Урок математики в 6 классе по теме Проценты (повторение). Проблема: Жить или курить?

Раздел Математика
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ «ЖИТЬ ИЛИ КУРИТЬ» (ПОВТОРЕНИЕ ТЕМЫ «ПРОЦЕНТЫ»)

Проблема: «Жить или курить?»

Форма урока: решение проблемного вопроса «Жить или курить?» при помощи решения задач, урок-беседа, обсуждение.

Цели урока:

  1. Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы учебного материала «Проценты», помочь развить познавательный интерес к вычислению процентов.

  2. Способствовать грамотному усвоению темы «Проценты» на примерах решения задач по вычислению процентов, отработке практических навыков в вычислении процентов.

  3. Содействовать сознательному пониманию актуальности вопроса в современной жизни «Жить или курить?»

  4. Содействовать развитию у школьников умения выделять главное в понимании поставленного вопроса, расширению знаний о вреде курения и понятии «здоровый образ жизни».

Аннотация к уроку

Возрастающая потребность связи математики и различных жизненных ситуаций настоящего времени вынуждает учителя часто задумываться об организации разнообразных форм проведения уроков, позволяющих донести различные знания до учащихся как можно интереснее. Доступнее, разнообразнее. Таких форм уроков множество. Одним из них является урок-проблема с дальнейшим обсуждением вопроса и беседой с учащимися.

Урок-проблема или урок-обсуждение с конкретно заданным проблемным вопросом широко используется как средство обучения, воспитания и развития учащихся.

Основное обучающее воздействие урока-проблемы, или урока- обсуждения принадлежит дидактическому материалу, вопросам- проблемам, которые, вовлекая учащихся в обсуждение, в решение конкретного вопроса на примерах решения задач, как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность учащихся в нужное русло.

Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме решения проблемы; учебная деятельность подчиняется правилам беседы-обсуждения; учебный материал используется в качестве средства для решения проблемного вопроса; в учебную деятельность вводится элемент заинтересованности в здоровом образе жизни.

Правила урока-проблемы (урока-обсуждения) должны учитывать цели урока и индивидуальные возможности учащихся. На уроке создаются условия для проявления самостоятельной. Мыслительной активности при решении заданного вопроса и принятии верного решения.

Урок-проблема имеет определенный результат, который является финалом обсуждения, придает уроку законченность, а учащимся при принятии верного выбора пути моральное и умственное удовлетворение.

Данный урок-проблема разработан в соответствии с требованиями личностно ориентированного урока. В нем созданы условия для самореализации ученика через познавательный интерес, через многообразие жизненных ситуаций и ответственный выбор учащихся.

Создание проблемных ситуаций на уроках математики повышает интерес к предмету, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, помогает разобраться в правильности выбора жизненного пути.

У меня к вам просьба - помогите определить процентное содержание некоторых веществ в табачном дыме.

(Зачитывается задача)

№1.

В табачном дыме одной сигареты содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм. Определите % содержание самых ядовитых веществ - синильной кислоты, табачного дегтя, окиси углерода, полония, - в одной сигарете, если никотина 2%, а синильная кислота составляет 1/2 часть никотина; табачного дегтя в 7,5 раз больше, чем никотина; окись углерода составляет 3/5 от количества табачного дегтя, полоний 210 составляет 2/3 от количества окиси углерода.

Старшеклассница показывает формулы химических веществ:

СО - окись углерода;

НСN - синильная кислота;

С О

С С

N ОН - никотиновая кислота

С С

С

(У доски ученик делает краткую запись условия. Ребята обсуждают коллективно.)

3. Все ядовитые вещества влияют на организм человека. Курильщики страдают от различных заболеваний.

Например? (Обсуждение вопроса всем классом.) (Ученики отвечают на вопрос и приводят примеры заболеваний: легкие, сердца, печени, болезни ног.)

Невольно возникает вопрос: почему же все-таки люди курят?

(Ответы учеников, из которых делается обобщение: любопытство, подражание, привычка, так называемое «снятие нервного напряжения».)

Учитель:

4. Когда же чаще всего начинают курить? Конечно же, в подростковом возрасте.

(Ученики предъявляют свою информацию.)

№2.

Статистика показывает, что курящих подростков мальчиков - 60%, девочек - 40%. Определите, сколько курящих детей в школе, если в ней 450 мальчиков и 620 девочек.

(Задачу решают самостоятельно. У доски решает ученик. Ответы сравнивают, сверяют с тем, что решено у доски.)

Учитель: Вывод.

Почти половина учеников школы не задумываются о том, что у них ухудшается внешность, начинают портиться зубы и появляется неприятный запах, ухудшается зрение, слух, развиваются болезни внутренних органов, появляется раздражительность, неуравновешенность, из-за быстрой утомляемости резко ухудшается успеваемость.

