Творческий отчет на тему «САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

За последние несколько лет значительно усилились стремления реформировать преподавание математики. Появилось множество различных издательств, и наш книжный рынок быстро обогащается большим количеством переводных и оригинальных математических  книг, брошюр, энциклопедий, справочных материалов. Их широкое распространение говорит о том, что и общий интерес к математике возрос весьма значительно.   Для математики типичным является момент творчества, а творчество -   не удел науки. Наука систематизир...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЁТ


«САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

За последние несколько лет значительно усилились стремления реформировать преподавание математики. Появилось множество различных издательств, и наш книжный рынок быстро обогащается большим количеством переводных и оригинальных математических книг, брошюр, энциклопедий, справочных материалов. Их широкое распространение говорит о том, что и общий интерес к математике возрос весьма значительно.

Для математики типичным является момент творчества, а творчество - не удел науки. Наука систематизирует и объясняет. Наука экспериментирует и наблюдает. Наука раскрывает законы природы, и все её чудеса - это чудеса, в природе открытые. Всё сделанное в науке мы называем, поэтому научными открытиями. Научную изобретательность мы можем лишь использовать для применения уже известного или вновь открытого в природе, а математик творит из себя. Его построения произвольны. Они - плод его мысли, его воли. В окружающей природе они могут совсем не встречать соответствия и, что особенно важно, даже противоречить ей. Это приближает математику, как совокупность математических произведений к искусствам, и тогда мы должны её отнести к изящным искусствам. В этом смысле она достояние немногих. Математика, как средство излагать определённый ряд явлений природы и мыслимых соотношений, будет языком формул, которому место рядом с языком слов, звуков, красок. В этом смысле она достояние всех, и все в большей или меньшей мере её понимают и ею пользуются.

Математика при всяком, даже самом плохом, обучении оставляет на учащихся свой благородный след. К сожалению, строгость изложения, впервые и сразу применяемая, часто производит на них впечатление сухости, какого-то излишнего навязчивого педантизма. Маленькую душу так легко отвратить, и часто это уже в дальнейшем непоправимо. Но ещё хуже сводить математику к приложениям. Математика, делается для детей предметом, который изучается применительно к учителю, к его обычным вопросам, к тому, что нужно для «пятёрки». Любовь к предмету никогда ещё не создавалась сознанием его полезности. На теоремы, которые сами по себе лишены красоты и значения, учащиеся приучаются смотреть пренебрежительно, и учитель математики с завистью видит потом, как его ученик проникается любовью к пушкинскому Руслану и отвращением к несоизмеримым отрезкам.

Само преподавание будет более эффективным, если его начинать не со строгих доказательств, а с красоты, потому что позже их эстетические вкусы будут навсегда, может быть, отвращены от продуктов творчества человеческого ума и отданы безраздельно красоте эмоций. Нужно постепенно довести их в своём обучении до того, чтобы они были проникнуты важностью точных определений и строгих выводов, и если не уменьем, то хоть желаньем знать, о чём они говорят. Они будут строить свои рассуждения строго логически по образцу, и не будут бояться творить новую действительность и, таким образом, обогащать старую. Они смогут делать это с тем воодушевлением, которое даётся сознанием, что результаты такой деятельности прекрасны, что они способны вызывать восторг.

При традиционном способе преподавания учитель часто ставит ученика в положение объекта передаваемой ему извне информации. Такой постановкой образовательного процесса учитель искусственно задерживает развитие познавательной активности ученика, наносит ему большой вред в интеллектуальном и нравственном отношении.

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью», - эти слова Л.Н.Толстого должны стать смыслом работы учителя.

Самостоятельную деятельность учащихся можно и нужно организовывать на различных уровнях: от воспроизведения действий по образцу и узнавания объектов путём их сравнения с известным образцом до составления модели и алгоритма действий в нестандартных ситуациях.

Под самостоятельной работой понимается такой вид мыслительной деятельности, который организуется и направляется учителем, и в процессе которого учащиеся, приобретая необходимые знания и навыки, учатся наблюдать, логически мыслить, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать и рассуждать.

Учителю необходимо учитывать при составлении заданий для самостоятельной работы, что степень сложности должна отвечать учебным возможностям детей. Переход с одного уровня на другой должен осуществляться постепенно, только когда учитель будет убеждён, что ученик справится со следующим уровнем самостоятельности. Иначе в атмосфере спешки и нервозности у ученика возникают пробелы в знаниях.

