Конспект к уроку по математике 1 класс. Сложение и вычитание 5

Раздел Математика
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тамбовское областное государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Педагогический колледж г. Тамбова»


Утверждаю: Согласованно:

Преподаватель Учитель ____/ С.В.Демидова

ТОНКМ с методикой преподавания

____________/ С.В. Мельникова/


Конспект

по математике

«Прибавить и вычесть 5»


Провела студентка группы ПНК-31: Котова Т.Ю.

Место проведения: 1 класс, филиал МБОУ «Новолядинская СОШ» в

с. Тулиновка

Дата проведения: 19.01.2016.

Оценка за конспект:….. (…………) методист: ____/С.В.Мельникова /

Оценка за урок:….. (…………) учитель: _________/ С.В. Демидова/

Оценка за урок:….. (…………) методист: _______/ С.В. Мельникова/



Тамбов

2016

Тип урока:

Открытие новых знаний

Цели:

1. Отрабатывать умение прибавлять и вычитать число 5;

2. Закреплять знание состава чисел 2, 3, 4, 5;

3. Учить складывать и вычитать число по частям;

4. Учить рассуждать, высказывать своё мнение;

5. Развивать, расширять математический кругозор, учить анализировать.

УУД:

Личностные:

1. Придерживаться этических норм общения и сотрудничества при

совместной работе над учебной задачей;

2. В созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и

сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,

делать выбор, как себя вести.

Регулятивные:

1.Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного

обсуждения;

2.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

3. Составлять план решения отдельной учебной задачи совместно с классом;

4. Сверять свои действия с целью и исправлять ошибки с помощью класса;

Познавательные:

1.Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать,

какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

2. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных

формах.

3. Перерабатывать полученную информацию.

4. Делать выводы на основе обобщения умозаключений.

5. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять

информацию в виде текста, таблицы, схемы.

6. Переходить от условно-схематических моделей к тексту.

Коммуникативные:

1. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и

письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых

формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;

2. Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

3. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым

изменить свою точку зрения;

Литература:

Учебник «Математика»

Авторы: Дорофеев Г.В. Миракова Т.Н.

Издание: М.: Просвещение, 2011







Деятельность учителя:

Деятельность учеников:

1.Мотивация к познавательной деятельности:

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.


Здравствуйте, ребята! Сегодня урок математики у вас проведу я. Меня зовут Тамара Юрьевна. Садитесь.

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии:

-Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению табличного сложения и вычитания в пределах 10. Вас ждёт интересная встреча с героями произведения Э. Успенского.

2 слайд

-Кто помнит название?

-Как звали кота в этой сказке?

-Каким был кот Матроскин?

-Как звали пса в этой сказке?

-Каким был Шарик?

-Как звали мальчика в этой сказке?

-Как он оказался в деревне Простоквашино?

Вот как сам Дядя Федор пишет нам в своем письме, почему он оказался в Простоквашино.

Я вас очень люблю! И зверей я тоже очень люблю. А мама с папой не разрешают мне их заводить. Поэтому я уехал в деревню Простоквашино. Здесь хорошо: река, воздух и животные рядом- кот Матроскин и пёс Шарик. Но без друзей мне всё равно скучно. Приезжайте к нам в Простоквашино, будем вам рады.

Дядя Фёдор, пёс и кот.

3 слайд

Думаю, что вы не откажитесь побывать в гостях у наших друзей. Да и школы в Простоквашино нет. Мы не только побываем в гостях, но и будем вместе учиться. Будьте очень внимательны! Старайтесь!

Есть, друзья, такая птица:

Если сядет на страницу,

Очень рад бываю я,

А со мной моя семья!

Налитая, симпатичная,

Цифра самая отличная?

О какой цифре речь?

Абсолютно верно! Это цифра 5!

4 слайд

Давайте вспомним состав числа 5.

Я буду читать вам задачи в стихах, а вы постарайтесь догадаться, как по-разному можно получить число 5.

5 слайд

1). В день рожденья я Серёжке

Подарил одну матрёшку.

Мы её открыли, а там ещё 4.

Сколько же всего матрёшек у Серёжи?

