• Преподавателю
  • Математика
  • Из опыта работы “Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время”

Из опыта работы “Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время”

"Описание материала: Работая много лет,каждый учитель собирает определенный запас материалов своей педагогической деятельности,которыми может поделиться с единомышленниками. Грандиозные задачи нынешнего времени будут воплощать в жизнь современные школьники и задача школы раскрыть таланты ребенка ,не дать им растеряться,не проявиться,развиться за годы учебы в школе. В наше стремительное время, в век развитых технологий очень важно увидеть человека и укрепить веру в его значимости для общества. П...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Отдел образования, спорта и туризма Столбцовского райисполкома

Государственное учреждение образования "Гимназия №1 г. Столбцы"









Описание опыта педагогической деятельности



"Развитие познавательной активности учащихся

на уроках математики и во внеурочное время"







Цвирко Светлана Викторовна,

учитель математики

8(029) 7665320,8(044)5987993;

[email protected]

Содержание


Введение………………………………………………………………………….2

Основная часть…………………………………………………………………...6

Заключение и выводы……………………………………………………………………………13

Список использованных источников…………………………………………...14

Приложения









Введение

« Учение, лишенное всякого интереса и взятое

только силой принуждения, убивает в ученике

охоту к овладению знаниями.

Приохотить ребенка к учению гораздо более

достойная задача, чем приневолить.»

К.Д. Ушинский

В современной школе первостепенное значение отводится задаче развития у учащихся способности самостоятельно и быстро ориентироваться в проблемах науки, техники и производства. У большинства учащихся нет стойкого интереса к учёбе. Причинами тому могут быть, с одной стороны, однообразие методов проведения занятий, недостаточное использование творческих форм работы, а также единый подход и требования к школьникам с гуманитарным и математическим складом ума, с другой - бессистемное получение сведений по телевидению и из других источников.

Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности». Основная и очень ответственная задача школы - раскрыть индивидуальность ребёнка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Роль учителя состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на «усреднённого» ученика, а с каждым в отдельности с учётом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

Образование - процесс обучения и воспитания, осуществляемый в интересах личности, общества и государства. Любые изменения, происходящие в какой- либо сфере деятельности человека, обязательно касаются процесса обучения. Поэтому процесс обучения постоянно совершенствуется, а учитель находится в постоянном поиске, применяя различные технологии обучения. В настоящее время происходят глубокие преобразования во всех сферах жизни людей: материальном производстве, общественных отношениях, духовной культуре[12].

Актуальность темы

Грандиозные задачи нынешнего времени будут решать те, кто сегодня садится за школьную парту. В связи с этим от школы требуется формирование у учащихся таких черт, как гибкость мышления, изобретательность, чувство нового, чувство выбора. Такие черты характерны для человека, обладающего научным мировоззрением.

Успешная педагогическая деятельность невозможна без знания учителем интеллектуальных способностей учащихся, мотивации, способностей учащихся к мыслительным операциям.

Объективная реальность нашего времени - необходимость использования эффективных форм и методов обучения. Традиционные приемы во многом устарели, не способны обеспечить мотивацию обучения, сотрудничество и эффективную обратную связь учителя и учащихся.

В образовательном процессе познавательная деятельность учащихся играет ведущую роль, так как посредством неё осуществляется усвоение содержания обучения. Я считаю, что одной из главных задач является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого потенциала учебного материала с целью овладения новым знанием. Работать над активизацией познавательной деятельности - это значит, формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к глубокому познанию изучаемых предметов. Для привития глубокого интереса учащихся к математике, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста. Основная задача моей деятельности - повышение внутренней мотивации учения. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна.

Цели и задачи опыта

Я стараюсь, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществлять передачу опыта, но и укреплять веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своем развитии более способным детям, учить всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся.

Цель обобщения опыта: поиск условий и способов активизации познавательного интереса учащихся к учебному предмету математики.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:

усовершенствование навыков учащихся по решению задач различного типа и различного уровня сложности;

развитие творческой активности, инициативы и самостоятельности учащихся;

подготовка учащихся к практической деятельности;

использование элементов технологии исследовательской деятельности учащихся, технологии проектного обучения, технологии крупноблочного обучения;

организация участия в школьной, районной и областной олимпиадах, различного ранга конкурсах исследовательских работ.

