- Преподавателю
- Математика
- 9 класс Рабочая программа по геометрии
9 класс Рабочая программа по геометрии
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Панчишко Е.О. |
Дата | 16.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«Колледж градостроительства, транспорта и технологий № 41»
(ГБПОУ КГТиТ № 41)
Подразделение «Переделкино»
Юридический адрес: Бобруйская ул., д. 7, Москва, 121351
Фактический адрес: Боровское ш., д.18, корп. 4, Москва, 119633
тел./факс:(495) 732-13-50, тел.: (495) 732-41-22,e-mail:[email protected]
ОКПО 76401776, ОГРН 1057731005672,ИНН/КПП 7731281039/773101001
Рекомендована к использованию
Педагогическим советом
ГБПОУ КГТиТ № 41
Протокол № 1
от «31» августа 2015 г.
«Согласовано»
Руководитель структурного Подразделения «Переделкино»
ГБПОУ КГТиТ № 41
___________ Г.Б. Шевякова
«Утверждаю»
Директор
ГБПОУ КГТиТ № 41
___________ А.В.Кулаков
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по геометрии 9 «Б» класс
на 2015 - 2016 учебный год
Уровень - базовый
Количество часов - 65 (2 часа в неделю)
УМК
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия. 7-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2006.
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации
Разработчик программы: учитель математики
____Панчишко Елена Олеговна____
Москва 2015 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии для 9 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по математике, Программы по геометрии для 7-9 классов общеобразовательных школ к учебнику Л.С.Атанасяна и др. (М.: Просвещение, 2013).
Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
В ходе преподавания геометрии в 9 классе, работы над формированием у учащихся универсальных учебных действий следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
- решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска и способов решения;
- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
- поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Цели и задачи обучения
Обучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
В направлении личностного развития:
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
2. В метапредметном направлении:
- формирование преставлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
- развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
-
В предметном направлении:
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
- создание фундамента для развития математических способностей и механизмов мышления, формируемых математической деятельностью.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов:
-
В направлении личностного развития:
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- представление о математической науке как о сфере человеческой деятельности, ее этапах, значимости для развития цивилизации;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
2. В метапредметном направлении:
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- умение видеть различные стратегии решения задач;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
- первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов.
3. В предметном направлении:
предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
- пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей);в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и вычислять площади треугольников, длины ломаных, дуг окружностей, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии;
- применять знания о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне - о простейших пространственных телах для решения геометрических и практических задач;
- проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
- решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений с помощью геометрических инструментов (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Результаты изучения предмета влияют на итоговые результаты обучения, которых должны достичь все учащиеся, оканчивающие 9 класс, что является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс 9 класса. Результаты итогового повторения предмета в отведенное время влияют на итоговые результаты обучения в основной школе, что является обязательным условием успешной сдачи ОГЭ по математике.
Содержание обучения
Векторы. Понятие вектора. Длина (модуль) вектора. Равенство векторов. Действия с векторами. Угол между векторами. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач. Скалярное произведение векторов и его применение при решении задач.
Треугольник. Синус, косинус и тангенс углов от 0° до 180°; приведение к острому углу. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников.
Многоугольники. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники. Задачи на построение правильных многоугольников.
Окружность и круг. Длина окружности и дуги окружности. Площадь круга. Сектор. Площадь кругового сектора. Сегмент. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.
Геометрические преобразования. Примеры движений фигур. Симметрия фигур. Параллельный перенос. Поворот.
Начальные сведения из стереометрии. Наглядные представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде, призме, пирамиде, шаре, сфере, конусе, цилиндре.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ обязательному изучению геометрии на этапе основного общего образования отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю. Данная программа предусматривает на изучение предмета 65 часов с учетом переноса праздничных дней в 2015-2016 гг. из расчета 2 часа в неделю.
В конце учебного года предусмотрены уроки итогового повторения, которые могут быть использованы для решения нестандартных задач по темам, изученным в 7-9 классах, практико-ориентированных задач, а также задач из банка заданий ОГЭ ФИПИ. Предусмотрены 5 тематических контрольных работ + 1 геометрический диктант + 8 индивидуальных мини-проектов.
