9 класс Рабочая программа по геометрии

Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

«Колледж градостроительства, транспорта и технологий № 41»

(ГБПОУ КГТиТ № 41)

Подразделение «Переделкино»

Юридический адрес: Бобруйская ул., д. 7, Москва, 121351

Фактический адрес: Боровское ш., д.18, корп. 4, Москва, 119633
тел./факс:(495) 732-13-50, тел.: (495) 732-41-22,e-mail:[email protected]

ОКПО 76401776, ОГРН 1057731005672,ИНН/КПП 7731281039/773101001


Рекомендована к использованию

Педагогическим советом

ГБПОУ КГТиТ № 41


Протокол № 1

от «31» августа 2015 г.

«Согласовано»

Руководитель структурного Подразделения «Переделкино»

ГБПОУ КГТиТ № 41


___________ Г.Б. Шевякова

«Утверждаю»

Директор

ГБПОУ КГТиТ № 41


___________ А.В.Кулаков





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по геометрии 9 «Б» класс


на 2015 - 2016 учебный год

Уровень - базовый

Количество часов - 65 (2 часа в неделю)

УМК

Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия. 7-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2006.

Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации

Разработчик программы: учитель математики

____Панчишко Елена Олеговна____

Москва 2015 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по геометрии для 9 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по математике, Программы по геометрии для 7-9 классов общеобразовательных школ к учебнику Л.С.Атанасяна и др. (М.: Просвещение, 2013).

Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.

В ходе преподавания геометрии в 9 классе, работы над формированием у учащихся универсальных учебных действий следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

- решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска и способов решения;

- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

- поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Цели и задачи обучения

Обучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. В направлении личностного развития:

- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.

2. В метапредметном направлении:

- формирование преставлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

- развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;

- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.


  1. В предметном направлении:

- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

- создание фундамента для развития математических способностей и механизмов мышления, формируемых математической деятельностью.



Планируемые результаты изучения учебного предмета



Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов:


  1. В направлении личностного развития:

- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

- представление о математической науке как о сфере человеческой деятельности, ее этапах, значимости для развития цивилизации;

- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

2. В метапредметном направлении:

- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

- умение понимать и использовать математические средства наглядности (таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

- умение видеть различные стратегии решения задач;

- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

- первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов.

3. В предметном направлении:

предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

- пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

- изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;

- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей);в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и вычислять площади треугольников, длины ломаных, дуг окружностей, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии;

- применять знания о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне - о простейших пространственных телах для решения геометрических и практических задач;

- проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- описания реальных ситуаций на языке геометрии;

- расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

- решения геометрических задач с использованием тригонометрии;

- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

- построений с помощью геометрических инструментов (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Результаты изучения предмета влияют на итоговые результаты обучения, которых должны достичь все учащиеся, оканчивающие 9 класс, что является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс 9 класса. Результаты итогового повторения предмета в отведенное время влияют на итоговые результаты обучения в основной школе, что является обязательным условием успешной сдачи ОГЭ по математике.








Содержание обучения




Векторы. Понятие вектора. Длина (модуль) вектора. Равенство векторов. Действия с векторами. Угол между векторами. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач. Скалярное произведение векторов и его применение при решении задач.

Треугольник. Синус, косинус и тангенс углов от 0° до 180°; приведение к острому углу. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников.

Многоугольники. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники. Задачи на построение правильных многоугольников.

Окружность и круг. Длина окружности и дуги окружности. Площадь круга. Сектор. Площадь кругового сектора. Сегмент. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.

Геометрические преобразования. Примеры движений фигур. Симметрия фигур. Параллельный перенос. Поворот.

Начальные сведения из стереометрии. Наглядные представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде, призме, пирамиде, шаре, сфере, конусе, цилиндре.

Место предмета в базисном учебном плане


Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ обязательному изучению геометрии на этапе основного общего образования отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю. Данная программа предусматривает на изучение предмета 65 часов с учетом переноса праздничных дней в 2015-2016 гг. из расчета 2 часа в неделю.

В конце учебного года предусмотрены уроки итогового повторения, которые могут быть использованы для решения нестандартных задач по темам, изученным в 7-9 классах, практико-ориентированных задач, а также задач из банка заданий ОГЭ ФИПИ. Предусмотрены 5 тематических контрольных работ + 1 геометрический диктант + 8 индивидуальных мини-проектов.








