- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по геометрии (7 класс)
Рабочая программа по геометрии (7 класс)
Раздел | Математика |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Игнатова С.В. |
Дата | 07.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по изучению курса геометрии в 7 классе.
Данная рабочая программа по геометрии разработана на основе федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по математике с использованием рекомендаций авторской «Программы Бурмистровой Т.А. «Геометрия 7 - 9 классы»
Программа предполагает преподавание курса в объеме 50 часов - 2 учебных часа в неделю со 2 четверти.
Основные цели курса:
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования в средней школе и профессиональных учебных заведениях;
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, логического мышления, способности к преодолению трудностей;
-
помочь приобрести опыт планирования деятельности, решения разнообразного класса задач курса, в том числе, требующих поиска путей и способов решения, ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи.
Задачи курса:
-
ввести основные геометрические понятия, научить различать их взаимное расположение;
-
научить распознавать геометрические фигуры и изображать их;
-
ввести понятия: теорема, доказательство, признак, свойство;
-
изучить все о треугольниках (элементы, признаки равенства);
-
изучить признаки параллельности прямых и научить применять их при решении задач и доказательстве теорем;
-
научить решать геометрические задачи на доказательства и вычисления;
-
подготовить к дальнейшему изучению геометрии в последующих классах.
ПРОГРАММНОЕ И УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ.
Класс
Количество часов в неделю согласно учебному плану школы
Реквизиты программы
УМК обучающегося
УМК учителя
Федеральный компонент
Региональный компонент
Школьный компонент
7
2
-
Программы для общеобразовательных учреждений. Москва. «Просвещение» 2010 год
-
Математика. Сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях.
Волгоград: Учитель, 2010
-
Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов Геометрия 7-9 класс. Москва. «Просвещение» 2010 г
-
А.П.Ершов Самостоятельные и контрольные работы,
7 класс. Москва, 2010 г.
-
Ю.А.Глазков, М.Я. Гаиашвили Тесты по геометрии к учебнику «Геометрия 7-9 класс»
-
Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов Геометрия 7-9 класс. Москва. «Просвещение» 2010 г
-
А.П.Ершов Самостоятельные и контрольные работы,
7 класс. Москва, 2010 г.
-
Зив «Дидактические материалы по геометрии для 7 класса»
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№
п\п
Содержание образования
Количество часов с учетом числа к\р
Обязательные результаты обучения (стандарт)
1
Начальные геометрические сведения
7 часов
Знания:
Знать основные геометрические понятия - точка, прямая, отрезок, градусная мера угла. Знать основные свойства геометрических фигур. Знать, какие углы называются смежными, вертикальными, свойства вертикальных и смежных углов, какие прямые называются перпендикулярными.
Умения:
Уметь сравнивать геометрические фигуры путем наложения; измерять, обозначать точки, углы и отрезки; отмечать середину отрезка, проводить биссектрису угла; находить градусные меры углов; строить угол, смежный с данным углом; изображать вертикальные углы;
2
Треугольники
14 часов
Знания:
Знать что такое периметр треугольника, какие треугольники называются равными, равнобедренными, равносторонними; формулировку теоремы о перпендикуляре к прямой, о свойствах равнобедренного треугольника, признаки равенства треугольников.; определение окружности, её центра, радиуса, диаметра, хорды и дуги окружности
Умения:
объяснять какая фигура называется треугольником, и называть его элементы; какой отрезок называется перпендикуляром, проведённым из данной точки к данной прямой; какие отрезки называются медианой, биссектрисой и высотой треугольника, решать одношаговые задачи, выполнять с помощью циркуля и линейки простейшие построения.
3
Параллельные прямые
9 часов
Знания:
Знать название углов, образующихся при пересечении двух прямых секущей; признаки параллельности прямых; свойства углов, образующихся при параллельных прямых и секущей; аксиомы параллельных прямых и следствие из неё.
Умения:
Уметь показывать на рисунке пары накрест лежащих, соответственных и односторонних углов, применять свойства параллельных прямых при решении задач,
4
Соотношение между сторонами и углами треугольника
16 часов
Знания:
определение внешнего угла треугольника,; какой треугольник называется остроугольным, тупоугольным и прямоугольным; формулировки признаков равенства прямоугольных треугольников; какой отрезок называется наклонной к данной прямой; что называется расстоянием от точки до прямой и расстоянием между двумя параллельными прямыми
Умения:
применять теорему о сумме углов треугольника и её следствие; свойства прямоугольных треугольников и признаки равенства к решению задач; строить треугольник по двум сторонам и углу между ними, по стороне и двум прилежащем к ней углам, по трём сторонам.
5
Повторение.
Решение задач.
4 часа
Умения:
обобщение и систематизация сведений об основных свойствах геометрических фигур; решение одношаговых задач основного вида.
