- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа для 11 класса
Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа для 11 класса
Раздел | Математика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ильина Н.В. |
Дата | 22.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №1 г. Усмани Липецкой области имени Героя Советского Союза Б. А. Котова
РАССМОТРЕНО Методическим советом от 28.08.2015г. №3
УТВЕРЖДЕНО
приказом от 29.08.2015г. №111
ПРИНЯТО Педагогическим советом от 28.08.2015г. №12
Рабочая программа учебного предмета «Алгебра и начала
математического анализа» 11 класс на 2015-2016 учебный год
Составила: Ильина Н.В.
учитель математики
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса. Выполняет две основные функции.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Цели:
-
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
-
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
-
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, а также для изучения школьных естественно-научных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
-
воспитание средствами математики культуры личности (отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса).
Задачи:
-
систематизация сведений о числах, изучение новых видов числовых выражений и формул, совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;
-
расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;
-
развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире, совершенствование интеллектуальных и речевых умений путём обогащения математического языка и развития логического мышления.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 11 класса и реализуется на основе следующих документов:
Федеральный уровень
-
Закон РФ от 29 декабря 2012 года №273 - ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
-
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Министерства образования РФ от 18 июля 2002 года №2783.
-
Приказ Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
-
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2008 года №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 года №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089».
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 февраля 2012 года №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004г. №1312».
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 января 2012 года № 39 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089».
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2009 г. N 729
"Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях". -
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
-
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года №1312.
-
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего, среднего общего образования 2014-2015 учебный год утвержден приказом Минобрнауки № 253 от 31 марта 2014 года Источник: минобрнауки. рф/новости/4136.
-
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 10 февраля 2011г. № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе».
-
Письмо Министерства образования России от 13 ноября 2003г. № 14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования».
-
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 20 апреля 2004 года № 14-51-102/13 "О направлении рекомендаций по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся".
-
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 4 марта 2010 г. № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения».
-
Перечень оснащения общеобразовательных учреждений материальной и информационной средой. Данный Перечень составлен на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Министерства образования РФ №1089 от 05.03.2004) и его развития в Стандарте общего образования второго поколения.
-
Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования (утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.11.2008 № 362).
-
Порядок проведения государственного выпускного экзамена (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.03.2009 № 70).
-
Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX, XI(XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (утверждено приказом Минобразования России от 03.12.1999 № 1075).
-
Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 10-11 классы /составитель: Т.А.Бурмистрова. М.: "Просвещение", - 2009.
-
Методическое письмо ФИПИ «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2014 года в преподавании математики в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования».
-
Распоряжение Правительства России от 24 декабря 2013 года №2506-р о Концепции развития математического образования в Российской Федерации.
Региональный уровень
-
Письмо УОиН Липецкой области «О примерном положении о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования» от 26.10.2009г. №3499.
-
Приказ УОиН Липецкой области от 29.04.2015 г. № 424 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2015/2016 учебный год».
Лицейский уровень
-
Устав лицея.
-
Программа развития лицея «Школа познания +» на 2015-2018 гг.
-
Образовательная программа лицея на 2015-2016 уч.г.
-
Календарный учебный график.
-
Учебный план МБОУ лицея №1 г. Усмани на 2015-2016 уч.г.
-
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) лицея №1 г.Усмани Липецкой области (протокол педагогического совета №14 от 26.08.2009г.).
Сведения о программе
Данная рабочая программа разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы: примерная программа основного общего образования по математике / авт.-сост. Т. А. Бурмистрова. - М.: "Просвещение", 2009г. для учебника «Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы», автор А.Н.Колмогоров.
Обоснование выбора примерной программы:
В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.
Программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Выбранная авторская программа обеспечивает достижение базового уровня образовательных достижений учащихся. Специфика программы в том, что она способствует формированию компетенций, определяющихся рядом условий: настроенностью учащихся на необходимость определенных действий, четкостью и доступностью изложения цели и задач, которые учащиеся должны решать в ходе учебной деятельности, полнотой и ясностью представления о структуре формируемого умения, показом учителем способов выполнения той или иной работы, организацией деятельности учащихся по овладению отдельными действиями или их совокупностью с использованием системы задач.
