Статья «Из опыта работы учителя математики»

Учитель третьего тысячелетия... Тебя окружает все возрастающий объем знаний, который нужно суметь вложить в юные головы, не перегружая их. Нужно сориентироваться в огромном потоке информации, льющейся из телеканалов, современных книг, с улицы - и научить детей отличать думать и отвечать за свои поступки. Пусть где-то бывает обидно и не все гладко в своей жизни - пока об этом забыть. Главное - дети. Их чистые глаза, их ждущие добра и твоего тепла души. Все для детей, для будущего, которое, так хо...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта работы учителя математики

МОУ СОШ №5 г. Гусева Калининградской области

Тоболевой Натальи Владимировны .

Одной из основных задач учителя является достижение достаточного уровня управления учебным процессом. О выполнении этой задачи можно судить по тому, как учащийся овладевает знаниями и умениями на уровне планируемых результатов.

Работая в общеобразовательной школе в обычных классах где совершенно разный уровень развития и подготовки детей, передо мной, как и перед большинством учителей, встает вопрос: « Как научить всех? Как не допустить перегрузки учащихся, и при этом поддерживать интерес ребенка к предмету, сделать его активным соучастником процесса обучения?»

Я изучила много разных педагогических технологий, и при этом пришла к выводу, что во всех технологиях много общего и есть некоторые отличия. Ведь каждая технология отражает индивидуальность автора. Для меня ближе всего оказалась АСО, которая предполагает использования обобщенных схем ( Шаталов А.Ф.), работа в парах сменного состава ( Дьяченко), многоуровневые задания с адаптацией ( Границкая ). Использование обобщенных схем авторы некоторых технологий отвергают, некоторые принимают, но дифференциация должна быть в любой технологии. Реальностью, обуславливающей необходимость дифференцированного обучения математике в 5 -11 классах, являются объективно существующие различия учащихся в темпах овладения учебным материалом, а также в способностях самостоятельно применять усвоение знаний и умений.

Основная учебная деятельность по новой теме строится по схеме:

1 этап. Объяснение новой темы.

Это может быть урок или лекция в старших классах, беседа. Это может быть укрупненный блок или одна тема. На этих уроках основным элементом выделяется обоснование необходимости изучения данной темы, проблемный, иногда исследовательский метод.

Мое убеждение: независимо от подготовки учащихся теоретический материал должен даваться на высоком уровне, а спрашивать с ученика - по способностям. При объяснении материала применяю троекратный повтор и запись кратко в конспект. При опросе конспект больше наужен слабым учащимся, а сильным - при повторении.

2 этап. Контроль усвоения теоретических знаний.

Следующий урок начинается с теоретического опроса. Знание правил, определений, формулировок теорем требую со всех учащихся, а доказательство теорем по алгебре и геометрии на уроке - только с сильных учащихся.

На этом этапе использую группы сменного состава ( 2 и 4 ученика), в которых учащиеся поочередно выступают то учителем, то учеником. На этих уроках начинается решение основных видов задач обязательного уровня со всеми учащимися. Дальнейшая работа по овладению учащимися практическими умениями и навыками строится с учетом дифференциации учащихся.

Всех учащихся условно разделяю на 3-4 группы. К 1 группе отношу учащихся с высоким ( хорошим) темпом продвижении в обучении ( типовые задачи усваиваются практически в процессе их первичного объяснения учителем или после рассмотрения 2-3 образцов, во многих случаях могут находить самостоятельно решения измененных и усложненных задач). Учащиеся 2 группы способны находить правильные решения, иногда опираясь на указания учителя. К 3 группе отношу учащихся с низким темпом продвижения в усвоении нового материала (испытывают некоторые затруднения, во многих случаях нуждаются в дополнительном разъяснении, обязательного уровня достигают после длительной тренировки). 4 группа - учащиеся, значительно отстают в умственном развитии от сверстников и имеющие существенные пробелы в знаниях. Достижение обязательных результатов у этой группы, представляет сложную педагогическую задачу.