Очень важно, чтобы содержание самостоятельной работы, форма и время её выполнения отвечали основным целям обучения данной теме на данном этапе. В то же время учителю нужно знать, что злоупотребление самостоятельной работой в учебном процессе также вредно, как и её недооценка. Бывает так, что учитель включает в урок самостоятельную работу без особой необходимости, просто ради разнообразия, не продумав её содержание и форму организации. Результаты бывают, плачевны: или дети не готовы выполнить задание, или не хватило времени. А в итоге - зря потеряно драгоценное время урока. Но если, составляя план урока, учитель тщательно продумал место и время самостоятельной работы, чётко определил её общее содержание, разбил задания по разным уровням сложности, то она сыграет свою положительную роль. Поэтому учителю очень важно знать формы и виды самостоятельных работ, их место в процессе обучения.

Но нельзя забывать, что на успехи ученика огромное влияние оказывает настрой самого учителя. Здесь очень важен известный психологам эффект Резенталя - Якобсона. Эти исследователи провели следующий эксперимент: они давали учителям заведомо неправильную информацию о показателях умственного развития детей. Как выяснилось, последующие достижения учеников зависели от этой информации, то есть от мнения учителя о возможностях ученика. Те дети, которые воспринимались учителем как более одарённые (хотя таковыми не являлись), показали большие сдвиги в учёбе по сравнению с детьми, которых учитель считал менее одарёнными. Вот почему так важно умение учителя создать в классе доброжелательную атмосферу, особенно во время выполнения самостоятельной работы.

В зависимости от целей самостоятельная работа может быть: 1)обучающей, 2)тренировочной, 3)закрепляющей, 4)повторительной, 5)развивающей, 6)творческой, 7)контрольной.

Смысл обучающих самостоятельных работ заключается в самостоятельном выполнении школьниками заданий в ходе объяснения нового материала. Цель таких работ - развитие интереса к изучаемому материалу, привлечение внимания каждого ученика к тому, что объясняет учитель. Здесь сразу выясняется непонятные моменты, выявляются сложные элементы. Данные работы по формированию знаний проводятся на этапе подготовки к введению нового содержания, а также при непосредственном введении нового содержания, при первичном закреплении, то есть когда знания учащихся ещё непрочны. Учителю необходимо знать следующие особенности таких работ: их надо составлять в основном из заданий репродуктивного характера, проверять немедленно и не ставить неудовлетворительных оценок. Цель таких работ - не контроль, а обучение, поэтому им следует отводить достаточно времени на уроке. К обучающим работам можно отнести составление примеров на изучаемые свойства, правила. Самостоятельно составляя примеры на изученные правила и свойства, учащиеся осмысленно их запоминают, учатся применять, с интересом воспринимают изучаемый материал, так как они сами участвуют в его объяснении.

К тренировочным работам относятся задания на распознавание различных объектов и их свойств. Например, какие из графиков являются графиками квадратичной функции? В тренировочных заданиях часто требуется воспроизвести или непосредственно применить теоремы, определения, свойства тех или иных математических объёктов. Данные работы состоят из однотипных заданий, содержащих существенные признаки и свойства данного определения, правила. Конечно, эта работа мало способствует умственному развитию детей, но она необходима, так как позволяет выработать основные умения и навыки и тем самым создать базу для дальнейшего изучения математики. При выполнении тренировочных работ учащимся допускается помощь учителя. Можно разрешить пользоваться учебником, записями в тетрадях, таблицами. Всё это создаёт благоприятный климат для слабых учеников. При таких условиях они очень легко включаются в работу и выполняют её. К таким работам можно отнести выполнение заданий по карточкам разного уровня. Некоторые учащиеся, выполнив своё задание, хотят попробовать решить задания более высокого уровня. Постепенно ученики привыкают не бояться трудностей и стремиться к более высокой самооценке.

Закрепляющие самостоятельные работы - это работы, которые способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных теорем и правил. Они показывают, насколько прочно, осмысленно усвоен учебный материал. По результатам проверки заданий данного вида учитель определяет, нужно ли ещё заниматься данной темой. Примеры таких заданий в изобилии встречаются в дидактических материалах.