Данные компетенции обучающихся обеспечивают реализацию задач лицейского образования. Выбранная авторская программа также соответствует особенностям ученического коллектива класса. Класс имеет социально-экономический и биолого-химический профиль; в классе учащиеся обладают определенными навыками к самостоятельному поиску, отбору информации; вместе с тем, им необходима дополнительная помощь учителя при проведении анализа и подведении итогов, поэтому программа обеспечивает мотивацию учащихся к освоению базового уровня и обеспечивает освоение базовых понятий курса алгебры и начал математического анализа.
Информация о внесённых изменениях в примерную программу и их обоснование:
В учебном плане для изучения алгебры и начал математического анализа в 11 классе на базовом уровне отводится 2 ч из инвариантной части федерального компонента, 1 ч из регионального компонента и 1 ч из лицейского компонента, поэтому используется 3-й вариант учебного плана, что соответствует авторской программе (4 часа в неделю).
В отличие от авторской программы в данной рабочей программе изучается тема «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей», а тема «Комплексные числа» не рассматривается. За счёт этого и выделены часы на изучение вопросов комбинаторики и теории вероятностей.
Место и роль учебного курса
На изучение предмета отводится 4 часа в неделю, всего 140 часов.
Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языкa для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира.
Роль курса состоит в обновлении требований к уровню подготовки выпускников в системе естественно-математического образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса алгебры и начал анализа.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования; усиливающим его прикладное и практическое значение.
Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности - умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся, осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
Информация о количестве учебных часов: согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение алгебры и начал математического анализа в 11 классе отводится 2 ч из инвариантной части федерального компонента, 1 ч из регионального компонента и 1 ч из лицейского компонента. Таким образом учебный план МБОУ лицея №1 г.Усмани предполагает изучение алгебры и начал математического анализа в 11 классе 4 часа в неделю, в год 140 часов; тематических контрольных работ - 7. Уровень обучения - базовый.
Формы организации образовательного процесса:
-
лекции;
-
семинары;
-
практикумы;
-
практическо-исследовательские работы;
-
коллективные работы;
-
групповые работы.
Технологии обучения:
В ходе реализации программы предполагается использование элементов следующих технологий:
-
личностно-ориентированное обучение;
-
проблемное обучение;
-
дифференцированное обучение;
-
обучение с применением опорных схем;
-
информационно-коммуникационные технологии;
-
деятельностные технологии;
-
здоровьесберегающие технологии;
-
игровые технологии;
-
технологии уровневой дифференциации.
Ключевые компетенции и механизмы их формирования:
1. Ценностно-смысловая компетенция определяет сферу мировоззрения ученика, связанную с его ценностными ориентирами, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От неё зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Формируется она благодаря самостоятельным и групповым исследованиям, проводимых в форме практических и самостоятельных работ, тематических и итоговых тестов.
Здесь надо отметить проявления:
-
гибкости мышления:
а) лёгкость перехода от одного способа решения к другому, умение найти несколько способов);
б) умение перестроить, сконструировать способ решения задачи, составленной на основе ранее изученных задач;
в) умение выйти за границы привычного способа решения, найти способ решения нестандартной задачи;
-
самостоятельности мышления:
а) элементы новизны в способах решения задач;
б) умение найти способ решения без посторонней помощи;
-
рациональности мышления:
а) экономичность мыслительных операций (владение рациональными способами поиска решения задачи);
б) стремление к выбору наиболее рациональных средств, т. е. к наиболее изящному, простому, короткому конкретно-содержательному способу решения;
-
критичности мышления:
а) оценка адекватности и рациональности способов решения как в целом, так и отдельных операций;
б) оценка правильности результата (применением приемов самоконтроля, оценкой реальности результата).
2. Общекультурная компетенция отражает круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности, формируется благодаря широкому спектру тем, в которых математическая наука рассматривается в интеграции с другими дисциплинами.
Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира.
Развитие математической культуры учащихся происходит через систему задач. Под системой задач надо понимать такое их сочетание и последовательность, которые способствуют развитию всех компонентов математической подготовки:
1) фактических знаний, умений, установленных программой обучения;
2) мыслительных операций и методов, присущих математической деятельности;
3) математического стиля мышления;
4) рациональных, продуктивных способов учебно-познавательной деятельности.
