• Преподавателю
  • Математика
  • Анализ задач с параметром и разработка системы упражнений для подготовки учащихся к решению таких задач на ЕГЭ

Анализ задач с параметром и разработка системы упражнений для подготовки учащихся к решению таких задач на ЕГЭ

ИДЗ по дисциплине «Методика обучения подготовке к проведению ЕГЭ» Модуль 2 Цыганова Ольга, МДМ - 109 Задание 16. Выделите и проанализируйте в материалах ЕГЭ по математике типы задач с параметром и разработайте систему упражнений для подготовки учащихся к решению таких задач на ЕГЭ. Единый государственный экзамен по мате­матике, привнесенный в российское образо­вательное пространство, имеет свои сильные и слабые стороны. Чтобы минусы обратить в плюсы, учителю, который готовит школьников к экзамену, в первую очередь необходимо знание о формате и структуре ЕГЭ, особенно­стях процедуры его проведения. Эта информация важна в первую очередь для учителя, который учит школьников и гото­вит их к экзамену. ЕГЭ помогает решать такую важную задачу, стоящую перед учителем, как освоение... Проанализировав содержание вариантов по ЕГЭ, можно сделать вывод, что в содержании контрольно - измерительных материалов части В большее количество учебного материала прямо или косвенно формируется в основной школе, а также параметрический и геометрический материал в части С. Первая часть единого государственного экзамена с 2012 года содержит 12 заданий базового уровня (В1 - В14). Вторая часть состоит из 6 заданий, среди которых: 1)               Первые 4 задания (С1 - С4) имеют повышенный уровень сложности; 2)               Последние  2 задания (С5 - С6) имеют высокий уровень сложности. Рассмотрим более подробного задания типа С5. Задания группы С5 относятся к решению задач с параметром. Сложность решения такого типа заданий состоит в индивидуальном подходе к такого рода задачам и знаний практически всего материала школьной программы. Для успешного решения задач типа С5 необходимо: ·               Уметь решать уравнения и неравенства; ·               Решать рациональные, иррациональные, показательные,  тригонометрические и логарифмические уравнения, их системы; ·               Решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков; использовать для приближенного  решения уравнений и неравенств, графический метод; ·               Решать рациональные, показательные и логарифмические  неравенства, их системы. Повторить материал по темам: ·               Квадратные уравнения; ·               Рациональные уравнения; ·               Иррациональные уравнения; ·               Тригонометрические уравнения; ·               Показательные уравнения; ·               Логарифмические уравнения; ·               Равносильность уравнений, систем уравнений; ·               Простейшие системы уравнений с двумя неизвестными; ·               Основные приемы решения систем уравнений: подстановка,  алгебраическое сложение, введение новых переменных; ·               Использование свойств и графиков функций при решении уравнений; ·               Изображение на координатной плоскости множества решений  уравнений с двумя переменными и их систем; ·               Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики; ·               Квадратные неравенства; ·               Рациональные неравенства; ·               Показательные неравенства; ·               Логарифмические неравенства; ·               Системы линейных неравенств; ·               Системы неравенств с одной переменной; ·               Равносильность неравенств, систем неравенств; ·               Использование свойств и графиков функций при решении неравенств; ·               Метод интервалов; ·               Изображение на координатной плоскости множества решений неравенств с двумя переменными и их систем; ·               Монотонность функций. Промежутки возрастания и убывания; ·               Четность и нечетность функций; ·               Периодичность функций; ·               Ограниченность функций; ·               Точки экстремума (локального максимума и минимума) функции; ·               Наибольшее и наименьшее значения функции; ·               Линейная функция, ее график; ·               Функция, описывающая обратную пропорциональную зависимость, ее график; ·               Квадратичная функция, ее график; ·               Степенная функция с натуральным показателем, ее график; ·               Тригонометрические функции, их графики; ·               Показательная функция, ее график; ·               Логарифмическая функция, ее график.
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИДЗ по дисциплине «Методика обучения подготовке

к проведению ЕГЭ»

Модуль 2

Цыганова Ольга, МДМ - 109

Задание 16. Выделите и проанализируйте в материалах ЕГЭ по математике типы задач с параметром и разработайте систему упражнений для подготовки учащихся к решению таких задач на ЕГЭ.

