• Преподавателю
  • Математика
  • Статья по математике на тему Повторение – на каждом уроке – эффективность и качество получения компетенций по дисциплине «Математика»

Статья по математике на тему Повторение – на каждом уроке – эффективность и качество получения компетенций по дисциплине «Математика»

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Повторение - на каждом уроке - эффективность и качество получения компетенций по дисциплине «Математика»

В основном студентам приходится выполнять как аудиторные, так и внеаудиторные самостоятельные работы, практические, контрольные работы. Поэтому каждый студент с самого начала занятий должен выработать для себя рациональную систему работы над курсом, постоянно практикуясь при этом в решении задач. В противном случае усвоение и практическое использование учебного материала будет затруднено.

Чрезвычайно важны систематические занятия. Работа урывками не приносит положительных результатов. Часто приходится слышать высказывания студентов о том, что теорию они вроде знают, а решать задачи не умеют. Это свидетельствует о неглубоком усвоении учебного материала или успели забыть основные теоретические вопросы и алгоритмы решения. Нужно решать как можно больше задач, т.е. решать задачи не только по текущему материалу, а и на повторение пройденного материала, умело связать между собой: закрепление с повторением. Начинать следует с наиболее простых, элементарных, а затем переходить к более сложным.

Поэтому в данной работе речь идет об организации и важности повторения при изучении математики, а также о некоторых возможностях повышения качества подготовки студентов и степени их мотивации в учебном процессе.

Повторение пройденного материала всегда было одним из ключевых элементов обучения. Результативное повторение еще более важная задача для каждого преподавателя. Только так можно устранить по разным причинам возникающие пробелы в знаниях студентов и повышения уровня их подготовленности. Повторение в конце года, перед аттестацией или отдельных тем и разделов не всегда оправдывает себя. Система задач, предлагаемых на занятиях должна учитывать вопросы комплексного текущего повторения.

Повторение должно быть неотъемлемой частью каждого урока в течение всего учебного процесса. Важным фактором при этом является неизменное и совместное применение двух принципов:

- постепенное повышение среднего уровня сложности предлагаемых задач;

- решение задач по любым ранее пройденным темам без специального предварительного повторения теории по этим темам.

Второй принцип сразу решить в полном объеме не удастся. Достижение цели - результативного повторения - при сформулированном подходе требует эффективной системы организации урока и достаточного количества задач. Задачи по ранее пройденным темам постоянно необходимо предлагать на каждом уроке, причем в разных его частях и с разными целями, а именно:

- для решения в течение урока;

- для решения на заключительном этапе урока;

- для решения дома.

Задачи для решения на уроке

Для каждого урока надо подобрать задачи для решения, как на закрепление, так и для повторения. Для этого специально отводится время. Вариантов должно быть много, их можно разбить на группы:

- для решения на время с поощрением за правильное решение;

- задачи по выбору на отметку «3», «4» и «5»;

- набор из двух-трех задач, поощрение за решение которых только если решены все задачи .и с первой попытки;

- составление задач друг другу для работы в парах, с взаимопроверкой.

Количество задач, уровень их сложности, время, отведенное для решения, способ поощрения определяет преподаватель в зависимости от возможностей и от уровня подготовленности группы. При выборе можно брать задачи на разные темы и в том числе давно пройденные. Какие - то из них подробно разобрать на уроке, какие - то дать консультативный анализ и повторить основные понятия и свойства данной темы, можно с привлечением консультантов из числа студентов, которые показали теоретические знания. Задачи по выбору на отметку дают возможность продумать степень возможностей, если справился с одним, то предлагается повысить уровень, но помнить отметка будет только, например, «4» или «2», т. е. сделать обдуманный, ответственный выбор. Желательно чтобы задач было много. В этом случае есть выбор и преподавателя и студента.

При этом необходимо определить систему оценок. Можно использовать балловую систему, помимо традиционной формы в виде отметок «2», «3», «4», «5».

Задачи для домашней работы

В часть домашнего задания или самостоятельной работы постоянно желательно включать задачи на повторение по пройденным темам. Можно предложить подобрать задачи самим студентам, обозначив темы из повторения. Или предложить несколько заданий, где следует выделить темы и алгоритмы решения, дать решение, но с пропусками (решение вставить с учетом повторения теории или алгоритма).