Очень важны так называемые повторительные (обзорные и тематические) работы. Перед изучением новой темы учитель должен знать, подготовлены ли учащиеся, есть ли у них необходимые знания, какие пробелы смогут затруднить изучение нового материала.

Самостоятельными работами развивающего характера могут быть домашние задания по составлению докладов на определённые темы, подготовка к олимпиадам, научно-творческим конференциям, проведение в школе математических месячников, сочинение математических игр, сказок. На уроках - это самостоятельные работы, требующие умения решать исследовательские задачи.

Большой интерес вызывают творческие самостоятельные работы, которые предполагают высокий уровень самостоятельности. Здесь учащиеся открывают для себя новые стороны уже имеющихся у них знаний, учатся применять эти знания в новых неожиданных ситуациях. Это задания на поиск второго, третьего и т.д. способа решения задачи.

Контрольные работы являются необходимым условием достижения планируемых результатов обучения. По существу разработка текстов контрольных работ должна быть одной из основных форм фиксирования целей обучения. Поэтому контрольные работы должны быть равноценными по содержанию и объёму, направлены на отработку основных навыков, обеспечивать достоверную проверку уровня обучения, стимулировать учащихся и позволять им продемонстрировать прогресс в общей своей подготовке.

Применяя указанные виды, учитель должен избегать некоторых возможных ошибок. Темп работы на уроке должен быть достаточно быстрым, но таким, чтобы учащиеся успевали выполнить работу самостоятельно. Нельзя увлекаться количеством упражнений, сделанных на уроке, не считаясь с тем, как работает класс; в противном случае работу сделают не все ученики. Также нецелесообразно и чрезмерно разнообразить формы работы на одном уроке. Внешне это может казаться эффектным, но когда словно калейдоскопические кадры, меняются формы работы, учащимся трудно сосредоточиться. Однако активизация обучения не всегда обеспечивает усвоение нового материала всеми учащимися класса. Может случиться, что часть учеников будет отставать, кто-то не будет учить теорию и т. д. Но при активных методах работы таких учеников станет меньше. Учитель, имея тесный контакт с учащимися, легко выяснит, в чём отстаёт ученик, и окажет своевременно помощь.

В последние годы в ряде регионов страны проводится эксперимент (а в некоторых регионах это уже обязательный экзамен) по проверки степени усвоения учащимися различных разделов школьной программы с помощью проведения Единого государственного экзамена по разным дисциплинам. Поэтому учителя стараются в свои уроки включать задания с выборкой ответов, то есть тесты, с целью помочь учащимся лучше подготовиться к данному экзамену. Тест - это ещё один вид самостоятельной работы, который в последнее время получил широкое распространение. Сами по себе тесты позволяют провести более широкий и более глубокий контроль над усвоением материала на ту или иную тему. Тест выявляет общую картину усвоения материала и даёт возможность для индивидуальной работы, как с успевающими учениками, так и отстающими. Более интенсивная работа при тестировании, её игровой характер достаточно сильно повышают заинтересованность учащихся в хорошем результате. Тест благотворно влияет на развитие интуиции и логического мышления, ведь тестируемый находится перед выбором: найти ответ или угадать его. Очень важно, что кроме контроля тест реализует и функцию обучения. Именно поэтому среди вариантов ответа должен быть правильный. Очень важно, когда тесты имеют разный уровень, то есть список заданий разделяется на части - обязательную и необязательную. Обязательный уровень обеспечивает базовые знания для любого ученика. Необязательная часть рассчитана на более глубокие знания. Тест можно проводить либо на каком-то этапе урока, либо посвятить ему целый урок. Но, разумеется, к новому виду работы класс должен быть подготовлен: должен понимать, что такое тест, уметь заполнять лист результатов, использовать по возможности справочный материал.

Из всего выше изложенного можно сделать следующий вывод. Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у детей умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков. С течением времени при систематической организации самостоятельной работы на уроках и сочетании её с различными видами домашней работы по математики у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. В результате для выполнения примерно одинаковых по объёму и степени трудности работ учащиеся затрачивают значительно меньше времени по сравнению с учащимися таких классов, в которых самостоятельная работа совершенно не организуется или проводится нерегулярно. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на выполнение заданий различного типа, выполнение исследовательских работ и других видов работ творческого характера.


© 2010-2022