Технология системно-деятельностного подхода в обучении

Раздел Математика
Класс -
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технология системно-деятельностного подхода в обучении

Прежде чем начать раскрывать суть системно-деятельностного метода, хотелось бы начать со слов известных людей. Наиболее точно описывают данный подход слова ирландского драматурга, писателя, романиста, лауреат Нобелевской премии в области литературы, одного из основателей Лондонской школы экономики и политических наук Джорджа Бе́рнарда Шо́у (26 июля 1856 года- 2 ноября 1950 года) « Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность». Так же можно данную технологию охарактеризовать следующим высказыванием английского философа и социолога, одного из родоначальников эволюционизма, основателя органической школы в социологии Ге́рберта Спе́нсера (27 апреля 1820 - 8 декабря 1903), идеи которого пользовались большой популярностью в конце XIX века «Великая цель образования - это не знания, а действия». Исходя из этих высказываний и новых требований к образованию (ФГОС) складывается новая модель обучения. Такая модель обучения, в которой личность ученика была бы в центре внимания педагога; в которой познавательная деятельность была бы ведущей. При новой модели обучения учитель приобретает другую роль и функцию в учебном процессе. Он выступает в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника. Профессиональные умения учителя должны быть направлены не только на контроль, знания и умения школьников, но и на диагностику их деятельности, чтобы вовремя устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Эта роль значительно сложнее, нежели при традиционном обучении, и требует от учителя более высокой степени мастерства.

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной, исследовательской, проектной деятельности называется деятельностным методом. По мнению Фридриха Адольфа Вильгельма Дистервега (29 октября 1970 - 7 июля 1866гг), немецкого педагога, политика, деятельностный метод обучения является универсальным. «Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося». «Плохой учитель преподносит истину, а хороший - учит её находить».

Технология деятельностного метода включает в себя следующую последовательность шагов:

1. Самоопределение к деятельности (орг. момент).

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

3.Постановка учебной задачи.

4.Построение проекта выхода из затруднения детьми (открытие нового знания).

5. Первичное закрепление во внешней речи.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

7.Включение в систему знаний и повторение.

8.Рефлексия деятельности (итог урока).

Таким образом технология деятельностного подхода сочетает в себе реализацию как традиционного подхода к обучению (этапы 1,2,5-8), так и добавлению в практику работы современных учителей идей из новых концепций развивающего образования Людмилы Георгиевны Петерсон (этапы 1-8), Петра Яковлевича Гальперина (этапы 3-7), Леонида Владимировича Занкова (завершение этапа 2), Василия Васильевича Давыдова (этапы 3,4,6,8) и др.

Но системно - деятельностный подход включает в себя не только деятельностный метод, но и системный. Тогда в чем же суть системного подхода, чем объясняется его эффективность как метода? Российский философ и системолог Валерий Николаевич Сагатовский (11 января 1933 - 3 апреля 2014гг) вот что пишет «Опыт современного познания показывает, что наиболее емкое и экономичное описание объекта получается в том случае, когда он представляется как система». Информация, полученная путем системного подхода, обладает двумя важными свойствами: 1) исследователю поступает информация только необходимая, 2) информация, достаточная для решения конкретной, поставленной задачи. При системном походе рассмотрение объекта как системы означает его рассмотрение в определенном отношение, где объект выступает в роли системы. Т.е. учащийся получат системные знания - познание объекта не в целом, а в определенном «срезе» с него, произведенным с требуемыми системными характеристиками объекта. Но с другой стороны, как писал В. Н. Сагатовский, «Системообразующий принцип всегда что-то «обрубает», «огрубляет», «высекает» из бесконечного разнообразия конечное, но упорядоченное множество элементов и отношений между ними». Поэтому использовать один только системный метод обучения нельзя, так как обучающийся «выбрасывает» множество разнообразных характеристик, т.е. теряет много существенных признаков данного объекта. Поэтому целесообразно использовать системный и деятельностный метод совместно.

Если говорить о соотношении системного и деятельностного подходов, следует сразу отметить, что применение последнего ограничено рамками науки о социуме, ибо «деятельность есть специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой - целесообразное изменение и преобразование мира на основе освоения и развития наличных форм культуры», как писал Э́рик Григо́рьевич Ю́дин (1930-1976) - российский философ, методолог.

Идея деятельности и идея системности тесно связан. При объединении этих подходов эффективность обучения увеличивается, методологически усиливается. Причем их результат наиболее выше не в тех случаях, когда они действуют как два объяснительных принципа, а в тех, «когда системные принципы привлекаются для построения предметных конструкций, связанных с изучением деятельности», то есть когда «системность выполняет функцию объяснительного принципа по отношению к деятельности как предмету изучения» (Э.Г. Юдин).

Понятие системно-деятельностного подхода для современного общества не ново, оно было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Этим пытались снять оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование чувства принадлежности к общности граждан конкретного государства. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то нужно знать основные принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся:

  • Цели урока задаются с учетом передачи функции от учителя к ученику.

  • Учитель систематически обучает детей проводить рефлексию (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

  • Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

  • Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

  • Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

  • На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

  • Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

  • Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

  • Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

  • Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

  • Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

  • На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель - ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)


В докладе международной комиссии по образованию для XXI века под председательством Жака Делора «Образование: скрытое сокровище», сформулировано «4 столпа, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть» (Ж. Делор)

  • Учиться знать, что подразумевает, что обучающийся ежедневно конструирует свое собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы;

  • Учиться делать фокусируется на практическом применении изученного;

  • Учиться жить вместе актуализирует умения отказаться от любой дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать себя, свою семью и свое сообщество;

  • Учиться быть акцентирует умения необходимые индивиду развивать свой потенциал;

Таким образом, Жак Делор определил глобальные компетентности необходимые человеку, чтобы выжить в современном мире. И исходя из этого, для образования можно поставить следующие задачи:

  • научить, добывать, искать, получать знания (учить учиться);

  • научить трудиться, работать и зарабатывать (учение для труда);

  • научить жить (учение для бытия);

  • научить жить вместе (учение для совместной жизни).



© 2010-2022