Исходя из этого, подбираются задачи с соответствующим содержанием и структурой. Говоря о содержании задачи, имеем в виду:
1) её сюжет, который в соответствии с целью может носить либо абстрактно-математический характер, либо конкретно-бытовой, производственный, занимательный;
2) тот теоретический материал (понятия, свойства, формулы, правила, алгоритмы и т. д.), усвоению которого будут способствовать задачи.
По структуре задачи могут быть сложными или простыми, требовать репродуктивных способов решения (стандартные) или творческих (нестандартные). Последние требуют от учащихся проявления определённых качеств мышления: самостоятельности, глубины, гибкости, критичности, рациональности.
3. Учебно-познавательная компетенция, включающая в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами формируется за счёт полученных знаний и умений организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
Здесь надо рассматривать развитие следующих качеств:
-
видеть несколько способов решения задачи;
-
конструирование нового способа из ранее изученных, применение вспомогательных приёмов;
-
нахождение необычного способа решения, при этом полезно завуалировать необходимость необычного способа таким содержанием и структурой, которые по виду напоминают обычную, стандартную задачу;
-
решать задачи известным способом, но необычное содержание задачи маскирует этот способ;
-
перестраивать привычный прямой ход рассуждения на обратный.
4. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, телефон, компьютер, принтер, модем, факс) и информационных технологий (аудио, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
СО «1 С: Репетитор. Математика» (КиМ);
СО «АЛГЕБРА не для отличников» (НИИ экономики авиационной промышленности);
СО «Математика, 5-11 ».
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование
информации и материалов следующих Интернет-ресурсов:
Министерство образования РФ: httр://iпfопnikа.ru/; ed.gov.ru;edu.ru Тестирование online: 5-11 классы: kokch.kts.ru/cdo
Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: teacher.fio.ru
Новые технологии в образовании: edu.secna.ru/main
Путеводитель «В мире науки» для школьников: uic.ssu.samara.ru/-naukaМегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: mega.km.ru
Сайты «Мир энциклопедий», например: rubricon.ru;encyclopedia.ru
5. Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик по ходу изучения курса овладевает умением представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данной компетенции в учебной программе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними.
Так как каждый учащийся решает учебное задание свойственным ему путём, то процесс его решения в классе может быть представлен несколькими алгоритмами. В учебном процессе алгоритмические предписания применяются для:
1) формирования навыков и умений учащихся по данному готовому предписанию;
2) самообучения (самоанализа);
3) анализа хода деятельности учащихся в процессе решения задач при сравнении с "идеальными" предписаниями;
4) планирования и программирования хода выполнения задания;
5) поисково-исследовательской деятельности.
6. Социально-трудовая компетенция, означает владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя), в социально-трудовой сфере, в сфере семейных отношений в вопросах экономики и права. Сюда входят умения анализировать ситуацию, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой.
Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности:
-
ставить цель, задать вопрос;
-
проводить дискуссию;
-
делать выводы;
-
проводить доказательные рассуждения и умозаключения;
-
отстаивать свою точку зрения.
7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.
Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.
Данная компетенция формируется в результате:
-
умения планировать и осуществлять алгоритмическую деятельность, выполнять заданные и конструировать новые алгоритмы;
-
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
-
использования исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
-
умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; использовать различные языки математики (словесный, символический, графический);
-
свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
-
умения проводить доказательные рассуждения, аргументации, выдвигать гипотезы и их обоснования;
-
поиска, систематизации, анализа и классификации информаций, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии;
-
развития самостоятельности и способности к получению востребованных знаний, самоорганизации;
-
самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесения своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников;
-
умения анализировать ситуацию в любой области, что позволяет быстро найти соответствующее решение;
-
умения применять теоретические инварианты конструкции для решения практических прикладных задач.
Виды и формы контроля:
Срезовые работы:
-
входной контроль,
-
промежуточный контроль,
-
итоговый контроль;
текущий контроль (письменные опросы):
-
контрольные работы,
-
тесты,
-
самостоятельные работы;
-
математический диктант,
-
практические работы,
-
индивидуальное задание;
текущий контроль (устные опросы):
-
собеседование.
