• Преподавателю
  • Математика
  • Коррекционная работа при формировании геометрических понятий у обучающихся с умственной отсталостью

Коррекционная работа при формировании геометрических понятий у обучающихся с умственной отсталостью

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коррекционная работа при формировании геометрических понятий у учащихся коррекционной школы VIII вида.

Формирование геометрических знаний у учащихся коррекционной школы VIII вида имеет большое практическое значение. У детей происходит накопление определенного запаса геометрических представлений, формируется целостная система знаний о геометрических объектах, а также развивается познавательная деятельность, все виды мышления. Изучение элементов геометрии создает благоприятные предпосылки для формирования у учащихся пространственных представлений, понятий о формах, размерах, взаимном расположении геометрических фигур в пространстве. Это усвоение геометрического материала вызывает у учащихся большие трудности. Многие школьники не понимают важности и необходимости усвоения геометрических знаний, их практической ценности.

Одним из средств формирования геометрических знаний у учащихся с нарушением интеллектуального развития предлагается система практических упражнений. Основными компонентами системы являются упражнения, направленные на:

  • Формирование мотивации введения понятия;

  • Выявление его существенных свойств;

  • Упражнения с моделями фигур;

  • На распознавание объектов, принадлежащих объему понятия;

  • На выведение следствий;

  • Упражнения на систематизацию понятий;

  • Применение их на практике и др.

Данная система упражнений позитивно влияет на мотивационную сферу обучающихся, способствует формированию навыков концентрации внимания и запоминанию учебного материала, а также повышает интерес к геометрии.

Одно из важнейших мест занимают упражнения по готовым чертежам, с моделями фигур, на перегибание листа бумаги, на преобразование геометрических фигур и др., которые способствуют активизации мыслительной деятельности обучающихся в процессе изучения геометрического материала, а также развивают наглядно-образное мышление и пространственное восприятие учащихся.

Посредством системы специальных упражнений можно создать ситуацию, которая способствует осознанию обучающимися потребностей в геометрических знаниях. Формирование потребности стимулирует повышение познавательной и учебной активности, что положительно сказывается на действенности обучения. Одним из важнейших условий формирования интереса к изучению рассматриваемых понятий является привлечение жизненного опыта школьников с нарушением интеллекта и опора на него. Актуализация такого опыта позволяет систематизировать разрозненные представления, имеющиеся у обучающихся, для формирования устойчивых геометрических понятий. Формирование интереса к изучаемому материалу чрезвычайно важно, т.к. интерес позволяет частично компенсировать недостатки интеллектуальной деятельности.

Мотивации введения понятий способствуют упражнения различного характера, создание проблемных ситуаций.

  1. Изучение равнобедренного треугольника можно предварить следующим упражнением:

  • Постройте квадрат. Проведите отрезок внутри квадрата таким образом, чтобы получилось два треугольника. Что можно сказать о сторонах получившихся треугольников?

Коррекционная работа при формировании геометрических понятий у обучающихся с умственной отсталостью.

Выполнив данное упражнение, обращаем внимание на то, что в каждом из полученных треугольников две стороны равны, что дает возможность ввести понятие равнобедренного треугольника.

  1. Введению понятия о смежных углах может предшествовать упражнение:

  • Постройте окружность с центром O и проведите в ней диаметр AB. Начертите радиус OC таким образом, чтобы диаметр AB был перпендикулярен радиусу OC. Что можно сказать об образовавшихся углах?

Коррекционная работа при формировании геометрических понятий у обучающихся с умственной отсталостью.

Решив приведенную задачу, выясняем, что у получившихся углов одна сторона общая, а две другие стороны образуют прямую линию, сумма градусных мер составляет 180°. Это дает возможность ввести понятие смежных углов.

  1. При формировании геометрических знаний у учащихся с нарушением интеллекта, удобно для упражнений на распознавание объектов, принадлежащих изучаемому понятию, использовать готовые чертежи и рисунки.

  • Какие из фигур являются ромбами?

Коррекционная работа при формировании геометрических понятий у обучающихся с умственной отсталостью.

  • Выделите тупоугольные треугольники:

Коррекционная работа при формировании геометрических понятий у обучающихся с умственной отсталостью.

  • Найдите среди линий параллельные и перпендикулярные.

Коррекционная работа при формировании геометрических понятий у обучающихся с умственной отсталостью.

Использование упражнений по готовым чертежам способствует формированию у школьников с нарушением интеллекта полноценных образов геометрических объектов, так как ученики видят различное пространственное расположение геометрических фигур, распознают их в сложной конфигурации.

  1. Показателем сформированности понятий является умение применять понятие на практике. На установление связей понятия отрезка с ранее изученными понятиями предлагается следующее упражнение:

  • Между указанными словами укажите при помощи стрелок связи, которые отражены в определении отрезка.

Коррекционная работа при формировании геометрических понятий у обучающихся с умственной отсталостью.

  • На установление связей между понятиями прямоугольника и параллелограмма предлагается упражнение:

- Укажите свойства, общие для прямоугольника и параллелограмма.

  1. Активизация мыслительной деятельности понятий может быть достигнута посредством упражнений с различными наглядными пособиями.

Коррекционная работа при формировании геометрических понятий у обучающихся с умственной отсталостью.

  1. Упражнения занимательного характера используются на уроках геометрии, вызывая у учащихся интерес к урокам, показывая их значимость и необходимость.

  • Назовите геометрические фигуры, изображенные на рисунке:

Коррекционная работа при формировании геометрических понятий у обучающихся с умственной отсталостью.

Доступность упражнений позволяет заинтересовать школьников, сделать процесс обучения действенным, ориентированным на каждого ученика в классе.

В ходе выполнения практических упражнений учащиеся с нарушением интеллекта учатся работать самостоятельно, критически относиться к результатам деятельности.

Содержание геометрического материала становится для школьников доступным, интересным, они начинают понимать его практическую значимость.

Использование упражнений максимально содействует процессу реализации потенциальных возможностей обучающихся, становлению их личности. Происходит развитие пространственного восприятия школьников всех видов мышления, речи, памяти.

Выполнила :Учитель математики Меркушева В.И.

© 2010-2022