию самостоятельности. Особенностью применения компьютерных презентаций

3

является наличие автоматического контроля и ограничение времени демонстрации слайд - шоу позволяет концентрировать визуальное внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. Например, при прохождении темы «Координатный луч» в 5 классе в слайдах мигающие точки на координатах интересны для учащихся или же можно использовать флипчарт, разные методы решения примеров. В таких случаях учащиеся активно работают и даже в процесс урока включаются все ученики.

Выше изложенное позволяет сделать следующие выводы:

  • Успех в работе развития познавательной активности в значительной степени зависит от характера взаимоотношений учителя и учащихся. Положительный результат будет только в том случае, если эти отношения будут носить позитивный характер взаимного понимания и уважения.

  • Работая над развитием познавательной активности учащихся, учителю следует много внимания удалять проблеме познавательного интереса. Выступая в качестве внешнего стимула к учению, познавательный интерес является самым сильным средством развития познавательной активности. Искусство учителя состоит в том, чтобы познавательный интерес стал для учащихся лично значимым и устойчивым.

Чтобы ребенок учился в полную силу своих способностей, стараясь вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.

Мастерство учителя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.

Литература.

1. Проект на тему "Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики". Рассматриваются проблемы развития познавательных интересов и способностей в обучении. Из опыта: Опубликовано 27.12.2011 - 20:24 - Елкина Елена Владимировна. - libdocs.ru/docs/146100/index-1570.html(21.09.2014г.)

2. КорчемлюО.М. Задания для развития памяти и dнимания на уроках математики Начальнаяшкола 1994-8. ... III Развитие познавательных способностей.- docme.ru/doc/177099/razvitie-poznavatel._noj-aktivnosti-uchashhihsya-na-urokah-mat...

3.Педагогика под ред. ЩукинойМ, 1966.

4. Волкова С.И. Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики Начальная школа 1990 -7 , 1991-7 ,1992 -7,8 1993-7






4


© 2010-2022