Конспект факультативного занятия «Предел последовательности»

 Представлен конспект 3-х уроков факультативного курса по математике «Элементы теории рядов». Конспект занятия по теме«Предел последовательности и функции». Данные занятия рассчитаны для учащихся 10 классов с профильной подготовкой по математике. Для проведения этих уроков необходим компьютерный класс, где учащиеся могут в программе Excel построить бесконечно большие и бесконечно малые последовательности. В данной теме объединены сразу две большие темы: «Предел последовательности» и «Предел функ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Предел последовательности и функции»

Количество часов: 3 часа.

Цели: создание условий для формирования понятия предела числовой последовательности, предела функции по Гейне, способов их вычисления; развитие внимания, математического мышления; воспитания самостоятельности.

Ход занятия:

- Здравствуйте! На первом занятии мы с вами повторили что такое последовательность и способы ее задания. На сегодняшнем занятии мы познакомимся с новым понятием для вас - предел числовой последовательности.

Рассмотрим знакомую уже для вас числовую последовательность, общий член которой приближается к некоторому числу A при увеличении порядкового номера n. В этом случае говорят, что последовательность имеет предел. Но так как мы имеем дело со строгими математическими понятиями, то и определение предела нам нужно рассмотреть тоже строгое: число A называется пределом числовой последовательности Конспект факультативного занятия «Предел последовательности»: Конспект факультативного занятия «Предел последовательности», если для любого Конспект факультативного занятия «Предел последовательности», существует номер N, зависящий от Конспект факультативного занятия «Предел последовательности», такой что для всех n>N, будет следовать, что Конспект факультативного занятия «Предел последовательности». Если число A есть предел числовой последовательности Конспект факультативного занятия «Предел последовательности», то говорят, что Конспект факультативного занятия «Предел последовательности» (Конспект факультативного занятия «Предел последовательности» стремиться к A). Это определение означает, что если последовательность имеет предел, то ее общий член неограниченно приближается к A при увеличении n. Если последовательность имеет предел, то последовательность называют сходящейся, в противном случае, расходящейся.

Пример:

  1. Конспект факультативного занятия «Предел последовательности»

Рассмотрим, каким образом, члены данной последовательности располагаются на числовой прямой: Конспект факультативного занятия «Предел последовательности»

К чему стремится предел этой последовательности? (к 0). Тогда предел числовой последовательности равен 0: Конспект факультативного занятия «Предел последовательности».

  1. Конспект факультативного занятия «Предел последовательности»: 1, 3, 5, 7, 9, 11, …, 2n-1, …

Рассмотрим, каким образом, члены этой последовательности располагаются на числовой прямой:

Конспект факультативного занятия «Предел последовательности»

Как вы думаете чему равен предел этой последовательности? (Конспект факультативного занятия «Предел последовательности»).

Верно, предел числовой последовательности равен бесконечности: Конспект факультативного занятия «Предел последовательности».

Геометрический смысл предела числовой последовательности заключается в следующем: если числовая последовательность имеет предел равный A, то это означает, что для любого Конспект факультативного занятия «Предел последовательности» существует номер N, зависящий от Конспект факультативного занятия «Предел последовательности», такой что для всех n>N, будет следовать, что Конспект факультативного занятия «Предел последовательности», т.е. все члены последовательности расположены внутри интервала Конспект факультативного занятия «Предел последовательности». Т.к. все члены последовательности принадлежат интервалу, то можно записать это в виде неравенства: Конспект факультативного занятия «Предел последовательности».

Так же нам понадобится определение бесконечно малой и бесконечно большой последовательностей. Последовательность Конспект факультативного занятия «Предел последовательности» называется бесконечно малой, если для сколь угодно малого числа Конспект факультативного занятия «Предел последовательности», найдется номер N, такой для всех n>N, будет выполнятся неравенство:Конспект факультативного занятия «Предел последовательности». И, наоборот, последовательность будет являться бесконечно большой, если для сколь угодно малого числа Конспект факультативного занятия «Предел последовательности», найдется номер N, такой для всех n>N, будет выполнятся неравенство: Конспект факультативного занятия «Предел последовательности». Что это значит, если последовательность бесконечно малая, то ее предел будет стремиться к 0, если бесконечно большая, то ее предел стремится к Конспект факультативного занятия «Предел последовательности».

Пример:

  1. Конспект факультативного занятия «Предел последовательности», потому как мы ранее показали, что предел этой последовательности при увеличении n будет равняться 0. Конспект факультативного занятия «Предел последовательности» - бесконечно малая последовательность.

  2. Конспект факультативного занятия «Предел последовательности»: 1, 3, 5, 7, 9, 11, …, 2n-1, …, потому как мы ранее показали, что предел этой последовательности при увеличении n будет равняться Конспект факультативного занятия «Предел последовательности». Конспект факультативного занятия «Предел последовательности».- бесконечно большая последовательность.

(На компьютерах выполняют в Excel построение последовательностей, и на основе полученного изображения делают вывод, о том какая последовательность.)