С чего начинать дифференциацию? Конечно с диагностики. Опытный учитель сможет сам разбить учащихся на 4 группы, но лучше, когда ему в этом помогает психолог, используя данные педагогической науки. Поэтому в 6-х классах я провела диагностику интеллектуального развития и способностей к точным наукам. Хотелось увидеть того ребенка, который склонен к математическим результатам выше среднего, ибо по каким то психологическим факторам не проявляется в полную меру своих способностей, а также диагностику интереса к предмету. Результаты диагностики меня не удивили: в основном прослеживались 4 группы ребят, которые я и предполагала, и только одна девочка дала очень хорошие результаты, имея по математике 3-4, и только один ребенок на вопрос твой любимы предмет крупными буквами написал МАТЕМАТИКА. Остальным либо она нравилась наравне с другими предметами, либо они к ней были равнодушны.

3 этап. Уроки - практикумы.

На этих уроках идет дифференцированная работа в зависимости от размеров темы. Сейчас в каждом учебнике задания разделены по уровням сложности. Поэтому учащиеся 1 и 2 групп доходят до заданий высокой сложности, а учащиеся 3 и 4 групп либо остаются на обязательных заданиях, либо на заданиях средней сложности. Домашнее задание тоже дифференцированы, в них есть обязательная часть, а есть задания сложнее. Никогда не наказываю ребенка плохой отметкой, если он не смог решить задания повышенного для него уровня, всегда поощряю попытку саму попытку сделать это. Но решение задания соответствующего уровня обязательно для каждого ученика.

4 этап. Уроки контроля знаний.

В конце изучения темы ( блока) идет проверочная работа ( 15-20мин). Работу даю на 3 варианта. 1 и 2 вариант содержат задания обязательного уровня и среднего, 3 вариант- среднего и продвинутого. Дети сами для себя выбирают вариант, но в среднем звене, когда самооценка учащихся завышена, советую писать 3 вариант, если учащийся 1 и 2 вариант пишут на «5».

После самостоятельной работы провожу коррекцию, используя диагностику усвоения учебного материала, и продолжаю отработку с учащимися 3 и 4 групп, а также с учащимися, которые отсутствовали некоторое время.

В каждом классе со временем формируется группа учащихся продвинутого уровня, из которых я выращиваю будущих « олимпийцев», эти же дети являются моими помощниками в работе. По геометрии в конце темы проводится дифференцированный теоретический, растянутый во времени зачет, где учащиеся должны доказать от 2до 5 теорем по теме. Зачет длиться до двух недель и принимают его подготовленные консультанты. Оценку ставят в специальную зачетную книжку с росписью, то есть консультант отвечает за оценку, которую он поставил.

По алгебре в заключении темы перед контрольной работой провожу коррекционный урок-практикум. Класс делится на группы по 4-5 человек, группы сменного состава. Красный стол- учащиеся продвинутого уровня(5-4), зеленый - средний уровень (4-3), синий - 3 и 4 уровень(3-2). Садятся за стол по желанию, но так чтобы за одним столом не собрались ребята, которые пропускали уроки или те, кто плохо усвоил пройденный материал. Задания даются разноуровневые, посильные каждой группе В каждой группе выбирается командир ( сменный), который руководит работой группы и в конце оценивает вклад каждого в работу. Уроку придаю соревновательный характер. Работоспособность на уроке поразительная. Решают, учат, доказывают. У каждого ребенка есть возможность получить оценку выше, решив задания более высокого уровня. Каждому надо выйти к доске один раз, поэтому стараются подготовиться как можно лучше. Ведь задание надо не только написать на доске, но и объяснить. В группе все ребята должны сидеть одного уровня, нельзя сажать ребенка более сильного, т.к.все начинают подстраиваться под него и работоспособность и результат падают. Так как 2 группы решают одни и те же задания, то можно посмотреть несколько способов решения одной задачи. Дети любят эти уроки, но в старших классах я их провожу редко из-за нехватки времени. Ну и в конце темы проводится дифференцированная контрольная работа.

В последние годы работы, с введением ЕГЭ и ГИА, часто применяю тестовую форму работы. В 5-6 классе даю несколько тестов в одной теме, 7-9 и 10-11 классах тест пишут в каждой теме. В этом году тренировочные тесты составляю для ребят в Интернете на сайте uztest.ru. Учащиеся их решают дома на своем компьютере. Не всегда тест даю для всего класса, иногда для группы ребят.

© 2010-2022