Программа краеведческого кружка Юный краевед

Программа краеведческого кружка " Юный краевед" предназначена для учащихся основной школы - учеников 7 - 8 классов. Краеведческая работа - важное направление работы учителя истории, т.к. знания учащихся о прошлом родного края позволяют лучше узнать и запомнить события российского масштаба, " приближают" школьников к изученному периоду. Воспитание любви к Родине начинается с интереса и уважения к истории своей семьи, села, города, где проходит детство. Знание истории своего родного края помогают ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Отдел образования администрации Лукояновского муниципального района

Нижегородской области

МБОУ Лукояновская средняя общеобразовательная школа №1

Утверждаю:

Директор МБОУ Лукояновская СОШ № 1

Трохин В.А. _______________

«__25______» ___августа_________ 2014 год



Программа

творческого объединения

« Юный краевед»

Срок реализации - 1 год



Автор: педагог дополнительного

образования

Бурганова Светлана Александровна.

Программа принята на

педагогическом совете

« __22___» _августа___ 2014 г.


Лукоянов

2014 г.

Информационная карта программы

Полное название программы

« Юный краевед»

Автор программы

Бурганова Светлана Александровна

учитель истории, обществознания, краеведения высшей категории

Руководитель программы

Дядякина Надежда Александровна

Территория, представившая программу

г. Лукоянов

Название проводящей организации

МБОУ Лукояновская средняя общеобразовательная школа № 1

Адрес учреждения

607800 Нижегородская обл.,

г. Лукоянов, ул. Кирова, 34

Телефон

4-10-12

Форма проведения

Исследовательская работа

Цель программы

Патриотическое воспитание школьников

Специализация программы

Краеведческая

Сроки проведения

2013 -2014 учебный год

Место проведения

МБОУ Лукояновская средняя общеобразовательная школа № 1

Официальный язык программы

Русский

Общее количество участников

( в том числе детей)

1 человек - кадровый состав

15 человек детей

География участников

Лукояновский район

Условия участия в программе

Добровольное участие

Условия размещения участников

Кабинет истории







Пояснительная записка

Жизнь не проходит на земле бесследно-

Её теплом грядущий век согрет.

Живи всегда - о память!- ты бессмертна,

И помни тех, кого на свете нет.

Жизнь не проходит на земле бесследно,

Минувшее живёт во всём и во всех…

В. Молчанов.

Знания учащихся о прошлом родного края - важная составляющая исторического образования.

Наши предки всегда отличались благовейным отношением к отчему дому, с любовью называли свою родину « светло светлой и украсно украшенной». Им мы обязаны всем, что имеем сейчас, что должны свято сохранять и беречь. Вот почему изучение истории родного края для нас не может быть досужим и необязательным делом. Воспринимая из прошлого не холод пепла, а тепло жизни, мы понимаем, откуда мы родом и кто мы такие сейчас.

Социально - политические процессы, имевшие место в общественном развитии с конца 80-х годов XX века, привели к духовно - ценностной дезориентации большинства граждан нашей страны. Деидеологизация всех сфер общественной жизни создали ситуацию духовного вакуума, который стал заполняться чуждыми российскому менталитету ценностями. Молодое поколение стало ориентироваться на западные ценности и идеалы, умаляя самобытность русской истории, героизм и самоотверженность наших предков. В настоящее время одним из приоритетных направлений воспитательной работы в школе, проводимой как в урочное, так и в неурочное время, стало патриотическое воспитание подрастающего поколения. Воспитание любви к Родине начинается с интереса и уважения к истории своей семьи, села, города, где проходит детство. Знание истории своей семьи, своего города, края помогает определить жизненную позицию. На основе знаний о прошлом развивается умение человека ориентироваться в событиях дня сегодняшнего. Прошлое, настоящее и будущее - единый процесс. Изучение истории родного села, города, края позволяет формировать патриотические чувства малолетних граждан. Важность изучения истории родного села, города, края в процессе воспитания детей была подмечена Д.С. Лихачёвым, по образному выражению которого, краеведение является путём к формированию « нравственной оседлости населения», « чувства Родины». Знакомство учащихся с историей своей семьи, края является истоком патриотизма, который позволяет детям осознать свою причастность к истории, ощутить себя гражданином великой страны, впитать нравственные ценности. Ребёнок должен знать, что он хранитель памяти о своих предках и должен передать её потомкам. Память о предках - показатель нравственного здоровья нации. Следовательно, изучение истории своего края очень важно при формировании патриотических чувств у подрастающих поколений.

Предлагаемая программа предписывает изучение истории семьи ребёнка, истории родного края, истории Отечества, акцентируя внимание учащихся на героических страницах прошлого страны, путём проведения исследовательской работы на занятиях творческого объединения «Юный краевед». Реализация данной программы предполагает использование разнообразных форм работы с детьми.