Какие из данных последовательностей будут являться бесконечно малыми, а какие бесконечно большими последовательностями:

  1. Конспект факультативного занятия «Предел последовательности»



  1. Конспект факультативного занятия «Предел последовательности»



  1. Конспект факультативного занятия «Предел последовательности»



  1. Конспект факультативного занятия «Предел последовательности»



  1. Конспект факультативного занятия «Предел последовательности»



  1. Конспект факультативного занятия «Предел последовательности»



  1. Конспект факультативного занятия «Предел последовательности»

Сделайте вывод о том, к чему стремится предел этой последовательности? (одновременно и к 0 и к бесконечности).

Если у нас есть последовательность Конспект факультативного занятия «Предел последовательности», давайте изобразим к чему будут стремиться члены этой последовательности? бесконечности)

Это бесконечно большая или бесконечно малая последовательность? (бесконечно большая).

Чему будет равен предел этой последовательности Конспект факультативного занятия «Предел последовательности», то какая это последовательность? (бесконечно малая).

Домашнее задание: рассмотреть и построить график последовательности: Конспект факультативного занятия «Предел последовательности»

Занятие второе теме:

Рассмотрим предельные свойства последовательностей. Если Конспект факультативного занятия «Предел последовательности»- сходящиеся последовательности, то есть Конспект факультативного занятия «Предел последовательности», тогда:

  1. Конспект факультативного занятия «Предел последовательности»;

  2. Конспект факультативного занятия «Предел последовательности»;

  3. Конспект факультативного занятия «Предел последовательности»;

  4. Конспект факультативного занятия «Предел последовательности»;

  5. Конспект факультативного занятия «Предел последовательности», то Конспект факультативного занятия «Предел последовательности»;

  6. Если Конспект факультативного занятия «Предел последовательности», где Конспект факультативного занятия «Предел последовательности», тогда Конспект факультативного занятия «Предел последовательности».

Доказательства всех свойств рассматривается через определение предела последовательности. Рассмотрим доказательство 2 для суммы.

Конспект факультативного занятия «Предел последовательности», доказать что Конспект факультативного занятия «Предел последовательности». Доказательство:

Запишем определение предела для последовательности Конспект факультативного занятия «Предел последовательности»:

Существует Конспект факультативного занятия «Предел последовательности», зависящий от Конспект факультативного занятия «Предел последовательности», такой что Конспект факультативного занятия «Предел последовательности».

Запишем определение предела для последовательности Конспект факультативного занятия «Предел последовательности»:

Существует Конспект факультативного занятия «Предел последовательности», зависящий от Конспект факультативного занятия «Предел последовательности», такой что Конспект факультативного занятия «Предел последовательности».

Надо доказать, что Конспект факультативного занятия «Предел последовательности». Запишем снова определение предела: Существует Конспект факультативного занятия «Предел последовательности», зависящий от Конспект факультативного занятия «Предел последовательности», такой что Конспект факультативного занятия «Предел последовательности». Неравенство выполняется, следовательно, свойство доказано.

Предлагаю доказательство о том, что константу можно выносить за предел, и предел разности равен разности пределов, разобрать сейчас вам самостоятельно.

(Доказательства рассматриваются учащимися самостоятельно на занятии в течении 5-7 минут, кто вперед выполнит, представляет свои рассуждения на доске, где учитель и другие ребята следят за правильностью его рассуждений).

Выполните следующие задания, в решение их вам помогут свойства сходящихся последовательностей.

Если Конспект факультативного занятия «Предел последовательности», найдите предел последовательности

  1. Конспект факультативного занятия «Предел последовательности»;

  2. Конспект факультативного занятия «Предел последовательности»;

  3. Конспект факультативного занятия «Предел последовательности»;

  4. Конспект факультативного занятия «Предел последовательности».

Если Конспект факультативного занятия «Предел последовательности», найдите предел последовательности:

  1. Конспект факультативного занятия «Предел последовательности»;

  2. Конспект факультативного занятия «Предел последовательности»;

  3. Конспект факультативного занятия «Предел последовательности»;

  4. Конспект факультативного занятия «Предел последовательности».

А каким же образом мы будем вычислять пределы?

Найдем предел последовательности: Конспект факультативного занятия «Предел последовательности». Конспект факультативного занятия «Предел последовательности». При подстановки, вместо n бесконечности получим Конспект факультативного занятия «Предел последовательности». В этом случае поступим следующим образом: Конспект факультативного занятия «Предел последовательности» т.е. мы будем делить на n в наибольшей степени, в которой она присутствует в данном выражении. Алгоритм раскрытия неопределенности Конспект факультативного занятия «Предел последовательности»:

  1. Выявить старшую степень переменной;

  2. Деление на переменную в старшей степени.