Новые знания лучше воспринимаются тогда, когда учащиеся хорошо понимают стоящие перед ними задачи и проявляют интерес к предстоящей работе. Постановка целей и задач всегда учитывает потребность учащихся к проявлению самостоятельности, стремление их к самоутверждению, жажде познания нового. Если на уроке есть условия для удовлетворения таких потребностей, то учащиеся с интересом включаются в работу.

Теоретическая база опыта

В основе педагогического опыта лежат идеи Богоявленской Д.Б., Дружинина В.Н., Лернера И.Я., Леонтовича А. В., Якиманской И.С.

Богоявленская Д.Б. на основании экспериментальных данных сделала вывод о том, что становление творческих способностей не идет линейно, а имеет в своем развитии два пика: наиболее яркий всплеск их проявления отмечается к 3 классу (возраст 10 лет), а второй приходится на юношеский возраст. Именно в 13-14 лет (7 класс) учащиеся впервые начинают изучение алгебры и геометрии, поэтому правильно организованная исследовательская деятельность на уроке математики и во внеурочное время будет способствовать развитию творчества и познавательной активности в этом возрасте, а в контексте опыта рассматривается как способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации, решать исследовательские задачи [1].

Научные идеи Дружинина В.Н. посвящены изучению деятельностного характера исследования и выработке новых знаний как одному из видов познавательной деятельности. В моем опыте «исследование» рассматривается в контексте исследовательской деятельности учащихся - как деятельности, связанной с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением [3].

Именно Дружинин В.Н. считает (и с ним нельзя не согласиться), что «эта деятельность - ее принято называть творчеством - требует непрерывного созидания идей, которых нет в наличном состоянии знаний.

Продолжение работы по данному направлению мы находим у Лернера И.Я., который отмечал ценность творческого подхода к решению проблем. «Это предполагает готовность и способность человека при решении возникающих перед ним проблем двигаться новыми, нестандартными, изобретательскими путями; не довольствоваться готовыми схемами и стереотипами, выходить за рамки нормативных систем [6].

Так, Альтшуллер Г.С. считал, и с этим нельзя не согласиться, что правильная организация исследовательской деятельности дает возможность учащемуся выявить свой творческий потенциал.

Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении [15].

Существуют разные подходы к понятию познавательной активности учащихся. Б. П. Есипов считает, что активизация познавательной деятельности - сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками.

Г. М. Лебедев указывает, что "познавательная активность - это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении". В перовом случае идет речь о самостоятельной деятельности преподавателя и учащихся, а во втором - о деятельности учащихся. Во втором случае в понятие познавательной активности автор включает интерес, самостоятельность и волевые усилия учащихся [8].





Основная часть

Сущность опыта

Познавательная учебная активность школьника выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе. Психологи убеждают, что познавательная активность - качество не врожденное и не постоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием различных факторов. На ее уровень сильно влияют отношения учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самого школьника. Поэтому у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность меняется.

Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом.

Как утверждают психологи, активизация познавательной деятельности способствует развитию познавательного интереса[12].

Аспекты методики познавательного интереса включают три момента:

1)привлечение учащихся к целям и задачам урока;
2)возбуждение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала;
3) включение учащихся в интересную для них форму работы.

Каким бы хорошим знанием предмета, высокий эрудицией не обладал учитель, традиционный урок мало способствует эмоциональному настроению учащихся на дальнейшее восприятие учебного материала, активизации их мыслительной деятельности, развитию и реализации их потенциальных умственных способностей. Снятию усталости, лучшему усвоению учебного предмета, развитию научного интереса, активизации учебной деятельности учащихся, повышению уровня практической направленности математики способствуют наиболее активные формы, средства и методы обучения.