Промежуточная аттестация осуществляется на основе положения МБОУ лицея №1 г.Усмани «О формах, периодичности и порядке проведения промежуточной аттестации обучающихся».
Планируемый уровень подготовки учащихся на конец учебного года
В результате изучения данного курса на базовом уровне учащиеся 11 класса должны:
знать/понимать:
-
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
-
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
-
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
-
вероятностный характер различных процессов окружающего мира.
АЛГЕБРА
уметь:
-
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
-
проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
-
вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
ФУНКЦИИ И ГРАФИКИ
уметь:
-
определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
-
строить графики изученных функций;
-
описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций,
находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
-
решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графики
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков.
НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
уметь:
-
вычислять производные и первообразные элементарных функций, используя справочные материалы;
-
вычислять в простейших случаях площади с использованием первообразной;
-
исследовать функцию с помощью производной.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для решения прикладныx задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения;
УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА
уметь:
-
решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
-
решать тригонометрические неравенства;
-
составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
-
использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
-
изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для построения и исследования простейших математических моделей.
ЭЛЕМЕНТЫ КОМБИНАТОРИКИ, СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
уметь:
-
решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
-
вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчёта числа исходов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
-
анализа информации статистического характера.
Информация об используемом учебнике
Преподавание алгебрыи начал математического анализа в 10 классе осуществляется с использованием учебника «Алгебра и начала анализа»: учебник для 10-11 класса общеобразовательных учреждений/А.Н.Колмогоров, А.М.Абрамов, Ю.П.Дудницын и др./ под.ред. А.Н.Колмогорова. -М.: Просвещение, 2011.
Данный учебник отвечает последним требованиям ФГОС, рассчитан на преподавание предмета на базовом уровне с недельной нагрузкой 4 часа.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1. Повторение курса алгебры и начала анализа 10 класса (6 ч).
Определение производной. Производные функций y = sinx, у = cosx, y = tgx, у = ctgx, у = хn, где n = Z. Правила вычисления производных. Применение производной.
Основная цель - систематизация знаний учащихся о производных, подготовка к восприятию нового курса.
В результате повторения учащиеся должны:
знать:
-
понятия: производная, дифференцирование, формулы производных, правила дифференцирования, физический и геометрический смысл производной;
-
основные тригонометрические формулы.
уметь:
-
находить производные функций;
-
решать задачи на применение производной;
-
применять основные формулы тригонометрии;
-
дифференцировать тригонометрические функции.
Глава III. Первообразная и интеграл.
2. Первообразная (10 ч).
Определение первообразной. Основное свойство первообразной. Три правила нахождения первообразных.
Контрольная работа №1 по теме «Первообразная».
Основная цель - ознакомить с первообразной, основным свойством первообразных.
Задача отработки навыков нахождения первообразных не ставится, упражнения сводятся к простому применению таблиц и правил нахождения первообразных.
В результате изучения данного раздела учащиеся должны:
знать:
-
определение первообразной, основное свойство первообразных, его геометрический смысл;
-
таблицу первообразных элементарных функций.
уметь:
-
применять основные правила нахождения первообразных;
-
пользоваться таблицей первообразных.
3. Интеграл (12 ч).
Площадь криволинейной трапеции. Интеграл. Формула Ньютона - Лейбница. Применение интеграла. Примеры применения интеграла в физике и геометрии.
Контрольная работа №2 по теме «Интеграл».
Основная цель - ознакомить с интегрированием как операцией, обратной дифференцированию; показать применение интеграла к решению геометрических задач.
Интеграл вводится на основе рассмотрения задачи о площади криволинейной трапеции и построения интегральных сумм. Формула Ньютона - Лейбница вводится на основе наглядных представлений.
В качестве иллюстрации применения интеграла рассматриваются только задачи о вычислении площадей и объёмов. Следует учесть, что формула объёма шара выводится при изучении данной темы и используется затем в курсе геометрии.
Материал, касающийся работы переменной силы и нахождения центра масс, не является обязательным.
При изучении темы целесообразно широко применять графические иллюстрации.
