Задача Архимеда. Урок одной задачи

Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок одной задачи

в 9 классе физико-математического профиля.

Тема: Задача Архимеда.

Цели:

- познакомить учащихся с авторской задачей Архимеда, позволяющей понять его гениальность;

- повторить теоретические положения планиметрии;

- рассмотреть несколько способов решения задачи;

- воспитывать у учащихся умение видеть красоту и изящество решения геометрических задач, культуру геометрического построения;

- развивать способность анализировать, умение по-разному взглянуть на один и тот же вопрос.

I. Ребята, сегодня мы с вами решим следующую задачу Архимеда.

ЗЗадача Архимеда. Урок одной задачи.адача:

Хорды АВ CD окружности радиуса R перпендикулярны и делятся точкой пересечения на отрезки а, b, с и d (рис. 1). Докажите, что сумма квадратов этих (отрезков есть величина постоянная для данной окружности, равная квадрату ее диаметра, то есть

Задача Архимеда. Урок одной задачи.

Рис. 1

Мы посвятим урок данной задаче, потому что эта задача:

1) задача Архимеда (287-212 гг. до н.э.), позволяющая понять его гениальность;

2) она - конкурсная - во многих вузах ее предлагают на вступительных экзаменах;

3) она позволяет повторить ряд важнейших фактов и задач планиметрии;

4) она трудная!;

5) она решается удивительно красиво и изящно и различными способами.

II. Решение задачи различными способами.

1) Авторское решение задачи.

Пусть а, b, с, d - данные отрезки хорд АВ и СD (рис. 2). Пусть АD = х, ВС = у. Тогда по теореме Пифагора для треугольника АED:

Задача Архимеда. Урок одной задачи. (1)

А по теореме Пифагора для треугольника ВЕС:

Задача Архимеда. Урок одной задачи. (2)

Проведем АК // СD. Тогда ВК = 2R - диаметр (так как Задача Архимеда. Урок одной задачи.КАВ = 90°).

Задача Архимеда. Урок одной задачи.

Рис.2

CKAD - равнобочная трапеция, поскольку в окружность можно вписать только равнобокую трапецию, СК =АD = х. Задача Архимеда. Урок одной задачи.КСВ = 90° (опирается на диаметр). Тогда по теореме Пифагора для треуголь­ника КСВ имеем:

Задача Архимеда. Урок одной задачи.

Воспользовавшись равенствами (1) и (2), получаем требуемое:

Задача Архимеда. Урок одной задачи.

Задача решена!

2) Решение задачи с использованием тригонометрических формул.

К тем же обозначениям (рис. 1 и 2) добавим следующие (рис. 3):

Задача Архимеда. Урок одной задачи.САЕ = Задача Архимеда. Урок одной задачи., Задача Архимеда. Урок одной задачи.АСЕ = Задача Архимеда. Урок одной задачи.

(из прямоугольного треугольника АЕС). Тогда по расширенной теореме синусов для треугольника САВ:

Задача Архимеда. Урок одной задачи.или Задача Архимеда. Урок одной задачи..

Задача Архимеда. Урок одной задачи.

Рис. 3

Для треугольника АСD по расширенной теореме синусов имеем

Задача Архимеда. Урок одной задачи.или Задача Архимеда. Урок одной задачи..

Итак,

Задача Архимеда. Урок одной задачи., (3)

Задача Архимеда. Урок одной задачи.. (4)

Возведем обе части равенств (3) и (4) в квадрат и сложим:

Задача Архимеда. Урок одной задачи.

С учетом равенств (1) и (2) задача решена:

Задача Архимеда. Урок одной задачи.

3) Использование симметрии.

1-ый способ.

Воспользуемся свойством угла с вершиной внутри круга.

Задача Архимеда. Урок одной задачи.



Задача Архимеда. Урок одной задачи.


Рис. 4

Согласно свойству угла с вершиной внутри круга полусумма дуг АD и ВС равна 90° (рис. 5).

Задача Архимеда. Урок одной задачи.

Рис.5

Тогда

Задача Архимеда. Урок одной задачи.AD+Задача Архимеда. Урок одной задачи.BC=180°. (*)

Проведем прямую Задача Архимеда. Урок одной задачи., содержащую диаметр, так что Задача Архимеда. Урок одной задачи.// АВ. Из соображений симметрии

DK=BC=y.

Тогда и дуга DК равна дуге ВС (равные хорды стягиваются равными дугами). Значит,

Задача Архимеда. Урок одной задачи.AD+Задача Архимеда. Урок одной задачи.DK=180°.

