Разработка урока математики в 5 классе по теме Сложение и вычитание обыкновенных дробей

Урок математики в 5 классе по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей». Это один из первых уроков по ФГОС. следующие: повторить правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; развивать умение складывать и вычитать дроби с разными знаменателями; развивать логическое мышление, интерес к предмету через опору на жизненный опыт и исторический материал
Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок математики в 5-а классе по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей»


Цели:

  • повторить правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;

  • развивать умение складывать и вычитать дроби с разными знаменателями;

  • развивать логическое мышление, интерес к предмету через опору на жизненный опыт и исторический материал;

  • воспитывать познавательную активность, культуру общения, ответственность.

Ход урока.

I. Организационный момент. (Записать число, классная работа, тему урока, отметить отсутствующих)

II. Целеполагание. Ребята, сегодня у нас очередной урок по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей. Вы уже умеете сравнивать обыкновенные дроби, сокращать и складывать дроби с одинаковыми знаменателями. А теперь давайте попробуем определить цели нашего сегодняшнего урока, что мы должны делать на уроке, чему должны или можем научиться. Итак…

Выслушать предложения ребят, скорректировать ответы, сделать выводы и сформулировать цели урока.

III. Итак цели поставлены. Начинаем работу, а для этого кое-что повторим:

  1. Устная разминка.

Вычислить:

Разработка урока математики в 5 классе по теме Сложение и вычитание обыкновенных дробейРазработка урока математики в 5 классе по теме Сложение и вычитание обыкновенных дробейРазработка урока математики в 5 классе по теме Сложение и вычитание обыкновенных дробей





ОРазработка урока математики в 5 классе по теме Сложение и вычитание обыкновенных дробейтветы:

2. Инсценировка.

Учитель: Ребята, вы знаете, что математика наука точная и она не любит невнимательности, неаккуратности, неточности. Вот сейчас мы и проверим насколько вы внимательны. Есть такой герой - Магистр рассеянных наук. С ним всегда происходят разные нелепые истории. И одну из таких историй вы сейчас услышите.

Аня: Однажды с Магистром рассеянных наук произошёл такой случай. Собрался он в путешествие, вышел на улицу и увидел двух плачущих детей.

Магистр: Что случилось? Вы наверное потеряли деньги?

Девочка: Нет. Мне мама велела купить ровно три четверти литра квасу.

Мальчик: А мне пол-литра. А бутылку я разбил. Куда мне теперь наливать квас?

Девочка: В бидон входит только один литр.

Магистр: Вам, дети, повезло, что вы встретились со мной. Нам поможет арифметика. Тебе, девочка, нужно купить три четверти литра - это Разработка урока математики в 5 классе по теме Сложение и вычитание обыкновенных дробей , а тебе, мальчик, пол-литра - это Разработка урока математики в 5 классе по теме Сложение и вычитание обыкновенных дробей . Теперь сложим эти дроби:

Разработка урока математики в 5 классе по теме Сложение и вычитание обыкновенных дробей, а в бидон входит 1 л или Разработка урока математики в 5 классе по теме Сложение и вычитание обыкновенных дробей л, так что Разработка урока математики в 5 классе по теме Сложение и вычитание обыкновенных дробей вы нальёте, а Разработка урока математики в 5 классе по теме Сложение и вычитание обыкновенных дробей бидона останется пустой.

Аня: После этих слов дети ещё громче заплакали и убежали. Почему?

Ответ: На самом деле Разработка урока математики в 5 классе по теме Сложение и вычитание обыкновенных дробей , т. е это больше 1 л на Разработка урока математики в 5 классе по теме Сложение и вычитание обыкновенных дробей .

IV. Молодцы! Какая дробь получилась у Магистра в результате сложения? А какая на самом деле? Сравните эти дроби с 1.

Теперь попробуем выполнить вот это задание :



V.

