Статья «Поэтапное развитие устной и письменной речи учащихся начальных классов»

Статья выступления  на  заседании методического объединения начальных классов. Известно что вся работа , проводимая на уроках русского языка, должна быть направлена на подготовку школьников к связной речи.                                           Практика показывает, что если учитель акцентирует внимание на раскрытии только темы, учащимся не удается правильно построить рассуждение(тезис, доказательство, вывод), раскрыть и доказать главную мысль высказывания. Умение раскрывать тему и главную мыс...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Поэтапное развитие устной и письменной речи

учащихся начальных классов.

На уроках русского языка необходимо уделять одинаковое внимание как письменной, так и устной речи. Известно, что вся работа, проводимая на уроках русского языка, должна быть направлена на подготовку школьников к связной речи. Как справедливо отмечает М.Р.Львов, «связной считается такая речь, которая организованно по законам логики, грамматики и композиции, представляет собой единое целое, имеет тему, выполняет определенную функцию (обычно коммуникативную), обладает относительной самостоятельностью и законченностью, расчленяется на более или менее значительные структурные компоненты». (М.Р.Львов. «Методика развития речи младших школьников»)

Работа по развитию устной речи является преобладающей в 1 и во 2 классах (устные сочинения по картинкам, рассказывание случаев из жизни). Это естественно, потому что учащиеся 1 и 2 классов пишут медленно и недостаточно владеют навыками орфографии. Они могут сделать много орфографических ошибок. Поэтому лучше воздержаться от большого количества записей с ними и заниматься по преимуществу развитием устной речи. По мере того как учащиеся приобретают все более и более крепкие навыки в грамотной записи, с ними нужно параллельно с развитием устной речи заниматься также и письменной речью.

Развивая мышление детей, мы, несомненно, воздействуем и на их речь, а развивая речь детей, мы тем самым способствуем развитию их мышления. Слова мы употребляем для выражения наших понятий, связываем слова в предложения для выражения наших мыслей.

Работу по обогащению речи детей необходимо вести систематически, начиная с первого года обучения и вплоть до выхода детей из школы, воздействуя на их речь планомерно, постоянно, путем устных бесед, письменных работ и чтения полезных книг. Эту работу необходимо тесно связывать с экскурсиями, наблюдениями явлений природы и общественной жизни людей, с непосредственным участием детей в общественном труде и жизни.

Чтобы владеть речью, недостаточно знать слова, надо уметь правильно строить речь. Мы знаем, что дети весьма часто не умеют правильно связывать слова. Их речь беспорядочна: то они употребляют лишние слова, то пропускают необходимые, употребляют не тот падеж, не тот предлог и пр. Наша задача - научить их правильно строить предложения.

При этой работе учитель должен хорошо продумать вопрос. Во время ответов учитель должен обращать внимание, на то, чтобы ученики не повторяли существительные, прилагательные, глаголы, а заменяли их синонимами, и тут же надо дать образец, как это правильно сделать. Ошибки ребят надо обязательно исправлять, а не оставлять без внимания, тогда в дальнейшем ребята сами научатся строить правильные предложения.

Следующей задачей в работе по развитию устной и письменной речи детей является выработка навыка связывать предложения в стройную речь. Для этого прежде всего надо научить детей располагать свои мысли последовательно и по определенному плану. Воспитанию такого умения мы уделяем наибольшее внимание в 3 и 4 классах, но и на первых двух годах обучения работа в этом отношении должна вестись систематически. Когда учащиеся 1 и 2 классов передают по вопросам учителя содержание прочитанного или рассказывают содержание картинок, показанных учителем, они уже учатся располагать свои мысли в четкой последовательности.

На первых порах всемерно помогать детям в работе, предоставляя им возможность при устных и письменных сочинениях широко пользоваться картинками, готовым планом, вопросами.

Необходимо, кроме того, научить детей подбирать материал на тему, научить их при составлении изложений и сочинений держаться темы. Школьникам нужно показать, что правильный текст обычно состоит из трех частей: начальная часть, основная часть, концовка.

Особую роль в выражении главной мысли текста играют обзацы. Школьникам можно сказать, что первые предложения обзацев обычно выражают основное содержание текста, раскрывают каждый новый отгенок темы и главной мысли, а последующие предложения каждого обзаца обычно поясняют содержание первого. Поэтому если в правильном тексте прочитать подряд только первые предложения абзацев, получается только связное высказывание.

Во всех работах по подготовке к сочинению неизбежны три указанных звена - усвоение образца, подражание образцу и самостоятельная творческая работа. В младших классах учитель по необходимости помогает учащимся, в особенности в работах по развитию письменной речи.

Как правило, устные сочинения и изложения предшествуют письменным и являются для них как бы подготовительной ступенью: на базе устной подготовки учащиеся лучше справляются с составлением письменного текста сочинения или изложения.

Письменные работы типа изложений и сочинений могут быть коллективными и индивидуальными:

Работы типа изложений и сочинений в начальной школе носят по преимуществу обучающий характер.

Назовем наиболее характерные для начальной школы виды изложений:

  1. Изложение рассказа после его прочтения и разбора по содержанию (с вопросами или готовым планом к нему).

  2. Изложение прочитанного и разобранного рассказа по картинке после устной беседы по ней (с готовым планом или планом, коллективно составленным).