-
ТИП УРОКА
ФОРМА КОНТРОЛЯ
УОНМ
Урок ознакомление с новым материалом
МД
Математический диктант
УЗИМ
Урок закрепления изученного материала
СР
Самостоятельная работа
УПЗУ
Урок применения знаний и умений
ФО
Фронтальный опрос
КУ
Комбинированный урок
ПР
Практическая работа
КЗУ
Контроль знаний и умений
ДМ
Дидактический материал
УОСЗ
Контроль обобщения и систематизации знаний
КР
Контрольная работа
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В СООТВЕТСТВИИ С
Государственным образовательным стандартом
Уровень обязательной подготовки определяется следующими умениями:
-
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
-
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
-
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
-
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
-
в простейших случаях строить сечения и развёртки пространственных тел;
-
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
-
вычислять значения геометрических величин ( длин, углов, площадей, объёмов); в том числе: для углов от ; определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одного из них; находить стороны , углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур составленных из них;
-
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии.
-
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
-
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
описание реальных ситуаций на языке геометрии;
-
расчётов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
-
решение геометрических задач с использование тригонометрии;
-
решение практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
-
построений геометрическими инструментами ( линейка, угольник, циркуль, транспортир).
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Геометрия. 7 класс» 50 часов (2 урока в неделю)
№
Тема урока
Вид урока
Элементы обязательного
минимума образования
Требования
к уровню подготовки
обучающихся
Вид
контроля
Домашнее задание
Дата проведения
П
Ф-т
НАЧАЛЬНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ (7 часов)
1
Прямая и отрезок,
луч и угол.
УОНМ
-
Начальные понятия планиметрии
-
Геометрические фигуры
-
Точка, прямая, луч, угол, отрезок, пересекающиеся прямые
Знать:
-
сколько прямых можно провести через две точки
-
сколько общих точек могут иметь две прямые
-
определение отрезка, луча, угла, биссектрисы угла, определение равных фигур
-
определение смежных и вертикальных углов
-
определение перпендикулярных прямых
Уметь:
-
изображать и обозначать точку, прямую, луч, отрезок, угол
-
различать углы
-
находить длину отрезка и величину угла
-
пользоваться измерительными приборами
-
строить угол, смежный с данным
-
строить перпендикулярные прямые
-
выполнять чертежи по условию задачи
-
пользоваться геометрическим языком для описания предметов
-
использовать приобретённые знания на практике
УО
П.1-4
№ 4,6,12,13
1
2
Сравнение
отрезков и углов.
УОНМ
-
Понятие равенства фигур
-
Равенство отрезков
-
Равенство углов
-
Биссектриса угла.
ДМ
П.5-6
№ 18, 23
2
3
Измерение отрезков
УОНМ
-
Длина отрезка
-
Единицы измерения отрезков
-
Свойства длины отрезков
текущий
П. 7-8
№ 31(а), 33, 37
3
4
Измерение углов
УОНМ
-
Величина угла
-
Градусная мера угла
-
Прямой, острый, тупой углы
-
Свойства угла
ДМ
П. 9-10
№ 42, 46,48
4
5
Смежные и вертикальные углы
УОНМ
-
Смежные углы
-
Вертикальные углы
УО
П.11-13
№58(а), 61(а)
5
6
Перпендикулярные прямые
КУ
-
Перпендикулярность прямых
-
Свойство перпендикулярных прямых
ДМ
П. 1-13
№ 64(а), 66 (а)
6
7
Контрольная работа 1
«Измерение отрезков и углов»
УКЗУ
Уметь решать задачи на нахождение длин отрезков, использовать свойства измерения отрезков и углов.
КР
карточки
7
ТРЕУГОЛЬНИКИ (14 часов)
8
Анализ к\р
Треугольник и его элементы. Равные треугольники.
УОНМ
-
Треугольник и его элементы
-
Равные треугольники
-
Периметр треугольника
-
Теоремы, доказательства
-
Первый признак равенства треугольников
Знать:
-
Периметр треугольника
-
Формулировку признака равенства треугольников
Уметь:
-
Объяснять какая фигура называется треугольником, называть его элементы
-
Изображать треугольники, распознавать их
-
Решать задачи на нахождение периметра треугольника
-
Доказывать равенство треугольников
Текущий
П. 14-15
№ 89(а), 90(а)
1
9
Первый признак равенства треугольников
КМ
УО
П. 14-15
№ 89(б), 52
2
10
Первый признак равенства треугольников. Решение задач
УЗИМ
ДМ
П. 14-15
№ 95,99
3
11
Медианы, биссектрисы и высоты треугольника
УОНМ
-
Перпендикуляр к прямой
-
Высоты, медианы, биссектрисы
-
Равнобедренный треугольник
-
Равносторонний треугольник
-
Свойства равнобедренного треугольника
Знать:
-
Определение перпендикуляра к прямой
-
Формулировку теоремы о перпендикуляре к прямой
-
Определение медианы, биссектрисы, высоты
-
Определение равнобедренного и равностороннего треугольников
-
Формулировки теорем
Уметь:
-
Строить и распознавать медианы, биссектрисы, высоты треугольника
-
Решать задачи, используя изученные свойства равнобедренного треугольника
Текущий
П.16-17
№101,103
4
12
Равнобедренный треугольник. Основные понятия.
