- Преподавателю
- Математика
- Подготовка к ОГЭ по математике в 8 классе
Подготовка к ОГЭ по математике в 8 классе
Раздел | Математика |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Зенина Н.А. |
Дата | 10.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Хочется начать с того, что в математике нет царских путей. Математика - высокая винтовая лестница. Чтобы взобраться по ней к вершинам знаний, надо пройти каждую ступеньку, от первой до последней. Прежде чем достичь вершины, нам вместе с учениками нужно пройти долгий путь познания.
Ресурсы кабинета математики: интернет, программы-тренажёры, электронные пособия позволяют это сделать.
В соответствии с поставленной целью, информационные технологии должны помочь ученику получить более качественные знания, которые необходимы для успешной сдачи экзамена.
Моя цель заключается в том, чтобы:
-
адаптировать содержания образования к современным требованиям ОГЭ;
-
развивать творческие способности и самостоятельную активность учащихся;
-
сочетать лекции, самостоятельную работу, поиск информации в сети, практикумы с широкой организацией диалогического общения, консультации;
-
систематический контроль обученности учащихся;
-
мониторинг выполнения типовых заданий.
В современных условиях, в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной самостоятельности учащихся. Решить эту проблему старыми методами невозможно. Всё это побудило меня к использованию такой системы обучения, которая направленна на повышение качества знаний учащихся, развития их творческих способностей посредством новых информационных технологий. Я стараюсь максимально использовать урочное время для подготовки к экзамену. Использование новых информационных технологий оказывают существенную помощь в моей работе. Применение информационных технологий помогают:
создать у школьника положительную мотивацию в изучении нового материала;
развить познавательный интерес к предмету; первично закрепить знания учащихся;
проверить прочность усвоения знаний.
Мультимедийные презентации позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов наполненных исчерпывающей информацией в алгоритмическом порядке. Задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся. В работе использую свои презентации и презентации, представленные на различных образовательных сайтах в Интернете.
Наиболее успешных учеников я привлекаю к созданию презентаций из подборок заданий и способов их решений как базового, так и повышенного уровня сложности по различным темам программы. В процессе работы над этой презентацией ученик повторяет и систематизирует материал, подбирает типовые задания по данной теме определенного уровня сложности, самостоятельно их решает и защищает проект во время урока. В результате чего, усвоение материала повышается в несколько раз. Понимание изучаемого материала или задачи достигается только в результате активных мыслительных действий, тогда и сама деятельность становится для учащегося интересной.
ОГЭ по математике содержит ряд заданий из курса 5-8 класса. В связи с этим, считаю целесообразным начинать подготовку к этому экзамену уже в 7 , 8 классе. Приведу ряд примеров тех способов и методов работы, в которых можно включить задания из Открытого банка заданий ОГЭ Федерального института педагогических измерений.
Начнем с самого простого - устный счет.
В него можно включить абсолютное большинство заданий первой части ОГЭ по теме «Числа и вычисления», что, безусловно, будет способствовать повторению и закреплению навыков решения числовых выражений, содержащих десятичные и обыкновенные дроби. Если же этого не делать, то со временем данный навык, к сожалению, утрачивается и все то, что мы с успехом достигли в 5-6 классе, в 9-м придется проходить заново. Желательно, конечно же, чтобы такие примеры соответствовали заявленной теме.
Подготовка к основному государственному экзамену существенно отличается от подготовки к традиционному экзамену. В ОГЭ введено много прикладных, «жизненных» задач, большинство из них входит в курс 5-6 класса, и если есть время и возможность на уроках, то в качестве повторения к ним тоже следует обращаться.
На уроках обобщения и систематизации знаний будет полезным включать задания из открытого банка ОГЭ, как дополнение, к уже имеющимся в учебнике: «Например, при изучении темы «Функции и их графики» особое внимание уделяю тому, как знаки коэффициентов и свободного члена помогают построить схематический график функции.
Для более осмысленного понимания этого, в своей работе использую интерактивный метод «пазл». Учащимся карточки: четыре с формулами функции, четыре с графиками функции. Задача учащихся состоит в том, чтобы сопоставить формулу с графиком.
Особое внимание уделяю работе со слабоуспевающими учениками.
Эта работа ведется с начала учебного года. Составлен план индивидуальной работы с каждым учащимся, график консультаций. Ведется учет выполнения домашних работ. Имеется лист ликвидации пробелов по той или иной теме с подписью самого учащегося и его родителя.
С целью познакомить учащихся со структурой ОГЭ, полугодовую и итоговую контрольную работу провожу в форме ОГЭ. Задания, представленные в этих работах, определяются базовым учебным планом по математике за курс 7, 8 класса, поэтому не все задания взяты из открытого банка. Количество упражнений уменьшено до 12 в первой части и до 4 во второй. В связи с этим уменьшено и время, отводимое на решение контрольной работы, всего два урока.
