- Преподавателю
- Математика
- Статья «Поэтапное развитие устной и письменной речи учащихся начальных классов»
Статья «Поэтапное развитие устной и письменной речи учащихся начальных классов»
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Иманалинова М.М. |
Дата | 02.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Поэтапное развитие устной и письменной речи
учащихся начальных классов.
На уроках русского языка необходимо уделять одинаковое внимание как письменной, так и устной речи. Известно, что вся работа, проводимая на уроках русского языка, должна быть направлена на подготовку школьников к связной речи. Как справедливо отмечает М.Р.Львов, «связной считается такая речь, которая организованно по законам логики, грамматики и композиции, представляет собой единое целое, имеет тему, выполняет определенную функцию (обычно коммуникативную), обладает относительной самостоятельностью и законченностью, расчленяется на более или менее значительные структурные компоненты». (М.Р.Львов. «Методика развития речи младших школьников»)
Работа по развитию устной речи является преобладающей в 1 и во 2 классах (устные сочинения по картинкам, рассказывание случаев из жизни). Это естественно, потому что учащиеся 1 и 2 классов пишут медленно и недостаточно владеют навыками орфографии. Они могут сделать много орфографических ошибок. Поэтому лучше воздержаться от большого количества записей с ними и заниматься по преимуществу развитием устной речи. По мере того как учащиеся приобретают все более и более крепкие навыки в грамотной записи, с ними нужно параллельно с развитием устной речи заниматься также и письменной речью.
Развивая мышление детей, мы, несомненно, воздействуем и на их речь, а развивая речь детей, мы тем самым способствуем развитию их мышления. Слова мы употребляем для выражения наших понятий, связываем слова в предложения для выражения наших мыслей.
Работу по обогащению речи детей необходимо вести систематически, начиная с первого года обучения и вплоть до выхода детей из школы, воздействуя на их речь планомерно, постоянно, путем устных бесед, письменных работ и чтения полезных книг. Эту работу необходимо тесно связывать с экскурсиями, наблюдениями явлений природы и общественной жизни людей, с непосредственным участием детей в общественном труде и жизни.
Чтобы владеть речью, недостаточно знать слова, надо уметь правильно строить речь. Мы знаем, что дети весьма часто не умеют правильно связывать слова. Их речь беспорядочна: то они употребляют лишние слова, то пропускают необходимые, употребляют не тот падеж, не тот предлог и пр. Наша задача - научить их правильно строить предложения.
При этой работе учитель должен хорошо продумать вопрос. Во время ответов учитель должен обращать внимание, на то, чтобы ученики не повторяли существительные, прилагательные, глаголы, а заменяли их синонимами, и тут же надо дать образец, как это правильно сделать. Ошибки ребят надо обязательно исправлять, а не оставлять без внимания, тогда в дальнейшем ребята сами научатся строить правильные предложения.
Следующей задачей в работе по развитию устной и письменной речи детей является выработка навыка связывать предложения в стройную речь. Для этого прежде всего надо научить детей располагать свои мысли последовательно и по определенному плану. Воспитанию такого умения мы уделяем наибольшее внимание в 3 и 4 классах, но и на первых двух годах обучения работа в этом отношении должна вестись систематически. Когда учащиеся 1 и 2 классов передают по вопросам учителя содержание прочитанного или рассказывают содержание картинок, показанных учителем, они уже учатся располагать свои мысли в четкой последовательности.
На первых порах всемерно помогать детям в работе, предоставляя им возможность при устных и письменных сочинениях широко пользоваться картинками, готовым планом, вопросами.
Необходимо, кроме того, научить детей подбирать материал на тему, научить их при составлении изложений и сочинений держаться темы. Школьникам нужно показать, что правильный текст обычно состоит из трех частей: начальная часть, основная часть, концовка.
Особую роль в выражении главной мысли текста играют обзацы. Школьникам можно сказать, что первые предложения обзацев обычно выражают основное содержание текста, раскрывают каждый новый отгенок темы и главной мысли, а последующие предложения каждого обзаца обычно поясняют содержание первого. Поэтому если в правильном тексте прочитать подряд только первые предложения абзацев, получается только связное высказывание.
Во всех работах по подготовке к сочинению неизбежны три указанных звена - усвоение образца, подражание образцу и самостоятельная творческая работа. В младших классах учитель по необходимости помогает учащимся, в особенности в работах по развитию письменной речи.
Как правило, устные сочинения и изложения предшествуют письменным и являются для них как бы подготовительной ступенью: на базе устной подготовки учащиеся лучше справляются с составлением письменного текста сочинения или изложения.
Письменные работы типа изложений и сочинений могут быть коллективными и индивидуальными:
Работы типа изложений и сочинений в начальной школе носят по преимуществу обучающий характер.
Назовем наиболее характерные для начальной школы виды изложений:
-
Изложение рассказа после его прочтения и разбора по содержанию (с вопросами или готовым планом к нему).
-
Изложение прочитанного и разобранного рассказа по картинке после устной беседы по ней (с готовым планом или планом, коллективно составленным).
-
Изложение прочитанного и разобранного рассказа по плану, составленному каждым учащимся индивидуально.