УОНМ
УОНМ
П. 16-17
№ 104,107
5
13
Свойства равнобедренного треугольника.
УЗИМ
УЗИМ
П. 16-18
№ 112,117
6
14
Равнобедренный треугольник. Решение задач
УЗИМ
УЗИМ
П.16-18
№119
7
15
Второй признак равенства треугольников
УОНМ
-
Второй признак равенства треугольников
-
Третий признак равенства треугольников
Знать:
-
Формулировку второго и третьего признаков равенства треугольников
Уметь:
-
Решать задачи на доказательство равенство треугольников, опираясь на изученные признаки
текущий
П. 19
№122,124
8
16
Третий признак равенства треугольников
УОНМ
ДМ
П. 20
№131,125
9
17
Окружность. Построение циркулем и линейкой
КМ
-
Окружность
-
Круг, центр, радиус, диаметр
-
Дуга, хорда
-
Построение с помощью циркуля и линейки
-
Основные задачи на построение
Знать:
-
Определение окружности, радиуса, хорды, диаметра
-
Алгоритм построения угла, равного данному, биссектрисы угла, перпендикулярных прямых
Уметь:
-
Объяснять что такое центр, радиус, хорда, диаметр, дуга окружности
-
Выполнять с помощью циркуля и линейки простейшие построения: отрезка, равного данному, прямой, проходящей через данную точку, середины данного отрезка
-
Распознавать различные виды треугольников
УО
П.21-22
№144, 148
10
18
Задачи на построение. Построение угла, равного данному. Построение биссектрисы угла.
УОНМ
ДМ
П.23
№154, 147
11
19
Задачи на построение. Построение перпендикулярных прямых и середины отрезка.
УПЗУ
УО
П.23
№168,170
12
20
Решение задач по теме: «Треугольники»
УПЗУ
-
Признаки равенства треугольников
-
Периметр треугольника
-
Равнобедренный треугольник и его свойства
-
Основные задачи на построение
Уметь:
-
Решать задачи на доказательство равенства треугольников
-
Решать задачи на построение с помощью линейки и циркуля
УО
П. 14-23
№180,182,184
13
21
Контрольная работа 2 «Треугольники»
УКЗУ
КР
карточки
14
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПРЯМЫЕ (9 часов)
22
Анализ к\р
Определение параллельных прямых
УОНМ
-
Параллельные прямые
-
Признаки параллельности прямых
-
Накрест лежащие углы, соответствующие углы и односторонние углы
Знать:
-
Определение параллельных прямых
-
Название углов, образующихся при пересечении двух прямых секущей
-
Формулировки признаков параллельности прямых
Уметь:
-
Распознавать на рисунке пары накрест лежащих углов, односторонних углов и соответственных.
-
Строить параллельные прямые с помощью чертёжного треугольника и линейки.