Необходимость реализации программы объясняется тем, что она создаёт благоприятные условия для патриотического воспитания учащихся, организации различных заданий творческого характера, применения на практике элементов поиска и исследования, широкого использования местных источников, помогает выработке у школьников творческого мышления, умений, навыков практического применения полученных знаний, помогает осмыслить процесс исторического развития, а в результате - понять проблемы современности, выработать собственную гражданскую позицию.

Основные цели программы:

1) патриотическое воспитание учащихся: на примере родного края, с его литературными, природными, культурными, историческими достопримечательностями воздействовать на формирование личности ученика - патриота, гражданина, культурно развитого, творческого человека;

2) привитие любви к своей малой родине - земле своих отцов и дедов;

3) пробуждение интереса к изучению истории своей семьи, родного края.

Задачи, реализующие эти цели, делятся на

- образовательные ( получение новых знаний);

- развивающие ( выработка системы определённых умений, навыков);

- воспитательные (воспитание общечеловеческих ценностей).

Образовательные задачи предусматривают:

• изучение исторических открытий;

• получение новых сведений об истории родного края;

• знакомство со знаменитыми людьми края;

• изучение героических страниц истории Отечества / на примере родного края/.

Развивающие задачи предполагают:

• выработку навыков исследовательской деятельности;

• развитие навыков систематизации собранного материала;

• самостоятельный поиск информации;

• развитие творческого мышления и креативных способностей детей;

• расширение кругозора учащихся;

  • развитие коммуникативных качеств учащихся

Воспитательные задачи реализуются в единстве с образовательными, включают в себя:

• патриотическое воспитание учащихся: уважительное отношение к истории страны и родного края, чувство гордости за Родину, родной край;

• чувство любви к родителям, родному дому, городе, стране;

• формирование ценностных ориентиров: чувства долга и ответственности за свою жизнь, жизнь близких, судьбу страны;

• воспитание готовности к созидательной деятельности, направленной на процветание Отечества.

Участники программы: учащиеся 8-9 классов МБОУ Лукояновская средняя общеобразовательная школа № 1.

Данная программа рассчитана на разнородный контингент школьников, то есть предполагает как работу с учащимися, имеющими слабую историко - краеведческую подготовку, так и работу с хорошо подготовленными детьми.

Кадровое обеспечение: учитель истории, краеведения высшей категории Бурганова С.А.

Содержание программы ( 34 занятия, 1 час в неделю).

1. Портрет исторического открытия ( 2 часа )

• сбор материала;

• подготовка и защита презентации.

2. Сотрудничество с Лукояновским народным краеведческим музеем (2 часа):

• посещение народного краеведческого музея Лукояновского района;

• оформление стенда в музее;

3. Проведение Недели истории в школе № 1 ( 2 часа):

• разработка мероприятий к Неделе истории;

• проведение недели истории по параллелям классов.

4. Поисковая работа творческого объединения «Юный краевед»

( 8 часов):

  • сбор сведений о лукояновцах - участниках Первой мировой войны;

  • сбор сведений о нижегородцах - декабристах;

  • сбор сведений о писателях - земляках; знаменитых людях ( В.П. Чкалове)

  • « Ими гордится наука »/ сбор сведений об учёных - лукояновцах./.

  • Сбор сведений об учителях - ветеранах.

5. Оформление результатов поисковой работы ( 8 часов):

  • Презентация об исторических открытиях;

  • оформление стенда о лукояновцах - участниках Первой мировой войны;

  • презентация об учителях - ветеранах;

  • презентация о деятельности декабристов - нижегородцев;

  • оформление стенда об учёных - лукояновцах;

  • оформление стенда о лукояновцах - участниках Первой мировой войны;

  • оформление стенда о В.П. Чкалове;

  • Оформление стенгазеты о писателях - земляках.

6. Беседы и презентации для учащихся (3 часа):

  • беседа для учащихся 5 классов по теме: « Лукояновское купечество XIX века» ;

  • презентация для учащихся 4 класса по истории 2 народного ополчения

7. Познавательно - развлекательные мероприятия (5 часа):

  • экскурсия в усадьбу Жомини ;

  • исторические места Нижегородской области / заочная экскурсия/;

  • «Своя игра» / историческая викторина/;

  • «» Эврика» ( интеллектуальная игра для 7 классов по теме: « Научные исторические открытия /.

  • Интеллектуальная игра « Был первым в космосе Гагарин…»

8. Встречи с интересными людьми Лукояновского края (3 часа):

  • встреча с ветераном Великой Отечественной войны;

  • встреча с представителями движения «Край наш Лукояновский»;

  • Презентация о лукояновцах -защитниках Родины.

Реализация данной программы включает в себя:

- работу с литературой, историческим материалом, экспонатами, документами;

- взаимодействие с краеведческим музеем Лукояновского района;

- взаимодействие с библиотекой;

- творческое оформление результатов поисковой работы;

-беседы, репетиции, встречи;

-творческий подход к проведению мероприятий;

-анализ деятельности, подведение итогов.