Одни задачи в этом задании будут решены полностью, то есть на плюс, а некоторые на плюс - минус или минус - плюс и не решены. Баллы можно представить в виде таблицы и в итоге отметку выставить в журнал. Здесь вариации разнообразны. Задачи можно подобрать с учетом повторения пройденного материала. Например, при изучении темы «Логарифмические уравнения и неравенства» следует повторить решение раннее пройденных уравнений и неравенств (линейные, квадратные, показательные и.т.д.)

Задачи для заключительного этапа урока

Еще один вид работы на уроке - заключительный этап, решение двух - трех задач на повторение, которые записываются на доске за 10-15 минут до конца урока. Выполнив любую из них, студент показывает решение и, если оно окажется верным, он переходит ко второй задаче. При получении баллов или отметки учитывается первая попытка, второй попытки в этом случае нет - таково правило. При неправильном решении второй задачи работа продолжается, может получить консультацию преподавателя или консультанта из группы, но не оценивается, обязательно надо успеть решить вторую и перейти к третьей задаче. УСПЕТЬ! ОБЯЗАТЕЛЬНО УСПЕТЬ! - девиз работы. В этом случае вырабатывается более критично выбирать, оценивать решение первой выбранной задачи (обычно выбирают более легкую), внимательнее проверять, осмысливать его решение, чтобы не попасть в трудную ситуацию (студенты обычно не любят проверять и не умеют проверять свои решения), работать в позитивном стрессе.

Также в конце занятия можно предложить подготовить задачи - карточки к следующему занятию для друга из группы или для соседа по парте из пройденного материала, а друг для него. Затем они обмениваются заданиями, решают и взаимно проверяют.

Если это вести системно, постоянно, то студенты привыкают. В итоге достигается очень важный результат, совершенно необходимый студентам для дальнейшей учебы, - у них формируется компетенция работать в сложных условиях, при смене условий. А научить этому - серьезная задача для каждого преподавателя.

Устный счет

Хочется подчеркнуть этот вид работы - устный счет. Устный счет требует концентрации внимания и усилий четко, быстро и правильно оценить задание и дать верный ответ. Устный счет позволяет более быстрое освоение формул, расчетов, действий с дробями, основных свойств и. т. д. Устный счет развивает память, мобильность действий.

На доске записываются, например, цепочка из нескольких примеров или отдельные примеры, в которых отсутствуют некоторые условия, скажем знаки. Применять ручки не разрешается. Данный вид работы можно проводить как в начале урока, так и в другое время по усмотрению преподавателя. Вся работа занимает 5-10 минут. Эту работу можно оценить и как самостоятельную работу при условии, что устно выполненные задания будут записаны на отдельных листочках только ответы и в заданное время.

В заключении отметим, что повторение важный вид работы, для повышения качества подготовки компетентностно ориентированного студента в процессе обучения дисциплин. Это работа не одного занятия и темы, а система работы на каждом занятии.

Литература

  1. С.Е.Злотин физико-математический лицей (С.-Петербург) Новое повторение.

  2. О.А. Аракелян Некоторые вопросы повторения математики в средней школе. - М.: «Астрель АСТ», 2011.

  3. Р.Б. Срода Повторение на уроках математики. Издательство «Экзамен». 2008 .

  4. Т.К. Авдеева Оптимизация процесса повторения учебного материала на уроках алгебры в восьмилетней школе: Дисс. . канд. пед. наук. -М.-1984.-188с.

  5. O.K. Афанасьева Многообразие и взаимосвязь методов при повторении: Диссканд. пед. наук. -Л.: 1953. -301с.

  6. Ф.М., Барчунова П.Б. Ройтман Некоторые рекомендации по повторению курса геометрии в X классе // Математика в школе. -1985. -№1. -С.39-46

  7. Н.К. Беденко, Е.С. Дубинчук Методика повторения математики в средних профтехучилищах. -М.:Высшая школа, 1983. -111с.

  8. И.П. Голышкин Повторение и закрепление знаний в процессе обучения // Средняя школа.-1939-№4-С.З7-39.

  9. В.И. Григорьев Взаимодействие повторения, проверки знаний и изучения нового материала в учебном процессе: Автореф. . канд. пед. наук. -Тирасполь: 1965. -20с.


© 2010-2022