Я использую следующие элементы (формы и средства обучения):

специальная литература;

опорные конспекты;

лекционные и семинарские занятия;

тестовые задания;

самостоятельная работа учащихся;

начальная подготовка с младшими школьниками (4 классы);

подготовка через факультативные занятия ( 5-11 классы);

научно-практическая работа учащихся;

внеклассная работа .

Нетрадиционные формы уроков позволяют сделать математику более доступной и увлекательной, привлечь интерес всех учащихся, привлечь их к деятельности, в процессе которой приобретаются необходимые знания, умения и навыки. Применяя в течение ряда лет в своей практике нестандартные уроки, я сделала вывод, что такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика. Это одна из форм активного обучения

В своей практике я использую лекционные занятия. Лекции должны вызывать у учащихся прежде всего познавательный интерес, который активизирует умственную деятельность учащихся на данном уроке и будет стимулом, предпосылкой успешного решения интеллектуальных задач в будущем. В своих лекциях использую элементы занимательности - одно из средств формирования устойчивого познавательного интереса, который является своеобразной, эмоциональной разрядкой на уроке и способствует мобилизации внимания и волевых усилий учащихся. Это занимательные и интересные факты из художественной, научно-популярной литературы и других источников.

При изучении темы « Арифметическая и геометрическая прогрессия. Формулы п -го члена» ( 9 класс) активными методами познания становятся аналогия, сравнение, обобщение. Происходит процесс сравнения математических фактов, выясняются аналогичные свойства, наличие их у новых объектов или их отсутствие, перенос известных свойств на новые объекты(Приложение1).

Чтение лекции сопровождаю необходимыми записями опорных конспектов, рисунками, схемами, знакомлю учащихся с противоречиями в науке, жизнью и деятельностью ученых-математиков. Использование опорных схем-конспектов дает возможность значительно сократить время, необходимое для усвоения определенного объема учебного материала. При составлении схем-конспектов учитель и ученики руководствуются программой, учебником, методической и научно-популярной литературой. Выделяют главные, узловые вопросы темы урока и размещают их так, чтобы это способствовало лучшему осмыслению и запоминанию.

Хочется выразить слова благодарности Казакову В.В за прекрасное пособие по геометрии для 7-9 классов «Наглядная геометрия. Опорные конспекты. Контрольные вопросы. Задачи на готовых чертежах», где предлагается система крупноблочного изложения материала по планиметрии, данное пособие в своей работе дает мне возможность:

-использовать краткий рассказ по теме и опорный конспект для изложения нового материала;

-использовать устные вопросы для углубления знаний учащихся по теоретической части материала;

-использовать материалы для проведения тематических зачетов(вопросы и ответы на них);

-использовать задачи с готовыми чертежами (детям очень нравиться такой вид работы ибо экономится время ,связанное с выполнением рисунков и есть возможность выполнить большее количество задач)при фронтальной работе, для организации индивидуальной работы учащихся, проведения самостоятельных, проверочных и контрольных работ. Практикую так называемые «домашние» контрольные работы, где учащиеся имеют неограниченное время выполнения и оценка выставляется по желанию, тем самым стимулируется их познавательная активность .

Для отработки и закрепления полученных знаний я использую уроки-практикумы. Основная цель уроков-практикумов состоит в том, чтобы выработать у учащихся умения и навыки в решении задач определенного типа или вида, в овладении новыми математическими методами. Первый этап подготовки к таким урокам состоит в математическом и дидактическом анализе теоретического и практического материала темы. При анализе практического материала мною предпринимаются следующие действия:

- решить все задачи по теме из учебника, выделив основные виды задач;

-установить соответствия практического материала изученной теории;

-выявить функции каждой задачи (дидактическая, познавательная, развивающая, практическая);

-выделить новые для учащихся типы задач, примеры и методы их решения;

-отобрать ключевые задачи на применение изученной темы;

-выделить задачи, допускающие несколько способов решения;

-спланировать циклы взаимосвязанных задач;

-составить контрольную работу, учитывающую уровень развития каждого ученика.