Формы деятельности:

Поисковая работа - формирование поисковых групп, поисковая деятельность, сбор и оформление материалов.

Экспозиционная работа - разработка тематических планов, выставок.

Экскурсионная работа - проведение экскурсий, разработка обзорных тем.

Пропагандистская работа - встречи с интересными людьми, проведение мероприятий на базе школы, тематические вечера.

Ожидаемые результаты:

- повышение уровня обученности учащихся;

- повышение качества знаний школьников по истории России и краеведению;

- воспитание патриотизма на примере отечественной истории;

- развитие интереса к истории своей семьи, края, страны;

- развитие навыков самостоятельной работы с источниками;

- самоорганизация и самовоспитание школьников при организации исследовательской работы.









Утверждаю:

Директор школы: В.А. Трохин

Тематический план

творческого объединения « Юный краевед»

на 2014 - 2015 учебный год

( один год обучения)

Тема занятий

Количество

теоретических

часов

Количество

практических

часов

Всего

часов

Дата

проведения

1-2.

Портрет исторического открытия: сбор материала и подготовка презентаций.



1



1



2

9.09

16.09

3.

Посещение краеведческого музея


1

1

23.09

4-6

Поисковая работа

« Лукояновцы - участники Первой мировой войны» ( сбор сведений, подготовка стенда)




1




2




3

30.09


5-7.

Поисковая работа

« Ими гордится школа»

( сбор сведений об учителях - ветеранах) подготовка презентаций)





1





2





3

7.10

14.10

21.10

8.

Экскурсия в усадьбу Жомини ( Гагинский район)


1

1

28.10

9-10

Разработка мероприятий к Неделе истории в школе.

Неделя истории в школе

1

1

2

4.11.

11.11

11.

« Долг служить Отечеству»

( презентация по истории 2 народного ополчения для 4 класса)

1


1

18.11

12.

Встреча с представителями движения « Край наш Лукояновский»

1


1

25.11.

13.

Работа в краеведческом музее


1

1

2.12

14-15.

Поисковая работа

« Нижегородцы - декабристы» ( ( сбор информации, подготовка презентации)

1

2

3

9.12

16.12

23.12

16-18.

Поисковая работа

« Им гордится Нижегородский край: В.П. Чкалов» ( к 110 - летию со дня рождения

( Сбор сведений, оформление стенда)




1




2




3

13.01

20.01

27.01

19-20.

« По страницам книг писателей - земляков»

( библиотека)

( Сбор сведений, оформление стенгазеты)




1




1




2



3.02

10.02


21.

«Лукояновцы на службе Родине»

( презентация)


1



1

17.02

22.

Встреча с ветераном ВОВ




24.02

23 - 24.

Беседа в 5 классе по теме: « Лукояновское купечество XIX века»


1


1


2

3.03

10.03

25.

Интеллектуальная игра « Был первым в космосе Гагарин…» ( к 80 - летию со дня рождения Ю.А. Гагарина)




1



1

17.03

26-27.

« Ими гордится наука» ( Сбор сведений и оформление стенда об учёных - лукояновцах)

1

1

2

24.03

31.03

28.

« Особенности экосистемы в ландшафте Лукояновского края»

1


1


7.04

29.

Исторические места Нижегородского края (заочная экскурсия)


1

1

14.04

30.

« Своя игра»

( историческая викторина)

1


1

21.04

31.

« Никто не забыт и ничто не забыто»

( презентация о ветеранах ВОв)


1



1


28.04

32.

« Поклонимся солдатам, не вернувшимся с войны»

( посещение мемориальных комплексов)


1

1


5.05

33.

« Эврика!»

( интеллектуальная игра для 7 классов по теме: « Научные исторические открытия»




1




2

12.05

34.

Подведение итогов работы творческого объединения

« Юный краевед»

1



19.05








Использованная литература.

1. Типаева Т.В. История 5-9 классы. Опыт патриотического воспитания: уроки, внеклассные мероприятия.- Волгоград, 2008 г.

2 .Харьковская Н.И. Предметная неделя истории в школе. Конкурсы. Викторины, олимпиады.-

Ростов - на Дону, «Феникс», 2007 г.

3. Наш край. Книга для учащихся школ, гимназий и лицеев. -Издательство «Нижегородская ярмарка», 1998 г.

4. Край наш Лукояновский. Исторический справочник.- Арзамас, « Арзамасская типография», 2009 г.

5. Край наш Лукояновский. - Нижний Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 2000г.

6.Нижегородский край: Факты, события, люди./ Научные редакторы: Н.Ф. Филатов, А.В. Седов/ - Нижний Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 1994 г.

7. Сборник методических материалов для учителей краеведения.- Арзамас, 2009г

© 2010-2022