Учебно-тематический план
-
Наименование тем (глав, параграфов)
Трудоемкость, ч
Формы контроля
Вводное повторение
3
Геометрический диктант
Глава IX. Векторы
8
Понятие вектора
1
Сложение и вычитание векторов
3
Умножение вектора на число. Применение вектора к решению задач
4
Глава X. Метод координат
10
Координаты вектора
2
Простейшие задачи в координатах
3
Уравнения окружности и прямой
4 + 1
Контрольная работа № 1
Глава XI. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов
13
Синус, косинус и тангенс угла
3
Соотношения между сторонами и углами треугольника
5
Скалярное произведение векторов
4 + 1
Контрольная работа № 2
Глава XII. Длина окружности и площадь круга
11
Правильные многоугольники
6
Длина окружности и площадь круга
4 + 1
Контрольная работа № 3
Глава XIII. Движения
9
Понятие движения
3
Параллельный перенос и поворот
5 + 1
Контрольная работа № 4
Глава IV. Начальные сведения из стереометрии
3
Многогранники
1
Мини-проекты (5)
Тела и поверхности вращения
2
Мини-проекты (3)
Итоговое повторение
6 + 1
Итоговая контрольная работа
Резерв
2
Итого:
65
5 + 1 + 8
Материально-методическое обеспечение:
- интерактивная доска;
- доска магнитная (для работы с мелом);
- доска магнитная маркерная;
- комплекты демонстрационных презентаций и видеоуроков для 7-9 классов (автор И.Жаборовский);
- комплект презентаций к урокам геометрии в 9 классе (разработаны учителем Е.О.Панчишко);
- комплект классных чертежных инструментов: линейка, транспортир, угольник (30°, 60°), угольник (45°, 45°), циркуль;
- комплекты демонстрационных планиметрических фигур;
- кодоскоп.
Литература:
УМК: 1. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия. 7-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2006.
-
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А. и др. Геометрия. 9 класс: Рабочая тетрадь. М.: Просвещение, 2014.
-
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А. и др. Изучение геометрии в 7-9 классах: Методическое пособие. М.: Просвещение, 2012.
-
Бурмистрова Т.А. Геометрия. 7-9 классы: Сборник рабочих программ. М.: Просвещение, 2012.
-
Гаврилова Н.Ф. Универсальные поурочные разработки по геометрии. 9 класс. М.: ВАКО, 2011.
-
Фарков А.В. Тесты по геометрии: 9 класс: к учебнику Л.С.Атанасяна и др. М.: Издательство «Экзамен», 2012.
-
Контрольно-измерительные материалы. Геометрия: 9 класс/Сост. Н.Ф. Гаврилова.- М.: ВАКО, 2011
-
Зив Б.Г., Мейлер В.М., Баханский А.Г. Геометрия. 7-11 классы: Задачи по геометрии (самостоятельные работы, диктанты, контрольные работы). М.: Просвещение , 2012.
-
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897.
-
Фундаментальное ядро содержания общего образования (Под ред.В.В.Козлова, А.М.Кондакова. М.: Просвещение, 2011.
-
Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.
-
Постановление Главного государственного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2621-10).
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«Колледж градостроительства, транспорта и технологий № 41»
(ГБПОУ КГТиТ № 41)
Подразделение «Переделкино»
Юридический адрес: Бобруйская ул., д. 7, Москва, 121351
Фактический адрес: Боровское ш., д.18, корп. 4, Москва, 119633
тел./факс:(495) 732-13-50, тел.: (495) 732-41-22,e-mail:[email protected]
ОКПО 76401776, ОГРН 1057731005672,ИНН/КПП 7731281039/773101001
«Согласовано»
Руководитель структурного Подразделения «Переделкино»
ГБПОУ КГТиТ № 41
___________ Г.Б. Шевякова
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по _______________геометрии______________
Класс _________9 «Б»__________
Учителя: ____________Панчишко Е.О.___________
Количество часов: всего 65 часов; в неделю 2 часа
Планирование составлено на основе рабочей программы
Ф.И.О. учителя _____________Панчишко Е.О._________________,
утвержденной решением педсовета
Протокол № _1_ от «_31__» ____августа______ 2015 года
Возможна корректировка.
ПО ПЛАНУ
Дата
Кол. часов
№ урока
Тема урока
2015 г.