  1. А сейчас мы продолжим путешествие на корабле «МиФ» по океану Знаний и посетим те места, где ещё не были - это г. Исторический и Пещера древних рисунков. Там собран интересный исторический материал, который подготовили ребята. Но прежде чем послушать эти выступления я должна сказать. Что у нас в школе будет проходить неделя математики. И мы проведём викторину между 6-б и 5-а классами, для которой понадобятся вопросы из истории дробей. Ваша задача - внимательно слушать выступающих и по рассказам ребят составить и записать вопросы для викторины(не менее трёх).Проведём конкурс и выберем самые интересные.

  2. Сообщения учащихся:

    • Первой дробью, с которой познакомились люди, была половина, следующей дробью была треть.

    • В древней Руси половину называли полтиной, о четвертой части говорили - четь, о восьмой части - полчеть, о шестнадцатой части - полполчеть.

    • В древнем Риме делили единицу - асс - на двенадцать равных частей.

    • Унция - двенадцатая часть асса.

    • Семис - половина асса.

    • Секстанс - шестая доля асса.

    • Сескунция - восьмая доля асса.

    • Триенс - треть асса.

    • Бес - две трети асса.

    • Семиунция - полунции.


  • Правил действий с дробями было так много, что умение оперировать ими воспринималось как чудо! Поэтому всегда и везде знание дробей пользовалось особым почетом и уважением.

  • У многих народов дроби называли ломаными числами.

  • Интересное и меткое «арифметическое» сравнение сделал Л.Н.Толстой. Он говорил, что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель - то, что он думает о себе. Чем большего человек о себе мнения, тем больше знаменатель, а значит , тем меньше дробь.

  • В древности для основных дробей, которые были в обиходе, существовали индивидуальные знаки.

  • В древнем Египте:



  • У древних римлян унция обозначалась чертой:

Половина асса, или 6 унций обозначались:

Например, семь двенадцатых записывались так:


  • Современная система записи дробей с числителем и знаменателем была создана в Индии, только там не писали дробной черты.

Например: число «одна пятая» они писали

1

5

  • А записывать дробь так, как сейчас, стали арабы, примерно 300 лет назад.

  • Первым европейским ученым, который стал использовать и распространять современную запись дробей, был итальянский купец и путешественник Фибоначчи. В 1202 году он ввел слово «дробь».

  • Названия «числитель» и «знаменатель» ввел в 13 веке Максим Плануд - греческий монах, ученый-математик.

Разработка урока математики в 5 классе по теме Сложение и вычитание обыкновенных дробей

  1. Закрепление:


Разработка урока математики в 5 классе по теме Сложение и вычитание обыкновенных дробей






Обратить внимание учащихся на разные случаи сложения и вычитания обыкновенных дробей.

Попытаться сформулировать алгоритм и вывеси его на экран:

Чтобы сложить две дроби с разными знаменателями нужно:

  1. Найти общий знаменатель дробей:

  2. Найти дополнительные множители для каждой дроби

  3. Привести дроби к общему знаменателю;

  4. сложить полученные дроби с одинаковыми знаменателями;

  5. сократить полученную дробь, выделить целую часть, если она неправильная.

  1. Обучающая самостоятельная работа (5 - 7 мин):

1-й вариант 2-й вариант

Разработка урока математики в 5 классе по теме Сложение и вычитание обыкновенных дробей

Разработка урока математики в 5 классе по теме Сложение и вычитание обыкновенных дробей



Ответы:

1-й вариант 2-й вариант

Разработка урока математики в 5 классе по теме Сложение и вычитание обыкновенных дробей

Разработка урока математики в 5 классе по теме Сложение и вычитание обыкновенных дробей




  1. Работа в группах по проверке самостоятельной работы.

  2. Дом задание: придумать и записать в тетради на различные случаи сложения и вычитания обыкновенных дробей.

  3. Рефлексия.Разработка урока математики в 5 классе по теме Сложение и вычитание обыкновенных дробей

© 2010-2022