Статья Использование образовательных технологий обучения в изучении математики

При работе я использую сочетания тех педагогических технологий, реализация которых обеспечивает успешное конструирование адаптивной образовательной среды. Образовательный процесс в современной школе предоставляет каждому ученику, опираясь на свои способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и поведении.  Комплекс технологий адаптивного обучения как условие и средство проектирования адаптивной образова...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обоснование выбора, программы, методики, методы, приемы и технологии

Использование образовательных технологий обучения в изучении математики в Журавлевской средней общеобразовательной школе.

При работе я использую сочетания тех педагогических технологий, реализация которых обеспечивает успешное конструирование адаптивной образовательной среды. Образовательный процесс в современной школе предоставляет каждому ученику, опираясь на свои способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и поведении.

Комплекс технологий адаптивного обучения как условие и средство проектирования адаптивной образовательной среды может включить следующие технологии: проблемное обучение, игровая деятельность, групповое самостоятельное обучение, коллективное самостоятельное обучение, уровневая дифференциация, проектное обучение, модульное обучение, педагогическая диагностика, рейтинговое обучение, мониторинг уровня обученности.

На практике использую элементы всех этих технологий, учитывая возраст, основной вид деятельности на уроках, степень сложности усвоения темы, подготовленности учителя и т.д. На уроках математики часто использую игровую деятельность. Результатом использования игровых уроков были: урок - путешествие «Путешествие по системе координат» 6 класс, урок-сказка «Решение уравнений» 5 класс, проводимые в рамках предметной недели по математике, и получившие хорошую оценку.

Технологию проблемного обучения рассматриваю как стержневую в системе комплекса личностно - ориентированных технологий, поскольку преобразующая деятельность ученика может быть эффективно реализована только в процессе самостоятельной работы по выполнению задания проблемного характера.

Владение комплексом адаптивных технологий обучения, оптимальное их сочетание расширяет возможности учителя и позволяет ему успешно преодолевать трудности в образовании школьников. Адаптивная программа подбирает или предоставляет обучаемому возможность самому выбирать уровень сложности нового учебного материала, изменять его по мере усвоения, обращаться к электронным справочникам, словарям, пособиям и т.д.

Урок, в котором учащиеся будут самостоятельно добывать знания, получат удовольствие от работы, почувствуют себя умными и способными.

Поэтому главной задачей для меня, как учителя является научить учащихся работать самостоятельно.

Учебный процесс я строю так, чтобы учащиеся были активными участниками процесса познания, а учитель выступал в роли организатора- технолога, дающего возможность детям проявить себя, быть творцами.

Взаимоотношения строю по принципу «ТриССС» «Сотрудничества, Соучастия, Сопереживания», взаимопонимания и взаимовыручки.

Осуществляя всеобщее среднее образование и добиваясь высокой успеваемости, учителя направляют внимание на то, чтобы все учащиеся достаточно твердо усвоили основные вопросы государственных стандартов, но работа на среднестатистического ученика, приводит к снижению интереса к учению способных учащихся.

Модульное обучение - это выполнение индивидуальной программы для самостоятельной работы в форме «путеводителя».

Целевые ориентации:

1. Эффективное обучение на основе научно разработанной программы.

2. Обучение, учитывающее индивидуальные данные ребенка.

Модульное обучение (как развитие блочного) - такая организация процесса учения, при которой учащийся работает с учебной программой составленной из модулей.

Технология модульного обучения является одним из направлений индивидуализированного обучения, позволяющим осуществлять самообучение, регулировать не только темп, но и содержание учебного материала.

Подготовка учителя к традиционному уроку заключается, как правило, в тщательном отборе учебного материала, установлении в нем логических связей, компоновке его в виде схематических таблиц для наглядного восприятия учащимися и т.д. А в этом случае школьникам достаточно легко усвоить предлагаемое учебное содержание, однако такой подход не способствует развитию творческого потенциала личности.