текущий
П. 24
№ 186(а), 188
1
23
Признаки параллельности прямых
КУ
Тест
П. 25
№ 186(б), 194
2
24
Практические способы построения параллельных прямых
УЗИМ
ДМ
П.26
№199-197
3
25
Об аксиомах геометрии
УОНМ
1. Аксиомы, следствия
2. Доказательство от противного
3. Прямая и обратная теоремы
4. Аксиома параллельных прямых и
следствие из неё
5. Теоремы об углах, образованных
двумя параллельными прямыми и
секущей
Знать:
-
Формулировку аксиомы параллельных прямых и следствия из неё
-
Формулировку теорем об углах, образованных при пересечении двух параллельных прямых секущей
Уметь:
-
Решать задачи, опираясь на свойства параллельности прямых
-
Реализовывать основные этапы доказательства следствий из теоремы
УО
П. 27
аксиомы
4
26
Аксиома параллельных прямых
УОНМ
МД
П. 28
№203, 201
5
27
Свойства параллельных прямых
КУ
УО
П.29
№209, 207
6
28
Решение задач по теме: «Параллельные прямые»
УПЗУ
ДМ
П. 24-29
№211
7
29
Подготовка к контрольной работе. Решение задач
УПЗУ
1.Признаки параллельности прямых
2.Аксиома параллельности прямых
3.Свойства параллельных прямых
Уметь:
-
По условию задачи выполнять чертёж
-
В ходе решения задачи доказывать параллельность прямых
текущий
П. 24-29
дм
8
30
Контрольная работа 3
«Параллельные прямые»
КЗУ
карточки
9
СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА (16 часов)
31
Анализ к\р
Сумма углов треугольника
УОНМ
1.Сумма углов треугольника
2.Внешние углы треугольника
3. Остроугольные, тупоугольные и
прямоугольные треугольники
Знать:
-
Формулировку теоремы о сумме углов в треугольнике
-
Свойство внешнего угла треугольника
-
Виды треугольников
Уметь:
-
Изображать внешний угол треугольника
-
Изображать треугольники
-
Решать задачи, используя теорему о сумме углов треугольника
Текущий
П.30
№233(а), 227(а)
1
32
Теорема о сумме
углов треугольника
УЗИМ
ДМ
П.30-31
№234, 230
2
33
Соотношение между сторонами и углами треугольника
УОНМ
1. Соотношение между сторонами и
углами треугольника
2.Признак равнобедренного
треугольника
3.Неравенство треугольника
Знать:
-
Формулировки теоремы о соотношении между сторонами и углами треугольника
-
Формулировка признака равнобедренного треугольника
Уметь:
-
Сравнивать углы, стороны треугольника
-
Решать задачи, используя признак равнобедренного треугольника и теорему о неравенстве треугольника
Текущий
П.32
№241, 237
3
34
Неравенство треугольника
КУ
Текущий
П.33
№242, 250(б)
4
35
Решение задач «Соотношение между сторонами и углами треугольника»
УПЗУ
ДМ
№244, 252
5
36
Некоторые свойства прямоугольных треугольников
УОНМ
1.Свойства прямоугольных
треугольников
2.Признаки равенства
прямоугольных треугольников
Знать:
-
Формулировки свойств и признаков равенства прямоугольных треугольников
Уметь:
-
Применять свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников при решении задач
-
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для описания реальных ситуаций на геометрическом языке
текущий
П.34
№255,256
6
37
Признаки равенства прямоугольных треугольников.
УОНМ
Текущий
П.35
№262, 264
7
38
Решение задач «Прямоугольные треугольники»
УПЗУ
Текущий
П. 30-35
дм
8
39
Уголковый отражатель. Решение задач.
УПЗУ
ДМ
П. 36
№258, 268
9
40
Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.
УОНМ
1.Перпендикуляр и наклонная к
прямой
2.Расстояние от точки до прямой
3.Расстояние между параллельными
прямыми
Знать:
-
Определения расстояния от точки до прямой расстояния между параллельными прямыми
-
Свойство перпендикуляра, проведённого от точки к прямой
-
Свойство параллельных прямых
Уметь:
-
Решать задачи на нахождение расстояния точки до прямой и расстояния между параллельными прямыми, используя изученные свойства
-
Строить треугольники по трём элементам, используя циркуль и линейку
Текущий
П.37
№272, 274
10
41
Построение треугольника по трём элементам
УОНМ
Текущий
П.37
№ 277,280
11
42
Построение треугольника по трём элементам
УОНМ
ДМ
П.37
№276, 263
12
43
Решение задач на построение
УОНМ
Текущий
Дм
13
44
Решение задач «Соотношение между сторонами и углами треугольника»
УОНМ
1. Сумма углов треугольника
2.Внешние углы треугольника
3.Признаки равенства прямоугольных
треугольников
4.Задачи на построение
Уметь:
-
Решать задачи, опираясь на теорему о сумме углов треугольника
-
Решать задачи на построение с использованием известных алгоритмов
Текущий
Дм
14
45
Подготовка к контрольной работе
УПЗУ
Тест
Домашняя контрольная работа
15
46
Контрольная работа 4
«Соотношение между сторонами и углами треугольника»
КЗУ
карточки
16
ПОВТОРЕНИЕ (4 часа)
47
Анализ к\р
Практическая работа на местности. Провешивание прямой.
ПР
Задачи на построение
Уметь:
-
Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для описания реальных ситуаций на геометрическом языке
ПР
№150, 153
1
48
Треугольники.
Решение задач
УОСЗ
1.Измерение отрезков т углов
2.Перпендикулярные прямые
3.Параллельные прямые
4.Треугольники
Уметь:
-
Решать задачи и проводить доказательственные рассуждения, используя известные теоремы
Текущий
ДМ
2
49
Параллельные прямые.
Решение задач.
УОСЗ
ДМ
ДМ
3
50
Соотношение между углами и сторонами треугольника
УОСЗ
текущий
ДМ
4
Игнатова Светлана Вячеславовна «Рабочая программа по изучению курса геометрии в 7 классе» Страница 1