Единый государственный экзамен по математике, привнесенный в российское образовательное пространство, имеет свои сильные и слабые стороны. Чтобы минусы обратить в плюсы, учителю, который готовит школьников к экзамену, в первую очередь необходимо знание о формате и структуре ЕГЭ, особенностях процедуры его проведения. Эта информация важна в первую очередь для учителя, который учит школьников и готовит их к экзамену. ЕГЭ помогает решать такую важную задачу, стоящую перед учителем, как освоение технологий обучения и организации итогового повторения, позволяющих выпускникам демонстрировать уровень своих знаний не ниже своей годовой отметки.

Проанализировав содержание вариантов по ЕГЭ, можно сделать вывод, что в содержании контрольно - измерительных материалов части В большее количество учебного материала прямо или косвенно формируется в основной школе, а также параметрический и геометрический материал в части С. Первая часть единого государственного экзамена с 2012 года содержит 12 заданий базового уровня (В1 - В14). Вторая часть состоит из 6 заданий, среди которых:

  1. Первые 4 задания (С1 - С4) имеют повышенный уровень сложности;

  2. Последние 2 задания (С5 - С6) имеют высокий уровень сложности.

Рассмотрим более подробного задания типа С5. Задания группы С5 относятся к решению задач с параметром. Сложность решения такого типа заданий состоит в индивидуальном подходе к такого рода задачам и знаний практически всего материала школьной программы.

Для успешного решения задач типа С5 необходимо:

  • Уметь решать уравнения и неравенства;

  • Решать рациональные, иррациональные, показательные, тригонометрические и логарифмические уравнения, их системы;

  • Решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков; использовать для приближенного решения уравнений и неравенств, графический метод;

  • Решать рациональные, показательные и логарифмические неравенства, их системы.

Повторить материал по темам:

  • Квадратные уравнения;

  • Рациональные уравнения;

  • Иррациональные уравнения;

  • Тригонометрические уравнения;

  • Показательные уравнения;

  • Логарифмические уравнения;

  • Равносильность уравнений, систем уравнений;

  • Простейшие системы уравнений с двумя неизвестными;

  • Основные приемы решения систем уравнений: подстановка, алгебраическое сложение, введение новых переменных;

  • Использование свойств и графиков функций при решении уравнений;

  • Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений с двумя переменными и их систем;

  • Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики;

  • Квадратные неравенства;

  • Рациональные неравенства;

  • Показательные неравенства;

  • Логарифмические неравенства;

  • Системы линейных неравенств;

  • Системы неравенств с одной переменной;

  • Равносильность неравенств, систем неравенств;

  • Использование свойств и графиков функций при решении неравенств;

  • Метод интервалов;

  • Изображение на координатной плоскости множества решений неравенств с двумя переменными и их систем;

  • Монотонность функций. Промежутки возрастания и убывания;

  • Четность и нечетность функций;

  • Периодичность функций;

  • Ограниченность функций;

  • Точки экстремума (локального максимума и минимума) функции;

  • Наибольшее и наименьшее значения функции;

  • Линейная функция, ее график;

  • Функция, описывающая обратную пропорциональную зависимость, ее график;

  • Квадратичная функция, ее график;

  • Степенная функция с натуральным показателем, ее график;

  • Тригонометрические функции, их графики;

  • Показательная функция, ее график;

  • Логарифмическая функция, ее график.

Рассмотрим наиболее типичные примеры решения таких заданий.

Пример 1. Найдите все значения параметра a, такие, что решения неравенства

|x + a|Анализ задач с параметром и разработка системы упражнений для подготовки учащихся к решению таких задач на ЕГЭ 4 - Анализ задач с параметром и разработка системы упражнений для подготовки учащихся к решению таких задач на ЕГЭ

составляют один отрезок.

Решение: Обозначим t = Анализ задач с параметром и разработка системы упражнений для подготовки учащихся к решению таких задач на ЕГЭ , тогда исходное неравенство равносильно системе:

Анализ задач с параметром и разработка системы упражнений для подготовки учащихся к решению таких задач на ЕГЭ

Изобразим графики обеих парабол, где по оси ординат параметр a, а по оси абсцисс t.Анализ задач с параметром и разработка системы упражнений для подготовки учащихся к решению таких задач на ЕГЭ



Из графика видно, что решения системы образуют область, ограниченную двумя параболами и осью ординат для неотрицательных значений t.