Учебно-тематический план



Наименование тем (глав, параграфов)

Трудоемкость, ч

Формы контроля

Вводное повторение

3

Геометрический диктант

Глава IX. Векторы

8


Понятие вектора

1


Сложение и вычитание векторов

3


Умножение вектора на число. Применение вектора к решению задач

4


Глава X. Метод координат

10


Координаты вектора

2


Простейшие задачи в координатах

3


Уравнения окружности и прямой

4 + 1

Контрольная работа № 1

Глава XI. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов

13


Синус, косинус и тангенс угла

3


Соотношения между сторонами и углами треугольника

5


Скалярное произведение векторов

4 + 1

Контрольная работа № 2

Глава XII. Длина окружности и площадь круга

11


Правильные многоугольники

6


Длина окружности и площадь круга

4 + 1

Контрольная работа № 3

Глава XIII. Движения

9


Понятие движения

3


Параллельный перенос и поворот

5 + 1

Контрольная работа № 4

Глава IV. Начальные сведения из стереометрии

3


Многогранники

1

Мини-проекты (5)

Тела и поверхности вращения

2

Мини-проекты (3)

Итоговое повторение

6 + 1

Итоговая контрольная работа

Резерв

2


Итого:

65

5 + 1 + 8




Материально-методическое обеспечение:


- интерактивная доска;

- доска магнитная (для работы с мелом);

- доска магнитная маркерная;

- комплекты демонстрационных презентаций и видеоуроков для 7-9 классов (автор И.Жаборовский);

- комплект презентаций к урокам геометрии в 9 классе (разработаны учителем Е.О.Панчишко);

- комплект классных чертежных инструментов: линейка, транспортир, угольник (30°, 60°), угольник (45°, 45°), циркуль;

- комплекты демонстрационных планиметрических фигур;

- кодоскоп.


Литература:


УМК: 1. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия. 7-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2006.

  1. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А. и др. Геометрия. 9 класс: Рабочая тетрадь. М.: Просвещение, 2014.

  2. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А. и др. Изучение геометрии в 7-9 классах: Методическое пособие. М.: Просвещение, 2012.

  3. Бурмистрова Т.А. Геометрия. 7-9 классы: Сборник рабочих программ. М.: Просвещение, 2012.

  4. Гаврилова Н.Ф. Универсальные поурочные разработки по геометрии. 9 класс. М.: ВАКО, 2011.

  5. Фарков А.В. Тесты по геометрии: 9 класс: к учебнику Л.С.Атанасяна и др. М.: Издательство «Экзамен», 2012.

  6. Контрольно-измерительные материалы. Геометрия: 9 класс/Сост. Н.Ф. Гаврилова.- М.: ВАКО, 2011

  7. Зив Б.Г., Мейлер В.М., Баханский А.Г. Геометрия. 7-11 классы: Задачи по геометрии (самостоятельные работы, диктанты, контрольные работы). М.: Просвещение , 2012.

  8. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897.

  10. Фундаментальное ядро содержания общего образования (Под ред.В.В.Козлова, А.М.Кондакова. М.: Просвещение, 2011.

  11. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.

  12. Постановление Главного государственного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2621-10).



Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

«Колледж градостроительства, транспорта и технологий № 41»

(ГБПОУ КГТиТ № 41)

Подразделение «Переделкино»

Юридический адрес: Бобруйская ул., д. 7, Москва, 121351

Фактический адрес: Боровское ш., д.18, корп. 4, Москва, 119633
тел./факс:(495) 732-13-50, тел.: (495) 732-41-22,e-mail:[email protected]

ОКПО 76401776, ОГРН 1057731005672,ИНН/КПП 7731281039/773101001



«Согласовано»

Руководитель структурного Подразделения «Переделкино»

ГБПОУ КГТиТ № 41

___________ Г.Б. Шевякова



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


по _______________геометрии______________


Класс _________9 «Б»__________

Учителя: ____________Панчишко Е.О.___________



Количество часов: всего 65 часов; в неделю 2 часа


Планирование составлено на основе рабочей программы

Ф.И.О. учителя _____________Панчишко Е.О._________________,

утвержденной решением педсовета

Протокол № _1_ от «_31__» ____августа______ 2015 года





Возможна корректировка.


ПО ПЛАНУ

Дата

Кол. часов

№ урока

Тема урока

2015 г.


1-я четверть

03-10.09

3

№ 1-3

Вводное повторение + стартовый геометрический диктант

14.09-08.10

8


Глава IX. Векторы

14.09

1


§ 1. Понятие вектора

14.09

1

№ 4

Понятие вектора. Равенство векторов. Откладывание векторов от данной точки, пп.76-78

17-24.09

3


§ 2. Сложение и вычитание векторов

17.09

1

№ 5

Сложение векторов. Правила треугольника, параллелограмма, многоугольника, пп.79-81

21.09

1

№ 6

Вычитание векторов, п.82

24.09

1

№ 7

Решение задач по теме «Сложение и вычитание векторов»

