Система упражнений на развитие пространственных представлений

Не секрет, что многие учащиеся не обладают достаточно развитым пространственным воображением. Проблема старая, но актуальная. Если учитель не решает ее еще тогда, когда ведет младшие и средние классы, то через несколько лет его уроки стереометрии с теми же учениками будут терять большую часть своей эффективности. Все психические процессы, в том числе и пространственное воображение, совершенствуются в результате деятельности. Эта деятельность должна чем-то стимулироваться и направляться, т. е. н...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система упражнений на развитие пространственных представлений

Характеристика заданий:

- задания на развитие пространственного мышления;

- задания на развитие умения увидеть по чертежу на плоскости объемное тело;

- первичные навыки развертывания поверхности геометрических тел;

1.Указать число кубиков, из которых состоит фигура:

Система упражнений на развитие пространственных представлений

2. Сколько граней у неотточенного шестигранного карандаша?

Куб находится на рабочем столе. Сколько граней можно покрасить не переворачивая?

3. Сколько разных красок понадобится, если противоположные грани куба раскрасить одним цветом, а соседние разными?

4. Заштрихуйте грань, противоположную данной;

Система упражнений на развитие пространственных представлений

5. Достройте рисунок так, чтобы получился куб:

Система упражнений на развитие пространственных представлений

6. Сначала переворачивается без скольжения 2 раза на 90° фигура слева в направлении стрелки, а затем переворачивается один раз на 90° фигура справа в направлении стрелки:

Система упражнений на развитие пространственных представлений

7. Найдите получившееся объединение фигур:

Система упражнений на развитие пространственных представлений

8. Определите количество квадратов, которое содержат фигуры:

Система упражнений на развитие пространственных представлений

9. Сколько одинаковых квадратов надо взять, чтобы из них можно было сложить в два раза больший квадрат ?

Сколько одинаковых кубиков надо взять, чтобы получился в три раза больший куб?

10. Обозначим нижнюю грань куба буквой Н, верхнюю буквой В, боковые Б. Расставьте на развёртках куба буквы в соответствии с уже намеченными:

Система упражнений на развитие пространственных представлений

Система упражнений на развитие пространственных представлений

11. Какие буквы совместятся с буквой А при склеивании развёртки изображённой на рисунке:

Система упражнений на развитие пространственных представлений

12. Какие из заготовок на рисунке не могут быть развёртками куба и почему?

Система упражнений на развитие пространственных представлений

13. Мысленно сверните куб из развёрток, представленных на рисунках, и определите, какая грань является верхней, если нижняя грань закрашена:

Система упражнений на развитие пространственных представлений

14. Четыре грани кубика окрашены не засыхающей краской так, как показано на рисунке. Какой след оставит кубик на листе бумаге, если его переворачивать без скольжения вправо из положения слева три раза на 90°?

Система упражнений на развитие пространственных представлений

Упражнения на закрепление представления о симметрии (осевой, центральной).

Цель: продолжать развивать представления о симметрии (осевой, центральной).

  1. Разрежьте фигуры, изображенные на рисунке, на две равные части по линиям сетки, причем в каждой из частей должен быть кружок.

Система упражнений на развитие пространственных представлений


  1. Фигуры, изображенные на рисунке, надо разрезать по линиям сетки на четыре равные части так, чтобы в каждой части был кружок. Как это сделать?

Система упражнений на развитие пространственных представлений


  1. Разрежьте фигуру, изображенную на рисунке, по линиям сетки на четыре равные части и сложите из них квадрат так, чтобы кружочки и звездочки расположились симметрично относительно всех осей симметрии квадрата.

Система упражнений на развитие пространственных представлений


  1. Разрежьте данный квадрат по сторонам клеток так, чтобы все части были одинакового размера и формы и чтобы каждая содержала по одному кружку и звездочке.

Система упражнений на развитие пространственных представлений


  1. Разрежьте квадрат 6х6 из клетчатой бумаге, изображенный на рисунке, на четыре одинаковые части так, чтобы каждая из них содержала три закрашенные клетки.

