Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках математики и информатики

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках математики и информатики.






Выполнила:
учитель первой категории

Родзонюк Лариса Сергеевна


































Введение


  1. Формы, приемы и методы работы с одаренными детьми на уроках информатики.

  2. Формы, приемы и методы работы с одаренными детьми на уроках математики.

  3. Формы и методы работы с одаренными детьми во внеурочное время.

Заключение

Список использованных источников.

Введение.

Проблемы работы с одаренными учащимися - одна из современных задач модернизации образования, но она всегда присутствовала и решалась в той или иной степени на всех этапах развития любой системы образования посредством дифференцированного и индивидуального подхода в обучении . Я считаю, что долг и дар учителя заключается в том. чтобы создать условия , в которых ученик мог бы проявить себя и показать путь для самореализации. Мои учебные предметы - информатика и математика обладают огромным потенциалом для всестороннего развития личности, а значит и для выявления одаренных детей , так как здесь как нигде ещё , реализуются межпредметные связи.

Школа- это образовательный центр, где учат жить, любить, творить, закладывают фундамент, а каждый прожитый день впечатляет и радует каким-нибудь новым открытием или исследованием. Мир вечного детства и взрослеющей юности строят вместе и дети, и педагоги; это наше красивое, прочное и светлое будущее, всегда востребованное в жизни.

Вот уже несколько лет наша школа реализует программу работы с одаренными детьми, и каждый педагог нашей школы использует те или иные методы и приемы работы с одаренными детьми. Вот почему целью своей работы считаю - деление опытом работы с одаренными детьми на уроках математики и информатики. Чтобы достичь своей цели мне нужно решить следующие задачи: дать определение понятия одаренности ребенка, показать отдельно формы и методы работы с одаренными детьми на уроках информатики (первая часть работы), на уроках математики (вторая часть работы), а так же во внеурочной деятельности (третья часть работы) и проанализировать полученные результаты.


  1. Формы, приемы и методы работы с одаренными детьми на уроках информатики.

Среди учащихся нашей школы я не смогла выявить одаренных детей, среди них есть только прилежные дети, готовые учиться, не смотря на сложности. Вот этих детей и буду считать одаренными.

Одаренным считается ребенок, значительно опережающий своих сверстников в умственном развитии, либо выделяющийся среди других детей специальными способностями ( музыкальными, художественными, спортивными и т.д.)
Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от сверстников: отмечается высокая любознательность и исследовательская активность. Уже в раннем возрасте они способны прослеживать причинно - следственные связи, обладают отличной памятью, их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко использовать накопленные знания. Чаще всего привлекает их большой словарный запас, способность концентрировать внимание, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна.
Основной формой организации учебного процесса является урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию. Должны получить широкое распространение следующие формы и методы работы:
- групповые формы работы,
- самостоятельная познавательная деятельность учащегося,
- дискуссии, диалоги,
- творческие задания,
- семинары, практикумы.
Так как информатика - это наука изучающая, информационные процессы, то материал насыщен разного рода схемами, схемами передачи и получения информации, блок-схемами, семантическими сетями и графами, с которыми можно работать по-разному.
Среднему ученику можно предложить сделать доклад по схеме, одаренному же ребенку, наоборот, можно предложить по тексту составить схему. Любую научную, да и жизненную ситобработки информации, круговорот воды в природе) - одаренный ребенок ее составляет, обычный ученик - читает.
Логические задачи - неотъемлемая часть информатики. Именно они помогают выявить детей с развитым логическим мышлением. Одаренный ребенок сразу же выстроит логическую цепочку и выдаст ответ, остальные же получат ответ только после того, как несколько раз перечитают исходные данные.
Так как одаренный ребенок многому учится самостоятельно, то мастер-классы на уроках - это еще один прием работы с одаренными детьми. Школьная программа по информатике затрагивает изучение не всех возможностей компьютера, а вот одаренные дети эти возможности изучают и на мастер-классе показывают то, чему научились самостоятельно, тем самым вызывая интерес одноклассников и к предмету и чему-то неизведанному.
Думаю, ни для кого не будет новостью то, что исследовательская и проектная деятельность - это так же формы работы с одаренными детьми. На уроках информатики, я стараюсь включить всех детей в проектную деятельность - объединяю в группу одного одаренного ребенка и несколько менее успевающих. Здесь одаренный ребенок выступает в виде тьютора, то есть направляет работу группы, ну и выполняет сложную часть проекта.
На практических заданиях я заготавливаю карточки для нескольких вариантов, которые состоят из нескольких заданий. Под текстом задания даю разъяснения - сколькими баллами оценивается то или иное задание. Как правило последнее задание - это задание для сильного ребенка. (подобное использую и в тестировании).