В результате изучения данного раздела учащиеся должны:
знать:
-
понятие криволинейной трапеции, формулу площади криволинейной трапеции;
-
понятия: определённый интеграл, пределы интегрирования, подынтегральная функция, переменная интегрирования;
-
геометрический и физический смысл определённого интеграла;
-
формулу Ньютона-Лейбница.
уметь:
-
вычислять площади фигур, ограниченных линиями;
-
вычислять определённые интегралы, находить площади фигур с помощью определённого интеграла;
-
применять полученные формулы на практике.
Глава IV. Показательная и логарифмическая функции.
4. Обобщение понятия степени (13 ч).
Корень n-й степени и его свойства. Иррациональные уравнения. Степень с рациональным показателем и её свойства. Понятие о степени с действительным показателем. Свойства степени с действительным показателем.
Контрольная работа №3 по теме «Обобщение понятия степени».
Основная цель - формирование понятий «степень с рациональным показателем», «корень n-й степени»; обобщение и систематизация знаний о степенной функции.
Следует учесть, что в курсе алгебры 9 класса вопросы, связанные со свойствами корней n-й степени и свойствами степеней с рациональным показателем, возможно, не рассматривались, изучение могло быть ограничено действиями со степенями с целым показателем и квадратными корнями. В зависимости от реальной подготовки класса эта тема изучается либо в виде повторения, либо как новый материал.
В результате изучения данного раздела учащиеся должны:
знать:
-
определения корня n-й степени, арифметического корня n-й степени и их свойства;
-
понятие иррациональные уравнения;
-
способы решения иррациональных уравнений;
-
определение степени с рациональным показателем, свойства степеней с рациональным показателем.
уметь:
-
вычислять корень n-й степени из действительного числа;
-
решать уравнения вида хn = а;
-
решать иррациональные уравнения и неравенства.
5. Показательная и логарифмическая функции (20 ч).
Показательная функция, её свойства и график. Решение показательных уравнений, неравенств и систем. Логарифм числа. Основное логарифмическое тождество. Основные свойства логарифмов. Десятичный и натуральный логарифмы. Логарифмическая функция, её свойства и график. Решение логарифмических уравнений и неравенств. Преобразования простейших выражений, включающих арифметические операции, а также операцию возведения в степень и операцию логарифмирования.
Контрольная работа №4 по теме «Показательная и логарифмическая функции».
Основная цель - ознакомить с показательной, логарифмической и степенной функциями и их свойствами; научить решать несложные показательные и логарифмические уравнения, их системы.
Серьёзное внимание следует уделить работе с основными логарифмическими и показательными тождествами, которые используются как при изложении теоретических вопросов, так и при решении задач.
Раскрывается роль показательной функции как математической модели, которая находит широкое применение при изучении различных процессов.
В результате изучения данного раздела учащиеся должны:
знать:
-
понятие степень с иррациональным показателем, показательное уравнение;
-
терему о показательном уравнении;
-
определение логарифма, основное логарифмическое тождество;
-
определение логарифмической функции, её свойства;
-
три основных метода решения логарифмических уравнений;
-
методы решения логарифмических неравенств.
уметь:
-
решать простейшие показательные уравнения и неравенства и их системы;
-
вычислять логарифмы;
-
строить графики показательной и логарифмической функций;
-
применять функционально-графический метод при решении логарифмических уравнений и неравенств.
6. Производная показательной и логарифмической функций (16 ч).
Производная показательной функции. Число е. Экспонента. Производная логарифмической функции. Степенная функция и её график. Производная степенной функции. Понятие о дифференциальных уравнениях.
Контрольная работа №5 по теме « Производная показательной и логарифмической функций».
Основная цель - иметь представление о формулах для нахождения производной первообразной показательной и логарифмической функций.
Дифференциальные уравнения даются в ознакомительном виде и в дальнейшем не имеют применения.
В результате изучения данного раздела учащиеся должны:
знать:
-
смысл и значение числа е, свойства функции у = ех, определение натурального логарифма, формулу производной показательной функции;
-
формулу первообразной показательной функции;
-
формулу производной и первообразной логарифмической функции;
-
определение степенной функции, формулы её производной и первообразной.
уметь:
-
вычислять производные и первообразные показательной, логарифмической и степенной функций;
-
строить графики и описывать свойства степенных функций.
7. Равносильность уравнений, неравенств и их систем.