Модульное обучение представляет собой новую педагогическую технологию, основанную на самостоятельном добывании школьниками знаний в процессе работы с учебной, научно - популярной и справочной литературой в результате овладения содержанием модуля. В педагогической литературе модуль определяется как целевой, функциональный узел обучения, который объединяет учебное содержание и технологию овладения им.

Технология модульного обучения является одним из направлений индивидуализированного обучения, позволяющим осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала.

Методическому инструментарию учителя отводится ведущая роль в проектировании и проведении учебно-воспитательного процесса.

Основной объект проектирования в технологии - эта учебная тема - дидактический модуль. Продолжительность темы по теме - 6 -8 уроков. В одной теме может быть от двух до пяти микроцелей. Учитель формирует микроцели в форме: «знать…», «уметь…», «понимать…», «иметь представление о…», «уметь давать характеристику…». По каждой теме проект учебного процесса будеть состоять из технологической карты и набора информации.

В современном традиционном обучении бытует чаще всего стихийное, от случая к случаю, обучение работе с учебной литературой. Именно в процессе модульного обучения формируются такие умения, как:

- читать быстро и с необходимыми смысловыми акцентами;

- понимать текст;

- структурировать текст;

- привлекать ранее усвоенные знания для понимания текста;

- применять справочную литературу;

- определять предмет изучения;

- выделять основные понятия;

- определять понятия;

- устанавливать связи данных понятий с ранее изученными;

- выделять главные идеи текста, т.е. те, которые подлежат запоминанию и пониманию в соответствии с учебной задачей.

Свой опыт работы по модульной технологии распространила на районном семинаре:

• в 2009 году давала открытый урок в 7 классе «Модульная технология на математики» тема «Одночлены и действия с ними»;

Использование самостоятельной деятельности, в частности проектной модульной технологии, помогает лучшей организации научно-практической деятельности учащихся. Проектная деятельность позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Задача учителя - создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе.

В последние два года использую компьютерную технологию. За последнее время для учащихся и учителей математики разработаны, и выпущены различные программы: обучающие, тренинговые, контролирующие (тесты), а также электронные учебники, справочники, и экзаменаторы.

Форм подачи материала учителем на уроке с использованием компьютерных технологий много: это презентация, электронные учебники, виртуальная практические и лабораторные работы, тесты, тренинги.

Я считаю презентация с включением дополняющих технологий - самая удобная и не сложная форма для учителя при проведении урока. Главное в презентации это - тезисность для учителя и наглядность для ученика. В презентации могут быть показаны самые выигрышные моменты темы: эффектные превращения в форме мультипликации, портреты ученых, схемы, таблицы, цитаты, графики, т.д.

На экране могут появляться определения, которые учащиеся переписывают в тетрадь. Тесты могут быть использованы на уроке при проверке домашнего задания и при закреплении. В электронной версии тесты могут представлять собой варианты от карточек с вопросами и вариантами ответов, до сложных многоуровневых структур, где ученику предлагаются небольшие подсказки. По результатам таких тестов можно судить о степени подготовленности учеников по данной теме.

Таким образом, применение компьютерных технологий на уроке позволяет ученикам с интересом и быстро усваивать больший объем научно-познавательной информации, урок становится более интересным и увлекательным, качество обученности учащихся повышается, но самое главное данный материал надолго остается в памяти.

Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать как учителю, так и учащимся, различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся.

Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету, внеклассной работе и взаимосвязи с другими предметами учащимся предлагаются творческие задания, которые могут выражаться:

1) в составлении кроссворда по теме, использовании его для контроля знаний других учащихся;

2) в изготовлении динамического пособия: модели проволочные, съемные и разъемные;

3) в составлении опорных схем и конспектов, кроссвордов;

4) в подготовке различных сообщений и докладов, рефератов

5) в изготовлении презентаций и др.

Используемая технология дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Так, дети с математическими способностями чаще работают по изготовлению программных продуктов - презентаций. Дети «гуманитарии» выбирают - работу по составлению кроссвордов или сообщений, докладов, рефератов.