Так на уроке в 11 классе по теме «Методы решения показательных уравнений» рассматриваются различные виды уравнений, способы решения (Приложение 2).

Одной из форм активного обучения можно назвать урок-консультация. Такой урок проводится при закреплении навыков по какой-либо теме. Он представляет собой своеобразную самостоятельную работу учащихся. Удобно проводить такие уроки сдвоенными(если есть такая возможность). Для этого я готовлю индивидуальные карточки для каждого ученика или 4-8 различных вариантов. В карточке около от 4-х и более заданий. Первые задания составляется так, чтобы проверить усвоение обязательных результатов обучения. Вторые задания составляется для ребят, которые усвоили тему на уровне обязательных результатов обучения. В это задание добавляются некоторые элементы сложности. Третьи задания аналогично второму, только его сложность увеличивается вдвое. Четвертые задание- это задание повышенной сложности, то есть в него входят упражнения, требующие дополнительных знаний, смекалки, неординарного мышления. Урок начинается с моего объяснения и предложения выполнить всем учащимся первое задание. По мере выполнения у некоторых учащихся появляются сомнения, какие-либо вопросы, касающиеся как данной темы, так и других тем, встречающихся в задании. Всегда в классе найдутся ребята, имеющие по каким-либо причинам непрочные знания. Вопрос ученика- это поднятая рука или сигнальный флажок. В этом случае я немедленно даю консультацию, отвечая на любой вопрос, касающийся задания. В конце урока работы собираются на проверку. Они оцениваются с учетом полученных консультаций. Но если ученика не устраивает оценка, он может отказаться от неё, тогда эта оценка в журнал не выставляется. Во время закрепления полученных знаний ребята имеют возможность выполнить опережающие задания и получить дополнительные баллы, улучшая свои оценки. Положительные результаты таких уроков- консультаций налицо: не только исчезают пробелы в знаниях учеников по данной теме, но и закрепляются, вспоминаются и другие темы предмета. Ребята приучаются правильно оценивать свои возможности, причем иногда и рисковать. Урок-консультация позволяет учителю работать индивидуально с каждым учеником. Урок-консультация в 11 классе по теме « Задачи на многогранники и тела вращения» ставит следующие задачи :

-проконтролировать степень усвоения учащимися основных формул на вычисление площади полной поверхности, площади боковой поверхности, объёмов многогранников и тел вращения;

-развить навыки работы с заданиями части В, умение правильно записывать ответы в бланк ЦТ.

Нельзя научиться математике, наблюдая этот процесс со стороны, поэтому на уроках - практикумах я стараюсь развивать самостоятельность учащихся при решении задач.

Самостоятельная работа как форма развития познавательного интереса учащихся на всех этапах урока и в домашнем задании характеризуется как активная, так как позволяет управлять процессом учения, способствует развитию самостоятельности мышления и стимулирует учебную деятельность. Результативность самостоятельных работ определяется индивидуальным и дифференцированным подходом к учащимся в процессе их обучения (Приложение 6).

Для обучения учащихся поисковой работе используется система методических приемов. Прежде всего - это выработка у учащихся навыков к построению логической цепи рассуждений при выполнении письменных и устных упражнений и при решении тестовых заданий. Один из способов обучения этому - использование системы усложняющихся упражнений в написании тестов. Применение тестов на уроках математики обеспечивает не только объективную оценку знаний и умений учащихся, но и эффективную обратную связь в учебном процессе, выявляет факт усвоения знаний, что необходимо для получения реальной картины того, что уже сделано в ходе учебного процесса и что предстоит сделать. Прежде чем применять тесты на уроке, необходимо определиться в целях изучения данной темы и конкретного урока, то есть определиться, как ученики должны усвоить данный учебный материал: только узнавать, различать, что к чему (1-й уровень), или выполнять какие-то задания, что-то определять, доказывать, то есть действовать в известной им стандартной ситуации (2-й уровень), а может быть вы выводите своих учеников на уровень эвристической деятельности, учите умению действовать в нестандартной для них ситуации (3-й уровень). Затем необходимо познакомиться и освоить методику составления тестов, их оценку, составить шкалу оценок, в соответствии с которой оценивать работы учеников. В заключении результаты тестирования анализируются, и делается вывод, проектируется дальнейший учебный процесс (Приложение 3).