Основные методы их решения (13 ч)
Равносильность уравнений, неравенств, систем. Основные методы решения уравнений. Решение простейших систем уравнений с двумя неизвестными. Решение систем неравенств с одной переменной. Использование свойств функций при решении уравнений и неравенств. Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики. Интерпретация результата, учёт реальных ограничений.
Основная цель - формирование представлений об уравнениях, неравенствах и их системах; о решении уравнения, неравенства и системы; овладение навыками общих методов решения уравнений, неравенств и их систем.
В результате изучения данного раздела учащиеся должны:
знать:
-
основные теоремы равносильности, основные способы равносильных переходов;
-
основные методы решения алгебраических уравнений;
-
как графически и аналитически решать системы из двух и более уравнений.
уметь:
-
решать алгебраические уравнения и неравенства;
-
обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, примеры.
8. Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей (14 ч).
Табличное и графическое представление данных. Числовые характеристики рядов данных. Поочерёдный и одновременный выбор нескольких элементов из конечного множества. Формулы числа перестановок, сочетаний, размещений. Треугольник Паскаля.
Решение комбинаторных задач. Формула бинома Ньютона. Свойства биномиальных коэффициентов. Элементарные и сложные события. Произведение событий. Вероятность суммы двух событий. Независимость событий. Вероятность и статистическая частота наступления события. Решение практических задач с применением вероятностных методов.
Контрольная работа №6 по теме «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей».
Основная цель - формирование представлений о комбинаторных задачах, статистических методах обработки информации, независимых повторений испытаний в вероятностных заданиях.
При изучении данного раздела учащиеся должны понимать, что реальный мир подчиняется не только детерминированным, но и статистическим закономерностям. Здесь дети учатся использовать эти закономерности для решения задач повседневной жизни.
В результате изучения данного раздела учащиеся должны:
иметь представление о вопросах комбинаторики и теории вероятностей, о комбинаторных задачах;
знать понятия: перестановки, размещения, сочетания, относительная частота случайного события, статистические утверждения;
уметь:
-
проводить несложные доказательства;
-
извлекать информацию из таблиц, по графику различных зависимостей;
-
вычислять средние значения результатов измерений;
-
решать практические задачи в повседневной жизни.
9. Итоговое повторение (32 ч).
Действительные числа. Тождественные преобразования. Функции. Уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств. Производная, первообразная, интеграл их применения
Контрольная работа №7.
Основная цель - систематизация знаний, умений и навыков по данному курсу; подготовка к ЕГЭ.
Раздел носит повторительно - обобщающий характер.
В результате изучения данного раздела учащиеся должны:
знать:
-
свойства и графики степенных, показательных и логарифмических функций;
-
определение и свойства логарифма;
-
основные понятия математической статистики, комбинаторики и теории вероятностей.
уметь:
-
преобразовывать степенные выражения;
-
преобразовывать выражения, содержащие логарифмы;
-
решать иррациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства;
-
решать системы уравнений и неравенств с одной и двумя переменными;
-
вычислять первообразную и интеграл;
-
решать простейшие задачи статистики, комбинаторики и теории вероятностей.
10. Резерв времени - 4 ч.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
Наименование темы
Количество часов
Контрольные работы
1
Повторение курса алгебры и начала анализа 10 класса.
6
2
Первообразная.
10
1
3
Интеграл.
12
1
4
Обобщение понятия степени.
13
1
5
Показательная и логарифмическая функции.
20
1
6
Производная показательной и логарифмической функций.
16
1
7
Равносильность уравнений, неравенств и их систем. Основные методы их решения.
13
8
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей.
14
1
9
Итоговое повторение.
32
1
10
Резерв времени.
4
Итого:
140
7
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Используемый учебно-методический комплект
Алгебра и начала анализа: учебник для10-11 класса общеобразовательных учреждений/ А.Н.Колмогоров, А.М.Абрамов, Ю.П.Дудницын и др.; под. ред. А.Н.Колмогорова. -М.: Просвещение, 2011.
Учебное и учебно-методическое обеспечение
1. Алгебра и начала анализа: учебник для10-11 класса общеобразовательных учреждений/ А.Н.Колмогоров, А.М.Абрамов, Ю.П.Дудницын и др.; под.ред. А.Н.Колмогорова. -М.: Просвещение, 2011.