-
Изложение прочитанного и разобранного рассказа с изменением лица рассказчика.
-
Изложение прочитанного и разобранного рассказа с изменением плана его ( т.е. с расположением материала в другой последовательности, нежели дано в прочитанном рассказе).
-
Изложение рассказа с заменой прямой речи косвенной.
-
Изложение рассказа с творческим добавлением к ниму (т.е. с развитием детьми какого - либо эпизода в нем, или с добавлением деталей, или с выражением своего отношения к излагаемым фактам).
-
Сжатое изложение прочитанного и разобранного рассказа.
Сочинения учащихся также разнообразно.
-
Сочинение на основе виденного и слышанного на экскурсии по вопросам или по готовому плану (после тщательной устной подготовки).
Трудности у школьников начальных классов возникают при определении темы и главной мысли текста, а также при раскрытии темы и главной мысли в своем высказывании. Здесь необходимо, чтобы дети поняли, что тема ~ это то, о чем говорится в тексте, а главная мысль - что именно говорится об этой теме. Следует почаще использовать задания, направленные на определение темы и главной мысли, на пересказ текста в соответствии с темой и в соответствии с главной мыслью.
Следует подчеркнуть, что при этой работе весьма важно брать актуальный, интересный, воспитывающий материал, доступный детскому пониманию.
Путем анализа образцов деловой и художественной речи, упражнение в составлении изложений, сочинений, рассказов на тему о случаях из жизни, сообщений о работе школа должна пробудить в детях максимальный интерес к языку.
В известной мере система занятий по развитию речи детей определяется также и программой по чтению: начиная с первого класса и кончая четвертым, дети учатся составлять планы прочитанного (сначала картинный, потом в форме вопросов, в форме заглавий к частям текста), рассказывать связно содержание прочитанного (подробно или сжато, без изменения плана и лица рассказчика или с изменением), рассказывать о случаях из жизни (по аналогии с прочитанным, на основе непосредственных наблюдений и пр.).
Проводя различные работы по развитию речи, учитель должен знать, для чего он проводит то или иное упражнение по расширению словаря или по привитию навыка строить предложение. В этом случае всякая работа над речью будет целенаправленной, определяемой поставленной задачей подготовиться к сочинению, и все необходимые виды устных и письменных работ по культуре речи найдут свое определенное место в общей системе занятий по языку. Сюда войдут и чтения отрывков текста, и их анализ, и рассказывание о наблюдениях, и беседы по текстам и картинкам, и запись необходимых для сочинения слов, трудных по написанию, и диктанты по текстам, подготавливающим составление сочинения на выбранную тему, и изложение текстов, написанных мастерами слова. Итог этих работ- письменное сочинение.
-
Сочинение на тему из личного жизненного опыта учащихся после устной подготовки по готовому плану или коллективно составленному.
-
Сочинение по одной картинке или серии картин после тщательной устной подготовке по вопросам, по готовому плану или по плану, составленному учащимися.
-
Сочинение по опорным словам, указывающим на содержание и определяющим последовательность мыслей в сочинении.
-
Сочинение на тему из окружающей действительности по аналогии с прочитанным рассказом (по готовому плану или по плану коллективно составленному).
-
Сочинение по данному учителем началу его или по данному концу ( после небольшой беседы по теме сочинения).
-
Сочинение, в котором учащиеся дают как бы продолжение прочитанного и разобранного рассказа.
Могут быть и другие виды изложений и сочинений.
Прежде всего учитель помогает учащимся осмыслить тему изложения или сочинения, затем более или менее тщательно разбирает с ними содержание прочитанного текста для изложения или помогает подбирать подходящий материал на тему сочинений, после чего дает готовый план, по которому они должны будут составить сначала устное, а потом и письменное изложение или сочинение. Необходимо при подготовительной работе помочь также учащимся справиться с предстоящими орфографическими и пунктационными трудностями в их работах.
Наша задача - выработать у детей привычку: 1. Наблюдать и видеть все, что находится перед глазами, выделять сознанием и главное и детали; 2. Связывать факты в одно целое, приводить их во взаимную связь, различая при этом главное от второстепенного; 3. Высказывать свое впечатление от виденного и наблюдаемого, делать выводы и заключения; 4. Высказывать о виденном то, что они уже знали раньше, если это необходимо в данном случае.
Другими словами, наиболее желательным типом восприятия и воспроизведения является тип смешанный, комбинированный.
Когда мы проводим работу по подбору материала, в особенности фактического, то чрезвычайно важно позаботиться и о словесном оформлении этого материала. Иногда ученики видят факты, но не знают, как их выразить словами, какими выражениями следует воспользоваться. Надо помочь детям оформить в слове как зрительные, так и слуховые восприятия.
Подготовка к изложениям и сочинениям требует от детей прежде всего умения составить план и расположить подобранный и усвоенный материал по этому плану.
Такая работа, естественно, развивает логическое мышление учащихся, расширяет активный словарь учащихся и уточняет, совершенствует те формы речи, которые учащиеся усвоили из окружающей их речевой среды: речь учащихся улучшается и все более и более приближается к нормам литературного языка.