В современной ситуации в школьном образовании произошел отказ от профильных классов, где осуществлялось обучение на повышенном уровне. Поэтому возникла такая ситуация, в которой факультативные занятия служат для отработки умений и навыков учащихся в решении задач, расширения кругозора и познавательной активности каждого учащиеся, который посещает факультативные занятия. Именно на факультативных занятиях преподаватель на равных с учащимися. Они ищут порой нестандартные способы решения разнообразных задач, переосмысливают пройденный материал на более углубленном уровне. Факультативные занятия раскрывают новые связи, благодаря чему качество знаний и умений повышается. Учащиеся устанавливают для себя новые знания и опыт, которые максимально могут применить в разнообразных жизненных ситуациях(Приложение 5).

Учащиеся всегда с большим интересом проводят работу, приближающуюся по своему характеру к научному исследованию, она побуждает их к активности, организации данного вида труда: составлению предварительного плана поисков, углубленной работе с литературой, выполнению условий проведения экспериментов, самостоятельному вдумчивому оформлению полученных результатов (доклады, написание рефератов, разработка сценариев внеклассных мероприятий, участие в конкурсах и научно-практических конференциях и т.д.).

В 5-9классах у учеников должен формироваться интерес и положительная мотивация через освоение новых аспектов содержания и более сложных способов деятельности. Познавательная учебная активность школьника выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе.

Большая работа проводится с одаренными учащимися и учащимися, которым просто нравиться учить математику. Начиная с 4 класса, и на протяжении 8 лет ведется усиленная подготовка таких учащихся в целях подготовки их к успешному выступлению на олимпиадах, научно-практические конференциях.

Ежегодно в нашем учреждении образуется группа учащихся, которых серьезно увлекает математика, которые желают продолжить исследовательскую работу в этом направлении. Одним из самых ответственных и важных моментов исследовательской работы является выбор темы исследования каждым учащимся. При определении тематики ученических исследований необходимо учитывать следующие критерии:

1) актуальность темы, недостаточность ее изученности и важность в практическом отношении;

2) соответствие интересам учащегося-исследователя;

3) реальная выполнимость;

4) возможность более глубокого осмысления общих закономерностей процессов, изучаемых избранной наукой;

5) обеспеченность необходимым количеством различных источников;

Таким образом, правильно организованная работа по научно-исследовательской деятельности учащихся ориентирует на овладение определенными видами деятельности, повышает интерес к исследованию, развивает исследовательские умения и навыки.

Результативность моих учащихся в исследовательской деятельности:

2008-2009г диплом 1 степени на районной научно-практической конференции по теме «Теоремы Чевы и Менелая» (Приложение4).

2009-2010 диплом 1 степени на районной научно-практической конференции по теме «Геометрия масс».

2010-2011г диплом 2 степени на районной научно-практической конференции по теме «Правильные многогранники. Теорема Эйлера».

2011-2012 г диплом 3 степени на районной научно-практической конференции по теме «Делимость чисел и не только».

2012-2013г диплом 2 степени на районной научно-практической конференции по теме «Геометрия правильного треугольника»

Развитие творческих способностей учащихся, повышение интереса к изучению математики проявляется и при выполнении и разработки самими учащимися развивающих творческих домашних заданий в виде:

составления кроссвордов по различным темам курса математики,

разработке обучающих тестов для контроля знаний,

создание мультимедийных презентаций в программе Power Point по геометрии, алгебре,математике;

защите рефератов.

Привлечение учащихся старших классов к проведению уроков в рамках ежегодного фестиваля «Дня самоуправления» под руководством учителя также приводит к повышению интереса изучения предмета математика и стимулирует их выбор профессии(надо отметить ,что ежегодно большинство наших учеников выбирают специальности ,связанные с математикой) .