Как получилось число 5?

Сколько слагаемых в этой сумме?

6 слайд

2).В кормушке сидели

Лишь три только птицы.

Но к ним прилетели ещё две сестрицы.

Так сколько же птиц

Здесь в кормушке у нас?

Пусть скажет скорее каждый из вас!

- Как получилось число 5?

- Сколько слагаемых в этой сумме?

7 слайд

3). В огороде пугало рукавами машет.

В огороде пугало разгоняет пташек.

Три спаслись на загородке.

В небеса взвилась одна.

А последняя не трусит -

Очень храбрая она

Сколько было птичек?

- Как получилось число 5?

- Сколько слагаемых в этой сумме?

Ребята, вы очень хорошо справляетесь!

Давайте продолжим.

8 слайд

4).Наша Маша рано встала,

Кукол все пересчитала:

2 матрёшки на окошке,

2 Танюшки на подушке,

И Аринка на перинке.

Помоги нашей подружке

Сосчитать её игрушки.

- Как получилось число 5?

- Сколько слагаемых в этой сумме?

9слайд

5).В нашей корзинке лежат грибы.

Посчитать их помоги.

Мухомор красный - гриб опасный,

Лисичка - рыжая сестричка,

Волнушка - розовое ушко,

Сморчок - бородатый старичок,

Ну, а это - белый - ешь его смело.

- Как получилось число 5?

- Сколько слагаемых в этой сумме?

- Ребята, а как можно представить число 5 в виде суммы четырёх слагаемых?

- Так что же мы сейчас рассмотрели?

- Так как же можно получить число 5, используя 2 слагаемых?

- Так как же можно получить число 5, используя 3 слагаемых?

- Так как же можно получить число 5, используя 4 слагаемых?

- Так как же можно получить число 5, используя 5 слагаемых?



«Дядя Фёдор, пёс и кот»

Матроскин

Он был умным и начитанным.

Шарик

Он был веселым и дружелюбным

Дядя Фёдор

Предположения детей






Ответ: 5






5

(1 + 4)

2 слагаемых



(3 + 2)

2 слагаемых



5

(3+1+1)

3 слагаемых




(2+2+1)

3 слагаемых



(1+1+1+1+1)

5

Предположения детей






Состав числа 5.

(4+1)

(3+1+1)

(2+1+1+1)

(1+1+1+1+1)

3. Выявление места и причины затруднения:

Откроем свои учебники на странице 3 и обратим внимание на задание №1. Его мы выполним устно.

1. 5+3+2=10

-Сколько всего прибавили?

-Как прибавили 5?

2. 8-3-2=3

-Сколько всего вычли?

-Как вычли 5?

-Как же можно прибавить число 5?

-Как можно вычесть число 5?


5

Сначала 3, а потом еще 2

5

Сначала 3, а потом 2

4+1,

3+2, 2+1+1+1, 1+1+1+1+1

8-5, 5-3

(ответы детей)

4. Построение проекта выхода из затруднения:

-Посмотрим на №2.Работаем в тетрадях и у доски.

Пропустим в тетрадях четыре клеточки вниз. Обозначим начало классной работы.

Кто хотел бы пойти к доске? Внимательно смотрим на рисунок, выполняем вычисления вместе.

-Значение какого выражения нужно найти?

-Верно, сумму чисел 1 и 5.

-Сколько было голубых квадратов?

-Сколько желтых квадратов?

-Сколько квадратов всего?

-Запишем значение суммы.

2. следующий пример 2+5

-Сколько было голубых квадратов?

-Сколько желтых квадратов?

-Сколько квадратов всего?

-Запишем значение суммы.

-Запишем значение суммы.

Найдем значение первого выражения из правого столбца.

6.-Что обозначает число 6?

-Верно, число всех квадратов.

Число 5?

-Верно, число желтых квадратов?

-Что найдем с помощью разности 6 и 5?

-Верно, число голубых квадратов.

-Сколько их?

Запишем значение разности.

-Ребята, что вы заметили?

-Верно, если из суммы вычесть одно из слагаемых, получится другое слагаемое.

-Посмотрим на №3.