2. Поурочные разработки по алгебре и началам анализа к УМК А.Н.Колмогорова / авт.-сост. А.Н. Рурукин - М.: "Просвещение", 2009.
3. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 11 класса /Б.М.Ивлев,
С.М.Саакян, С.И.Шварйцбурд. - М.: "Просвещение", 2004.
4. Задачи по алгебре и началам анализа: пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений /С.М.Саакян, А.М.Гольдман, Д.В.Денисов. - М.: "Просвещение", 2003.
5. Мордкович А.Г, Алгебра и начала математического анализа. 10 - 11 классы: Учебник и задачник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.
6. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа /В.С. Крамор.- М.:"Просвещение", 1990.
7. ЕГЭ. Математика. Типовые тестовые задания /под редакцией А.Л.Семёнова, И.В.Ященко. - М.: Экзамен, 2015.
8. Система тренировочных задач и упражнений по математике /А.Я.Симонов, Д.С.Бакаев,
А.Г.Эпельман и др. - М.: "Просвещение", 1991.
9. Устные упражнения по алгебре и началам анализа: кн. для учителя /Р.Д.Лукин, Т.К.Лукина, М.С.Якунина. - М.: "Просвещение", 1989.
10. Математика в школе: ежемесячный научно-методический журнал.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ урока
Пункт учебника
Содержание учебного материала
Кол-во часов
Дата проведения урока
по плану
фактически
I четверть (37 уроков)
Повторение курса алгебры и начала анализа 10 класса.
6
1
Определение производной. Правила вычисления производных.
1
01.09.
2
Производные тригонометрических функций.
1
02.09.
3
Производная сложной функции.
1
03.09.
4
Применения производной. Касательная к графику функции.
1
04.09.
5-6
Применения производной к исследованию функции.
2
08.09.
09.09.
Глава III
Первообразная и интеграл
§ 7.
Первообразная
10
7-8
26
Определение первообразной.
2
10.09.
11.09.
9-11
27
Основное свойство первообразной.
3
15.09.
16.09.
17.09.
12-14
28
Три правила нахождения первообразных.
3
18.09.
22.09.
23.09.
15
Контрольная работа № 1 по теме: «Первообразная».
1
24.09.
16
Итоги контрольной работы.
1
25.09.
§ 8.
Интеграл
12
17-19
29
Площадь криволинейной трапеции.
3
29.09.
30.09.
01.10.
20-22
30
Интеграл. Формула Ньютона-Лейбница.
3
02.10.
06.10.
07.10.
23-26
31
Применения интеграла.
4
08.10.
09.10.
13.10.
14.10.
27
Контрольная работа № 2 по теме: «Интеграл».
1
15.10.
28
Итоги контрольной работы.
1
16.10.
Глава IV
Показательная и логарифмическая функции
§ 9.
Обобщение понятия степени
13
29-31
32
Корень n-й степени и его свойства.
3
20.10.
21.10.
22.10.
32-35
33
Иррациональные уравнения.
4
23.10.
27.10.
28.10.
29.10.
36-37
34
Степень с рациональным показателем.
2
30.10.
03.11.
II четверть (28 уроков)
38-39
34
Степень с рациональным показателем (продолжение).
2
11.11.
12.11.
40
Контрольная работа № 3 по теме: «Обобщение понятия степени».
1
13.11.
41
Итоги контрольной работы.
1
17.11.
§ 10.
Показательная и логарифмическая функции
20
42-43
35
Показательная функция.
2
18.11.
19.11.
44-47
36
Решение показательных уравнений и неравенств.
4
20.11.
24.11.
25.11.
26.11.
48-51
37
Логарифмы и их свойства.
4
27.11.
01.12.
02.12.
03.12.
52-54
38
Логарифмическая функция.
3
04.12.
08.12.
09.12.
55-59
39
Решение логарифмических уравнений и неравенств.
5
10.12.
11.12.
15.12.
16.12.
17.12.
60
Контрольная работа № 4 по теме: «Показательная и логарифмическая функции».
1
18.12.
61
Итоги контрольной работы.
1
22.12.
§ 11.