Если это так, то АК - диаметр, и Задача Архимеда. Урок одной задачи.ADK= 90°. По теореме Пифагора для треугольника АDK

Задача Архимеда. Урок одной задачи.,

что равносильно решению задачи.

2-ой способ.

Построим отрезок ТК, симметричный АВ относительно центра окружности O (рис.6).

Задача Архимеда. Урок одной задачи.

Рис. 6

В силу симметрии ТК=АВ, СР=ЕD=d, РК=ВЕ=b. Очевидно, что РD=c. Из прямоугольного треугольника DРК имеем

Задача Архимеда. Урок одной задачи.

Очевидно, что АК - диаметр (так как АВКТ - прямоугольник), и тогда Задача Архимеда. Урок одной задачи.ADK = 90°. По теореме Пифагора для треугольника АDК

Задача Архимеда. Урок одной задачи., или Задача Архимеда. Урок одной задачи.

Задача решена!

3-ий способ

Воспользуемся тем же рисунком. ВК = с - d; АВ = a + b, и Задача Архимеда. Урок одной задачи.ABK = 90°АВК - 90° (опирается на диаметр). Тогда

Задача Архимеда. Урок одной задачи.,

или

Задача Архимеда. Урок одной задачи.

Но по известной задаче о равенстве произведений отрезков хорд ab=cd. Тогда 2аb и -2cd сократятся! Решение задачи получено.

4) Использование формулы Задача Архимеда. Урок одной задачи..

Проведем в треугольнике АВС высоту АК (рис. 7).

Задача Архимеда. Урок одной задачи.

Рис. 7

Тогда H - ортоцентр (точка пересечения высот) в треугольнике АВС. Покажем, что АН =AD = х.

Действительно, Задача Архимеда. Урок одной задачи.АDС = Задача Архимеда. Урок одной задачи.АВС = Задача Архимеда. Урок одной задачи.(вписанные, опирающиеся на одну дугу). Тогда Задача Архимеда. Урок одной задачи.1 = 90° - Задача Архимеда. Урок одной задачи. (из Задача Архимеда. Урок одной задачи.АВК) и Задача Архимеда. Урок одной задачи.2 = 90° - Задача Архимеда. Урок одной задачи. (из Задача Архимеда. Урок одной задачи.АDE). Поскольку АЕ - высота и биссектриса в Задача Архимеда. Урок одной задачи.АDH, то он - равнобедренный, и

АН = AD = x.

Далее применим хорошо известную нам формулу

Задача Архимеда. Урок одной задачи.. (5)

Следовательно,

Задача Архимеда. Урок одной задачи., т.е. Задача Архимеда. Урок одной задачи..

5) Использование свойства ортоцентра.

Свойство ортоцентра: «Точки, симметричные ортоцентру относительно сторон треугольника, принадлежат описанной окружности».

Задача Архимеда. Урок одной задачи.

Рис.8

Точки Н и Н' симметричны друг другу относительно стороны ВС (рис. 8).

С учетом вышесказанного способ выглядит так (хорда СО опущена вниз для удобства работы с рис. 9):

Задача Архимеда. Урок одной задачи.,

Задача Архимеда. Урок одной задачи.,

Задача Архимеда. Урок одной задачи..

Задача Архимеда. Урок одной задачи.

Рис.9

Но аb = cd - из равенства произведения отрезков хорд. Тогда

Задача Архимеда. Урок одной задачи.

Задача решена!

6) Векторное решение.

Задача Архимеда. Урок одной задачи.

Рис. 10


Задача Архимеда. Урок одной задачи.; Задача Архимеда. Урок одной задачи.

Задача Архимеда. Урок одной задачи.,

Задача Архимеда. Урок одной задачи., (6)

Задача Архимеда. Урок одной задачи., Задача Архимеда. Урок одной задачи..

Докажем, что Задача Архимеда. Урок одной задачи.;

Задача Архимеда. Урок одной задачи.AD+Задача Архимеда. Урок одной задачи.BC=180° - см. формулу (*),

А углы Задача Архимеда. Урок одной задачи. и Задача Архимеда. Урок одной задачи. - центральные, равные соответственно дугам AD и ВС.

Тогда Задача Архимеда. Урок одной задачи., и Задача Архимеда. Урок одной задачи., откуда следует, что

Задача Архимеда. Урок одной задачи..

По формуле (6):

Задача Архимеда. Урок одной задачи..

Задача решена!

III. Итоги урока

IV. Домашнее задание. Решить задачу Архимеда методом координат.


© 2010-2022