Отсутствие привычки «напрягаться» в математике несколько часов подряд - одна из причин низкого качества выполнения работы в 9 классе. Интеллект, как и мышцы, нужно постоянно тренировать - от этого он становится сильнее. Поэтому нужно постоянно повышать нагрузки и скорость выполнения заданий. Проведение таких работ в 7 классе можно назвать началом тренировок на усидчивость при занятии математикой. Уже в 8 классе можно увеличить и количество заданий, и время, так, чтобы к 9му классу контрольная работа, рассчитанная на 4 часа, не была для учащихся тяжелым испытанием.
Конечно, идеальный вариант, к которому стремится каждый учитель - самостоятельная учебная работа ребёнка в интерактивной среде обучения, используя готовые электронные учебные курсы, обучающие, тренировочные и проверочные работы в системе Интернет.
Опыт реализации ОГЭ подсказал, что подготовка к нему не должна быть самоцелью (школа призвана учить, а не готовить к сдаче экзамена), но в то же время проходить постоянно, но не натаскиванием на тестирование, а в ходе планомерного использования тестов в течение нескольких лет школьного обучения.
Что я считаю самым важным при подготовке к ОГЭ?
Вычислительные навыки. Пользоваться калькулятором не рекомендую, объясняя его вред. Показываю ребятам некоторые способы быстрого умножения чисел, возведения в степень, извлечения корней др.
Обязательное знание правил и формул. Для этого после изучения теоретических вопросов темы, даю на 5 - 7 минут математический диктант, в котором часть вопросов касается теории и вторая часть - простейшие примеры не её применение.
Постоянное совершенствование учебных навыков на практике.
Проверка знаний и умений учащихся. Выполнение тренировочных и диагностических работ, представленных в сети Интернет.
Подготовка к выпускному экзамену в форме ОГЭ началась в 8 классе. В кабинете математики собраны образцы демоверсий экзаменационных работ, диагностические работы за предшествующие годы, литература для подготовки к ОГЭ.
Среди источников информации следует отметить сеть Интернет, рекомендую учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, работы в режиме он-лайн.
Система работы учителя математики с родителями при подготовке учащихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ.
Проблема взаимодействия семьи и школы не нова. Время идет, мир меняется, меняются и взаимоотношения родителей и школы. Но ответственными за воспитание и образование детей остаются родители и школа. Следовательно, учитель и родители должны быть партнерами в этом вопросе. Нередко трудно бывает привлечь родителей к процессу воспитания детей, и часто родителям самим требуется помощь учителя в решении многих вопросов.
Эффективность воспитания в большей степени зависит от согласованности усилий семьи и школы, единства их требований к учащимся. От того, умеет ли школа грамотно побудить и направить инициативы родителей в нужное русло, способна ли она выстроить такую систему взаимодействия, которая перейдет в сотрудничество, зависит результат воспитания и подготовки к экзамену выпускников школы.
Роль учителя в школе действительно велика, но он не всемогущ, и обучить может лишь того, кто хочет учиться и кто сам учится.
По сравнению с другими учебными предметами математика, несомненно, выделяется своей трудоемкостью, необходимостью большой самостоятельной, повседневной работы. Надо вдумчиво, ежедневно, серьезно работать, чтобы овладеть математикой даже в минимальных размерах, не говоря, уже о более значительных успехах. Поэтому усилия учителя должны быть направлены на формирование у школьников потребности в учебной деятельности, желания учиться. Необходимо выработать положительное отношение учеников и родителей к математике, создавать ситуации успеха, ликвидировать боязнь решения математических задач, формировать у детей уверенность в своих способностях.
Особое, важное место в подготовке к экзамену, конечно, занимает система домашних заданий. Домашние занятия учащихся способствуют воспитанию у них внимательности и воли, точности и аккуратности, развитию трудолюбия и настойчивости в преодолении встречающихся трудностей, самоконтроля и самооценки. Но все эти качества развиваются у учащихся лишь при правильной организации домашних заданий.
Контроль за качественным, регулярным выполнением учащимися домашних заданий полностью лежит на родителях. Я стараюсь, как можно чаще им об этом напоминать.
С сильными учащимися проще: они контролируют свою работу сами; они более добросовестны; волнуются за свои оценки и хотят знать больше; сами задают вопросы и просят дополнительные, индивидуальные задания. Для "проблемных" детей этот контроль мной осуществляется с помощью системы индивидуальных заданий.
Обязательной составляющей процесса обучения, считаю умение учащихся анализировать свои возможности. Я стараюсь учить их самостоятельно определять для себя приоритетные вопросы при изучении нового материала или при ликвидации пробелов в знаниях; видеть динамику сформированности навыков своей учебной деятельности; учу их оценивать результаты своего труда.
Динамику роста или неудач учащихся регулярно показываю и обсуждаю с родителями, призывая их участвовать в процессе обучения и контролировать работу своих детей.
Таким образом, в своей работе я попыталась раскрыть основные направления психолого-педагогического сопровождения при подготовке к ОГЭ.