- Преподавателю
- Математика
- Элективный курс «Решение текстовых задач» (9 класс)
Элективный курс «Решение текстовых задач» (9 класс)
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Калиниченко М.П. |
Дата | 30.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя школа №17»
г. Серпухов Московской области
Рассмотрено «Согласовано» «Утверждаю»
На заседании МС Заместитель директора Директор МОУ СОШ №17
Председатель МС по УВР
____ ______________ ____ _______________ ____ _______________
Протокол № ____ от «__» __________ 20__г Приказ № _______ от
«__» __________ 20__г «__» __________ 20__г
Рабочая программа педагога
Калиниченко Марины Петровны, учителя математики, I категория
По математике, 9 классы
Элективный курс «Решение текстовых задач»
20__ - 20__ учебный год
Пояснительная записка
Решение задачи - есть вид творческой деятельности, а поиск решения - есть процесс изобретательства.
Важнейшим требованием к школе, заявленным в Концепции модернизации российского образования и Концепции ПО в учреждениях общего среднего образования, является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной общеобразовательной подготовки. Всё больше специальностей связаны с непосредственным применением математики (физика, химия, биология, экономика, социология, технология и др.)
Данная программа ориентирована на учащихся 9х классов, которые в 10-11 классах выберут профиль, связанный с математикой (физико-математический, социально-экономический).
Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала. В школьном курсе математики обучению решения задач уделяется много внимания, но основным методом такого обучения является показ способов решения определённых видов задач и не даются необходимые знания о сущности задач и их решений. У учащихся не вырабатываются отдельно умения и навыки в действиях, входящих в общую деятельность по решению задач, не стимулируется постоянный анализ учащимися своей деятельности по решению задач и выделению в них общих подходов и методов.
В программе данного курса: задачи на движение, на работу, на смеси, социально-экономического содержания, геометрические задачи.
Основная цель курса - повышение математической культуры учащихся, выход за рамки школьной программы, рассмотрение задач практического содержания, способствующих мотивации дальнейшего математического образования, самостоятельности в выборе профиля обучения на старшей ступени.
Данный курс является курсом расширения, обобщения и систематизации знаний учащихся по данной теме, а также предпрофильным курсом. Элективный курс «Решение текстовых задач» рассчитан на учащихся, работающих по учебному пособию под редакции С. А. Теляковского в условиях школы социально-экономического профиля. Курс предполагает 12 занятий по одному часу в неделю.
Цели курса:
-
формирование общих умений и навыков по решению задач и поиску этих решений;
-
использование полученных общих умений и навыков при решении практических задач, ориентированных на различные профили;
-
развитие логического мышления.
Задачи курса:
-
дать необходимые знания о сущности задач;
-
выработать отдельно умения и навыки в действиях, входящих в общую деятельность по решению задач;
-
стимулировать постоянный анализ своей деятельности по решению задач;
-
расширить представление учащихся о сферах применения математики в естественных науках, в производстве, в быту.
-
убедить в необходимости владения общими умениями и навыками решения задач для применения в практической деятельности,
-
готовить учащихся к профильному обучению и выбору профильных курсов в старших классах.
Программа курса состоит из двух блоков:
-
Виды задач и общие действия по их решению.
-
Практическое применение общих умений и навыков при решении практических задач.
Содержание курса
Блок 1. Виды задач и общие действия по их решению.
Занятие 1. Презентация курса. Тест №1. Распределение проектных заданий: "Какие бывают задачи? Какие действия необходимо выполнить, чтобы решить задачу по:
1. геометрии или алгебре,
2. физике, экономике
3. химии
Занятие 2. Индивидуальная или групповая работа по составлению проекта (работа с учителем- предметником, с литературой и консультация с преподавателем курса.)
Занятие 3. Защита проектов. Работа над пониманием сущности задачи, её составных частей (условия, требования, объекты условия, характеристики, схематическая запись), инструментов, с помощью которых производится решение задачи.
Занятие 4. Анализ полученных результатов, работа над составлением общей схемы процесса решения задачи и словаря основных понятий.
Блок 2. Практическое применение общих умений и навыков при решении практических задач.
Занятие 1. Апробация полученной общей схемы решения задач при решении различных практических задач. Задачи на движение.
Занятие 2. Усовершенствование проекта №1, решение задач по выбранному профилю. Задачи на работу.
Занятие 3. Проведение обучающего занятия. Задачи на проценты.
Занятие 4. Решение задач на смеси.
Занятие 5. Решение задач социально-экономического содержания.
Занятие 6. Задачи на арифметическую и геометрическую прогрессию.
Занятие 7. Геометрические задачи.
Занятие 8. Итоговое занятие. Тест №2.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема занятия
Количество часов
Дата
1
Вводное занятие. Тест №1 по теме: «Что значит решить задачу»
1ч
2
Предметные задачи. Алгоритмы их решения
1ч
3
Общие действия по решению задач
1ч
4
Получение схемы процесса решения задачи
1ч
5
Решение различных практических задач. Задачи на движение
1ч
6
Задачи на работу
1ч
7
Задачи на проценты
1ч
8
Решение задач на смеси
1ч
9
Решение задач социально-экономического содержания
1ч
10
Задачи на арифметическую и геометрическую прогрессию
1ч
11
Геометрические задачи
1ч
12
Итоговое занятие. Тест №2
1ч
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Уметь:
- решать текстовые задачи, включая задачи на движение, работу, на проценты, на смеси, социально-экономического содержания, геометрические задачи
- анализировать, составлять алгоритмы решения
- интерпретировать полученный результат, проводить отборы решений
- распознавать геометрические и арифметические прогрессии
Перечень учебно-методического обеспечения
-
Кузнецова Л.В. Алгебра и геометрия. Контрольные и самостоятельные работы. 9 класс.
-
Сурвилло Г.С. Дидактические материалы по алгебре для 9 класса с углубленным изучением математики. М.: Просвещение, 2008.
-
Галицкий М. Л. Сборник задач по алгебре: учеб. Пособие для 8-9 кл. с углубленным изучением математики. М.: Просвещение, 2008.
-
Карточки-тесты.
-
CD
-
ГИА. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе
-
Лаппо Л.Д., Попов М.А. Математика. ЕГЭ. Практикум. Москва, издательство «Экзамен», 2010
Литература
-
Фридман Л.М. Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи. М.: Просвещение, 1994г.
-
Шевкин А.В. Текстовые задачи. Москва, Просвещение, 1997.
-
ГИА. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. Москва, Просвещение, 2010.
-
Лаппо Л. Д. ЕГЭ. Практикум. Москва, издательство «Экзамен», 2010.
-
Галицкий М. Л. Сборник задач по алгебре. Москва 1996.
-
Саакян В. Ф. Изучаем геометрию. Москва, Просвещение, 2000.