Система упражнений на развитие пространственных представлений

Урок

Цель: научиться разрезать прямоугольник на две равные части, из которых можно сложить квадрат, другой прямоугольник. Научиться определять, из каких прямоугольников, разрезав их, можно составить квадрат.

Дополнительные задачи 7-8 (эти задачи можно рассмотреть в начале урока для разминки).

  1. Прямоугольник 4х9 клеток разрежьте по сторонам клеток на две равные части так, чтобы из них затем можно было сложить квадрат.

  2. Можно ли прямоугольник 4х8 клеток разрезать на две части так, чтобы из них можно было составить квадрат?

  3. Из прямоугольника 10х7 клеток вырезали прямоугольник 1х6 , как показано на рисунке. Разрежьте полученную фигуру на две части так, чтобы из них можно было сложить квадрат.

Система упражнений на развитие пространственных представлений


  1. Из прямоугольника 8х9 клеток вырезали закрашенные фигуры, как показано на рисунке. Разрежьте полученную фигуру на две равные части так, чтобы из них можно было сложить прямоугольник 6х10.

Система упражнений на развитие пространственных представлений


  1. На клетчатой бумаге нарисован квадрат размером 5х5 клеток. Покажите, как разрезать его по сторонам клеток на 7 различных прямоугольников.

  2. Разрежьте квадрат 13х13 на 5 прямоугольников по сторонам клеток так, чтобы все десять чисел, выражающих длины сторон прямоугольников, были различными целыми числами.

  3. Разделите фигуры, изображенные на рисунке, на две части. (Разрезать можно не только по линиям клеток, но и по их диагоналям.)

Система упражнений на развитие пространственных представлений

2.4 Задачи на разрезание треугольника

Задачами на разрезание увлекались многие ученые с древнейших времен. Решения многих простых задач на разрезание были найдены еще древними греками, китайцами, но первый систематический трактат на эту тему принадлежит перу Абул-Вефа, знаменитого персидского астронома Х века, жившего в Багдаде. Геометры всерьез занялись решением задач на разрезание фигур на наименьшее число частей и последующее составление из них той или иной новой фигуры лишь в начале ХХ века. Одним из основоположников этого увлекательного раздела геометрии был знаменитый составитель головоломок Генри Э. Дьюдени.

В наши дни любители головоломок увлекаются решением задач на разрезание прежде всего потому, что универсального метода решения таких задач не существует, и каждый, кто берется за их решение, может в полной мере проявить свою смекалку, интуицию и способность к творческому мышлению. Поскольку здесь не требуется глубокое знание геометрии, то любители иногда могут даже превзойти профессионалов-математиков.

Вместе с тем, задачи на разрезание не являются несерьезными или бесполезными, они не так уж и далеки от серьезных математических задач.

Задачи на разрезание помогают как можно раньше формировать геометрические представления у школьников на разнообразном материале. При решении таких задач возникает ощущение красоты, закона и порядка в природе.

  1. Можно ли провести разрез произвольного треугольника так, чтобы получить два треугольника?

  2. Можно ли провести разрез треугольника так, чтобы получить три треугольника?

  3. Можно ли провести два разреза треугольника, чтобы получить три треугольника?

  4. Можно ли проведением двух разрезов треугольника получить четыре треугольника?

  5. Можно ли провести два разреза треугольника так, чтобы получить пять треугольников?

  6. Как нужно провести два разреза треугольника, чтобы получить шесть треугольников?

  7. Можно ли двумя разрезами разбить треугольник на семь треугольников?

  8. Можно ли двумя разрезами разбить треугольник на восемь треугольников?

  9. Какое количество треугольников можно получить при проведении трех разрезов данного треугольника?

Система упражнений на развитие пространственных представлений



  1. Сколько треугольников изображено на рисунке? Назовите их.

  2. Сколько углов вы видите на рисунке? Назовите их.

Система упражнений на развитие пространственных представлений

  1. Сосчитайте сколько треугольников изображено на рисунке?