  3. Изложение прочитанного и разобранного рассказа по плану, составленному каждым учащимся индивидуально.

  4. Изложение прочитанного и разобранного рассказа с изменением лица рассказчика.

  5. Изложение прочитанного и разобранного рассказа с изменением плана его ( т.е. с расположением материала в другой последовательности, нежели дано в прочитанном рассказе).

  6. Изложение рассказа с заменой прямой речи косвенной.

  7. Изложение рассказа с творческим добавлением к ниму (т.е. с развитием детьми какого - либо эпизода в нем, или с добавлением деталей, или с выражением своего отношения к излагаемым фактам).

  8. Сжатое изложение прочитанного и разобранного рассказа.

Сочинения учащихся также разнообразно.

  1. Сочинение на основе виденного и слышанного на экскурсии по вопросам или по готовому плану (после тщательной устной подготовки).

Трудности у школьников начальных классов возникают при определении темы и главной мысли текста, а также при раскрытии темы и главной мысли в своем высказывании. Здесь необходимо, чтобы дети поняли, что тема ~ это то, о чем говорится в тексте, а главная мысль - что именно говорится об этой теме. Следует почаще использовать задания, направленные на определение темы и главной мысли, на пересказ текста в соответствии с темой и в соответствии с главной мыслью.

Следует подчеркнуть, что при этой работе весьма важно брать актуальный, интересный, воспитывающий материал, доступный детскому пониманию.

Путем анализа образцов деловой и художественной речи, упражнение в составлении изложений, сочинений, рассказов на тему о случаях из жизни, сообщений о работе школа должна пробудить в детях максимальный интерес к языку.

В известной мере система занятий по развитию речи детей определяется также и программой по чтению: начиная с первого класса и кончая четвертым, дети учатся составлять планы прочитанного (сначала картинный, потом в форме вопросов, в форме заглавий к частям текста), рассказывать связно содержание прочитанного (подробно или сжато, без изменения плана и лица рассказчика или с изменением), рассказывать о случаях из жизни (по аналогии с прочитанным, на основе непосредственных наблюдений и пр.).

Проводя различные работы по развитию речи, учитель должен знать, для чего он проводит то или иное упражнение по расширению словаря или по привитию навыка строить предложение. В этом случае всякая работа над речью будет целенаправленной, определяемой поставленной задачей подготовиться к сочинению, и все необходимые виды устных и письменных работ по культуре речи найдут свое определенное место в общей системе занятий по языку. Сюда войдут и чтения отрывков текста, и их анализ, и рассказывание о наблюдениях, и беседы по текстам и картинкам, и запись необходимых для сочинения слов, трудных по написанию, и диктанты по текстам, подготавливающим составление сочинения на выбранную тему, и изложение текстов, написанных мастерами слова. Итог этих работ- письменное сочинение.

  1. Сочинение на тему из личного жизненного опыта учащихся после устной подготовки по готовому плану или коллективно составленному.

  2. Сочинение по одной картинке или серии картин после тщательной устной подготовке по вопросам, по готовому плану или по плану, составленному учащимися.

  3. Сочинение по опорным словам, указывающим на содержание и определяющим последовательность мыслей в сочинении.

  4. Сочинение на тему из окружающей действительности по аналогии с прочитанным рассказом (по готовому плану или по плану коллективно составленному).

  5. Сочинение по данному учителем началу его или по данному концу ( после небольшой беседы по теме сочинения).

  6. Сочинение, в котором учащиеся дают как бы продолжение прочитанного и разобранного рассказа.

Могут быть и другие виды изложений и сочинений.

Прежде всего учитель помогает учащимся осмыслить тему изложения или сочинения, затем более или менее тщательно разбирает с ними содержание прочитанного текста для изложения или помогает подбирать подходящий материал на тему сочинений, после чего дает готовый план, по которому они должны будут составить сначала устное, а потом и письменное изложение или сочинение. Необходимо при подготовительной работе помочь также учащимся справиться с предстоящими орфографическими и пунктационными трудностями в их работах.

Наша задача - выработать у детей привычку: 1. Наблюдать и видеть все, что находится перед глазами, выделять сознанием и главное и детали; 2. Связывать факты в одно целое, приводить их во взаимную связь, различая при этом главное от второстепенного; 3. Высказывать свое впечатление от виденного и наблюдаемого, делать выводы и заключения; 4. Высказывать о виденном то, что они уже знали раньше, если это необходимо в данном случае.

Другими словами, наиболее желательным типом восприятия и воспроизведения является тип смешанный, комбинированный.

Когда мы проводим работу по подбору материала, в особенности фактического, то чрезвычайно важно позаботиться и о словесном оформлении этого материала. Иногда ученики видят факты, но не знают, как их выразить словами, какими выражениями следует воспользоваться. Надо помочь детям оформить в слове как зрительные, так и слуховые восприятия.

Подготовка к изложениям и сочинениям требует от детей прежде всего умения составить план и расположить подобранный и усвоенный материал по этому плану.

Такая работа, естественно, развивает логическое мышление учащихся, расширяет активный словарь учащихся и уточняет, совершенствует те формы речи, которые учащиеся усвоили из окружающей их речевой среды: речь учащихся улучшается и все более и более приближается к нормам литературного языка.


© 2010-2022