- Преподавателю
- Математика
- Применение технологий развития критического мышления на уроках математики
Применение технологий развития критического мышления на уроках математики
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ивашененко Г.И. |
Дата | 25.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Прежде определим признаки критического мышления:
-
Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное.
-
Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.
-
В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить
-
В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
-
В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. (Дэвид Клустер, США)
Педагогическая технология развития критического мышления.
Ведущие целевые ориентации: Мотивация к учению. Расширение знаний и развитие интеллектуальных умений. Развитие рефлексивного мышления. Формирование обобщений.
Цель применения технологии развития критического мышления: Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых для учёбы и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать, рассматривать различные стороны решения).
Технология РКМ:
-
Формирует самостоятельное мышление.
-
Вооружает методами и способами самостоятельной работы.
-
Даёт возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе "учитель-ученик".
-
Позволяет влиять на результат и цели образовательного процесса.
Некоторые правила технологии РМК:
1. Задавайтесь вопросами, интересуйтесь.
Речь идет не о поверхностном любопытстве, проявляющемся в том, чтобы всюду совать свой нос, а о любознательности, пытливости, интеллектуальной жажде.
Вопросы могут служить мотивацией к изучению материала, могут способствовать лучшему закреплению изученного, а также работать на рефлексию.
Приёмы постановки вопросов:
1."Толстый" и "тонкий" вопрос.( этап контроля знаний) Составьте вопросы по теме, по тексту.
Толстый.
Тонкий.
Объясните почему….?
Почему вы думаете….?
Предположите, что будет если…?
В чём различие…?
Почему вы считаете….?
Кто..? Что…? Когда…?
Может…? Мог ли…?
Было ли…? Будет…?
Согласны ли вы…?
Верно ли…?
2. Таблица вопросов. Основой являются вопросы, начинающиеся с вопросительных слов.
Что?
Кто?
Когда?
Как?
Почему?
Зачем?
2. Анализируйте идеи, предположения, тексты.
Анализ - это исходная мыслительная операция, с которой начинается процесс мышления. Для его осуществления нужно разложить идею или объект на составные части.
Анализировать можно по нескольким направлениям: "это я уже знаю", "это я слышал", "это не знаю". Другой пример: "это я понимаю и объясню другому", "это я понимаю, но объяснить не смогу", "это я не понимаю".
"ИНСЕРТ" проставление значков в тексте.(разметка текста).
- "уже знал", + "новое", (-) -"думал иначе или не знал" , ?- не понял, есть вопросы итоговая таблица.
+
(-)
?
3. Исследуйте факты, доказательства.
4. Высказывайте свои предложения, мысли, идеи, а также считайтесь с другими мнениями.
По теме составить вопросы, учитывая их назначение, тестовые задания
2. Концептуальная таблица. (Сравнительный анализ)
Тема "Функции". Обобщающий урок. 9класс.
Можно попросить учащихся заполнить таблицу, работая в группах. Затем провести обсуждение и сравнение результатов.
Вид функции
Область определения
Область значений
Возрастание
убывание
У>0
Y<0
Четность
Нули функции
1. Линейная
2. Квадратичная
3. Степенная
А)
Б)
В)