Система упражнений на развитие пространственных представлений

Схема рассуждений

Цепочка задач построена таким образом, что при переходе к каждой последующей фигуре увеличивается число искомых треугольников (принцип нарушается при переходе от случая «в» к случаю «г», но в случае «г» усложняется «геометрический фон», т.е. появляются такие взаимопроникающие треугольники, которые состоят, например, из треугольника и четырехугольника, а в случае «в» все взаимопроникающие треугольники можно рассматривать состоящими только из треугольников).

Оценка выполнения задания

Случай «а»

  1. Если учащийся увидел большой треугольник, состоящий из двух маленьких, т.е. всего три треугольника, то он получает 1 балл.

  2. Если учащийся не видит какой-либо из трех треугольников, то он получает 0 баллов.

Случай «б»

На данном рисунке изображен большой треугольник, состоящий из трех маленьких, всего четыре треугольника. Такое решение оценивается в 1 балл.

Случай «в»

Схема рассуждений и ход решения

Система упражнений на развитие пространственных представленийСистема упражнений на развитие пространственных представлений



  1. Сосчитаем все маленькие треугольники, их всего шесть

Система упражнений на развитие пространственных представленийСистема упражнений на развитие пространственных представлений



  1. Сосчитаем треугольники, состоящие из двух маленьких, их всего три

Система упражнений на развитие пространственных представленийСистема упражнений на развитие пространственных представлений



  1. Сосчитаем треугольники, состоящие из трех маленьких, их всего шесть

Система упражнений на развитие пространственных представленийСистема упражнений на развитие пространственных представлений



  1. Треугольник, состоящий из шести маленьких треугольников - 2

Всего получилось 16 треугольников

Оценка выполнения задания

  1. Учащиеся сосчитали (увидели) все взаимопроникающие треугольники, подсчет вели с помощью алгоритма - 2 балла.

  2. Задача решалась без применения алгоритма (какие треугольники учащийся увидел, такие и сосчитал, но нашел больше семи треугольников - 1 балл).

  3. Учащийся при решении насчитал меньше семи треугольников, т.е. не увидел взаимопроникающих треугольников, - оценка 0 баллов.

Случай «г»

Схема рассуждений и ход решения

  1. Сосчитаем треугольники в «нижней» части рисунка, их всего шесть, причем все они состоят только из треугольников.

  2. Добавляем «верхнюю» часть, получаем треугольники, состоящие из треугольников и четырехугольника.

Всего получилось: (3+2+1)+(3+2+1)=12 треугольников.

Оценка выполнения задания

  1. Учащийся подсчитал все треугольники с помощью алгоритма (выбор алгоритма значения не имеет) - оценка 3 балла.

  2. Учащийся применил для решения алгоритм, не позволяющий выделить все имеющиеся на рисунке треугольники - оценка 2 балла.

  3. Учащиеся, не увидевшие взаимопроникающих треугольников, получают 1 балл.

  4. Учащиеся, увидевшие на рисунке меньше семи треугольников, получают 0 баллов.

  1. Сосчитайте число треугольников, изображенных на рисунке.

Система упражнений на развитие пространственных представлений

Ответы: а) 13 треугольников; б) 27 треугольников; в) 47 треугольников; г) 27 треугольников; д) 32 треугольника; е) 48 треугольников.

  1. Начертите треугольник. Пересеките его двумя прямыми так, чтобы на рисунке оказалось:

а) Пять треугольников

Схема рассуждений

Надо получить пять треугольников. Один треугольник уже есть, он построен по условию задачи. Если из любой вершины провести прямую, пересекающую противоположную сторону, то получим еще два треугольника. В одном из полученных треугольников через вершину, лежащую на стороне исходного треугольника, проведем прямую, пересекающую противоположную сторону этого треугольника, получим еще два треугольника.

б) Восемь треугольников

Схема рассуждений

Чтобы получилось семь треугольников (один уже есть), достаточно провести прямые через две вершины, пересекающие противоположные им стороны исходного треугольника.

Оценка выполнения задания

Верное решение оценивается в 3 балла. Попытки, близкие к верному решению, - 1 балл и неверно решенная задача - 0 баллов.





© 2010-2022