Из графика видно, что один отрезок решения составляют при значении параметра от a = -14 до вершины параболы Анализ задач с параметром и разработка системы упражнений для подготовки учащихся к решению таких задач на ЕГЭ или a = -6,25 и от a = -6 до точки пересечения парабол при а = 6.

Ответ: Анализ задач с параметром и разработка системы упражнений для подготовки учащихся к решению таких задач на ЕГЭ

Пример 2. Найдите все значения Анализ задач с параметром и разработка системы упражнений для подготовки учащихся к решению таких задач на ЕГЭ при каждом из которых наименьшее значение функции Анализ задач с параметром и разработка системы упражнений для подготовки учащихся к решению таких задач на ЕГЭ больше, чем Анализ задач с параметром и разработка системы упражнений для подготовки учащихся к решению таких задач на ЕГЭ

Решение: 1. Функция имеет вид:

a) При Анализ задач с параметром и разработка системы упражнений для подготовки учащихся к решению таких задач на ЕГЭ

Анализ задач с параметром и разработка системы упражнений для подготовки учащихся к решению таких задач на ЕГЭ

а ее график состоит из двух частей параболы с ветвями, направленными вверх и осью симметрии x=3-2a.

б) При Анализ задач с параметром и разработка системы упражнений для подготовки учащихся к решению таких задач на ЕГЭ

Анализ задач с параметром и разработка системы упражнений для подготовки учащихся к решению таких задач на ЕГЭ

а её график представляет собой часть параболы с ветвями, направленными вниз.

2. Если 3-2а принадлежит отрезку [1;5], то наименьшее значение функция может принимать только в точках x=1 и x=5. Если Анализ задач с параметром и разработка системы упражнений для подготовки учащихся к решению таких задач на ЕГЭ Анализ задач с параметром и разработка системы упражнений для подготовки учащихся к решению таких задач на ЕГЭ - то еще и в точке x=3-2a.

3. Наименьшее значение функции f(x) больше -24 тогда и только тогда, когда либо

Анализ задач с параметром и разработка системы упражнений для подготовки учащихся к решению таких задач на ЕГЭ

либо

Анализ задач с параметром и разработка системы упражнений для подготовки учащихся к решению таких задач на ЕГЭ

Решим первую систему: Анализ задач с параметром и разработка системы упражнений для подготовки учащихся к решению таких задач на ЕГЭ Анализ задач с параметром и разработка системы упражнений для подготовки учащихся к решению таких задач на ЕГЭ

Решим вторую систему: Анализ задач с параметром и разработка системы упражнений для подготовки учащихся к решению таких задач на ЕГЭ

Анализ задач с параметром и разработка системы упражнений для подготовки учащихся к решению таких задач на ЕГЭ или Анализ задач с параметром и разработка системы упражнений для подготовки учащихся к решению таких задач на ЕГЭ

Ответ: Анализ задач с параметром и разработка системы упражнений для подготовки учащихся к решению таких задач на ЕГЭ

Задания для самостоятельной работы

1. Найти все значения а, при каждом из которых множество решений неравенства

Анализ задач с параметром и разработка системы упражнений для подготовки учащихся к решению таких задач на ЕГЭ

содержит какой-либо луч на числовой прямой?

2. При каких значениях параметра а система

Анализ задач с параметром и разработка системы упражнений для подготовки учащихся к решению таких задач на ЕГЭ

имеет единственное решение?

3. Найдите все значения величины х, удовлетворяющие неравенству

(a + 2)x3 - (1 + 2a)x2 - 6x + (a2 + 4a - 5) > 0

хотя бы при одном значении а, принадлежащем промежутку [-2;1].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Методика подготовки к ЕГЭ по математике/ Интернет - ресурс/ scool1-tulsky.edusite.ru/p50aa1.html

  2. Сборник заданий С5/ Интернет - ресурс/ dist-tutor.info/mod/resource/view.php?id=40487

  3. Решу ЕГЭ. Образовательный портал подготовки к экзаменам/ Интернет - ресурс/ reshuege.ru/test?theme=171



© 2010-2022