1-я четверть
03-10.09
3
№ 1-3
Вводное повторение + стартовый геометрический диктант
14.09-08.10
8
Глава IX. Векторы
14.09
1
§ 1. Понятие вектора
14.09
1
№ 4
Понятие вектора. Равенство векторов. Откладывание векторов от данной точки, пп.76-78
17-24.09
3
§ 2. Сложение и вычитание векторов
17.09
1
№ 5
Сложение векторов. Правила треугольника, параллелограмма, многоугольника, пп.79-81
21.09
1
№ 6
Вычитание векторов, п.82
24.09
1
№ 7
Решение задач по теме «Сложение и вычитание векторов»
28.09-08.10
4
§ 3. Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач
28.09
1
№ 8
Произведение вектора на число, п.83
01.10
1
№ 9
Применение векторов к решению задач, п.84
05.10
1
№ 10
Средняя линия трапеции, п.85
08.10
1
№ 11
Решение задач по теме «Векторы»
12.10-19.11
10
Глава X. Метод координат
12-15.10
2
§ 1. Координаты вектора
12.10
1
№ 12
Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора, пп. 86,87
15.10
1
№ 13
Сложение и вычитание векторов, умножение вектора на число (в координатах), п. 87
19-26.10
3
§ 2. Простейшие задачи в координатах
19.10
1
№ 14
Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца, п. 88
22.10
1
№ 15
Простейшие задачи в координатах, п. 89
26.10
1
№ 16
Применение метода координат к решению задач
29.10-19.11
5
§ 3. Уравнения окружности и прямой
29.10
1
№ 17
Уравнение окружности, пп. 90, 91
каникулы
II четверть
09.11
1
№18
Уравнение прямой, п.92
12.11
1
№ 19
Уравнение прямой. Решение задач, п. 92
16.11
1
№ 20
Решение задач по теме «Векторы. Метод координат»
19.11
1
№ 21
Контрольная работа № 1»Векторы. Метод координат»
23.11-18.01
Глава XI. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов
23-30.11
3
§ 1. Синус, косинус и тангенс угла
23-26.11
2
№ 22-23
Синус, косинус и тангенс угла. Основное тригонометрическое тождество, пп. 93, 94
30.11
1
№ 24
Формулы для вычисления координат точки, п. 95
03-17.12
5
§ 2. Соотношения между сторонами и углами треугольника
03.12
1
№ 25
Теорема о площади треугольника, п.96
07.12
1
№ 26
Теорема синусов, п. 97
10.12
1
№ 27
Теорема косинусов, п. 98
14.12
1
№ 28
Решение треугольников, п. 99
17.12
1
№ 29
Измерительные работы, п. 100
21.12-18.01
4
§3. Скалярное произведение векторов
21.12
1
№ 30
Угол между векторами, п. 101
24.12
1
№ 31
Скалярное произведение векторов, п. 102
2016 г. каникулы
III четверть
11.01
1
№32
Скалярное произведение векторов в координатах. Свойства скалярного произведения векторов, пп. 103, 104
14.01
1
№ 33
Решение задач по теме «Скалярное произведение векторов»
18.01
1
№ 34
Контрольная работа № 2»Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов»
21.01-25.02
1
Глава XII. Длина окружности и площадь круга
21.01-14.02
6
§ 1. Правильные многоугольники
21.01
1
№ 35
Правильный многоугольник, п.105
25.01
1
№ 36
Окружность, описанная около правильного многоугольника, п. 106
28.01
1
№ 37
Окружность, вписанная в правильный многоугольник, п. 107
01-04.02
2
№ 38-39
Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности, п. 108
08.02.02
1
№ 40
Построение правильных многоугольников, п.109
11-25.02
5
§ 2. Длина окружности и площадь круга
11.02
1
№ 41
Длина окружности и дуги окружности, п. 110
15.02
1
№ 42
Площадь круга и площадь кругового сектора,пп. 111, 112
18-20.02
2
№ 43-44
Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга»
25.02
1
№ 45
Контрольная работа № 3 «Длина окружности и площадь круга»
29.02-07.04
9
Глава XIII. Движения
29.02-10.03
3
§ 1. Понятие движения
29.02
1
№ 46
Отображение плоскости на себя, п.113
03.03
1
№ 47
Понятие движения, п.114
10.03
1
№ 48
Наложения и движения, п.115 (доп.)
14.03-07.04
6
§ 2. Параллельный перенос и поворот
14.03
1
№ 49
Параллельный перенос, п.116
17.03
1
№ 50
Поворот, п.117
21.03
1
№ 51
Решение задач по теме «Движение»
24.03
1
№ 52
Резерв
каникулы
IV четверть
04.04
1
№ 53
Решение усложненных задач по теме «Движение»
07.04
1
№ 54
Контрольная работа № 4 «Движение»
11-18.04
3
Глава XIV. Начальные сведения из геометрии
11-14.04
2
§ 1. Многогранники
11.04
1
№ 55
Предмет стереометрии. Многогранник. Призма. Пирамида, пп.118, 119, 120, 124
14.04
1
№ 56
Параллелепипед. Свойства прямоугольного параллелепипеда. Объем тела, пп.121, 123, 122
18.04
1
§ 2.Тела и поверхности вращения
18.04
1
№ 57
Цилиндр. Конус. Сфера и шар, п.125
21.04-19.05
7
№ 58-63
Заключительное повторение курса геометрии 7-9 классов
16.05
1
№ 64
Итоговая контрольная работа
23.05
1
№ 65
Резерв
Итого:
65