  1. Формы, приемы и методы работы с одаренными детьми на уроках математики.

Самый верный способ помочь ребенку раскрыть себя - научить учиться. В этом помогает самостоятельный поиск. Именно этот прием в работе с одаренными детьми я использую на уроках математики. Ведь талантливому ребенку не нужно до конца все «разжевывать». Иногда при объяснении нового материала, рассказав суть, и не вникая в подробности, предлагаю дальше некоторым ребятам из класса продолжить работу самостоятельно, отыскав свой путь решения задачи. Главное, чтобы на этом этапе у детей были сформированы умения самостоятельно добывать знания из различных источников, анализировать факты, делать выводы и обобщения, аргументировать свой ответ.

При выполнении контрольных и самостоятельных работ, для одаренных детей стараюсь делать отдельный вариант с более сложными заданиями или с заданиями на смекалку.

В среднем звене одаренного ребенка можно попросить выполнить частично роль учителя, то есть, после выполнения обязательных заданий, проверить эти же задания у отстающих учеников, постараться разъяснить им непонятные моменты.
Еще я использую творческие работы. Творческие работы школьников могут быть представлены в следующих формах: информационно - реферативные, проблемно - реферативные, экспериментальные, описательные, исследовательские. Чаще всего это применимо либо к биографии или вкладу великих математиков, либо в выведении новых формул или к геометрическим гипотезам и теоремам.

И так как математика является обязательным предметом итоговой аттестации, то на уроках часто даю задания из ГИА и ЕГЭ, которые уже подразделяются на базовые и углубленные.

3. Формы и методы работы с одаренными детьми во внеурочное время.

Методы и формы работы можно разделить на урочные и внеурочные. Внеурочные формы и методы работы обладают широкими возможностями выявления и развития одаренности учащихся. Это факультативы, кружки, участие в олимпиадах, конкурсах. Особую роль играет система внеурочной исследовательской работы учащихся. Главным результатом этой деятельности являются итоговые работы, представленные старшеклассниками на научно - практические конференции.
Другой вариант внеклассной работы с одаренным ребенком - индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.

Если брать внеурочные занятия по информатике, то на них у детей можно развивать художественную одаренность (рисунки, презентации), навыки по программированию, логическое мышление. Вот уже на протяжении пяти лет мы принимаем участие в конкурсе «КИТ - компьютеры, информатика, технологии»., в конкурсах компьютерного рисунка и компьютерного видео: «Здоровая нация - здоровая Россия».

Консультации по математике стараюсь проводить отдельно с сильными и слабыми учащимися, чтобы не терялся интерес. Так же сильным учащимся предлагаю проходить он-лайн тестирование, участвовать в конкурсах. Внеурочная деятельность по математике предполагает подготовку к олимпиадам по математике и конкурсу «Кенгуру», «Олимпик», «Меташкола».

Особое место занимают предметные недели, которые позволяют отвлечь одаренных детей от повседневности и разнообразить их деятельность - это КВН, творческие проекты, конкурсы сказок и стихов и многое другое.


Заключение.

Современное общество ставит перед школой задачу подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. Школа не может дать знания на всю жизнь, а вот научить, выработать стремление к постоянному самосовершенствованию - её главная задача. Во всех документах от школьного до федерального уровня поддержка "талантливого ребенка" провозглашается приоритетной задачей.
Вот почему целью моей работы было стремление показать формы, методы и приемы работы с одаренными детьми. Так как информатика на прямую связана с компьютером, Интернетом, различными технологиями здесь важно не упустить одаренных детей, так как интерес к информатике может затеряться в социальных сетях и компьютерных играх.
Что же касается математики, то эта наука всегда будет важной и всегда будет важно уметь считать, кем бы ты ни стал в будущем.

В целом хорошая работа с одаренными детьми позволит:

  • создать возможности для проявления одарённости и таланта;

  • обеспечить условия для профессиональной ориентации, творчества и образования повышенного уровня школьникам;

  • внедрить методические разработки и информационные технологии в систему работы учителей-предметников;

  • с успехом пройти аттестацию и поступить в престижное ВУЗ.

Национальная инициатива "Наша новая школа" предполагает организацию работы по развитию детской одаренности в трех направлениях:
1) выявление детских талантов и талантливых детей;
2) поддержка развития талантов;
3) повышение квалификации педагогов в области работы с высоко способными детьми.
Если дети - национальное достояние любой страны, то одаренные дети - её интеллектуальный творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учениках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего Отечества.


Список использованных источников.


  1. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. - М., 1981.

  2. Волков И.П. Много ли в школе талантов. - М., 1989.

  3. festival.1september.ru/articles/593595/

  4. pedsovet.su/load/138-1-0-8323


© 2010-2022