В своей работе как классный руководитель я также стараюсь свои мероприятия проводить с позиции развития познавательного интереса не только к математике, но и для расширения кругозора учащихся. Со своим классом мы побывали в музеях г. Несвижа, п. Радошковичи, в национальной библиотеке, посетили театральные постановки в г. Минске. Съездили на экскурсию по местам боевой славы на «Линию Сталина».В нашей гимназии ежегодно проводятся фестивали, дающие возможность проявить свои таланты по различным направлениям. Силами учащихся 7»А»,классным руководителем которого я являюсь, создан видеоролик «Мой город»,посвященный любимым местам каждого жителя нашего города.








Заключение

Проблема развития ученика является одной из сложнейших задач в педагогической практике. Решение этой проблемы зависит от того, на получение какого именно результата ориентируется учитель в своей работе. Критерием деятельности является конечный результат: либо дать ученику лишь набор по предмету, либо сформировать личность, готовую к творческой деятельности. Творческая деятельность учащихся не ограничивается приобретением нового. Работа будет творческой, познавательной, когда в ней проявляется замысел учащихся, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи приобретенных знаний. Работа на уроках, факультативных занятиях, подготовка к олимпиадам, турнирам ,НПК, решение интересных, занимательных задач воспитывает устойчивый интерес к изучению математики. Эффективность педагогического опыта подтверждается ежегодными результатами обучающихся гимназии. Мои ученики являются постоянными участниками и призерами научно-практических конференций, районного и областного этапов республиканских олимпиад и дистанционных олимпиад. Высокие показатели качества обученности по математике, обучение более 50 выпускников гимназии (за последние 3 года) в ВУЗах на специальностях, связанных с математикой дают основание считать намеченные пути верными, а используемые методические приемы и технологии заслуживающими внимания.

Достигнутые педагогические результаты обеспечивают:

высокое усвоение учащимися системы знаний;

овладение учащимися как теоретическими, так и практическими общенаучными и специальными умениями и навыками;

развитие мотивов учебной деятельности, познавательных потребностей учащихся;

повышение адаптивных возможностей учащихся, содействие их успешной социализации, формирование готовности к самоопределению.

осуществление «внутренней» дифференциации;

внедрение современных образовательных технологий.

Представленный опыт соответствует современным тенденциям в развитии образования. Я вижу перспективы в совершенствовании подходов к формированию потребности обучающихся в активной познавательной деятельности, планирую продолжить работу по использованию практического и исследовательского подхода на уроках и во внеурочной деятельности





Список использованных источников


1.Богоявленская Д.Б.О важности метода "креативного поля" // Проблемы психологической диагностики. Теория и практика. - Таллин, 2002, С. 67-68

2.Гурылева Л.В. Активизация познавательной деятельности как фактор развития творческих способностей // Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ: Тез. докл. IV междунар. науч.-практ. конф. (Челябинск, 25-27 июня 2001 г.), - Челябинск: ИИЦ "ТРИЗ - инфо", 2001., С. 125-126.

3.Дружинин В.Н.Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. - М.: ПЕРСЭ; Спб.: ИМАТОН-М, 2001.-234с.

4. Запрудский ,Н.И.Современные школьные технологии.-Минск,2004-288с

5.Кашлев, С.С. Современные технологии педагогического процесса /С.С. Кашлев. - Минск,2002.- 95 с.

6Клименченко Д.В. Задачи по математике для любознательных.-М.Просвещение,1992.-190 с.

7.Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся.- М.: 2003, С. 96.

8.Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей // Научное творчество / Под ред. С.Р. Микулинского. - М., 1969.

9.Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. - Минск.: Харвест, М.: АСТ, 2000. - 432 с.

Полат Е.С. Как рождается проект.-М.,2003,296.с.

11.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, С.151-157.

12.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др.Под ред Е. С. Полат. - М.,: Издательский центр «Академия», 1999, - 224 с.

13.Скороходова,Н.Ю.Психология ведения урока//Н.Ю.Скороходова.-СПб,:Речь,2002.-148с.

14.Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998.

15. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., Педагогика, 1971.- 150 с.

.





© 2010-2022