28.09-08.10

4


§ 3. Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач

28.09

1

№ 8

Произведение вектора на число, п.83

01.10

1

№ 9

Применение векторов к решению задач, п.84

05.10

1

№ 10

Средняя линия трапеции, п.85

08.10

1

№ 11

Решение задач по теме «Векторы»

12.10-19.11

10


Глава X. Метод координат

12-15.10

2


§ 1. Координаты вектора

12.10

1

№ 12

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора, пп. 86,87

15.10

1

№ 13

Сложение и вычитание векторов, умножение вектора на число (в координатах), п. 87

19-26.10

3


§ 2. Простейшие задачи в координатах

19.10

1

№ 14

Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца, п. 88

22.10

1

№ 15

Простейшие задачи в координатах, п. 89

26.10

1

№ 16

Применение метода координат к решению задач

29.10-19.11

5


§ 3. Уравнения окружности и прямой

29.10

1

№ 17

Уравнение окружности, пп. 90, 91

каникулы

II четверть

09.11

1

№18

Уравнение прямой, п.92

12.11

1

№ 19

Уравнение прямой. Решение задач, п. 92

16.11

1

№ 20

Решение задач по теме «Векторы. Метод координат»

19.11

1

№ 21

Контрольная работа № 1»Векторы. Метод координат»

23.11-18.01

Глава XI. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов

23-30.11

3

§ 1. Синус, косинус и тангенс угла

23-26.11

2

№ 22-23

Синус, косинус и тангенс угла. Основное тригонометрическое тождество, пп. 93, 94

30.11

1

№ 24

Формулы для вычисления координат точки, п. 95

03-17.12

5

§ 2. Соотношения между сторонами и углами треугольника

03.12

1

№ 25

Теорема о площади треугольника, п.96

07.12

1

№ 26

Теорема синусов, п. 97

10.12

1

№ 27

Теорема косинусов, п. 98

14.12

1

№ 28

Решение треугольников, п. 99

17.12

1

№ 29

Измерительные работы, п. 100

21.12-18.01

4

§3. Скалярное произведение векторов

21.12

1

№ 30

Угол между векторами, п. 101

24.12

1

№ 31

Скалярное произведение векторов, п. 102

2016 г. каникулы

III четверть

11.01

1

№32

Скалярное произведение векторов в координатах. Свойства скалярного произведения векторов, пп. 103, 104

14.01

1

№ 33

Решение задач по теме «Скалярное произведение векторов»

18.01

1

№ 34

Контрольная работа № 2»Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов»

21.01-25.02

1

Глава XII. Длина окружности и площадь круга

21.01-14.02

6

§ 1. Правильные многоугольники

21.01

1

№ 35

Правильный многоугольник, п.105

25.01

1

№ 36

Окружность, описанная около правильного многоугольника, п. 106

28.01

1

№ 37

Окружность, вписанная в правильный многоугольник, п. 107

01-04.02

2

№ 38-39

Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности, п. 108

08.02.02

1

№ 40

Построение правильных многоугольников, п.109

11-25.02

5

§ 2. Длина окружности и площадь круга

11.02

1

№ 41

Длина окружности и дуги окружности, п. 110

15.02

1

№ 42

Площадь круга и площадь кругового сектора,пп. 111, 112

18-20.02

2

№ 43-44

Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга»

25.02

1

№ 45

Контрольная работа № 3 «Длина окружности и площадь круга»

29.02-07.04

9

Глава XIII. Движения

29.02-10.03

3

§ 1. Понятие движения

29.02

1

№ 46

Отображение плоскости на себя, п.113

03.03

1

№ 47

Понятие движения, п.114

10.03

1

№ 48

Наложения и движения, п.115 (доп.)

14.03-07.04

6

§ 2. Параллельный перенос и поворот

14.03

1

№ 49

Параллельный перенос, п.116

17.03

1

№ 50

Поворот, п.117

21.03

1

№ 51

Решение задач по теме «Движение»

24.03

1

№ 52

Резерв

каникулы

IV четверть

04.04

1

№ 53

Решение усложненных задач по теме «Движение»

07.04

1

№ 54

Контрольная работа № 4 «Движение»

11-18.04

3

Глава XIV. Начальные сведения из геометрии

11-14.04

2

§ 1. Многогранники

11.04

1

№ 55

Предмет стереометрии. Многогранник. Призма. Пирамида, пп.118, 119, 120, 124

14.04

1

№ 56

Параллелепипед. Свойства прямоугольного параллелепипеда. Объем тела, пп.121, 123, 122

18.04

1

§ 2.Тела и поверхности вращения

18.04

1

№ 57

Цилиндр. Конус. Сфера и шар, п.125

21.04-19.05

7

№ 58-63

Заключительное повторение курса геометрии 7-9 классов

16.05

1

№ 64

Итоговая контрольная работа

23.05

1

№ 65

Резерв

Итого:

65















© 2010-2022