Двухгодичный опыт работы в системе показал эффективность такой работы. Свидетельство тому повышение познавательной активности учащихся, их мотивации к учению - о чем можно судить по успеваемости по предмету, где обучение строилось с применением информационных технологий.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»

В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернет в школьное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам и по математике в том числе. Интернет действительно становится доступным для использования в образовательном процессе. А в отношении постановки учебных задач вхождение в Интернет мало, чем отличается от просмотра учебного видеофильма или учебной экскурсии. Без четкого сценария посещение Интернета не может оказаться полезным и эффективным. При этом главное в сценарии - нацеливание на вопрос: зачем и для чего используется Интернет? Он позволяет реализовать три сценария:

во-первых, может быть поставлена задача найти дополнительную учебную информацию с сохранением её на магнитных носителях для последующего многократного использования разными пользователями. Например, при изучении темы «Многогранники» в 10 классе мною было дано задание найти сведения о предметах природы, имеющих форму геометрических тел . Учащиеся, пользуясь Интернетом, нашли много дополнительной очень интересной информации по данным вопросам. В 6 классе на тему «Координаты на плоскости » было дано задание написать реферат о созвездиях и мифах.

во-вторых, возможна задача: отыскать принципиально новую информацию, сопоставить её с известной, то есть создать проблемную ситуацию, инициирующую конструктивное общение. При изучении в 11 классе по геометрии темы «Пирамида» мною было дано задание подготовить для одноклассников интересные факты о пирамидах, исторический материал.

в-третьих может быть поставлена задача сделать обзор (аналитический обзор, дайджест, реферат) по сформулированной заранее теме, что может оцениваться как проектная работа ученика. В 6 классе при изучении темы «История числа» мною было дано задание сделать материал о значении предмета математики в жизни человека. Собранный материал учащиеся оформили в виде мультимедийных презентаций.

Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования учителя и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам.

Свои уроки размещаю на интернет сайте журнал «Коллеги».

Без самостоятельности в обучении немыслимо глубокое усвоение знаний. Самостоятельность неразрывно связана с активной познавательной деятельностью, что в свою очередь является движущей силой в процессе познания. Самостоятельность мышления и целенаправленной деятельности является важнейшим качеством человека.

И формировать это важнейшее качество личности человека может только учитель, который не является информатором новых знаний. Ученики должны добывать эти знания; мы их не учим, они учатся сами. В результате школьники более эффективно осуществляют общее развитие своей личности. А в классах, где целенаправленно осуществляется работа по развитию умений и навыков самостоятельной деятельности ребята быстрее в дальнейшем привыкают к студенческой жизни, легче преодолевают такие трудности, как конспектирование лекций, подбор необходимой литературы, сдача зачетов и экзаменов. И становятся хорошими студентами, а затем и конкурентоспособными, успешными людьми.

За последние три года

  • Изменилось содержание учебных работ школьников, как влияние технологии презентационной деятельности и компьютерной грамотности. (презентации работ см. в приложении)

  • -повышенный интерес к урокам математики;

  • -улучшает качество знаний;

  • -развивает способность проявлять самостоятельность инициативу, индивидуальность.

Использование в своей работе различных форм, методов работы позволило мне преодолеть пассивность учащихся, тем самым повысить интерес к предмету.

Применяемые методы, приемы и технологии способствует развитию интеллектуальных, коммуникативных самостоятельных и творческих умений, а также помогает становлению таких черт характера, как ответственность, любознательность, целеустремленность, настойчивость, толерантность, умение работать в команде.

Познавательная деятельность помогает мне создавать творческую, доброжелательную атмосферу на уроке, а ребенку поверить в свои силы. Без сомнения, проекты являются одним из способов самовыражения ребенка, способствуют его самореализации.

Но не смотря на внедрение инновационных технологий в образовательный процесс, не стоит забывать, что на уроках должны иметь место и традиционные формы обучения, которые помогают также добиться хороших результатов. Учитель должен уметь комбинировать элементы всех форм, методов, технологий и приемов обучения, как современных, новых, так и традиционных, для достижения главной цели - научить ребенка учиться жить.



© 2010-2022