5.(Устная работа. Обсуждаю всем классом.)

Учитель:

При проверке здоровья группы учеников школы из 20 человек со стажем курения 3-5 лет, обнаружено, что 70% из них имеют по 2 заболевания - органов дыхания и пищеварения. Остальные - по 1 заболеванию. Определите, сколько учащихся этой группы имеют по 2 заболевания и сколько по одному?

Ну и как же вы думаете, нужно ли курить? Нужно ли придерживаться этой моды?

  1. (Работа у доски. Задача дана на карточках. Ученик зачитывает условие, записывает краткую запись и решает. Остальные решают самостоятельно.)

№3.

Учитель:

Курящие дети сокращают жизнь на 15%. Определите, какова продолжительность жизни (предположительно) нынешних курящих детей. Если средняя продолжительность жизни в России 56 лет? (47,6 года). (Обсуждают, стоит ли начинать курить, если срок жизни укорочен.)

  1. Как вы думаете, кто является примером для подражания?

(На данном этапе можно огласить итоги домашнего анкетирования.)

Ученики:

В первую очередь - взрослые и, конечно же, родители. Дети, рожденные в семьях курильщиков, в 4-5 раз чаще болеют простудными заболеваниями, хроническими воспалениями. Такие дети более раздражительны.

Учитель:

Давайте посчитаем средний вес новорожденного ребенка, если родители курят.

№4.

  1. Средний вес новорожденного ребенка 3кг 300г. Если у ребенка отец курит, то его вес будет меньше среднего на 125 г, если курит мать - меньше на 300 г.

Определите, сколько % теряет в весе новорожденный ребенок, если:

А) курит папа:

Б) курит мама.

Ответ округлите до единиц. ( 3%; 9%)

Задача на карточке. У доски два ученика: а) и б) решают отдельно. А на местах решают по вариантам: 1-й вариант - а), 2-й вариант - б).

(Обсуждение и высказывание мнений учащихся.)

Ученики:

Согласимся с тем, что полностью здоровым этот малыш не будет, и всю жизнь ему придется расплачиваться за легкомыслие родителей.

Учитель:

  1. Весь мир считает, что курить не модно, не эстетично, да и для здоровья вредно. Может быть, кто-то из вас приведет доводы полезности? (Мнения.) Так вот, во всем мире идет борьба с табаком. Во многих странах запрещено курение на рабочем месте. Серьезный работодатель может отказать в приеме на работу или уволить курящего человека. Причину этого может объяснить такой пример.

Если хороший секретарь-машинистка курит, то на странице печатного текста в 800 знаков у нее будет 4% ошибок.

№5.

Сколько сделает машинистка ошибок на этой странице?

Сколько будет у нее ошибок на странице, где знаков в 1,5 раза больше?

(32 ошибки; 48 ошибок) (Решают коллективно, у доски ученик.)

Учитель:

  1. Ну, а теперь попробуем сделать вывод на основе ответа данной задачи. Я думаю, вам понятна причина увольнения курящего человека. Ежегодный прирост курящих в России составляет 3%. В 1998 году из 100 мужчин курили 80, а из 100 женщин - 40, ну а к 2002 году - мужчин 90 человек, а женщин - 45. на основе полученной информации задается вопрос задачи для решения по вариантам (самостоятельная работа) (1-й вариант - мужчин, 2-й вариант - женщин).

Вопрос: Определить количество курящих на конец 2004 года.

(Ответ округлить до целого числа.)

(Проверяют коллективно, сравнивают.)

ΙΙΙ. Подведение итогов.

Обсуждение - вывод ученика:

Учитель:

Огромный вред курильщик наносит здоровью окружающих людей. Нахождение в течение 8 часов в накуренном помещении равносильно пяти выкуренным сигаретам. Табачный дым «эффективен» в радиусе 10 м от дымящей сигареты.

Довольно громкий скандал произошел в конце 80-х годов в Англии. Около 30 лет сотрудница одной компании проработала в комнате с 4 курящими мужчинами, результатом чего стало заболевание - рак легких. На основании решения суда компанию принудили выплатить родственникам умершей денежную компенсацию.

(Сообщение ученика.)

Учитель:

Во многих странах мира запрещено курение в общественных местах. Во Франции, например, с 1996 года запрещено курить в ресторанах и барах.

(Сообщение ученика.)

Учитель:

Всемирная организация Здравоохранения (ВОЗ) выдвинула тезис: «Право некурящих на чистый воздух выше права курящих на курение».

Не пора ли нам серьезно задуматься над вопросом «жить или курить?» и выбрать тот верный ответ, что необходим каждому из нас.

© 2010-2022