Работаем с левым верхним рисунком.

-Значение какого выражения мы находили?

-Верно, находили сумму чисел 4, 3, и 2.

-Для того, чтобы к 4 прибавить 3, сделали три шага на отрезке натурального ряда вправо, получили 7. Затем к 7 прибавили 2, для этого сделали еще 2 шага по отрезку натурального ряда вправо. Какое значение суммы получили?

-Сколько всего прибавили?

-Как к числу можно прибавить 5?

Перейдем к правому верхнему рисунку.

-Значение какого выражения мы находили?

-Верно, находили разность чисел 8, потом 3 и 2

- Для того чтобы из 8 вычесть 3 и 2, сделали три шага влево на отрезке натурального ряда, получили 5. Затем из 5 вычли 2, для этого сделали еще два шага влево. Какое значение разности получили?

-Сколько всего вычли?




1+5

1

5

6

2 голубых квадратов

5 желтых

7 всего


Число всех квадратов

Желтые квадраты

5

Сколько голубых квадратов

1


Если из большего вычесть меньшее, то получится первое слагаемое




4+3+2=9

9

Сначала 4,затем 3 и 2

Разбить его на удобные слагаемые


8-3-2=3

Сначала 8, потом 3 и 2.



5. Реализация построенного проекта:

Работаем с № 4 в учебнике по цепочке у доски и в тетрадях.

-Что нужно сделать?

- Как можно прибавить 5?


Представить в виде суммы удобных слагаемых

5+5=10 (5+3+2)

1 слагаемое 5+ 2 слагаемое =5 сумма 10

6-5=1 (6-3-2)

Уменьшаемое 6-вычитаемое 5= разность 1

7-5=2 (7-3-2)

8-5=3 (8-3-2)

9-5=4 (9-3-2)

10-5=5(10-3-2)


6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи:

Откроем рабочую тетрадь на странице 18. Выполним №1.

-Что нам требуется выполнить в задании?

-Сколько красных кружочков на первой строке?

-Сколько кружочков на втором ряду?

-Сколько зеленных кружков?

-Сколько красных кружков?

-Запишем в пустую ячейку число красных кружков.

-Сколько кружочков на третьем ряду?

-Сколько зеленных кружков?

-Сколько красных кружков?

-Запишем в пустую ячейку число красных кружков.


Дорисовать кружки и дописать числа.

5

6

1

5

7

2

5

(Ответы детей)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону:

Поработаем самостоятельно.

Откроем рабочую тетрадь на стр.19 №5.

Конспект к уроку по математике 1 класс. Сложение и вычитание 5

8. Включение в систему знаний и повторение:

Конспект к уроку по математике 1 класс. Сложение и вычитание 5

-Чему равна суммы натуральных чисел 2 и 5?

-Какой суммой натуральных чисел пчела представило число 5?

- Лягушка?

-Жук?

-Кузнечик?

-Чему равна разность 9 и 5?

-Как пчелка будет вычитать 5 из 9?

-Как?


-Как лягушка будет вычитать 5 из 9?

-Как?

-Как жук будет вычитать 5 из 9?

-Как?




7

1+1+1+1+1

4 и 1

2 и 2 и 1

Не стал разбивать число на удобные слагаемые.

4

9-1-1-1-1-1

Для того чтобы из 9 вычесть 1,1,1,1,1, сделали пять шагов влево на отрезке натурального ряда, получили 4.

9-4-1

Для того чтобы из 9 вычесть 4 и 1, сделали 4 шага влево, а затем еще 1.

9-3-2

Для того чтобы из 9 вычесть 3и2, сделали 3 шага влево, а зате еще 2.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке:

Ребята, пора возвращаться домой.

С какой темой вы познакомились?

Как можно прибавить или вычесть число 5?

Абсолютно верно!

Молодцы! Вы все хорошо поработали сегодня. Жители Простоквашино рады, что у них есть друзья - умные, находчивые, старательные.

Давайте все встанем и дружно поблагодарим друг друга за работу аплодисментами.


«Прибавить и вычесть 5»

Разбив его на сумму

удобных слагаемых.


© 2010-2022