Вычислите следующие пределы самостоятельно:

  1. Вычислите Конспект факультативного занятия «Предел последовательности», если: Конспект факультативного занятия «Предел последовательности». Решение: Конспект факультативного занятия «Предел последовательности»

  2. Вычислите Конспект факультативного занятия «Предел последовательности», если: Конспект факультативного занятия «Предел последовательности». Решение: Конспект факультативного занятия «Предел последовательности»

  3. Вычислите Конспект факультативного занятия «Предел последовательности», если: Конспект факультативного занятия «Предел последовательности». Решение: Конспект факультативного занятия «Предел последовательности»

  4. Вычислите Конспект факультативного занятия «Предел последовательности», если: Конспект факультативного занятия «Предел последовательности». Решение: Конспект факультативного занятия «Предел последовательности»

  5. Вычислите Конспект факультативного занятия «Предел последовательности», если: Конспект факультативного занятия «Предел последовательности». Решение: Конспект факультативного занятия «Предел последовательности»

  6. Вычислите Конспект факультативного занятия «Предел последовательности», если: Конспект факультативного занятия «Предел последовательности». Решение: Конспект факультативного занятия «Предел последовательности»

  7. Вычислите Конспект факультативного занятия «Предел последовательности», если: Конспект факультативного занятия «Предел последовательности». Решение: Конспект факультативного занятия «Предел последовательности»

  8. Вычислите Конспект факультативного занятия «Предел последовательности», если: Конспект факультативного занятия «Предел последовательности». Решение: Конспект факультативного занятия «Предел последовательности» - не существует.

Занятие третье по этой же теме

-Последовательность является функцией? (да, только она определена на множестве натуральных чисел).

Предлагаю найти предел функции Конспект факультативного занятия «Предел последовательности». (учащиеся самостоятельно вычисляют предел функции, подобно тому как они вычисляли предел последовательности).

Если вы обратили внимание, что вычисление данного предела функции ничем не отличается от того как мы вычисляли ранее предел последовательности, отличие только в том, что вместо n у нас в данном примере стоит x.

Вычисление предела функции на бесконечности осуществляется по тем же правилам, что и вычисление предела последовательности. Приведем их (с соответствующими изменениями).

  1. Для любого натурального показателя n и любого коэффициента k справедливо соотношение: Конспект факультативного занятия «Предел последовательности».

  2. Если Конспект факультативного занятия «Предел последовательности», то

  1. предел суммы равен сумме пределов: Конспект факультативного занятия «Предел последовательности»;

  2. предел произведения равен произведению пределов: Конспект факультативного занятия «Предел последовательности»;

  3. предел частного равен частному от деления пределов Конспект факультативного занятия «Предел последовательности»;

  4. постоянный множитель можно вынести за знак предела: Конспект факультативного занятия «Предел последовательности».

Домашнее задание: докажите самостоятельно предел суммы, и то, что постоянный множитель можно выносить за знак предела.

Вычислите пределы функции на бесконечности (учащиеся по одному выходят к доске):

  1. Конспект факультативного занятия «Предел последовательности»

  2. Конспект факультативного занятия «Предел последовательности»

  3. Конспект факультативного занятия «Предел последовательности»

  4. Конспект факультативного занятия «Предел последовательности»

  5. Конспект факультативного занятия «Предел последовательности»

  6. Конспект факультативного занятия «Предел последовательности»

Предел функции мы можем вычислять как на бесконечности, так и в какой-то одной определенной точке. Определение предела функции по Гейне, это определение через последовательности. Число A называется пределом функции f(x) в точке: Конспект факультативного занятия «Предел последовательности», если для любой последовательности Конспект факультативного занятия «Предел последовательности», стремящейся к Конспект факультативного занятия «Предел последовательности», при n стремящимся к бесконечности, где Конспект факультативного занятия «Предел последовательности», будет следовать, чтоКонспект факультативного занятия «Предел последовательности».

Рассмотрим пример 1: вычислить предел функцииКонспект факультативного занятия «Предел последовательности».

Воспользуемся определением предела функции по Гейне: для любой последовательности Конспект факультативного занятия «Предел последовательности», Конспект факультативного занятия «Предел последовательности», должно следовать, что Конспект факультативного занятия «Предел последовательности». Данный предел вы уже умеете вычислять, пользуясь предельными свойствами (учащиеся самостоятельно вычисляют и сообщают результат учителю).

Исходя из определения предела функции в точке, вычислите следующие пределы:

  1. Конспект факультативного занятия «Предел последовательности»;

  2. Конспект факультативного занятия «Предел последовательности»;

  3. Конспект факультативного занятия «Предел последовательности»;

  4. Конспект факультативного занятия «Предел последовательности»;

  5. Конспект факультативного занятия «Предел последовательности».

Теория пределов - достаточно сложный раздел математического анализа, который изучается в вузах. Наше знакомство с понятием предела, как вы, наверное, заметили, поверхностное, основанное на интуиции и наглядных представлениях, и знакомимся мы с этим разделом, потому как вычисление пределов нам понадобится при изучении темы: «Числовые ряды».



© 2010-2022