Практические работы на асфальте

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Урок математики на свежем воздухе.

Каждому учителю математики встречается ученик, который в счёт единичных отрезков на координатной прямой включает число нуль. В результате там, где на прямой должно находиться число, допустим, десять, у него написано одиннадцать! Значит, координаты точек, причём все, будут отличаться от верных на единицу.

Чтобы доходчиво объяснить, в чем ошибка, а, главное, исключить её навсегда, достаточно предложить ученику встать и посчитать шаги. Начиная движение, он считает вслух: «Раз, два, три, четыре…» Прервать можно в любом месте, я прерываю на трёх. Предлагаю повторить, и на этот раз останавливаю уже на «раз». Затем становлюсь рядом, и медленно начинаю движение. На первом шаге объясняю, что: «один» - это шаг сделан, что никто не начинает считать шаги, стоя на месте, а, считая координатные отрезки на прямой, ученик именно так и поступил! Объяснение занимает минуту, «доходит» - мгновенно.

Такой «вербальный» способ объяснения привёл меня к идее построений на асфальте. Впервые на такой вид работы вывожу учеников уже в 5 классе, когда происходит знакомство с координатным лучом. Единичный отрезок - длина стопы. Дети всегда выражают недоумение: кому шагать по лучу, ведь размер обуви у всех разный! Говорю «всегда», потому что много лет провожу такие работы в 5-х классах, и каждый раз звучит этот вопрос. Ещё раз объясняю, что единичный отрезок может быть любым, а значит, неважно, чьи ботинки будут откладывать отрезки. Так «вербальный» способ помогает отработке важных навыков.

Задания для работы на асфальте такие же, как для построений в тетради: строим луч, находим точки по заданным координатам; определяем координаты точек, лежащих на луче.

В шестом классе эту работу повторяю перед изучением координатной прямой. Поскольку детям уже понятно, что и как делать, устраиваем соревнования. Делимся на команды, каждая команда получает задания. Конечно, такие уроке проходят на «ура», и польза тройная: навыки отработали, эмоции выплеснули, свежим воздухом подышали.

В седьмом классе, когда половина (а иногда и больше!), учеников в классе крутит-вертит

чертёжный треугольник, и все равно на чертеже не высота, а непонятно что, снова проводим урок на асфальте. Накануне даю домашнее задание: изготовить «инструмент» - на верёвке, желательно бельевой через одинаковые промежутки, завязать одиннадцать узлов, последним, двенадцатым узлом, связать концы. Должно получиться верёвочное кольцо с двенадцатью узлами, расположенными на одинаковом расстоянии друг от друга. Я предложила ученикам разделиться на тройки по желанию, кто с кем хочет, и договориться, кто будет изготавливать кольцо, одно на троих. Заинтригованные до крайности, дети принесли на следующий день верёвочных колец намного больше, чем нужно. Почти во всех группах на троих было три верёвки!

Уже на улице рассказываю ученикам про египетский треугольник (учебник Атанасяна, стр. 130). Заинтересованность достигает пика, когда высказываю предположение, что именно такое приспособление использовали древние египтяне, когда строили свои знаменитые пирамиды.

С помощью двоих самых сообразительных детей показываю, как с помощью этого верёвочного кольца построить прямой угол, как построить перпендикулярные прямые. Затем дети получают рабочий лист, белый мел, цветные мелки, и рассыпаются по территории для выполнения задания.






Рабочий лист


  1. Построить координатную прямую. Отметить на прямой точки; А(5), В(-3), С(3,5), D(- 4,5), М(7), К(-6).

  2. С помощью «египетского треугольника» построить перпендикулярные прямые a и b.

  3. С помощью «египетского треугольника» построить систему координат. В системе координат построить прямую, заданную уравнением: а) у=2х - 3; б) у= -3х + 2; в) у=Практические работы на асфальте + 1.

Примечание: 1) при построении прямых удобно использовать верёвку для провешивания прямой на плоскости. Некоторые дети додумываются до этого сами, другим следует показать; 2) график линейной функции строим по точкам (а;0) и (0;b), которые вычисляем устно.

© 2010-2022