Производная показательной и логарифмической функций
16
62-64
41
Производная показательной функции. Число е.
3
23.12.
24.12.
25.12.
65
42
Производная логарифмической функции.
1
29.12.
III четверть (39 уроков)
66-68
42
Производная логарифмической функции (продолжение).
3
14.01.
15.01.
19.01.
69-71
43
Степенная функция.
3
20.01.
21.01.
22.01.
72-75
44
Понятие о дифференциальных уравнениях.
4
26.01.
27.01.
28.01.
29.01.
76
Контрольная работа № 5 по теме: «Производная показательной и логарифмической функций».
1
02.02.
77
Итоги контрольной работы.
1
03.02.
Равносильность уравнений, неравенств и их систем. Основные методы их решения
13
78
Равносильность уравнений, неравенств, систем.
1
04.02.
79
Основные методы решения уравнений.
1
05.02.
80-81
Решение простейших систем уравнений с двумя неизвестными.
2
09.02.
10.02.
82
Решение систем неравенств с одной переменной.
1
11.02.
83
Зачёт по теме «Решение систем уравнений и неравенств».
1
12.02.
84-86
Использование свойств функций при решении уравнений и неравенств.
3
16.02.
17.02.
18.02.
87-90
Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики.
4
19.02.
23.02.
24.02.
25.02.
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
14
91
Табличное и графическое представление данных. Числовые характеристики рядов данных.
1
26.02.
92
Поочерёдный и одновременный выбор нескольких элементов из конечного множества.
1
01.03.
93-94
Формулы числа перестановок, сочетаний, размещений. Треугольник Паскаля.
2
02.03.
03.03.
95
Решение комбинаторных задач.
1
04.03.
96
Формула бинома Ньютона. Свойства биномиальных коэффициентов.
1
08.03.
97
Элементарные и сложные события.
1
09.03.
98-99
Произведение событий. Вероятность суммы двух событий. Независимость событий.
2
10.03.
11.03.
100
Вероятность и статистическая частота наступления события.
1
15.03.
101-102
Решение практических задач с применением вероятностных методов.
2
16.03.
17.03.
103
Контрольная работа № 6 по теме: «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей».
1
18.03.
104
Итоги контрольной работы.
1
22.03.
IV четверть (36 уроков)
Глава V
Задачи на повторение
Итоговое повторение
32
105
1
Рациональные и иррациональные числа.
1
01.04.
106
2
Проценты. Пропорции.
1
05.04.
107
3
Прогрессии.
1
06.04.
108
4
Преобразование алгебраических выражений.
1
07.04.
109
5
Преобразование выражений, содержащих радикалы и степени с дробными показателями.
1
08.04.
110-111
6
Преобразования тригонометрических выражений.
2
12.04.
13.04.
112
7
Преобразование выражений, содержащих степени и логарифмы.
1
14.04.
113-114
8
Рациональные функции.
2
15.04.
19.04.
115-116
9
Тригонометрические функции.
2
20.04.
21.04.
117
10
Степенная, показательная и логарифмическая функции.
1
22.04.
118
11
Рациональные уравнения и неравенства.
1
26.04.
119
12
Иррациональные уравнения и неравенства.
1
27.04.
120
13
Тригонометрические уравнения и неравенства.
1
28.04.
121
14
Показательные уравнения и неравенства.
1
29.04.
122
15
Логарифмические уравнения и неравенства.
1
03.05.
123
16
Системы рациональных уравнений и неравенств.
1
04.05.
124
17
Системы иррациональных уравнений.
1
05.05.
125
18
Системы тригонометрических уравнений.
1
06.05.
126
19
Системы показательных и логарифмических уравнений.
1
10.05.
127
20
Задачи на составление уравнений и систем уравнений.
1
11.05.
128
21
Производная.
1
12.05.
129
22
Применение производной к исследованию функций.
1
13.05.
130
24
Первообразная.
1
17.05.
131
25
Интеграл.
1
18.05.
132
Контрольная работа № 7.
1
18.05.
133-136
Учебно-тренировочные тестовые задания ЕГЭ.
4
19.05.
19.05.
20.05.
20.05.
137-140
Резерв времени
4
24.05.
24.05.
25.05.
25.05.